ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Кафедра языкознания и иностранных языков
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра языкознания и иностранных языков
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Для студентов очной формы обучения
(направление подготовки 030900 – Юриспруденция
квалификация «бакалавр»)
Нижний Новгород
Автор:
Борисова Виолетта Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры языкознания и иностранных языков ПФ ФГБОУВПО «РАП».
Рецензенты:
Ипатова И.С., к.п.н., заведующая кафедрой языкознания и иностранных языков ПФ ФГБОУВПО «РАП»;
Рязанов П.А., к.ист.н., доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин ПФ ФГБОУВПО «РАП».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция квалификация «бакалавр».
Одобрен на заседании кафедры языкознания и иностранных языков федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № 2 от 26.09. 2012 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № 2 от 27 сентября 2012 г.).
© ПФ ФГБОУВПО«РАП», 2012
© Борисова В.С., 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………4
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………….6
Тематический план ……………………………………………………………...7
Программа курса………………………………………………………………....8
Тематический план практических занятий……………………………………11
Планы практических занятий…………………………………………………..12
Методические рекомендации по изучению дисциплины
и организации самостоятельной работы студентов ……… ………………….26
Контрольное задание №1...................................................……….......................29
Контрольное задание №2 (тестовое).......................................................……….31
Литература ………………………………………………………………………41
Вопросы для подготовки к зачету ……………………………………………..42
Приложения……………………………………………………………………...43
Приложение 1. Сводная таблица падежных окончаний I-V склонений….….46
Приложение 2. Сводная таблица латинских времен…………………........…47
Приложение 3. Крылатые латинские выражения и юридические термины.......49
ВВЕДЕНИЕ
Программа учебной дисциплины «Латинский язык» подготовлена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»), и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения.
Изучение латинского языка является неотъемлемой частью профессионального юридического образования. Восходя, в конечном счете, к римскому праву, юридическая терминология, как и вся система современного права, насыщены словами латинского происхождения. Отсюда владение латынью дает возможность более осознанного оперирования терминологическим арсеналом юридической науки, как, впрочем, и любой науки вообще. Кроме того, это позволяет более осмысленно подойти к изучению самого римского права и его дальнейшей исторической модификации.
Целями данного курса являются:
- приобретение студентами практических навыков работы с латинско-русским словарем, чтения и перевода латинских текстов;
- осмысление и заучивание латинских юридических терминов и выражений, встречающихся в юридической литературе и употребляемых юристами, и наиболее известных крылатых выражений;
- формирование представления о роли латинского языка, как языка римского права, в профессиональном становлении юриста;
- развитие понимания студентами роли античной истории, науки и культуры в формировании мировой цивилизации.
В результате освоения дисциплины (согласно разделу V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата») студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
– владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
- основы грамматического строя латинского языка;
- необходимое количество юридических формул, терминов и выражений, а также наиболее известных латинских крылатых выражений;
- значение и место латинского языка и античной культуры в общемировом культурном пространстве;
уметь:
- читать и переводить (со словарем) латинские юридические тексты с элементами морфологического анализа;
- употреблять в нужном смысловом контексте имеющиеся в учебном арсенале юридические формулы, термины, крылатые латинские выражения;
- производить этимологический анализ слов современного русского
(и, частично, основного иностранного) языка, имеющих корни в латыни.
Предмет изучается в рамках практических (аудиторных) занятий под руководством преподавателя и направляемой им же самостоятельной работы студентов. Закрепление материала и контроль его усвоения происходят путем выполнения студентами разного рода практических заданий, контрольных работ, а также связанных с небольшими экскурсами в античную историю и культуру устных выступлений.
В соответствии с требованиями стандарта, 20% аудиторных занятий (4 часа) должны проводиться в активных и интерактивных формах. В курсе «Латинского языка» это выполнение творческих заданий по «истории слова» (этимологический анализ), работа с крылатыми латинскими выражениями (работа в группах, игра «Брейн-ринг»).
Согласно плану, студенты должны выполнить 2 контрольных задания. По окончанию изучения курса формой итогового контроля является зачет.
Общая трудоемкость дисциплины - 72 часа (2 з. е.), из которых 18 часов (0,5 з. е.) составляют аудиторные занятия, 54 часа (1,5 з. е.) – самостоятельная работа и НИРС.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов (очная форма обучения) |
Зачетные единицы - общая трудоемкость | 2 з.е – 72ч. |
Всего аудиторных занятий | 0,5 з.е. - 18 |
Лекции | - |
Практические занятия | 0,5 з.е. - 18 |
Контрольное задание | |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | 1,5 з. е. - 54 |
Форма итогового контроля | Зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Разделы дисциплины | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | |||
Формируемые компетенции | Практические занятия | Сам. раб., НИРС | |||
1 СЕМЕСТР | |||||
1. | LINGUA LATINA: происхождение, основные этапы развития. Латинский язык – язык римского права. | ОК-3 ОК-5 ОК-7 ОК-12 | |||
2. | Фонетика. Алфавит. Правила произношения и ударения | ||||
3. | Морфология. 1. Глагол: грамматические категории глагола. Основы и основные (словарные) формы глагола. Определение спряжения глаголов. Infinitīvus praesentis. Praesens indicatīvi actīvi et passīvi. Imperatīvus praesentis. Спряжение глагола esse. Глаголы сложные с esse. Спряжение глагола posse. Отложительные и полуотложительные глаголы. Система причастий. Gerundium. Gerundīvum. | ОК-3 ОК-8 ОК-11 | |||
2. Грамматические категории существительного. Существительные I-V склонений. Словарная запись имени существительного. | ОК-3 ОК-8 ОК-11 | ||||
3. Прилагательные I-II склонений. Прилагательные III склонения. Согласование прилагательных с существительными. Словарная запись прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Синтаксические конструкции степеней сравнения. | ОК-3 ОК-8 ОК-11 | ||||
4. Местоимения: личные, возвратное, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные местоимения. Местоименные прилагательные. | ОК-3 ОК-5 ОК-11 | ||||
5. Числительные | |||||
6. Наречия | |||||
4. | Синтаксис. Порядок слов в предложении. Употребление предлогов. Основные функции падежей. Синтаксис страдательной конструкции. | ОК-3 ОК-5 ОК-7 | |||
Всего: | |||||
Итого за год | 72 ч. (2 з.е.)в т.ч. НИРС и зачет | ||||
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I: