Феномен нищенства: жебрацтво характеристики и социально-экономические основы

Отношение общества к нищенству как к социальному явлению имеет свою историю. Можно выделить несколько этапов.

Этап первый – “почитание”. Это раннее Средневековье. Отношение к нищим обусловлено религиозным общественным сознанием, христианскими догматами и заповедями о любви к ближнему. Образ жизни нищих рассматривается в религиозном контексте как божественный промысел, в нем видится отречение от мирских благ, именно через нищих в процессе милостыни устанавливается связь с ирреальным. Странник, нищенствующий – узаконенный Новым Заветом объект внимания и помощи. Он вызывает уважение и преклонение.

Этап второй – “отторжение”. В Европе в XII-XIV вв. общество уже вполне осознает угрозу нищенства, принявшего массовый характер, в том числе “профессионального”, происходит снижение восприятия нищих как носителей религиозной морали. В интересах общества нищих не пускают в города, своих высылают под присмотр общин по месту жительства, пришлые выдворяются из страны, непокорные наказываются. Однако политика отторжения нищих успеха не имеет.

Этап третий – “репрессии” – XIV-XVII вв. Нищенство официально признается социальным злом. Государство нормативно-правовым способом регламентирует отношения общества и нищих. Как правило, это запреты просить подаяние и подавать саму милостыню. Нарушители несут уголовную ответственность вплоть до смертной казни. Силовые способы воздействия на нищенство остаются основными. Новый метод – изоляция, то есть принудительная локализация носителей социальных патологий, в основном, в специально создаваемых учреждениях тюремного типа. Нищие подразделяются на трудоспособных и нетрудоспособных.

Этап четвертый – “социальная помощь” – начинается с XVIII в. Репрессивная составляющая политики государства в отношении нищенства остается еще весомой, но постепенно происходит осознание низкой эффективности борьбы с нищенством исключительно силовыми способами. Карательные меры полицейского характера (арест, заключение) применяются против “профессиональных” нищих, в основном по решению суда. Нетрудоспособные получают социальную помощь по месту жительства (рождения) или в специальных учреждениях, трудоспособные, не желающие трудиться, закрепляются в тюрьмах или работных домах. В отношении трудоспособных решается главная задача – всемерное вовлечение в трудовые общественные отношения.

Эта политика позволила в значительной мере снизить количество бродячей бедноты, но решить проблему нищенства в приемлемой для общества мере не удалось.

Этап пятый – “профилактика” – берет свое начало в XIX в. Развитие капитализма, экономический и социальный прогресс, становление гражданского общества, идеология национальной солидарности и прав человека формируют новые отношения “общество – нищий”. Происходит полный отказ от силовых методов воздействия, в том числе уголовного преследования и принудительного труда. Побуждающими трудиться факторами для подавляющего большинства граждан становятся экономические стимулы и интересы. На смену борьбе с нищенством приходит политика его предотвращения.

Социальная политика европейских государств в XX в. концентрируется на создании эффективных национальных систем защиты социального положения от угроз социальных рисков, развитии теории и практики социальной работы, обеспечении минимальных жизненных стандартов, то есть на формировании социально-экономических условий предотвращения крайней бедности, нищенства, его профилактике.

Массовое распространение нищенства в Средние века, оформление социальной группы “профессиональных” нищих в основном связывается с религиозным общественным сознанием и церковно-монастырским милосердием. Церковь формировала поведенческие стереотипы милосердного христианина, что объективно вызывало потребность в нищих как объекте милостыни и способствовало распространению нищенства.

Нищенство действительно принимало размеры общественного бедствия. Огромные массы людей, лишенных средств существования, голодных и озлобленных, заполняли дороги европейских государств.

Но только ли церковь создавала условия для массового нищенства и одна ли она ответственна за это?

В Толковом словаре В. И. Даля понятие “нищий” определяется как “до крайности бедный, убогий, неимущий; побирающийся, питающийся подаянием, просящий милостыню”. Действительно, нищий – это, во-первых, человек, имеющий чрезвычайно низкое экономическое положение – “до крайности бедный”, во-вторых, это человек, обеспечивающий себя посредством сбора подаяний, милостыни, что характеризует его социальное положение.

