Какому святому в каких случаях молиться?
Каким святым молиться?
Кристина Кондратьева, генеральный директор проекта «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» и арт-галереи «Кристина», отвечает на вопросы журналиста о том, может ли обращение к святым образам помочь избавиться от алкогольной зависимости, как давно существует эта традиция, какова история появленияобраза Богородицы «Неупиваемая чаша» и др. |
Много проблем у современного человека… Информационная перегруженность, стремительный темп жизни, чересполосица явлений и событий, связанных и не связанных между собой, обширный спектр косвенных проблем, и всё это вместе целиком поглощает внимание современного человека, ввергая в бесконечный круговорот суеты. Душа загнана гонкой жизни, ей не хватает отдыха. Его ум ни на минуту не избавлен от привычки прокручивать внутри себя вечные вопросы: «где взять денег», «как избавиться от болезней», «как создать счастливый брак», «как преодолеть зависимости от… (список почти бесконечен)», «как защитить своих детей» и многие другие. Даже в отпуске, сменив декорацию, он также мучим ими, потому что, куда мы бы не уехали, от проблем никуда не деться – они неотступно следуют за нами, поскольку замкнуты внутри нас.
От словомешалки, зудящей в мозгу, страдает душа. Она устает, теряет силы, когда мы понимаем, что ни советы друзей, ни многочисленные рецепты брошюр на тему «Как стать счастливым, любимым и богатым» не дают желаемого результата. Тогда остается единственная инстанция, взывая к которой, можно найти избавление от духовного одиночества и беззащитности перед обилием жизненных барьеров, все труднее и труднее преодолеваемых. Это – Божья милость, потому что, когда все земные возможности исчерпаны, человек смотрит в небо и понимает, что готов молиться…
Как молиться перед иконой
Но наша жизнь исторически сложилась так, что в большинстве своем люди, даже поняв необходимость обращения к Богу, не знают, как говорить с Ним, какими словами, и главное – как подготовить душу к этому общению и узнать, к кому из святых обращаться с вопросами в тех или иных случаях, каким святым молиться, перед какими иконами, кого призывать на помощь в бедах и скорбях.
Впрочем, и это не самое сложное – какому святому о чем молиться, можно узнать, спросить, и мы, в свою очередь, поможем Вам найти ответ на эти вопросы. Самое тяжелое – сосредоточиться, остановить в голове отвлекающие на молитве посторонние мысли, но, оставив сердечную сосредоточенность, протянуть от сердца ниточку лично к тому святому, которому сегодня Вы хотите молиться. Для тех, кто не имеет навыка в молитве, это действие – остановить круговерть мыслей в голове – бывает очень затруднительно. Однако, если Вы хотите, чтобы молитва была услышана, надо пробовать снова и снова. Конечно, есть молитвенное правило, призванное сосредоточить душу, сконцентрировать внимание, но к нему надо привыкнуть, а и обстоятельства, и душа просят молитвы прямо сейчас, и тогда начинайте просто молиться перед иконой. Икона, подобно увеличительному стеклу, собирающему рассеянные солнечные лучи в один обжигающий луч, собирает внимание молящегося, помогает ему отрешиться от суеты жизни, остаться наедине со святым, к которому обращена молитва.
Итак, очень важно помнить, что молимся мы не иконе – икону мы почитаем как святыню, а молиться надо Первообразу, самому святому, незримо присутствующему за образом, перед которым мы стоим.
Начиная молиться святому перед иконой его, нужно прийти в состояние внутренней тишины, внутреннего молчания, насколько возможно, вообразить себя предстоящим – стоящим перед кем-то невидимым, но совершенно реальным, поверить в то, что он слышит, ибо дается нам только по вере нашей.
Молитва исполняется не сразу, важно не терять веры. Само слово-то какое – ис-полняется, обретает полн-оту. Молясь раз от разу все горячее и убежденнее, мы как бы на-полн-яем сосуд своей молитвы. И ещё: иногда человек вроде и молиться святому не забывает, и молится усердно, а желаемое – всё не приходит и не приходит. Это нормально: желаемое не упадет сразу в руки – должны выстроиться обстоятельства, чтобы в неразберихе земной жизни, где мы уже сами изрядно напутали, всё сложилось гармонично, и на это требуется время. Может быть и другое – желание человека не слишком чисто, есть в нем какое-то лукавство перед самим собой, или оно не полезно для человека, для спасения его души. Ведь часто во взрослых своих желаниях люди как дети, которые настойчиво просят лишнюю порцию мороженого или конфету, или еще что-то, что может нанести им вред, но они сами этого пока не знают… Поэтому все-таки молитву нужно всегда заканчивать словами: «…если будет на то воля Божья».
Конечно, Вы можете молиться только своими словами, но в случаях критических, требующих особого, более серьезного молитвенного усердия, стоит приготовиться к молитве особо. Не пожалейте времени на общение с Богом, ведь Он-то с нами всегда во всей Бесконечности Времени и Пространства.
Перед иконами и Господними, и Богородичными, и святых для тех, кто не привык к ежедневным молитвам, или, возможно, только начинает привыкать к молитвенному опыту, важно знать: просить за себя, за кого-то, о чем-то надо, хоть немного очистившись душой.
Попробуйте перед началом молитв, или даже за день до того, простить внутри себя хотя бы кого-то из тех, с кем Ваши отношения складываются не лучшим образом. Потом, конечно, если Вы регулярно злоупотребляете алкоголем, часто ругаетесь, используя слова, относимые к неформальной лексике, – это тоже сильно тяготит душу, нередко раздражаетесь, молитва Ваша лишается нужной силы. Всё дело в том, что чем большими огрехамиотягощена душа – очень точный образ, она действительно становится тяжелой, тем ей трудней взлететь с молитвой. Иногда то, что мы называем тяжестью на душе, – это понимание, часто интуитивное, неосознанное, собственных внутренних проблем, конфликта с самим собой. Вот потому-то для нас и важно заступничество Владычицы Небесной и святых – их чистые, не отягощенные грехом молитвы, святое заступничество перед Господом помогают нам получить желаемое.
Чтобы получить ответ на молитву, очень важно правильно начать и правильно закончить ее. Поэтому, придя к иконе, постарайтесь сосредоточиться на молитве, отодвиньте бытовые мысли и заботы, забудьте о них на время, лично обращаясь к тому, кому возносите молитву.
Перед началом молитв осените себя крестным знамением и произнесите: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Прочитав молитву Господу, или Богородице или тому святому, к которому обращаетесь, принятую по общецерковным правилам, – одну, две, как требует душа, перейдите к окончанию прошения таким образом: прочтите «Достойно есть..»1, «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков», трижды, осеняя себя крестным знамением: «Господи, помилуй», затем «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».
Затем Вы, снова осенив себя крестным знамением и произнеся «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», можете попросить святого уже своими словами особо защитить Вас от какого-то события, помочь в решении проблем. Просите обо всем, что накипело, о себе, о близких, только обратясь всем сердцем к тому, кого просите. А потом, высказав свою просьбу, снова произнести «Аминь». И снова осенить себя крестным знамением.
Конечно, мы просим святых молиться за нас, как бы оставляя на них главное усердие и возлагая надежды на их святые молитвы за нас. Но неплохо ради исполнения своих же просьб потрудиться и самим, и в тех самых – особых – случаях исправно молиться 40 дней. А если Вы добавите к этому и пост, то будет совсем хорошо. Если время в принципе не постное, то можно и не очень строгий: не есть мясного и рыбного по средам и пятницам, убрать из ежедневного рациона лишнее – то, что предназначено не для нормального полноценного питания, а только ради гастрономического удовольствия, и не переедать. Впрочем, коли у кого-то из-за несъеденной котлеты или куска мяса появляется желание «съесть» кого-то из ближних, лучше всё-таки съесть котлету или этот кусок, поскольку пост – это только ленивый не сказал! – не диета, а духовное возрастание и необходимое для этой цели очищение души и тела. И если человек, постясь, больше думает не о спасении души, а о том, как бы чего лишнего не съесть, это уже и не пост.
Какому святому в каких случаях молиться?
Прежде всего, конечно, нам стоит помолиться перед образом Спасителя Иисуса Христа, Он – главный врачеватель наших душ и тел. Спаситель Сам дал человечеству Свое изображение и таким образом положил начало иконописи. Согласно церковному преданию, умывшись, Иисус Христос приложил Свой лик к поданному ему убрусу, то есть четвероконечному плату, и на этом плате чудесным образом нерукотворно отпечаталось изображение Божественного Ео лика. Убрус был передан неизлечимо больному царю Авгарю, который пламенно уверовал во Христа. Авгарь молился Спасителю перед этим нерукотворным образом, и болезнь отступила, а чуть позже и совсем исчезла. Святые – они посреднически молятся за нас перед Ним по нашим просьбам, а Он – принимает решение по их святым молитвам. И у каждого есть нечто вроде определенной сферы полномочий перед Богом.
