Сказка «пузырь, соломинка и лапоть»

Фон.

Существует несколько фонов для создания рисунка на песке. Самый первый – это чистый экран. Вот с него мы и начнем. На чистом экране рисуют насыпью, и один из способов насыпания называется «воронка».

Мы берем песок в кулак, но берем не много и не мало, а так, чтобы его было комфортно держать в зажатой ладони. Теперь, если держать руку вертикально, то между пальцами, образуется отверстие, через которое можно сыпать песок. Это и называется «воронка». Таким образом, можно насыпать различные линии. Чтобы насыпать тонкую линию, необходимо руку держать максимально близко к экрану иногда даже лучше, если рука касается стола и ползет по стеклу по направлению насыпаемой линии. Для получения более толстых линий, руку необходимо поднять выше. Перед тем, как мы начнем рисовать, необходимо потренироваться насыпать разные линии: тоненькие, широкие, рассеянные.

Теперь таким образом попробуем нарисовать дерево. Сначала насыпаем рогатку. Затем берем в оба кулака побольше песка и насыпаем нашему дереву крону, просеивая песок сквозь пальцы.

После того, как мы сделали крону, необходимо сделать листву. Кончиками всех пальцев стучим по кроне и смотрим, как много листьев, оказывается, растет на дереве. Можно добавить еще пару веток. Это именно на них держится крона. И последний штрих – необходимо слегка подуть на песок, который образовался вокруг кроны. Так получается неровность вокруг листьев, как на настоящих деревьях.

Когда дерево готово, можно насыпать полянку, на которой оно растет, и траву. Всеми пальцами от себя.

Теперь перейдем к другому варианту фона – засыпанному. Экран может засыпаться двумя способами: насыпью и броском. Попробуем для начала насыпь. Это достаточно медленный способ насыпи. Важно, чтобы экран был засыпан равномерно. Мы берем песок в оба кулака, поднимаем руки максимально высоко над экраном и начинаем просеивать песок сквозь пальцы. Так нужно сделать несколько раз, пока экран не окажется засыпанным полностью. Но не стоит высыпать весь песок на экран: слой песка не должен быть слишком толстым, так, как рисовать будет тяжело, и картинки будут получаться грязными.

       

На таком фоне очень интересно выглядит космос, так как песок все равно при насыпи концентрируется больше в центре, что создает объем и глубину. Что непременно есть в космосе и видно нам из окна ночью? Звезды. Звезды на песке – это следы от кончиков пальцев или ногтей. Их нужно ставить аккуратно, чтобы они получились тоненькими и не были бы похожи на снег.

Но в космосе есть не только звезды, но и планеты. Какие планеты Вы знаете? (Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Юпитер, Марс, Меркурий и т.д.). Вот их и попробуем нарисовать. Ставим палец в то место, где должна появиться планета и начинаем из центра раскручивать круги, так как планеты имеют форму шара. Чтобы шары стали объемными, можно присыпать их с одного бока. Эти следы также похожи на кратеры или рельеф поверхности космических тел.

   
   
     

Планеты можно не только расчищать, но и насыпать. Контур проводим кончиком мизинца или ноготком.

Теперь изученными способами можно на своем рисунке добавить падающие звезды, кометы, инопланетные корабли и все, что на ваш взгляд, может оказаться в космосе.

Такой вид фона, как бросок, мы рассмотрим чуть позже. Перед этим мы попробуем из получившейся картинки сделать новую способом, который называется «вырезание». У нас уже есть подготовленный для этого фон, т.е. предыдущий кадр. Мы будем вырезать из него Землю. Сначала картинку необходимо слегка присыпать. Дальше ребром ладони одной руки вырезаем контур круга, затем второй. Причем сам контур будет оставлять мизинец, а вся остальная часть ладони как бы сгребает лишний песок. Песок, оставшийся по бокам, убираем.

   
   

Перед нами круг, который должен стать Землей. Но ему не хватает деталей. Вы можете нарисовать очертания материков или сделать меридианы кончиком мизинца. Насыпью можно сделать силуэт человека или любой другой.

   

Вернемся к броску. Это второй вид фона, сделанный насыпью.

Весь песок делим на две части, которые мы раздвигаем на темные поля справа и слева. Весь песок справа подвигаем наверх (так, чтобы песок был не в углу), а весь песок слева – вниз. Толкаем песок слева направо внизу и справа налево вверху, стараясь не касаться стекла.

У нас получился фон, ожидающий ваших рисунков. Теперь на этом фоне вы можете попробовать порисовать на вольную тему. Свободное рисование.

   
   

Занятие 2-3. Фактура

Фактура (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре.

На восприятие человека сильное воздействие оказывает одна из важнейших характеристик всех предметов — их фактура. Она говорит о многообразии качеств материальной природы вещей. Само слово "фактура" имеет два значения: характер внешней поверхности предмета и обработка, определяющая его внешний вид. Мы с помощью своих ощущений от прикосновения можем точно отличить дерево от стекла. Дерево имеет бархатистую поверхность, стекло же холодное и гладкое. Бархатные ткани сильно отличаются от хлопковых и шелковых тканей. Песок отличается от других сыпучих материалов. Да даже разные виды песка могут иметь большое различие между собой как по цвету, так и по размеру.

Для ощущения этой разницы давайте потрогаем поверхность нашего стола. Его бортики сделаны из дерева. Какие они на ощупь? (шероховатые, теплые/холодные и т.д.). А теперь потрогаем стекло, на котором мы рисуем. Какое оно?(гладкое, холодное, скользкое, похоже на лед). Теперь песок. Он сыпучий, мягкий, мелкий, состоит из миллионов крупинок, мельчайших камушков.

Для художников средством выражения цветового богатства окружающего мира служит краска. Часто под словом краска подразумевается цвет, но для живописцев это совершенно разные понятия.

Песок — это материал, подобный кирпичу для архитектора или глине для скульптора. Только в руках художника песок превращается в рисунок — выразительный язык живописи. Характер песка, способ его насыпания определяет фактуру рисунка. Художник достигает зрительной выразительности, сопоставляя фактуры различных предметов или их деталей, используя специфику материала и разнообразные художественные техники. Он создает поверхность, такую, какую ему подсказывают вкус и чувство. Эта поверхность может быть гладкой или шероховатой, с явными элементами фактуры или более мягкими. Песок, насыпанный или брошенный густо или ели заметным слоем, отпечатки ( как мазки, точки, линии и т.д) положенные в разных направлениях, по-разному отражают свет, создают блеск или матовость, сообщают внутреннюю жизнь художественному образу.

Мы рассмотрим какой фактура может быть в песочной изображении. Засыпаем фон. На нем начинаем оставлять множество отпечатков ладоней и пальцев. Мы будем делать самовар и нам необходимо вырезать его контур.

Кстати, Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. Чтобы контур получился наиболее симметричным необходимо сделать это двумя руками сразу. Кстати, это отличительная черта песочного рисования – необходимо научиться одинаково рисовать и правой рукой и левой. Если на первых порах это сложно, то можно сначала одной, потом другой, но на это все равно необходимо обращать внимание во время каждого занятия.

   
   

После того, как мы вырезали контур, убираем лишний песок. У самовара есть множество различных деталей: стенка (это основная часть самовара и то, что мы с вами уже нарисовали), кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли), Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки), поддон (основание самовара), Шейка (низ самовара), Ручки, Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран), Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений), Конусный кран, Донышко, Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды), Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек), Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой) и Заглушка (колпачок, чтобы закрывать кувшин. Чтобы сделать «конфорку», большим пальцем сделаем зазубрины. Так же делаем низ самовара.

   
   

Дальше делаем ручку крана и сам краник. Большим пальцем расчищаем сам краник, а ручку можно сделать, оставив следы от отпечатка большого пальца в форме цветка. Ну и конечно, ручка. Ребром ладони или можно поискать какой-то свой способ.

   

В итоге можно предложить дорисовать к самовару капли воды, чашки или какое-то угощение.

Теперь обратим внимание на то, что у нас получилось. Фактура, сделанная пальцами, создает необходимый нам объем от соотношения темных и светлых пятен, а также расчищенные ручки и краник.

Теперь попробуем сделать рыбу, а для нее необходимо сделать другой вид фактуры, похожей на чешую. Для этого, слегка согнув руку, ребром ладони начинаем оставлять на песке следы, наслаивая один на другой. Таким образом заполняем вес экран.

   
   

Вырезаем тело рыбы той формы, которой хотелось бы , чтобы она была. Она может быть большой, маленькой, пузатой или плоской – все зависит от фантазии, проявленной к рисунку. Лишний песок убираем. Хвост и плавники получаются от следов, оставленных ребром прямой ладони. Следы наслаиваются очень часто один на один, создавая эффект косточек в хвосте рыбы или прожилок. Осталось добавить глаза и рот. При желании, можно показать жабры или пузырьки.

