К4-оценка значения периода, для истории России с опорой на исторические факты или мнение историков (1б).

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА.

Задание № 25 из ЕГЭ предполагает написание исторического сочинения по одному из трех предложенных

периодов истории России по выбору выпускника. Периоды, представленные в задании, всегда формируются в соответствии со следующими принципами:

1) с древнейших времен до конца XVII века;

2) XVIII-XIXвв.(до 1914 г.);

3) XXвек.

Внутри эпохи выбирается периоды, которым в историографии дана оценка именно как целостным периодам.Выпускники вправе самостоятельно выбрать композицию (структуру) сочинения. Объём сочинения не регламентируется в задании.

Критерии оценки.

К1- указание не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к периоду истории (2б.).

При оценивании выполнения задания по первому критерию (К1) баллы выставляются за правильное указание событий(процессов, явлений, относящихся к выбранному выпускником периоду истории России. За правильное указание двух событий (процессов, явлений) эксперт должен выставить 2 балла, за правильное указание одного события (процесса, явления) - 1 балл даже в том случае, если выпускник ошибочно указал другие события

(процессы, явления), не относящиеся к выбранному им периоду.

К2-назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах) (2б.).

Под ролью исторической личности понимается её деятельность, в значительной степени повлиявшая на ход и результат событий в данный период истории. Для выставления максимального балла по критерию К2 в ответе должны быть названы два исторических деятеля и роли обоих в названных событиях (явлениях, процессах). Исторические личности, указанные в сочинении, могут быть как деятели России, так и зарубежных стран.

Общие формулировки, лишённые конкретного содержания, не принимаются в качестве правильных ответов.

Например, роль Александра Невскогов победе в Ледовом побоище можно указать так: «Александр Невский вынудил немецких рыцарей, закованных в тяжёлую броню, принять бой в неудобном для них месте — на льду Чудского озера с крутым берегом, он удачно расположил войско, поставив в центре своего строя войска по-слабее, а с флангов — сильную конницу».

Такой ответ будет принят как правильный. Но не будет считаться правильным ответ, не опирающийся на конкретные факты, а являющийся общей формулировкой, например: «Александр Невский сыграл главную роль в победе русского войска в Ледовом побоище».

К3-указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории(2б).

G Причинно-следственная связь - связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, порождает другое явление, называемое следствием.

При указании причинно-следственных связей могут быть использованы не только причины, но и предпосылки событий (явлений, процессов).Например, усиление иностранного влияния в экономической и культурной сферах в России в XVII в. не было прямой причиной преобразований Петра I, это, скорее, его предпосылка (т. е. условие, повлиявшее на начало данного события). Но если выпускник обозначит в работе эту связь, то ответ по критерию К3 засчитывается как верный. Также принимаются связи между поводом и событием, например: «Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда стало поводом для началаПервой мировой войны»;

К4-оценка значения периода, для истории России с опорой на исторические факты или мнение историков (1б).

Оценка представляет собой обобщающий вывод о значении данного периода для истории страны в целом, его влиянии на процессы, характерные для эпохи. Необходимо обратить внимание, что в сочинении должна быть дана оценка именно периоду в целом, а не отдельным событиям в рамках этого периода. Согласно критериям, оценка может быть дана с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

Это означает, что указание мнений историков в работе не обязательно, выпускник можетдля оценки периода использовать только знание фактов. Например, при оценке периода 1928–1941 гг. можно указать, что социально-экономическая политика, проводимая в эти годы, позволила создать военно-промышленный комплекс, что послужило одной из предпосылок победы СССР в Великой Отечественной войне. За этим обобщённым выводом стоят исторические факты, он опирается на них. Для оценки значения периода выпускник может использовать мнения историков. Например, он может дать следующую оценку периоду 1689–1725 гг. (время правления Петра Первого): «По мнению В.О. Ключевского, Пётр завещал преемникам обильный запас средств, которыми они долго пробавлялись, ничего к ним не прибавляя».

Наши рекомендации