Глава 2. Использование темы дипломной работы в школьном курсе истории

2.1. Методические разработки для изучения темы «Взаимоотношения рабочих и предпринимателей на бумагопрядильной и ткацкой фабриках Ю.С. Нечаева-Мальцова».

Тип урока: Комбинированный урок.

Тема урока: «Взаимоотношения рабочих и предпринимателей на бумагопрядильной и ткацкой фабриках Ю.С. Нечаева-Мальцова».

Основные понятия по теме: Промышленный переворот, рабочее движение, стачка, фабрика.

Умения и навыки: умение работать с документами; характеристика основных параметров условий труда на фабрике и основных направлений социальной политики; определение причинно-следственных связей.

1.1. План изучаемого материала:

1. Условия труда рабочих.

2. Оплата труда.

3. Жалобы рабочих.

4. Социальные конфликты

5. Основные направления социальной политики.

1.2. Изложение материала:

1. Промышленный переворот, с проникновением машин на русские фабрики, создал предпосылки для ускоренного индустриального развития страны. В 80-90 годы XIX в. в России промышленный переворот практически завершился. В результате экономического подъема 90-х годов XIX в. и была создана современная крупная промышленность. Владимирская губерния являлась одной из крупнейших текстильных предприятий (по валовым показателям) в Центральном промышленном районе: около 90% производимой продукции и числа рабочих приходилось на отрасль текстильного производства. Динамичный рост отраслей промышленности способствовал втягиванию в рыночные отношения и создания рабочей силы. Низкая культура производства, тяжелый физический труд, условия труда и быта, недостойные человека, хищническая эксплуатация женщин, детей и подростков способствовали бесправному, катастрофическому, бедственному положению рабочих. Договорные отношения между фабрикантами и рабочими определялись расчетными книжками. В них обязательно указывалось имя, отчество и фамилия или прозвище нанявшегося, срок найма и вид на жительство, размер заработной платы, основания к ее исчислению и время платежа, размер платы за пользование рабочим устроенными при фабрике или заводе квартирами, баней, а также количество взысканий и поводы к их наложению. На каждой фабрике хозяевами составлялись правила внутреннего распорядка, утверждаемые фабричной инспекцией. В правилах внутреннего распорядка на фабриках Ю.С.Нечаева-Мальцова прописаны рабочие часы смен, нерабочие праздничные и выходные дни; условия проживания в квартирах, предоставляемых фабрикой; правила чистки машин и механизмов и пр.(Прилагается в качестве раздаточного материала). Обилие хлопчатобумажной или еще более вредной льняной пыли, недостаточное количество вентиляционных устройств приводило к тому, что люди просто задыхались от пыли. Вследствие этого развитие многих хронических заболеваний. На производстве не выдавали перчаток, руки рабочих распухали и растрескивались до костей. Количество рабочих часов на фабриках в 1882 г. в сутки доходило до 16-ти, не считая перерывов, которых явно не хватало не только для проведения досуга или хлопот по хозяйству, но просто было не достаточно для полноценного отдыха. Таким образом, ущемленность в трудовых правах, крайняя угнетенность сложившимся положением создавали значимые предпосылки в борьбе рабочих за улучшение своего положения.

2. Заработная плата для основной массы рабочих была единственным источником дохода, а также важнейшим аспектом мотивации труда. На бумагопрядильной и ткацкой фабриках Ю.С.Нечаева-Мальцова наибольшую плату получали взрослые рабочие мужчины, около половины платы получали взрослые женщины, малолетние немногим более половины женского заработка. Фабричной администрацией выполнялись основные требования закона в отношении оплаты труда. Но помимо вознаграждения за работу, одним из элементов трудовой мотивации являлась система взысканий (наказаний), которые применялись по отношению к рабочим за различные нарушения трудовой и производственной дисциплины.(Прилагается «Правила внутреннего распорядка» в качестве раздаточного материала). Заработок рабочих складывался из объемов произведенной продукции за вычетом штрафов и различного рода взысканий, которые были весьма распространены на фабриках Ю.С.Нечаева-Мальцова. Низкий уровень заработной платы при столь тяжелых условиях труда, бесконтрольное наложение штрафов, которые в свою очередь существенно занижали ежемесячный заработок рабочих, порождали в рабочих ярую ненависть к таким порядкам и сплоченность в дальнейшей борьбе за свои права и против произвола фабричной администрации.