Как назовем нашу рыбу?

   
   

Следующий рисунок дети должны нарисовать сами с использованием подобного способа нанесения фактуры это не обязательно должны быть ладони или следы, оставленные ребром ладони. Они могут поискать свой собственный вариант и попробовать это делать, например формочками, пальцами, кулаками. Необходимо предложить и озвучить все возможные варианты.

Теперь обратимся к пейзажу. Существует огромное множество различных фактур в самой природе и в ее изображении. Например горы.

Засыпаем броском экран и делаем линию горизонта, очищая небо от песка и тем самым отделяя его от земли. Иногда верхушки гор бывают заснеженными и их нужно расчистить, а если это горы летом, то можно оставить и так. Горы бывают каменистыми и фактура у них должна быть соответствующая: видны скалы и крупные камни, провалы и пещеры. Для этого ладонями оставляем следы на поверхности наших гор. У подножья гор расстилается озеро. У водной глади своя фактура. Если погода ветреная, на воде есть рябь. Для его кончиком мизинца делаем очертания озера, а внутри показываем волны – несколько волнистых линий. Но бывает и так, что вода абсолютно спокойная. Мы дуем на озеро.

   
   

Закончить пейзаж можно, добавив парусник на озере и траву на первом плане.

   

Кстати о планах. Обратим внимание на то, что получилось. Горы огромные, но на нашей картинке они меньше, чем в реальности. Так получается, если мы рисуем их на заднем плане, т.е. как бы вдалеке. В песочном рисовании все, что на заднем плане рисуется в первую очередь, как мы и поступили. Следующим планом идет озеро. А затем только ближе всего к нам трава и она достаточно крупная, потому что мы видим ее ближе всего остального.

Теперь попробуем наши горы превратить в извергающийся вулкан.

Вулканы — геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластические потоки.(Можно перечислить виды вулканов: Щитовидные вулканы, Шлаковые конусы, Стратовулканы, Купольные вулканы; и виды извержений: Гавайский тип — выбросы жидкой базальтовой лавы, часто образуются лавовые озёра. должны напоминать палящие тучи или раскалённые лавины. Гидроэксплозивный тип — извержения, происходящие в мелководных условиях океанов и морей, отличаются образованием большого количества пара, возникающего при контакте раскалённой магмы и морской воды .)

С боков собираем песок и легко толкаем его вверх. Лишнее очищаем. А песок, собравшийся вверху, поглаживая, превращаем в дым и копоть. Ну и конечно лава, если вулкан уже начал извергаться. Расчищаем на поверхности потоки, спускающиеся вниз.

   
   

Для современных художников фактура — одно из главных выразительных средств. Изображение не просто воспроизводит внешнее подобие предмета, а создает у зрителя ассоциативный художественный образ. Привычные качества предметов могут меняться, а красочная фактура часто приобретает самостоятельное значение, вызывая череду ощущений и чувств. В XX веке широкое распространение получила техника коллажа, наклеивания на полотно реальных предметов. Осязательная конкретность поверхности усиливается внесением предметных фактур — посыпки песком, опилки или наклейки дерева, бумаги.

Сейчас мы будем всячески бросать и толкать песок и постараемся посмотреть, на что он похож, и какую фактуру можно создать таким образом. Это произвольные движения и один из возможных вариантов увидеть многообразие возможных фонов и фактур, получаемых различными движениями и манипуляциями с песком.

Очень эффектно можно подобным образом изобразить пустыню. Броском толкаем песок на стол, а следующий бросок стараемся натолкнуть на предыдущий, и так несколько раз. Такой фон очень похож на барханы в пустыне, где песок ложится слоями. К тому же так получается, что где-то светлее, а где-то как бы падает тень, что создает объем нашей картинке.

Дальше линия горизонта, облака или солнце.

Пусть это будет пустыня в Мексике – Сонора. Она находится в Северной Америке, на границе между США и Мексикой. Площадь пустыни охватывает в Мексике штаты Сонора и Нижняя Калифорния, а в США такие штаты как Аризона и Калифорния. Ее площадь составляет триста пятьдесят пять тысяч триста сорок два квадратных километра.

