Теоретическая часть к государственному квалификационному экзамену
по дисциплине «Краеведение Беларуси»
- Краеведение Беларуси. Цели, задачи и содержание.
Дайте определение понятия «краеведение Беларуси». Опишите значение краеведения. Охарактеризуйте цели и задачи краеведения. Поясните значимость изучения курса «Краеведение Беларуси».
- Общая характеристика видов краеведения.
Перечислите виды краеведения. Выделите отличительные черты географического, литературного и исторического краеведения. Охарактеризуйте формы организации исторического краеведения. Поясните значимость изучения курса краеведения для получения будущей профессии.
- Школьное краеведение.
Дайте определение понятия «школьное краеведение». Опишите цели и задачи школьного краеведения. Охарактеризуйте организационные формы краеведческой работы в школе. Поясните, к каким общеобразовательным дисциплинам школьное краеведение может привить интерес.
4. Археологические источники и пути их использование в краеведческой работе.
Дайте определение понятия «археология». Перечислите и охарактеризуйте основные археологические источники. Поясните, какова роль изучения археологических источников для краеведения.
5. Палеографические источники.
Дайте определение понятия «палеография». Перечислите и охарактеризуйте основные палеографические источники. Поясните, какова роль изучения палеографии для краеведения.
6. Основа нумизматических исследований на территории Беларуси.
Дайте определение понятия «нумизматика». Назовите, кто занимался собиранием монет на территории Беларуси. Охарактеризуйте развитие белорусской нумизматики как науки. Поясните, какова роль изучения нумизматики для краеведения.
7. Язык беларусов.
Дайте определение понятия «белорусский язык». Назовите и опишите основные этапы развития белорусского языка. Поясните, какова роль изучения белорусского языка для краеведения.
- Музееведение.
Дайте определение понятия «музееведение» и «музей». Перечислите типы и профили музеев. Охарактеризуйте процесс комплектации основного и вспомогательного фондов музея. Поясните, какова роль музея в краеведении.
9. Несвижская коллекция рода Радзивиллов.
Перечислите, что входило в состав несвижской коллекции Радзивиллов. Опишите историческое значение несвижской коллекции рода Радзивиллов. Охарактеризуйте роль несвижской коллекции рода Радзивиллов. Оцените значение коллекционерной деятельности Радзивиллов для краеведения.
- Несвижский архив рода Радзивиллов.
Назовите дату создания Несвижского архива. Перечислите основные фонды архива.
Охарактеризуйте Несвижский архив Радзивиллов, его современное состояние.
- Музейные собрания Хрептовичей.
Назовите наиболее ярких представителей фамилии Хрептовичей. Опишите деятельность основных представителей рода. Охарактеризуйте процесс формирования библиотеки Хрептовичей. Поясните, какова роль библиотеки Хрептовичей в Щорсах для краеведения.
- Музейные собрания Тызенгаузов.
Назовите наиболее ярких представителей фамилии Тызенгаузов. Опишите деятельность основных представителей рода. Охарактеризуйте процесс формирования орнитологического музея и картинной галереи в Поставах. Поясните, какова роль музея и галереи в Поставах.
- Музейные собрания Чарторыйских.
Назовите наиболее ярких представителей рода Чарторыйских. Опишите политическую, просветительскую деятельность Чарторыйских. Дайте краткую характеристику функционирования, историческую судьбу библиотеки в Пулавах организованной Чарторыйскими. Поясните, какова роль музея и галереи в Пулавах.
- Музейные собрания Чапских.
Назовите родовое поместье, где хранилась коллекция редких вещей, собранных представителями рода Чапских. Перечислите, какие материалы входили в состав коллекции. Охарактеризуйте историческую судьбу коллекции. Какова роль деятельности наиболее ярких представителей рода для краеведения Беларуси.
- Развитие краеведения в н.19в. - Т. Нарбут, Н. Румянцев, Е.Канкрин, П.Кеппен.
Назовите условия, в которых развивалось краеведение в н.19 в. Перечислите основные направления в исследовании территории Беларуси. Охарактеризуйте основные достижения деятельности Т.Нарбута, Н.Румянцева, П. Кеппена, Е.Канкрина. Оценитероль исследований н. 19в. в развитии краеведения.
- Краеведческое наследие Зориана Даленги- Ходаковского.
Изложите краткие биографические данные З. Даленги- Ходаковского. Выделите основные направления его исследований. Охарактеризуйте краеведческие исследования З.Д.Ходаковского. Оцените роль Даленги- Ходаковского в развитии краеведения.
17. Краеведческая деятельность Евстафия Тышкевича.
Изложите краткие биографические данные Евстафия Тышкевича и выделите основные направления исследований. Охарактеризуйте деятельности музея древностей в Вильно. Поясните, какова роль Тышкевича в развитии краеведения.
- Беларусь в рисунках Наполеона Орды.