И, конечно же, усиленно во всех трудных случаях надо молиться Пресвятой Богородице, Царице Небесной – Она, «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», стоит над всеми святыми и для нас первая Ходатаица и Заступница перед Сыном Ее и Господом нашим. В час своего успения Богородица обещала не оставлять апостолов и всех христиан после Своей смерти. Слова Богородицы о том, что она будет с человечеством во все дни и всегда будет ходатайствовать за нас перед Богом, подтверждаются изо дня в день. Пресвятая Богородица никогда не оставляет в беде обращающихся к ней с искренней молитвой. Все мы, православные верующие христиане, находимся под Ее Материнским попечением. Ее сердце вмещает и скорбящих, и обиженных, и алчущих, и обуреваемых, и больных различными болезнями. Она принимает всех прибегающих к Ней с искренней верой и посылает Свою помощь.
Традиционно также просят о помощи своего Ангела-Хранителя и своего святого небесного покровителя. Согласно церковному преданию, каждому человеку при Святом Крещении Господом дается бестелесный ангел-хранитель. При этом также у человека появляется и святой небесный покровитель, тот, в честь которого и дается святое (данное в Крещении) имя, и, возможно, другой, связь с которым может быть через молитву дана Господом. Всю жизнь наш личный Ангел-Хранитель незримо присутствует рядом с нами, молится о нас Господу, а после нашей смерти будет оправдывать нас пред Богом.
Находиться в молитвенной связи со своим Ангелом-Хранителем и святым небесным покровителем очень важно, именно они – первые заступники за нас перед Богом, они невидимо направляют нас по правильному пути, охраняют от ошибок, нужно только уметь прислушаться и услышать их, такая духовная связь лучше всего рождается из молитвы. С любым вопросом, бедой, затруднением мы можем обратиться к нашим святым покровителям. Чтобы иметь успех в делах, чтобы избежать трудностей, чтобы высказать свою благодарность, мы искренне произносим слова молитвы, призывая святого небесного покровителя, имя которого носим: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».
Есть и отдельные святые, которым мы молимся в особенных случаях, каждый из них получил от Господа определенный дар за свой земной труд, и теперь Господь творит любые чудеса по их молитве за нас. Спаситель удостоил их всех чести в разных нуждах быть за нас ходатаями перед Богом. Эти святые либо сами перенесли подобную нужду или болезнь, либо другие через них получили исцеление и помощь. Каждый из этих святых, которому молятся об определенной помощи, имеет какое-то отношение к данной сфере.
Из жизнеописаний святых нам известно, что основания для особенного молитвенного обращения к святому складываются по-разному: некоторые из святых лично испросили у Господа дара помогать людям в конкретных жизненных обстоятельствах. Другим бывало откровение, посланное Богом (например, в сновидении), в котором сообщалось, что им дан дар в избавлении от такой-то нужды, и после этого святые начинали оказывать помощь всем, к ним приходящим. К некоторым святым сформировалось доверие на основании «людской молвы», создавшей исторические сказания о них, и по приходящей от святых помощи.
Здесь уместно привести слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея отца Всеволода Чаплина:
«Покровителя профессий выбирают по деяниям святого. Эта традиция существует с незапамятных христианских времен. Церковь специально благословляет считать того или иного святого покровителем в деле. Сейчас его обычно объявляет Патриарх Московский и всея Руси. Совсем недавно Алексий II благословил горняков, всех работников горнодобывающей отрасли обращаться к святой великомученице Варваре. Но никакого списка или «графика», с какой частотой и для каких профессий (узких специализаций или целых отраслей) назначать святого покровителя, нет.
Если для вашей профессии покровитель пока не определен, вы сами можете прочитать жития святых и найти того, чьи деяния связаны с вашей профессией. Например, официально покровитель Интернета не объявлен, но в результате дискуссий пользователи Интернета сами выбрали себе – кто Иоанна Богослова, кто – Златоуста.
Еще лучше, если этот святой – ваш местный. Например, был в вашем краю великомученик, исцелявший людей травами, а вы врач – ему и молитесь».
Существуют и святые, которым молятся, прося о помощи в любых затруднениях. Это величайшие святые угодники, на протяжении веков подтверждающие свою скорую помощь по искренней молитве к ним. Святой Николай Чудотворец, святитель Спиридон Тримифунтский, святой праведный Иоанн Кронштадский, святой преподобный Сергий Радонежский, святой преподобный Серафим Саровский, преподобный Амвросий Оптинский, святитель Митрофан Воронежский, святая блаженная Ксения Петербургская, святая блаженная Матрона Московская и другие.
И – напомним еще раз – без сомнения, нужно помнить, что когда мы молимся перед иконой святому, то должны направлять свою мысль к Господу, Подателю всех благ, так как молитва-то за нас будет святого, а исполнение ее последует от Бога.