   
   
   
   

Теперь сделаем кактусы. Воронкой насыпаем их силуэты и тени в зависимости от того, откуда светит солнце. С противоположной от тени стороны даем светлый контур, иголки или цветы. Иголки – это небольшие черточки или точки, которые также создают фактуру, показывая, что кактус очень колючий.

Существует прием, который называется ножницы. Ребром ладони из центра в разные стороны проводим линии, как бы нарезая песок. Таким образом можно сделать ежа или кустик. Ежу нужно сделать мордочку и лапы. Яблоки и грибы можно расчистить или насыпать.

   
   

Завершающий этап – самостоятельное рисование с учетом изученного.

Занятие 4-5. Деревья

Первый способ – насыпь. Вспоминаем первое занятие. Дети самостоятельно должны вспомнить и нарисовать дерево.

сказка «пузырь, соломинка и лапоть» - student2.ru сказка «пузырь, соломинка и лапоть» - student2.ru
сказка «пузырь, соломинка и лапоть» - student2.ru сказка «пузырь, соломинка и лапоть» - student2.ru

Теперь попробуем сделать из одного дерева несколько (аллею). Это один из вариантов переходи от одного кадра к другому, когда фоном для новой картинки является предыдущая. Присыпаем картинку и начинаем сдвигать песок снизу вверх, но не до конца, оставляя темные полосы, которые буду стволами. Постукивая ладонями по песку, собравшемуся сверху(вспоминаем фактуру) делаем крону.

   
   

Насыпаем ветки, полянку и тень от деревьев. Осталось дополнить стволы черточками, как на березах или тополях (фактура).

   

А теперь приблизим план. Сделаем крупно ствол и ветку. Справа или слева снизу вверх всеми пальцами поглаживаем песок. Остается след, похожий на кору дерева. Из песка формируем ветку, а лишний песок убираем.

   
   

Осталось насыпать листья. На стволе засыпаем дупло. Кончиком мизинца обводим контур. Если есть дупло, значит в нем кто-то живет. Кто? Мы оставим поле для фантазии. Поэтому сделаем только глазки. Двумя пальцами из центра расчищаем круги. Это может быть и белка и сова.

Деревья можно так же сделать светлыми на темном фоне. Для этого засыпаем фон. Большим пальцем делаем ствол, а кончиками пальцев листву. Второе дерево и кусты дети могут попробовать нарисовать самостоятельно.

   
   

Но лето заканчивается и наступает осень. Все деревья сбрасывают листья. Стволы можно сделать и темными и светлыми. Мы нарисуем темными насыпью. Это передаст грустное настроение , которое часто бывает, кода леса и парки пустеют и теряют свои летние краски.

За осенью приходит зима, выпадает первый снег. Мы засыпаем фон и расчищаем сугробы. Кончиками пальцев на темном фоне делаем снегопад.

   
   
   
   

Зимой как уютно в деревенском домике погреться у печки! Домик насыпаем воронкой. Так получается контраст между белым снегом и темными бревнами домика. Расчищаем дверь большим пальцем, а указательным и средним вместе делаем окошки, в которых сразу образуется рама. Крышу расчищаем ребром ладони, так чтобы она слегка закрывала окошки, как бывает когда выпадает много снега.

Елочки в лесу тоже покрылись снегом, и он шапками укрыл ветки, чтобы они не замерзли в морозы. Их мы рисуем сверху вниз, от малого к широкому. Картинку можно дополнить пеньками, шишками или зайцами.

Теперь переберемся в теплые страны. Там растут пальмы и многие другие экзотические растения деревья. Пальмы создаются следом от большого пальца, наслоенных один на другой на насыпанном фоне или на отдельно насыпанной линии. Ребром ладони формируются листья. Ну и конечно кокосы.

   
   

Плоды растут группами по 15—20 штук, полностью созревая в течение 8—10 месяцев. В культуре дерево начинает плодоносить с 7—9 лет и продолжает около 50 лет. Одно дерево ежегодно даёт от 60 до 120 орехов. Орехи собирают полностью созревшими (на копру и др. продукты) или за месяц до созревания (на койр). Койр применяется в мебельной и матрасной индустрии (волокна соединяются латексом — отсюда стойкий запах «резины») в таких изделиях как матрасы. Семя состоит из мясистого поверхностного слоя белого цвета толщиной около 12 мм (мякоть или копра) и кокосового молока.

Теперь попробуем вспомнить, какие листья на каких деревьях растут. Насыпаем на светлом фоне овалы и круги, которые будем ровнять и создавать им контур, а так же скелет (прожилки внутри каждого листочка). Дубовые листья получаются от следов большого или любого другого пальца. Похожим способом создаются и рябиновые листья. Клиновые расчищаем на слегка присыпанном фоне. Необходимо дать возможность детям самим поискать способы создания различных листьев.

   
   
   

Очень интересно по технике выглядит ель. На присыпанном фоне двумя руками, сложенными «домиком», оставляем следы сверху вниз.

   

Самостоятельное рисование. Тема: волшебное дерево.

Занятие 6. Коты

Ну что, поговорим о котах? Они бывают разные: толстые, худые, черные, серые, рыжие, даже голубые бывают (британцы), голые и лысые, пушистые и гладкие, сонные и игривые, смешные, ласковые, хитрые, немного злые, озорные, маленькие и большие. Вот мы и попробуем некоторых из них нарисовать. Наша история начнется на крыше городского дома поздно вечером. Коты, как известно, созерцатели и любят посидеть и посмотреть, что вокруг происходит, где какие птицы обитают, куда сосед рыбу прячет, да и кошек только по ночам выпускают погулять.

Засыпаем фон. Ребром ладони или большим пальцем делаем крышу, даем контур. Теперь расчищаем несколько линий сверху вниз. Получаются полоски как у зебры: темные и светлые. Теперь проводим горизонтальную линию по середине. Получаются темные окошки на светлом фоне. Рядом рисуем еще один дом на переднем плане, но окошки будут светлыми на темном фоне (большим пальцем). На заднем плане контур домов и окошки. Так как это ночь, то на небе есть звезды и луна.

Ну а на крыше сидит черный кот. Насыпаем силуэт и подводим мизинцем контур. От кота можно насыпать тень.

   
   
   

В этот вечер наш черный друг не был одинок. За ним из окна наблюдал его соратник по ловле птичек на крыше, но его в этот вечер не пустили гулять. Он съел всю сметану, которую хозяйка оставила по неосторожности на столе, и разбил ее любимую тарелку с золотой рыбкой. За это он был наказан и грустил у окна.

Чтобы сделать окно, расчищаем раму ребром ладони справа, слева, сверху и снизу. Посередине разделяем окно и пальцем расчищаем форточку. Поглаживая песок по обеим сторонам, оставляем занавески.

Вспоминаем фактуру. Чтобы сделать шерстку оставляем отпечатки от ладошек. Затем обводим контур. Он может быть и полосатым, тогда расчищаем полоски.

   
   
   

«Усы, лапы и хвост – вот мои документы!»

Этот кот любит поспать и вообще поваляться. Попробуем вырезать его фигуру крупно. Перед этим оставим много-много полосок, чтобы показать, какая у него шерстка гладкая (фактура). Затем вырезаем большой овал, на котором потом отделяем острые ушки и отдельно хвост. Чтобы показать лапки, оставляем следы сразу стремя пальцами (указательным, средним и безымянным).

Осталась только мордочка. Простор для фантазии. Скорее всего она будет сделана контуром, но Вы можете попробовать и свой способ.

   
   

Теперь попробуем сделать кота насыпью. В данном случае картинка является лишь примером для дальнейшей самостоятельно работы.

   
   

Еще один способ – силуэтный. Но в данном случае наши коты не будут претендовать на реальность. Они будут мультяшными, и в них не будет никакой явной прорисовки. Детали четкие, но их минимум. Одина из особенностей песочной анимации, которой нам предстоит заниматься в скором времени.

Из засыпанного фона расчищаются две темные толстые линии. Они должны быть слегка изогнуты. Сверху дугой расчищаем ушки. На полученных силуэтах необходимо сделать глазки, усы и лапы.

   

Занятие 7. Сказка из серии «Глупые истории» Каспаравичюса: «Летучие книги».

В одном городишке жили люди очень интересно. Они смотрели телевизор, разговаривали по телефону, некоторые даже знали, что такое фотоаппарат, но ни у кого не было книг – на весь город ни одной книги! – а потому мамы не могли по вечерам почитать детям сказку, и бедным детям ничего не оставалось. Как торчать перед телевизором.

Засыпаем экран и ребром ладони расчищаем крыши. Кончиком пальца даем контур и двумя пальцами ставим точки – окошки. Это и будет наш город. (Такой вариант лишь показательный. Дети могут попробовать нарисовать свои город со своими домами, улицами, фонарями и любыми другими деталями.)

