История развития мифологической литературоведческой школы
1.
§ Термин «литература» ← лат. – «буква», написанное; литератор - писатель.
§ «Литература» представляет совокупность рукописных и печатных произведений народа, эпохи, человечества. В семантическом плане «литература» делится на множество профессиональных интересов и знаний: медицинская, юридическая, теологическая и т.д.
§ В XIX веке получила наименование «изящной словесности».
§ Литературоведение - это наука, всесторонне изучающая художественную литературу, её происхождение и социальные связи; специфику словесно-образного художественного мышления, природу и функции художественного творчества, общие и локальные закономерности историко-литературного процесса.
§
§ Задачи литературоведения – изучение художественной литературы, наиболее общих законов её развития, специфики, общественной функции, определение её природы, установление принципов анализа и оценки произведений.
2.
Согласно классификации изучаемые аспекты делятся на основные (главные) и вспомогательные (служебные). Основные - теория литературы, история литературы и литературная критика; вспомогательные - литературоведческая библиография, историография и текстология.
Основные и вспомогательные литературоведческие аспекты
I. Теория литературы.
Теория литературы - исследует общие законы структуры и развития литературы
II. История литературы
§ Изучает процесс развития художественной литературы всех народов на протяжении многих веков или десятилетий, разделяясь на поддисциплины по эпохам и отдельным странам.
Например: «История античной литературы», «История английской литературы Средних веков», «История французской литературы эпохи Ренессанса»…
§ Категории истории литературы: художественный процесс, периодизация,
литературные и исторические источники,
творческие портреты отдельных писателей.
III. Литературная критика
Литературную критику интересует относительно единовременное, последнее, "сегодняшнее" состояние литературы.
Критика рассматривает исключительно текущую литературу: обсуждает, хвалит, указывает на недостатки.
В ее задачу входит оценка нового произведения, помогает читателю установить уровень таланта художника и значимость его опубликованного произведения.
§ Соцреалистическая критика.
§ Биографическая критика (Ш.Сент-Бёв, а за ним И.Тэн и Ф.Брюнетьер).
§ Академическая критика.
§ Ангажированная (заказная) критика.
§ Тематическая критика.
§ Импрессионистская критика.
Служебные предметы
литературоведческая библиография,
литературоведческая историография,
литературоведческая текстология
Литературоведческая библиография.
§ Назначение библиографии (гр. – книга + пишу; описание книг) заключается в научном описании книг и составлении их перечней. о творчестве изучаемого писателя.
§ Библиография литературоведческая.
§ Библиография литературная.
§ Библиографоведение.
Литературоведческая историография.
Литературоведческая историография – это наука о путях развития литературы и литературоведения.
Например, ученый, занимающийся темой «маленького человека» в литературе XIX века должен выяснить, какие писатели разрабатывали ее, в каком направлении и как меняется этот сквозной образ в истории литературы.
III. Литературоведческая текстология
Текстология изучает рукописи и прижизненные издания наиболее талантливых писателей. Выясняются вопросы соответствия новейших изданий исследуемых авторов с их первоисточниками.
5.
История развития мифологической литературоведческой школы
n XVIII в. - мифологическое направление в литературоведении.
n Развитие направления - общество германских филологов и писателей (теория романтизма).
n Основа для мифологической школы - философские разработки Ф. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей.
n Ф. Шеллинг, А. Шлегель, Ф. Шлегель относили народную поэзию, жанры фольклора к явлениям божественного свойства.
Гипотеза Ф. Шеллинга, А. Шлегеля, Ф. Шлегеля
n Гипотеза о непрекращающемся процессе мифотворчества → каждая эпоха создает собственный миф.
Учение Ф. Шеллинга
Миф:
n преобразует извечную природу;
n выступает в качестве антитезы человеческого сознания.
Изучение мифа и мифологии
Представители гейдельбергских романтиков
1. Х.Г. Хейне («Руководство по мифологии»),
Г.Ф. Крейцер («Символика и мифология древних народов
Вильгельм Гримм (1786 - 1859), Якоб Гримм (1785 - 1863)
Якоб Гримм, «Немецкая мифология» → концептуальные основы:
- разработаны методы реставрации древнейших основ языка,
- оформляется в самостоятельный раздел национальная мифология,
устанавливаются явные совпадения сюжетов в фольклорных текстах, принадлежащих к индоевропейской группе языков
1. Братья Гримм ввели терминологические обозначения: прамиф, праязык, пранарод, прародина.
n Мифологическая школа - проблема многозначности символики, которая заложена в сюжете, в имени и судьбе героев.
Пример: мнение германских романтиков
n первый мифологический символ → Прометей.