Сражение Святослава с хазарами
Удар по Хазарии, измучившей славянские и другие народы своими стычками и поборами, тщательно готовился. Сначала была проведена работа на дипломатическом уровне. Княгиня Ольга ездила в Константинополь, потом установила связь с Оттоном I, заключила союз с мадьярами, скрепив его браком Святослава на мадьярской княжне, которую на Руси звали Преславой, и она родила Святославу двух сыновей: Ярополка и Олега. От Малуши у Святослава родился сын Владимир. Насчёт происхождения Малуши существуют две версии. По одной - это дочь древлянского князя Мала, которая находилась в рабстве у княгини Ольги. Но быть ключницей она не могла. Княгиня Ольга не доверила бы ключи от хозяйства в княжеском дворце дочери убийцы её мужа Игоря. Здесь просто случайное совпадение имён.
По второй версии - после разгрома Хазарии Святославом, евреи Хазарии рассеялись по Руси, по Европе и Кавказу. Малуша была, по второй версии, дочерью еврейского священника Малка - Любечанина. У Малка был брат Дабран - Добрыня. Его нельзя путать с русским богатырём Добрыней Никитычем, который вместе с Алёшей Поповичем и Ильёй Муромцем защищал Русь от врагов. Дабран - Любечанин числился в прислугах киевских князей, потом стал правой рукой князя Владимира. Здесь тоже – совпадение имён.
Международная обстановка тогда благоприятствовала Руси. В Византии была очередная смута. В 959 г. умер в Константинополе Константин Багрянородный - император - писатель. Трон перешёл к его сыну Роману II, который кутежи - пьянки и женщин любил больше государственных дел, женился на красавице Феофане, с которой познакомился в кабаке. Она сразу же заточила в монастырь мать и 5 сестёр умершего императора. Но реальную власть в Константинополе захватил евнух, способный администратор Иосиф Вринга, который тогда организовал военный поход (в 960г.) на Крит под руководством Никифора Фоки. Никифор Фока и его брат Лев Фока одержали победы в Сирии, Киликии, захватили Алеппо.
В 963 году неожиданно умер император Византии Роман II. Его вдова Феофано наметила себе в мужья Никифора Фоку. Но евнух - администратор Иосиф Вринга, боясь потерять власть, отослал Никифора Фоку в Сирию воевать. Чтобы от него избавиться совсем, он решил арестовать Никифора и послал соответствующий приказ с помощником Иоанном Цимисхием, чтобы арестовать Никифора. Но Цимисхий - армянин, неплохой полководец, этот приказ прочитал и решил сыграть в другую игру. Он вместо ареста передал этот приказ самому Никифору, который возмутился, возмутилось всё его войско, взбунтовалось, провозгласило Никифора Фоку императором и отправилось в Константинополь свергать Иосифа. Иосифа свергли, Никифор принял корону. Так как Никифор Фока был царём - солдатом, ринулся воевать уже в должности императора, против арабов направил флот, а сам стал громить Сирию, взяв с собой двух цесаревичей – Василия и Константина, якобы обучать их военному искусству, на деле, чтобы обезопасить себя от новых переворотов.
Все военные силы Константинополя были заняты в войнах.
Для Руси настал момент начать войну против Хазарии. Был заключён союз с печенегами, с гузами, с вятичами.
Русская рать пришла на Оку, на землю вятичей, осенью, когда собран урожай и есть, чем кормить воинов. Ледостав, снега отрезали край вятичей от Хазарии. Армия Святослава прозимовала на Оке, строила ладьи. Причём в Хазарии об этом ничего не знали. Весной 965 г, когда сошёл снег, рать Святослава двинулась по Волге вниз самосплавом…
В 964 году князю киевскому Святославу - талантливому полководцу - 22 года. Русь устала от хазарского ига, и Святослав решил спасти Русь, выражаясь словами Л. Н. Гумилёва, от «хазарской химеры».
964 год застал Святослава на Оке, в земле вятичей. Война русов с хазарскими иудеями была в полном разгаре. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, киевский князь не решился. Сила русов была в Х веке в ладьях, а Волга - широка. Русы срубили, наладили ладьи и поплыли по Оке и Волге к Итилю, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врагов между Доном и Днепром. Поход был продуман безукоризненно. Русы, выбирая удобный момент, выходили на берег, пополняли запасы пищи, возвращались в свои ладьи и плыли по Волге дальше. При впадении реки Сарысу в Волгу Волга образует два протока: западный - Волги и восточный - Ахтубы. Между ними лежит зелёный остров, на котором стоял город Итиль - сердце иудейской Хазарии. Правый берег Волги - суглинистая равнина. Возможно, туда подошли печенеги. Левый берег Ахтубы - песчаные барханы, где хозяевами были гузы. Если часть русов спустится по Волге и Ахтубе ниже Итиля, то столица Хазарии попадёт в ловушку. Продвижение русов вниз по Волге шло медленно, самосплавом. Хазары спрятались в зарослях дельты, где русы не могли бы их найти. Сопротивление русам возглавил не царь Иосиф, а безымянный каган. Святослав быстро, без потерь с его стороны, взял Итиль. Куда бежал еврейский царь и его приближённые - неизвестно. Дальнейший поход Святослава - по наезженной дороге через «чёрные земли» - к среднему Тереку (Семендеру), через кубанские степи - к Дону. После взятия Семендера на Каспийском море, были покорены народы Северного Кавказа – ясы (осетины) и касоги (адыгские племена). Поход был закончен на Таманском полуострове, который с этого времени стал русской Тмутараканью. На обратном пути был взят Саркел на Дону. Святослав со своей дружиной пошёл в Киев обходным вятическим путём, чтобы миновать приднепровские кочевья печенегов. Протяжённость похода была около шести тысяч километров, на что потребовалось не менее трёх лет с зимовками на Волге и Северном Кавказе. Результаты этого похода огромны. Хазарская империя исчезла с политической карты Европы. Торговые пути на восток были расчищены. Волжская Болгария перестала быть враждебной. Саркел и Тмутаракань стали русскими центрами. Изменилось соотношение сил в Крыму.
Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Хазарские евреи, уцелевшие в 965 г., рассеялись по окраинам своей бывшей державы. Некоторые осели в Дагестане (городские евреи), другие - в Крыму (караимы). Третьи нашли приют в Западной Европе. Потомки хазар в долине Дона стали называться бродниками. Русский язык стал для них основным. Православие, принятое в IХ веке, позволило войти им в русский этнос.
Глава 36