Изложите краткие биографические данные о художнике Наполеоне Орде и выделите характерные черты рисунков Н.Орды. Дайте характеристику исторической ценности его зарисовок памятников архитектуры и приведите их примеры. Проанализируйте значение зарисовок и акварелей Н. Орды для краеведения.
19. А. Киркор «Живописная Россия».
Изложите краткие биографические данные А. Киркора. Дайте краткую характеристику содержания работы «Живописная Россия». Проанализируйте значение краеведческих исследований А. Киркора.
20. П. Шпилевский «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».
Изложите краткие биографические данные П. Шпилевского.Дайте краткую характеристику содержания работы «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю». Проанализируйте значение его краеведческих исследований.
21. М. Без-Корнилович «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся».
Изложите краткие биографические данные М. Без-Корниловича. Выделите основные рассматриваемые вопросы произведения «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся». Проанализируйте содержание работы. Определите значение его исследований для изучения родного края.
22. Творчество В. Сырокомли.
Изложите краткие биографические данные В. Сырокомли. Выделите основные направления творчества Сырокомли. Дайте краткую характеристику содержания работы «Вандроўкі па маіх былых ваколіцах». Оцените его краеведческую деятельность.
23. Развитие краеведения в 20-30 гг. 20в:1 и 2 Всебелорусские краеведческие съезды.
Перечислите значение культурно-просветительских обществ, товариществ и кружков, чья деятельность предшествовала Первому и Второму Всебелорусским краеведческим съездам. Опишите роль Инбелкульта в развитии краеведческого движения и создание Центрального бюро краеведения. Дайте характеристику решениям, принятым на краеведческих съездах. Оцените результаты их деятельности и печатные издания, в которых размещалась информация о краеведческой деятельности.
24. Деятельность Центрального бюро краеведения.
Назовите основные функции «Центрального бюро краеведения». Опишите мероприятия организованные Центральным бюро краеведения по развитию краеведческого движения в Беларуси. Дайте краткую характеристику направлений работы, которые включала «Программа краеведческой подготовки учителей массовой школы». Оцените роль деятельности Центрального бюро краеведения.
25. Создание государственных музеев в Минске, Витебске, Могилеве и Гомеле.
Дайте определение понятия «музей». Опишите историю создания государственных музеев в Минске, Витебске, Могилеве и Гомеле и дайте краткую характеристику экспозиций музеев. Оцените роль музеев в краеведении.
26. Послевоенное возрождение школьного и туристского краеведения.
Перечислите основные направления работы по возрождению краеведения в Беларуси. Опишите поисковую деятельность школьных краеведов и перечислите, какие новые формы работы были внедрены в краеведческую деятельность. Дайте характеристику туристическому краеведению. Оцените роль съезда учителей Беларуси для дальнейшего возрождения школьного краеведения.
27.Деятельность Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры.
Назовите функции «Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры». Выделите основные решения Первого, Второго и Третьего съездов Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры и опишите их значимость. Оцените роль деятельности Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры.
28. Серия районных книг «Памяць».
Объясните, для чего создавались историко-документальные хроники городов и районов Беларуси под общим названием «Памяць». Опишите основные разделы серии. Охарактеризуйте её историческую, биографическую и научную значимость для развития современного краеведения. Дайте оценку краеведческим материалам серии районных книг «Памяць».
29. Этнографический материал в краеведении.
Дайте определение термину «этнография». Опишите хронологию развития этнографических знаний. Дайте краткую характеристику методов сбора полевых этнографических материалов, применяемых в краеведении. Каково, по вашему мнению, значение использования этнографических материалов в краеведении.
30. Роль топонимики в краеведении.
Дайте определение понятия «топонимика». Перечислите основные группы топонимов. Охарактеризуйте основные группы топонимов. Выскажите свое мнение о роли географических названий в привлекательности туристических объектов.
31. Традиции белорусского народа.
Дайте определение понятия «традиции белорусского народа». Выделите и опишите основные черты традиций белорусского народа. Какова роль изучения традиций белорусского народа для краеведения.
32. Охраняемые природные территории.
Дайте определение понятия «природоохранные территории». Перечислите, что относится к охраняемым природным территориям. Охарактеризуйте охраняемые природные территории. Определите, какова роль охраняемых природных территорий в привлекательности туристических объектов.
33. Основные зоны отдыха общегосударственного значения.
Дайте определение понятия «зоны отдыха». Перечислите основные зоны отдыха общегосударственного значения. Охарактеризуйте рекреационные ресурсы курортной местности и перечислите основные курорты Республики Беларусь по регионам. Оцените привлекательность зон отдыха в РБ для туристической деятельности.
34.Развитие краеведения в Республике Беларусь.
Дайте определение понятия «краеведение». Опишите, как развивается краеведение в РБ. Проанализируйте значимость краеведения Беларуси на современном этапе.
35.Костюм белорусов.
Объясните понятие слова «одежда». Выделите отличительные особенности мужского и женского костюма белорусов. Дайте их краткую характеристику. Поясните важность изучения костюма для краеведения Беларуси.
Ответы к теоретическойчасти к государственному квалификационному экзамену