Глава 1. История развития русской библеистики с конца 18-го – по начало 20-го вв

МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

________________________________________________

МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Кафедра Библеистики

На правах рукописи

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По предмету: «Священное Писание Нового Завета»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ЭСХАТОЛОГИИ ВТОРОГО ПОСЛАНИЯ АП. ПАВЛА К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ ПРОФ. ПРОТ. В. СТРАХОВА И ПРОФ. Н. ГЛУБОКОВСКОГО.

Автор работы: /Нефедов Станислав/

Научный руководитель: /преп. Коротков П.А./

Сергиев Посад, 2015г

Содержание

Введение. 2

Глава 1. История развития русской библеистики с конца 18-го – по начало 20-го вв. 6

1.1 Возникновение и этапы развития библеистики в России. 6

2.2. Перевод Библии на русский язык и этапы развития библеистики во второй половине 19-го века. 9

Глава 2. Жизнеописание и научное творчество проф. СПбДА Н.Н. Глубоковского 24

Глава 3. О жизненном подвиге и творчестве проф. МДА прот. В. Н. Страхова 32

Глава 4. Сравнительный анализ подходов к пониманию эсхатологии ап. Павла проф. прот. В.Н. Страхова и проф. Н.Н. Глубоковского. 37

4.1 «Парусия» по первому и второму посланиях ап. Павла к фессалоникийцам. 37

4.2 Противоречия в подходах различных библейских исследователей к проблеме эсхатологии 2 Фес.. 41

4.3 Эсхатология ап. Павла и представления ветхозаветных иудеев. 46

4.4 Эсхатологические понятия, вводимые ап. Павлом. 55

4.4.1 Антихрист – «человек греха» (2Фес. 2,3). 55

4.4.2. «Удерживающее» (2Фес. 2,6) и «удерживающий» (2Фес. 2,7) 59

4.4.3 Осквернение храма Божия (2Фес.2,4) 61

Заключение. 65

Библиографический список. 69

Источники. 69

Литература. 69

Электронные материалы. 76

Введение.

Эсхатология (от др. греч. ἔσχατος — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») в своем христианском понимании – это раздел богословия, который отражает воззрения на вопрос о конце света и Второго Пришествия Христа[1]. Интерес к проблемам эсхатологии менялся с течением времени. В первом веке христиане жили ожиданием скорой встречи со Христом, что порой приводило к ересям. Так, некоторые верили, что они не умрут до наступления парусии (1 Фес, 4, 15-18) – то есть Дня Господня, а другие вносили ересь о скоро грядущем Пришествии Христа, так что они отвергали нужду в добрых делах и покаянии.

Позже, проблема эсхатологии стала угасать, однако с время от времени ставился вопрос, вступили ли мы в эсхатологический период или нет. Ап. Павел, написанием 2 Фес. предложил христианский взгляд на эсхатологическую проблему. Во второй главе своего послания им вводятся понятия, описывающие события которыми будет предваряться Второе Христово пришествие, что исключает, таким образом, возможность случайного наступление ссудного Дня. Так, этими событиями, по апостолу, станут: всеобщее отступление, появление антихриста, а также осквернение им храма Божия и присвоение себе Его имени (2Фес. 2, 1-12). Смысл и значение этих понятий стало темой для толкования и исследования многих святых отцов, ею также интересовались и более поздние из богословов и толкователей, как восточных, так и западных.

Многосторонность эсхатологической проблематики, описанной в разных книгах Священного Писания, побудило библеистику 19-го – начала 20-го веков заняться суммированием всех библейских сведений о последних временах и Втором пришествии Господа и по возможности описать картину этих будущих событий. Внесли значительный вклад в суммирование христианских взглядов на эсхатологию такие ученые-богословы, как проф. В.Н. Страхов и проф. Н.Н. Глубоковский. Задачей их исследования явилось проведение общего экзегетического разбора второго послания к фессалоникийцам, частью которого стало выяснение происхождения и значение Павлова учения об эсхатологии. Их анализ включил в себя как святоотеческое наследие, так и базу западной богословской школы.

В связи с этим,актуальность настоящего диплома состоит в подаче более полного понимания богословского наследия ап. Павла, в связи с накопившимися по этому поводу разными богословскими взглядами, а также возросшим интересом к пониманию эсхатологической проблемы в современной христианской среде.

Объектом исследования являются эсхатология ап. Павла, изложенная в 1-м и 2-м посланиях к фессалоникийцам с использованием выводов, сделанных в научных трудах двух русских библеистов начала 20 века: магистерской диссертации проф. МДА прот. В.Н. Страхова «Второе послание святого ап. Павла к фессалоникийцам»[2] и аналогичного критического сочинения проф. СПДА Н.Н. Глубоковского «О втором послании святого ап. Павла к фессалоникийцам»[3].

Предметом исследованияявляется сравнение взглядов на эсхатологию ап. Павла двух вышеописанных библистов на базе его второго послания к фессалоникийцам.

Цель данного исследования – выявление степени соответствия аргументации рассматриваемых библеистов святоотеческому подходу к толкованию посланий ап. Павла и его эсхатологии. Также целью является попытка сформулировать собственную позицию по поводу обоснованности научных взглядов двух русских библеистов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- провести обзор основных трудов русских ученых по библеистике конца 18-го – начала 20-го века, посвященных толкованию богословия ап. Павла (1-ая глава);

- рассмотреть жизненный путь и этапы научного творчества двух библеистов: проф. МДА прот. В. Страхова и проф. СПбДА Н.Н. Глубоковского (2-ая глава);

- провести сравнительный анализ, выявив особенности и принципы разбора эсхатологии ап. Павла у двух вышеперечисленных библеистов;

- проанализировать выводы сделанные учеными, сопоставив их со святоотеческим подходом, а также попытаться дать собственную позицию по их взглядам.

Структура работы. Работа состоит из введения, 4-х глав, заключения и библиографического списка (84 печатных источника и 10 электронных).

Глава 1. История развития русской библеистики с конца 18-го – по начало 20-го вв.

Наши рекомендации