Дальше присыпаем экран и вырезаем телевизор или телефон. Необходимо обращать внимание детей, что это один из возможных переходов от одного кадра к другому, а вся сказка в целом и есть очень коротенький песочный мультик. Они должны постараться запомнить все возможные переходы, чтобы потом суметь их воспроизвести.

Телевизор может быть старинным, современным, инопланетным или любым другим. Вырезав телевизор (телефон), рисуем на нем детали, например можно попробовать изобразить то, что он показывает, или антенны, которые могут быть глазами.

   
   
   
   

Осенью над городом пролетала стайка книг. Затем из телевизора можно попробовать вырезать эти самые летучие книги. Если вырезать не получается, то можно насыпать заново. Книги нужно сделать объемными и показать, что у них много страниц. А если добавить руки и глаза книгам, то они станут интересней и веселей.

Надо же, изумились книги глядя сверху вниз, отыскалось такое местечко, где люди понятия о нас не имеют! - Но мы ведь можем им помочь!- воскликнул один пухлый томик. И все книги повернулись страницами вниз и начали сыпать на городишко буквы.

«Странно», - удивлялись люди, выходя на улицу: снег-то до чего ранний в этом году, да ещё сыплются сверху не хлопья, а буквы!

Теперь нам нужен фон, на котором мы сможем показать, как посыпались буквы из книг. Присыпав фон, кончиком пальца пробуем писать разные буквы.

   
   
   

Сначала люди только удивлялись, потом стали буквы собирать, потом складывать из них слова и предложения, а из тех разные истории и сказки. Но ведь историям и сказкам место не где попало, а в книгах. И в городке появились книги. С тех пор, мамы каждый вечер читали детям сказку, а телевизор включали, только когда те заснут – просто так, ради шутки.

Контуром рисуем окно, занавески и звезды. это вид комнаты изнутри. В комнате можно изобразить кровать и малыша, которому мама читает книгу на ночь. Ребром ладони расчищаем одеяло. под ним голову малыша – круг, щепоткой глаза, рот и нос.

   
   

Очень эффектно выглядит книга, раскрытая двумя руками сразу.

В завершение можно предложить продолжить историю и придумать, что могло произойти после этого. Обсуждаем сказку.

Занятие 8. «Круглый стол».

«Круглый стол» - это занятие на коллективную работу, на взаимодействие в группе. Сдвигаются вместе 4 стола, чтобы получилось единое пространство для работы, на котором дети все вместе создают одну общую историю, а каждый кусочек стола – это часть целой картинки и часть целой истории.

Сначала нарисуем космос. Теперь это как бы одна большая картинка, разбитая бортиками, как мозаика. Поэтому картинку можно на двух столах делать часть одного целого, например планету, часть которой нарисована и на одной столе и на другом.

Теперь давайте вырежем из этой планеты нашу землю, т.е. один большой круг. На этом кругу есть материки или континенты. Кстати, сколько их? ( Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида). А сколько океанов? (Северный ледовитый, Тихий (самый большой), Индийский, Атлантический, Южный).

Мирово́й океа́н — основная часть гидросферы, составляющая 94,1 % всей её площади, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и отличающаяся общностью солевого состава.

Попробуем их нарисовать. Какие-то можно расчистить, какие-то насыпать, какие-то вырезать. Все вместе размечаем, где, что должно находиться и наносим на наш круг. Каждый рисует свою часть в соотношении с целым. Художник лишь показывает и направляет, иногда дополняя. Теперь давайте придумаем героя, который будет путешествовать по миру вместе с нами. Сначала обсуждаем, как он должен выглядеть. Каждый рисует героя на свой части. Затем нужно определиться, куда же он поедет. Каждый выбирает себе страну и на своей части рисует ее. Но все изображение должно оставаться в рамках общего круга.

Начнем путешествие. Наш герой будет передвигаться из одной страны в другую, причем в каждой из них, он должен менять как-то свой вид в зависимости от обстановки: в Египте от в шортах и панаме, а в горах, на лыжах и в шапке; во Франции он ест круассаны (что в переводе с франц. означает «полумесяц»), в Англии катается на автобусе и т.д. Если позволяет время, то можно выбрать по несколько стран.

В процессе все могут помогать друг другу при желании.

В завершении можно изобразить дом, в котором живет герой. Так же вырезаем форму дома и делим, кто какой этаж будет делать. Или это будет обстановка внутри? А может только одна комната? Обсуждаем и выбираем вариант, который нравится всем.

Занятие 9. Цилиндр.

Это занятие будет подготовкой к созданию ролика детьми самостоятельно. Мы будем постепенно трансформировать одну картинку в другую без логической связи и сюжета, но уделяя большее внимание самим переходам. Начинать будем с простого. Мы нарисуем цилиндр. Слегка «посолим» экран, чтобы насыпать воронкой тонкие линии было проще, и насыпаем контур цилиндра. затем засыпаем его внутри. Так чтобы один бок был темнее, а цилиндр соответственно был объемнее. Добавляем контур и детали, например трость, часы или что-то еще, что может быть в композиции вместе с цилиндром.

   
   
   
   
   
   
     

Теперь рассмотрим получившуюся картинку. На что она мажет быть похожа по контуру? Цилиндр напоминает башню в горах. Засыпаем сам цилиндр побольше и кончиками пальцев оставляем окошки. Насыпаем горы, а поля цилиндра методом расчищения превращаем в заснеженные верхушки скал. Рядом к башне добавляем стену. Кончиком мизинца или кисточки рисуем зубцы на башне.

   
   
   
   

Дальше нам необходимо трансформировать башню. Ее верхушка может стать трубой паровоза. Соответственно и весь паровоз придется вырезать. Расчищаем окошки и колеса. Насыпаем дорогу. В окошках можно насыпать людей, чтобы паровоз не казался пустым. Необходимы детали, чтобы поезд стал узнаваем, например, дым из трубы или контуры, показывающие, что корпус объемный.

   
   

Самостоятельно нужно подумать, как трансформировать этот кадр и в какую картинку можно превратить паровоз.

Занятие 10. Создание раскадровки и сюжета песочного ролика.

Данное занятие является первым в цикле по созданию детьми собственного ролика, который записывается на камеру, обрабатывается и передается на носителе им и их родителям. Подобных циклов будет четыре.На первом предложен готовый сюжет в виде сказки, на последующих сюжет создается исходя из коллективного обсуждения с непосредственным участием художника.Каждый ребенок работает над собственным песочным роликом. Для создания первого ролика лучше всего взять короткую сказку, герои которой будут достаточно простыми по исполнению. Задача художника сначала показать сказку детям, потом вместе с ними разобрать ее на кадры, отрисовать каждый в отдельности и обратить внимание на переходы между этими кадрами.

СКАЗКА «ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ».

Смысл занятия в том, чтобы начать осваивать покадровое рисование, раскадровку. Особенное внимание необходимо обратить на составление композиции каждого кадра и сценарий.

Сказка:

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.

Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю:

Пузырь, давай на тебе переплывем! —

Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на — берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

Раскадровка:

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.

   
   
   

Пошли они в лес дрова рубить.

   
   
   
   
   
   

Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

   
   
   
   

Лапоть говорит пузырю:

Пузырь, давай на тебе переплывем! —

Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на — берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

   
   
   
   
   
   
   
   

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

   

Занятие 11. «Художественный диктант с элементами сочинения».

На этом занятии дети рисуют самостоятельно, но не на свободную тему. Художник зачитывает историю, предполагая, что каждый фрагмент истории – это отдельный кадр, и для его изображения ребенку необходимо время, следовательно, между фрагментами истории необходимо делать паузы. Все предложения не закончены, что предполагает самостоятельное свободное завершение и работу фантазии. Художник может помочь ребенку в технике, как лучше что-то изобразить, но ни в коем случае не рисует за него и не навязывает свой вариант развития событий.

Сначала каждый придумывает собственного персонажа (это может быть человек, животное, инопланетянин, рыцарь, принцесса и т.д.). Он будет главным действующим лицом истории.

Итак. Дело было ночью в городе (деревне, королевстве, на другой планете, в зоопарке, в лесу, в саду).

Наш герой как раз шел (ехал, плыл, летел) домой, (здесь необходимо сделать паузу, чтобы дети успели сделать этот кадр) …

как вдруг заметил чью-то странную (большую, нелепую, невероятную и т.д.) тень.

Он подошел поближе, чтобы рассмотреть. Это оказался (лась)… (этот кадр ребенок придумывает сам).

Ему (ей) нужна была помощь. (Рисуют, что именно случилось).

Наши рекомендации