Существуют также святые покровители определенного вида деятельности. Великомученица Варвара покровительствует горной промышленности, а работникам всех отраслей, так или иначе связанных с финансами (таможенникам, бухгалтерам, биржевым брокерам), – святой апостол Матфей. С ноября 2000 года святой апостол Матфей покровительствует российской налоговой полиции. Покровителем депутатов Государственной думы, а также военачальников является святой Георгий Победоносец. Великомученику Иоанну Новому, Сачавскому, который сам был купцом, святому Николаю Мирликийскому, иначе Николаю Чудотворцу, Николе-угодникупринято молиться о помощи в торговле.
Скептически настроенные люди говорят о том, что в такой «специализации» святых лежат древние языческие корни. Но! Ведь в Царствии Небесном сохраняется и преумножается неповторимость личности. Разве тот, кто сам вложил душу в данную профессию, кто всецело посвятил свое профессиональное служение Богу, не лучше поймет «собрата» по профессии и не «адреснее» ему откликнется? Раньше каждая профессия имела своего небесного покровителя. С древних времен апостол Андрей покровительствует рыбакам и морякам, позже в русской традиции он становится покровителем российской государственности и Военно-морского флота. Святой Николай Чудотворец издревле покровительствует морякам, купцам и детям. Сейчас, когда новые профессии появляются все чаще и чаще, многие из них не имеют своего небесного покровителя, но рано или поздно все равно встает вопрос о том, какому святому молиться об успехе во вновь возникших областях. Как же определяется святой небесный покровитель новых профессий?
В Православии святых покровителей выбирают гораздо реже, чем в католичестве, но все-таки выбирают. Процедура довольно проста. Люди, объединенные желанием и необходимостью определения святого покровителя какой-либо области, подают ходатайство Церкви о получении святого заступника. Далее Церковь решает, возможно это или нет. В большинстве случаев им становится святой, который при своей земной жизни имел отношение к данной профессии или к тому, для чего она предназначена. Иногда святым покровителем отрасли становится тот из святых, чей день памяти совпадает с днем профессионального праздника этой отрасли. Так, например, Ракетные войска особого назначения были образованы 17 декабря 1959 года, и когда встал вопрос о святом покровителе ракетчиков, была выбрана святая великомученица Варвара, чье празднество в православии также приходится на 17 декабря. Теперь икона Святой Варвары есть практически на каждом командном пункте ракетных дивизий. Стоит отметить, что святая великомученица Варвара также является небесной покровительницей шахтеров и артиллеристов.
С течением времени архангел Михаил, военачальник Божия воинства, не мог не стать покровителем военных, сотрудников спецслужб и телохранителей, причем не только христианских. Его высоко ценят и иудеи, и мусульмане. Архангел Михаил, пожалуй, один из самых популярных святых, своим покровителем его считают: торговцы зеленью, художники, водители, сотрудники бригад «Скорой помощи» и водовозы, а позднее стали считать и радиологи, а также специалисты по радиотерапевтическим методам лечения.
Архангел Гавриил, посланец Бога, передавший слова Бога пророку Даниилу, объявивший Захарии о рождении у него сына – Иоанна Предтечи, а также благостную для всего человечества весть о скором рождении у Девы Марии Божественного Младенца – Спасителя Иисуса Христа, покровительствует дипломатам и почтовым служащим.Апостол Иоанн Богослов, радеющий за распространение православной культуры, услышавший на горе Патмос откровение о судьбе мира и записавший его в книге «Откровение (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова», является покровителем книгоиздательства и всех, кто имеет отношение к книгам.
Святой Христофор, живший отшельником у речного потока и переводящий через него путников, стал небесным покровителем автомобилистов, дорожной полиции и путешественников. Согласно Житию святого, с просьбой перевести его через реку как-то раз обратился юный мальчик. Святой Христофор (до крещения – Офферо) на руках перенес ребенка через поток, но вес мальчика чуть не раздавил Офферо. Оказалось, что Офферо перенес самого Христа. Офферо тут же был крещен Спасителем и получил имя Христофор, что значит – несущий Христа. Этот эпизод жизни святого сделал его также святым покровителем профессий, связанных с переноской тяжестей.
Святой Агапит, святой великомученик и целитель Пантелеймон, святые бессребреники Косма и Дамиан, которым мы молимся об исцелении, при жизни были врачами и никогда не брали плату за свою помощь.
Как правило, святые, помогая безвозмездно нам сейчас, и при земной жизни не требовали награды за свою помощь, помня, что чудеса они совершают с помощью благодати Святого Духа и соблюдая завет Спасителя: «Даром получили, даром давайте».
Мы молимся Спасителю, Пресвятой Богородице и святым перед их иконами, чтобы обрести покой в душе, почувствовать защиту и поддержку. И получаем по нашей искренней молитве помощь в той или иной нужде.
__________________________________
1 Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.