Нищих условно можно подразделить на несколько групп:

1) нищенствующие временно (от случая к случаю, по обстоятельствам и т. п.), в связи с трудной жизненной ситуацией. Как правило, это были люди, потерявшие землю, работу, имущество, пострадавшие от стихийных бедствий, неурожаев, пожаров, которых голод гнал в дорогу, просить милостыню. Для большинства это было вынужденное состояние, альтернатива голодной смерти. Можно предположить, что при первой возможности они стремились вернуться к привычному трудовому образу жизни;

2) нищенствующие постоянно. Это нетрудоспосбные граждане, не получившие по какой-либо причине соответствующую поддержку в рамках семьи, общины или прихода. Среди них немало действующих не вполне осознанно: сумасшедших или имеющих психические патологии, склонных к бродяжничеству, маленьких детей и т. п. Как правило, они лишены возможности самообеспечения результатами труда, а в отсутствии или при недостаточности социальной помощи вынуждены добывать хлеб насущный сбором подаяний.

Данная категория, конечно, родственна категории “профессиональных” нищих, но выделяется особо, так как включает нетрудоспособных нищих, априори не имеющих возможности обеспечивать себя каким-либо иным способом;

3) “профессиональные” нищие. Это граждане, рассматривающие сбор милостыни как вид своей основной трудовой деятельности. Другой общественно-полезной работы они не ищут; это осознанно выбранное социальное положение. Для них нищенство – это бизнес со всеми его атрибутами: конкуренцией, разделом территории для “работы”, доходными местами, профессиональными секретами, трудовыми династиями, школами подготовки и даже профессиональными объединениями. Все это позволяет рассматривать нищенство для данной категории лиц как профессию и использовать термин “профессиональное нищенство”.

Предположить, что эта категория имела высокий уровень жизни, нет оснований. В социальном аспекте статус этой категории крайне низок. Однако уровень доходов от попрошайничества относительно минимального заработка был вполне приемлем – практически во всех странах доходы от милостыни, по оценкам специалистов, превышали минимальный размер оплаты труда, к тому же нищенство не требовало высоких ресурсозатрат. И многих это устраивало.

“Профессиональными” нищими становились также лица асоциального поведения: пьяницы, бродяги, преступники и другие изгои, составлявшие “социальное дно” общества. Большинство из них было уже не способно к общественно-полезному труду.

Бедность может быть обусловлена индивидуальными характеристиками, например, объективной нетрудоспособностью (престарелые, дети, больные, калеки и т. п.), традиционно ведущей к резкому снижению уровня жизни, нравственными пороками и пристрастиями. В то же время, доминирующие факторы бедности для всех общественно-экономических формаций находятся в сфере социально-экономических отношений.

В Средневековье экономическим содержанием феодальных отношений являлось перераспределение собственности, обезземеливание и закрепощение крестьян. Богатые землевладельцы захватывали крестьянские наделы, и лишенные земли и имущества люди становились бедняками. Если они не получали соответствующей поддержки в рамках семьи, общины, то вынуждены были просить подаяния, чтобы не умереть с голоду.

Низкий уровень развития производительных сил, сельского хозяйства в целом, отсутствие запасов на случай неурожаев порождали массовый голод. Так, во Франции в XI в. исследователи насчитывают 48 голодных лет. Вплоть до XIII столетия в Европе каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод. Крестьянские хозяйства разоряли стихийные бедствия, войны, пожары, эпидемии. Голод гнал людей с места в поисках пропитания, альтернативы не было. Слабое государство действовало в сфере социальной помощи несистемно, недостаточно, и люди могли надеяться только на благотворительность и собственную инициативу. Средневековый мир балансировал на грани жизни и смерти.

XIV-XVI вв. – период утверждения рыночных отношений. В обществе происходит дальнейшая социальная и имущественная дифференциация, сопровождающаяся обеднением городского населения, разорением крестьян, ростом непосильных для многих домохозяйств податей и повинностей. Развитие ремесел обусловило миграцию сельского населения в города в поисках лучшей доли, но не все встраивались в новую жизнь и нередко пополняли ряды нищенствующих.

В ΧVI-ΧVIII вв. воспроизводство бедности было обусловлено острым социально-экономическим неравенством периода первоначального накопления капитала, эксплуатацией работников немного труда, безработицей, слабостью системы социальной помощи нетрудоспособному населению и многими другими факторами.

Как мы видим, в основе бедности не лежат религиозное общественное сознание, деятельность церкви. Причины носят социальный, экономический характер.

Теперь рассмотрим, как бедный человек становится нищим, то есть живущим исключительно сбором милостыни.

Главное условие – положительное восприятие обществом образа нищего – объекта заботы и поддержки и милостыни как формы социальной помощи. Должна реально существовать возможность обеспечивать свое существование сбором подаяний. Если такой возможности нет, то не будет и нищих.

В конечном счете, само общество определяет, допускает ли оно, в силу своего социально-экономического состояния, наличие слоя граждан, трудоспособных или немощных, занимающихся нищенством; является это социально приемлемым или нет; можно ли предпочесть в экономическом аспекте сбор подаяний общественно-полезному труду. А для нетрудоспособных – есть ли субъективно приемлемая альтернатива нищенству, предоставленная обществом в лице институтов-субъектов социальной помощи или нет.

Можно определить факторы нищенства как социально массового явления:

• Присутствие в обществе широкого слоя бедных, как питательной среды крайней бедности – нищенства.

• наличие в обществе социальных рисков, способных своим воздействием лишить человека всех средств существования (“пустить по миру”).

• Общественное сознание, допускающее нищенство как образ жизни, а милостыню – как форму социальной помощи.

• Потребность общества в нищих как объекте религиозного милосердия.

• Относительная привлекательность нищенства в экономическом аспекте как альтернативы трудовой деятельности, возможности обеспечить подаяниями более приемлемый уровень жизни.

• Слабая государственная социальная политика в сфере предотвращения нищенства. Во-первых, это крайне низкий уровень социальной помощи нетрудоспособным, а также трудоспособным в связи с трудной жизненной ситуацией, например трудовой помощи как альтернативы нищенства. Нищенство было более доступно и приемлемо. Во-вторых, отсутствие, а в период позднего Средневековья – неэффективность полицейских мер государственного регулирования нищенства.

Для возникновения субъектно-объектных отношений милостыни нужны субъект и объект, а также их обоюдная потребность, заинтересованность друг в друге. И если в формировании субъекта милосердия церковь, несомненно, играла определяющую роль, то объект был, как правило, результатом социально-экономических отношений либо жертвой случайности (бедный, безземельный, бездомный, безработный, зачастую нетрудоспособный, асоциальный). Если бы общество не воспроизводило данные социальные риски, то не было бы и самих объектов, а значит и субъектно-объектных отношений милосердия, которые в неконтролируемых, “слепых” формах вели к росту нищенства.

Милостыня была узаконенной обществом, а не только церковью, формой социальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией. Все перераспределение средств на социальную помощь шло через милостыню, пожертвования. Государство вплоть до XVI столетия в процессе перераспределения участвовало очень слабо. Данная система социальной помощи в период Средневековья воспринималась как общественно приемлемая и справедливая.

Преодолеть массовое нищенство, в том числе “профессиональное”, удается, когда начинаются промышленная революция и рост экономики, общество осознает всю уродливость социального положения крайне бедных и нищенствующих, опасность для социальной стабильности находящегося вне зоны общественного контроля населения.

В этой обстановке церковь формирует новое отношение к милостыне (подаяниям), а усилившееся государство целенаправленно предпринимает социальные, экономические, политические и другие меры по повышению уровня жизни населения, его социальной защите, полицейские меры по борьбе с нищенством.

Наши рекомендации