Колокол в россии

Любила Русь колокольный звон. Уже в XIV веке колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись гласит, что в 1342 году архиепископ Василий повелел отлить колокол для Софии и привел мастера Бориса из Москвы. Этот же Борис отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив новое мастерство, стал основоположником колокольного дела на Руси. Звон колоколов, звучавший на десятки километров, был своеобразной музыкой для всех. Многие века коло­кольный звон сопутствовал жизни людей: оповещал о приближении врагов, приветствовал победоносные полки, приносил в праздники торжественность.

Радостным звоном встретила Москва воинов с Куликовской бит­вы. Под колокольный звон шествовали по Москве ополченцы Мини­на и Пожарского, изгнавшие интервентов. Колокольный звон соби­рал новгородцев на вече.

Большие колокола обычно изготавливали в пушечных мастер­ских, а маленькие звоны и билы отливали колокольники. Литье ко­локолов было почетным делом. Когда отливался большой колокол, летописец заносил это событие в легопись. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучно­сти. Отсюда и пошло выражение «серебряный звон».

С колоколами были связаны различные поверья. Например, когда принимались отливать колокол, нарочно распускали ложный и мало­вероятный слух. Считалось, что чем дальше он распространится, тем сильнее будет гудеть колокол.

Считалось плохой приметой, если колокол зазвонит ночью сам по себе. Человек, который услышит ночью звон, должен был ждать несчастий. Так, в Москве висел набатный колокол, который в про­стонародье называли всполошным. Было известно, что за колоко­лом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, потом его у новгородцев отобрали и перевез­ли в Москву. Но в 1681 году царь Федор Алексеевич проснулся ночью: ему показалось, что всполошный колокол звонит. Утром царь держал совет с боярами. Колокол отправили в ссылку в глу­хую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве.

О колоколах слагалось много притч, пословиц, шуток. Колокол был для сельских жителей своего рода часами.

О колокольных звонах повествовали метафорично, например, си­дит петух на воротах.

Трудное дело — отливка колоколов. Колокол — это огромный музыкальный инструмент. У каждого колокола свои переливы, у каждого звона свое назначение.

Докажите принадлежность данного текста к публицистичес­кому стилю.

Данный текст относится к публицистическому стилю, потому что его основная цель — воздействие на читателей, привлечение их к поднятой проблеме. В тексте присутствуют исторические факты, ярко выраженная авторская позиция, оценка автором событий и яв­лений, о которых он сообщает.

№59

I

Наши рекомендации