Тема 10. Российская империя во второй половине XIX в
(1 занятие-2 часа)
План семинара
1. Александр II. Реформы 1860 – 1870-х гг. Внутренняя политика Александра III.
2. Идейная борьба и общественное движение во второй половине XIX в. (консерваторы, либералы и радикалы).
3. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
По первому вопросу:
Ø Крестьянская реформа 1861 г. Причины отмены крепостного права:
o кризис феодально-крепостнической системы;
o рост антикрепостнических выступлений и настроений в обществе;
o военно-техническая отсталость России;
Ø Значение и оценка реформы.
Ø Рассмотреть реформы Александра II:
o земская (1864 г.). Распорядительные и исполнительные органы на местах. Функции земств;
o городская (1870 г.). Распорядительные и исполнительные органы в городах.
o судебная (1864 г.). Общие и мировые суды;
o реформы в сфере образования (1863 г.) и печати (1865 г.);
o военная (1874 г.).
Ø Контрреформы Александра III (в сфере местного управления, образования, печати; в области судопроизводства).
По второму вопросу:
Ø Три направления общественного движения России второй половины XIX века:
o консервативное (К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой и др.);
o либеральное (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.);
o радикальное (народничество, основные течения и их лидеры: бунтарское (М. Бакунин) пропагандистское (П. Лавров), заговорщическое (П. Ткачев); организация «Земля и воля». Марксистское направление. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).
По третьему вопросу:
Ø Борьба России за пересмотр Парижского трактата заключенного по итогам Крымской войны.
Ø Присоединение Средней Азии к России.
Ø Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Ø Русско-французский союз 90-х гг. XIX века.
Темы рефератов:
1. Исторический портрет Александра II.
2. Исторический портрет Александра III.
3. Значение реформ Александра II.
4. Продажа Аляски в 1867 г.
5. Достижения науки и культуры в России во второй половине XIX в.
Литература (основная):
1. История России: учебное пособие для бакалавров по дисциплине «Отечественная история» для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей/М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – Раздел III, глава 13.
2. История России: учебник/А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Глава 23-26.
3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник/А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012. – Раздел IV, главы 4-6.
Литература (дополнительная):
1. Александров Н.М. Сколько крестьянину нужно земли? (К вопросу о норме крестьянского надела в пореформенной России)//Российская история. – 2012. – № 5.
2. Богатырёва О.Н. Губернская администрация и земское самоуправление. Вторая половина XIX – начало ХХ века // Вопросы истории – 2004. – № 8.
3. Данилов Д.Д. М.Т. Лорис-Меликов: карьера «парадоксального диктатора»//Вопросы истории. – 1998. – № 11-12.
4. Зимин И.В. Рождение политического терроризма в России: покушение на Александра II//История в подробностях. – 2012. – № 12.
5. Иванов А.Е., Кулакова И.П. Русская профессура на рубеже XIX-XX вв./Российская история. 2013 – №2
6. Левандовский А. Бомбисты // Родина. – 1996. – № 4.
7. Монякова О.А. Церковь, земство и организация начального образования в провинции//Российская история. – 2013. – № 2.
8. Шелохаев В.В. А.Е. Иванов. Мир российского студенчества. Конец XIX – начала XX века//Вопросы истории. – 2012. – № 2.
Тема 11. Российская империя в начале ХХ века
(2 занятия - 4 часа)
План семинара
1. Социально-экономическое развитие России.
2. Революция 1905-1907 гг. Реформа П.А. Столыпина.
3. Становление многопартийности и парламентаризма в России.
4. Россия в первой мировой войне. Нарастание общественно-политического кризиса в стране.
По первому вопросу:
Ø Дать характеристику экономического развития России начала XX века в ряде отраслей:
o сельское хозяйство;
o промышленность;
o финансы и торговля;
o транспорт;
o место России в мире по промышленному производству и национальному доходу и другим базовым позициям (валовые и душевые показатели);
o особенности экономического развития (высокий темп; догоняющий характер развития; лидерство государства и его высокая доля в экономике; многоукладность; влияние иностранного капитала и т.п.).
Ø Проанализировать основные изменения в социальном строе:
o крестьянство;
o мещанство и духовенство;
o дворянство;
o буржуазия;
o пролетариат;
Ø Показать влияние многоукладности экономического развития на социальный состав;
По второму вопросу:
Ø Первая русская буржуазно-демократическая революция:
o причины;
o этапы развития (9 января 1905 г.-сентябрь 1905 г.; октябрь-декабрь 1905 г.; январь 1904 г. - 3 июня 1907 г.);
Ø Реформа Столыпина:
o система мер, связанных с разрушением общинного землевладения;
o формирование слоя крестьян-собственников, ведущих самостоятельное хозяйство;
o широкое переселенческое движение;
o строительство сельских школ, повышение образовательного уровня крестьян;
o реорганизация системы управления государством, в том числе местного;
o введение всеобщего начального обучения;
o итоги реформы.
По третьему вопросу:
Ø Дать характеристику первых политических партий:
o РСДРП (большевики и меньшевики);
o эсеры;
o либералы («Союз 17 Октября»; «Конституционные демократы»);
Ø Государственная дума России (1-3 созывы). История создания и деятельности:
o характеристика состава;
o актуальные проблемы, выносимые на обсуждения;
o результативность работы.
Ø Подвести итоги революции 1905-1907 гг. и охарактеризовать ее значение.
По четвертому вопросу:
Ø Первая мировая война и Российская империя:
o причины вступления России в войну;
o ход военных действий (до февраля 1917 года).
Ø Обострение социально-экономической и политической обстановки в стране в 1914-1917 гг.
o резкое снижение уровня жизни населения;
o усиление стачечного движения;
o падение авторитета царской власти.
Темы рефератов:
1. П.А. Столыпин: политический портрет.
2. Деятельность политических партий в I и II Государственной Думе.
3. России в первой мировой войне.
4. Русско-японская война.
5. С. Ю. Витте - российский реформатор.
Литература (основная):
1. История России: учебное пособие для бакалавров по дисциплине «Отечественная история» для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – Раздел IV, глава 15-16.
2. История России: учебник/А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Глава 27-30.
3. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М. : Проспект, 2012. – Раздел IV, глава 7-9.
Литература (дополнительная):
1. Базанова О. Трагедия упущенных возможностей: реформатор Столыпин П.А.//Наука в России. – 2007. – № 5.
2. Варфоломеев Ю.В. Кульминация эсеровского террора: «В лице доброго Плеве я потерял друга и незаменимого министра внутренних дел…»//История в подробностях. – 2012. - № 12.
3. Гиндин, И.Ф. Государство и экономика в годы управления С.Ю. Витте//Вопросы истории. – 2007. – № 4.
4. Куликов С.В. Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы//Российская история. – 2009. – № 4.
5. Нефедов С.А. Истоки 1905 года: «революция извне»?//Вопросы истории. – 2008. – № 1.
6. Пушкарева И.М. Была ли альтернатива у «кровавого воскресенья»? (К 100-летию революции 1905-1907 гг. в России)//Отечественная история. – 2005. – № 5.
7. Реформы и реформаторы: 100 лет столыпинской реформе//Родина. – 2006. – № 12.
8. Сахаров А.Н. Размышления о русско-японской войне 1904-1905 гг.//Вопросы истории. – 2007. –№ 4.