3. При таких нелегких условия труда были не редки и жалобы, просьбы и требования рабочих, обращенные к фабричной администрации. Просьбы о повышении заработка в разных вариациях встречаются значительно чаще любых других. Это конечно означает, что для рабочих денежный заработок был наиболее ценным элементом во всей системе трудовых стимулов, и они чаще готовы были смириться с любыми другими проблемами на фабрике и вне ее, чем с низкой (или несправедливой, с их точки зрения) оплатой труда. Также жаловались на произвольные вычеты и штрафы, а также грубое к ним отношение. Анализ жалоб рабочих показал, что объем социальных запросов был мал и встречались гораздо реже урегулирования размеров жалования. Когда рабочие не находили отклика на просьбы у фабриканта, они обращались за содействием в фабричную инспекцию. Та, в свою очередь, при необходимости выезжала на места для разрешения вопросов. Но и это не всегда давало желаемых результатов. Запротоколировав жалобы и просьбы рабочих, получив ответы на них от фабриканта (согласие удовлетворить, либо отказы), чаще всего действовали по принципу «мирного урегулирования конфликта». Ограничившись устными научениями и советами (дабы не уронить авторитет фабричного руководства в глазах рабочих).

4. Длительный рабочий день, нищенская заработная плата, непомерные и никем неограниченные штрафы, вычеты и обсчеты, притеснения и злоупотребления со стороны фабричной администрации – вот что вызывало протест рабочего и вынуждало вступать их в борьбу за улучшение своего экономического и правового положения. В конце XIX – начале XXв. на бумагопрядильной и ткацкой фабриках Ю.С.Нечаева-Мальцова состоялось не менее 10 забастовок, которые сопровождались и прекращением работ, и совершением беспорядков, угрозами в адрес фабричной администрации, столкновениями с полицией, арестами стачечников. Основными причинами возмущения рабочих, являлись низкий уровень заработной платы, обсчеты при замере выпущенной продукции, незаконная система штрафования вплоть до временного отстранения от работ, грубость и произвол фабрикантов по отношению к рабочим. Подобные притеснения и побуждали рабочих к активной борьбе за свои права путем забастовок. При коллективных забастовках фабричная администрация еще с меньшей охотой шла на уступки рабочим, каждый раз рассчитывая на силу и поддержку сверху, прибегая к силам полиции и даже войскам, не затрудняя себя долгими переговорами с рабочими. А фабричная инспекция, проводя расследования по выявлению причин забастовок (и даже находя грубые нарушения законов, на примере крупной стачки 1898г.), не привлекала к законной ответственности фабриканта, а ограничивалась лишь советами и записями об обнаруженных нарушениях в ревизионной книжке. По результатам исследования трудовых отношений на бумагопрядильной и ткацкой фабриках Ю.С.Нечаева-Мальцова можно сделать вывод о том, чтоусловия труда были несомненно тяжелыми. Это обуславливались большой продолжительностью рабочего дня, сверхурочными работами, широким применением женского и подросткового труда. Ко всему прочему низкий уровень оплаты труда, который не регламентировался, а определялся исключительно «свободным договором сторон». И также не встречали препятствий со стороны закона искусственное занижение заработка рабочих: снижения расценок на выпускаемую продукцию, произвольные штрафы и вычеты. Поэтому, объединившись, рабочие писали коллективные жалобы по волнующим их вопросам в фабричную инспекцию. В одних случаях это давало желаемые результаты, в других, фабричный инспектор стремился, по возможности, уклониться от участия в противостоянии рабочий-предприниматель. Это вынуждало угнетенных до крайности безвыходностью ситуации рабочих прибегать к забастовкам. Противоборство с работодателем подчас было столь длительным, многодневным, что обрастало новыми претензиями, выдвигаемыми инициативными рабочими группами, всячески показывая готовность их к самостоятельной последовательной и продуманной защите свих прав. И как результат некоторые из забастовок имели прогрессивное значение: фабричная администрация шла на уступки, и законодательно регулировались права и обязанности рабочих и нанимателей.

5. Направлениями социальной политики Ю.С.Нечаева-Мальцова были: организация медицинского обслуживания, обеспечение жильем рабочих и служащих, устройство фабричных школ На фабриках Ю.С.Нечаева-Мальцова медицинское дело претерпело за период с конца XIX начала XX вв. значительные изменения: постепенно возрастало количество больничных коек, увеличивался медицинский персонал, увеличивались расходы на содержание больниц, ежегодно увеличивалось количество выдаваемых рецептов. Следует отметить, что врачебная помощь оказывалась не только фабричным рабочим, но по возможности и местному населению. Медицинская помощь сопровождалась бесплатной выдачей лекарств. Из года в год росло количество обращений в больницу и амбулаторию, что свидетельствовало о повышении доверия населения к предоставляемым медицинским услугам при фабриках. Ю.С.Нечаевым-Мальцовым были организованы жилые помещения для своих рабочих и служащих. Для самых привилегированных категорий рабочих предоставлялись отдельные квартиры, и даже домики. Условия проживания в них были вполне допустимы. Остальные же жили в казармах, для которых была характерна высокая скученность, вследствие чего комнаты в казармах часто были переполнены жильцами, тесны, грязны, плохо проветривались. Но жильцам приходилось мириться и с такими условиями существования, т.к. снимать отдельное жилье рабочему было не по карману. При Гусевских фабриках Ю.С.Нечаева-Мальцова были устроены две отдельные школы. Оснащение и оборудование этих школ получило от современников исключительно положительные отзывы. Недостатком было то, что размер школьных помещений не мог вместить всех детей фабричных рабочих, и, быть может, во многом из-за этого процент грамотных составлял лишь 11,6% от общего числа фабричных малолетних. Также одним из главных факторов неуспеваемости была большая продолжительность рабочего времени, вследствие чего редко кто проходил полный курс обучения и получал свидетельства об окончании школы. Большой вклад в дело профессионального образования внесло ремесленно-техническое училище, открытое Ю.С.Нечаевым-Мальцовым, по окончании полного курса которого, выпускники получали звание машино-сборочного или модельно-столярного мастера. Поэтому организация бесплатного начального и среднего технического образования стала одним из самых важных направлений социальной политики Ю.С.Нечаева-Мальцова.

2.2. Предполагаемые результаты обучения.

Предполагаемые результаты обучения:

А) Углубление знаний о рабочем движении в России в конце XIX – начале XXв.

Б) Получение знаний об одном из наиболее крупных предприятий отечественной промышленности родного края в конце XIX – начале XXв.

В) Оценка деятельности администрации предприятия в сфере организации труда на фабриках.

Г) Показать направления социальной политики Ю.С.Нечаева-Мальцова.

Цели урока:

Образовательные цели: дать знания учащимся о Гусевских бумагопрядильной и ткацкой фабриках, рассказать об условиях работы на фабриках, социальных конфликтах, сформулировать основные направления социальной политики фабричной администрации.

Развивающие цели: Развитие умений классифицировать факты и делать обобщающие выводы, выделать главное из всего потока информации. Развитие навыков работы с источниками.

Воспитательные цели: любовь и патриотизм по отношению к своей малой родине.

Задания:

1. Каким законом было закреплено обязательное ведение расчетных книжек в России?

А. Закон от 3 июня 1886г. «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» .

Б. Закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» от 1 июня 1882г.

В. Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах».

Г. Закон от 2 июня 1897г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности».

Ответ: А

2. Найдите лишнее. Правила внутреннего распорядка предприятия должны были заключать в себе:

А) расписание часов начала и окончания работы, отдельные для взрослых и малолетних.

Б) количество и продолжительность перерывов в работе для отдыха, завтрака и обеда.

В) расписание праздников, в которые полагается работать.

Г) указание времени чистки машин и аппаратов, а также уборки мастерских.

Ответ: В

3. В каких документах архивного фонда можно найти информацию о заработной плате работников предприятий?

А) Расчетные книги и ведомости.

Б) Расценочные табели.

В) Протоколы фабричных инспекторов.

Г) Табели рабочего времени.

Ответ: А,Б.

4. В каком году был принят закон «О найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих»?

А) 3 июня 1882г.

Б) 3 июня 1886г.

В) 3 июня 1885 г.

Г) 2 июня 1897г

Ответ : Б.

5. Какое количество конфликтов и забастовок состоялось на бумагопрядильной и ткацкой фабриках Ю.С.Нечаева-Мальцова за период с 1860 по 1904гг.?

А) Более 20

Б) Около 15

В) 5

Г) Не менее 10

Ответ: Г.

6. Напишите, какие элементы социальной политики Ю.С. Нечаева-Мальцова были рассмотрены на уроке.

7. Закон от 1886г. предоставлял фабричным управлениям право расторгать контракт при условии болезни рабочего, длящейся более:

А) месяца

Б) 69 месяцев

В) двух недель

Г) недели.

Ответ: В

8. 12 июня 1882г. был принят закон:

А) «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах».

Б) «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности».

В) О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах».

Ответ: А.

9. Напишите фамилию фабричного инспектора над занятиями малолетних рабочих Владимирского округа.

Заключение.

В данной курсовой работе был рассмотрен и проанализирован основной Федеральный закон образовательной сферы Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012. Были определены цели, которые преследует образование при изучении школьного курса истории. Дали характеристику основному федеральному перечню учебников, которые рекомендуемы к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ образования.

Изучая тему: «Взаимоотношения рабочих и предпринимателей на бумагопрядильной и ткацкой фабриках Ю.С. Нечаева-Мальцова» пришли к выводу, что в школьном курсе истории вопрос рабочего движения изучается не достаточно глубоко. Тема вынесена на отдельное внеклассное мероприятие с целью ознакомления учеников с промышленностью родного края конца XIX – начала XXв, предпринимателями, выпускаемой продукцией.

В работе были применены дополнительно раздаточные материалы из источников: жалобы рабочих, протоколы инспекторов, внутренние правила распорядка, расчетные ведомости и пр.

Список литературы.

1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ ред.Торкунова А.В. «История России.9 класс. В 2-х частях», Издательство Просвещение, М.:2016.

2. Бородкин Л.И., Валетов Т.Я., Смирнова Ю.Б., Шильникова И.В. «Не рублем единым: Трудовые стимулы рабочих-текстильщиков дореволюционной России» Издательство: РОССПЭН , М.: 2010.

3. Корзинин А.Л. «Методика преподавания истории. Лекция 18 февраля 2008 года», сайт: http://kursak.net/metodika-prepodavaniya-istorii/.

4. ЛяшенкоЛ.М., О.В. Волобуев, Е.В.Симонова «История России XIX-начало XX века», учебник 9 класса, Издательство «ДРОФА», М.:2015.

5. Пушкарёва И.М., Л. И. Бородкин, С. В. Глазунов, А. В. Новиков, С. И. Потолов, И. В. Шильникова «Трудовые конфликты и рабочее движение в России на рубеже XIX-XX вв» .СПб.: Алетейя, 2011.

6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3.Том 6, 1886г., Санкт-Петербург, 1888г.

7. Соловьев К.А., Шевырев А.П./Под редакц. Петрова Ю.А. «История России. 1801-1914 гг.», учебник 9 класса, Издательство «Русское слово», М.:2015.

8. Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе», М.: «ВЛАДОС», 2004.

Наши рекомендации