СВЯЩЕННЫЙ СОБОР 1917-1918 года «С Царем или без Царя?»
Освященному Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917—1918 года не пришлось рассматривать вопрос о всецерковном прославлении Первого Помазанника на Русское Царство Царя Иоанна Грозного и Царя-Мученика Павла Петровича, но — пришлось рассматривать на закрытых заседаниях Собора «расстрел Николая II».
Священный Собор, получив сообщение о «расстреле» Государя Императора Николая 6/19 июля 1918 года, молится и рассуждает: «признавая необходимость совершить от лица Собора в первом же его заседании панихиду по убиенном Рабе Божием бывшем Государе Николае II, поставить совершение сей панихиды на повестку и предложить на обсуждение частного совещания членов Собора».
Именно с этого момента Церковь должна была сделать выбор пред звериным духом апостасии: продолжать молиться за Царя и вступать в открытую брань с безбожными узурпаторами Царской Власти, иноплеменниками-временщиками, или промолчать...
Сколько слезных молитв, покаянных чувств, горестных предчувствий, опасений, тревог и страха! Страха «иудейска».
Отношение ко Святому Царю Николаю, Царской Власти становится «знамением пререкаемым»... до настоящего дня... Это чисто духовное отношение, религиозно-мистическое. Как и отношение к мученической кончине Державных Страдальцев: это не политическое убийство, это — чисто-мистическое жертвоприношение, религиозная месть, о чем свидетельствовала вся символика этого злодеяния слуг сатаны.
Архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Это убийство было продумано и организовано никем другим, как слугами грядущего антихриста — теми продавшими свою душу сатане людьми, которые ведут самую напряженную подготовку к скорейшему воцарению в мире врага Христова — антихриста. Они отлично понимали, что главное препятствие, стоявшее им на пути, это — Православная Царская Россия. А поэтому надо было уничтожить Россию Православную, устроив на месте ее безбожное богоборческое государство, которое бы постепенно распространило свою власть над всем миром. А для скорейшего и вернейшего уничтожения России надо было уничтожить Того, Кто был живым символом ее — Царя Православного»...24
Каждый будет поставлен Господом пред выбором: с Царем или без Царя? Возлюбивший Правду Божию более всего на свете, духоносный пастырь Николай (Гурьянов), смиренный Царский Архиерей схиепископ Нектарий, всегда был с Царем и со Христом... Он всегда оплакивал Православную Царскую Россию и молился о ниспослании нам прощения за отвержение Царя.
Батюшка Николай всегда повторял: «Царь по нам плачет.. Восшёл на Крест страданий за Россию, ради нас... А мы?!»...Отношение к Царю и Царской Власти Старец считал сугубо важным для спасения души.
На Соборе высказывали разные мнения, они существуют и доныне:
Протоиерей Федор Филоненко: «Я считаю неудобным совершить в настоящее время панихиду по убиенном бывшем Государе Николае П. Это поставит Собор в очень острое отношение к властям. Этим, несомненно, воспользуются, чтобы начать жестокое гонение на Православную Церковь. Я признаю, что Церковь должна идти на мученичество, когда это необходимо, но вызывать это мученичество намеренно Церковь не должна».
Мирянин А.Б. Васильев: «Я думаю, что в этом вопросе Собор должен не политиканствовать, а следовать велению христианской совести и долга. [...] Если мы этого не сделаем, то введем в соблазн многие миллионы православного русского народа и дадим основание к упрекам: «Ваша Церковь служит власти, поклоняется силе; раньше, когда бывший Царь был у власти, вы Его славословили, а теперь, когда этот человек в могиле, когда сила и власть в других руках, вы не хотите даже помолиться об упокоении Его души».
Генерал от инфантарии Артамонов Л.К.: «Я не могу допустить, чтобы кто-нибудь мог с осуждением отнеститсь к молитве за Помазанника Божия. [...] Я земно кланяюсь Вам, Святейший Отец, [Патриарху Тихону], за то, что вы оправдали надежды всех нас — верующих православных христиан и русских людей».
Кандидат богословия В.Б. Богданович:«... Мы должны заботиться не о том, чтобы не задеть чувства группы людей, стоящих у власти, а о том, чтобы не оскорбить чувств миллионов русского народа. Если мы не совершим моления об убиенном, то не сказали бы они, что мы из трусости не пожелали исполнить своего христианского долга».
Член Высшего Церковного совета Раевский СМ.: «Не вызовем ли мы нареканий за то, что Собор поступил, не скажу преступно, но неосторожно. Ваше Святейшество, вы готовы и пойдете на подвиг. Но к чему этот подвиг, когда существование Собора важнее подвига».
Епископ Василий (Зеленцов): «Конечно, существование нашего Собора дороже личного подвига. Но есть вещь дороже самого Собора — это Правда Божия. Самый Собор должен существовать ради этой Правды. [...] Убиенный бывший Царь для Церкви есть Помазанник Божий, и я буду говорить только с этой Церковной точки зрения, совершенно забывая о всякой политике. Отставной бывший Царь есть Помазанник Божий и так Он остается и после своего отречения от власти, ибо помазание с него не снято. Мы должны судить о Нем как о Помазаннике. Мы служили панихиду, когда убивали священников или архиереев — этих помазанников на иерархическое служение. Но вот убивается Великий Помазанник другого рода Благодати, убивается беззаконно, и мы теперь решаем, нужно ли служить по Нем панихиду. Двух мнений здесь быть не может». [...]
Торговый приказчик Рубцов Б.Г.: «Нам, мне кажется, не нужно становиться на скользкую почву политических демонстраций. Это не дело Собора расписываться под словами Святейшего Патриарха. Это отзовется впоследствии скорбным эхом. Я не разделяю взгляда, высказанного Святейшим Патриархом. Пусть Святейший Патриарх взял на свою совесть обличение убийства бывшего Императора, но Священный Собор не должен идти к политической демонстрации. Я умываю руки от этой вредной демонстрации».
Кандидат богословия Б.К. Иеделъский: «Я, конечно, учитываю, что вследствие нашего выступления могут увеличиться злоба и ненависть против Церкви, увеличится число жертв жестокости, число свяшенномучеников всех рангов, но этот момент пройдет. И мы должны приветствовать в речи Святейшего Патриарха не только великое героическое деяние, но отраднейший акт пробуждения христианской совести. Но нам говорят, что надо протестовать вообще против совершающихся ныне убийств и жестокостей. Это уже сделано Священным Собором, который еще в прошлом году возвысил свой голос против жестоких деяний правительственной власти и осудил совершаемые ею насилия. Но если раньше подобного рода обличения проходили без внимания и не оставляли глубокого неизгладимого следа в душе тех, к кому они обращались, то это лишь потому, что тогда еще не совершилось того, что произошло теперь.
Некогда великая Россия опозорена. Святая Русь отреклась от всего священного, Россия раскрестилась, Россия покрылась позором всяких низких измен и отречений. Но теперь, наконец, можно сказать, что за этим позором и отречением все же просиявает ее древний священный лик. И поистине вдохновенно сказал князь Трубецкой, что Святейший Патриарх через свое мужественное слово достойным образом приобщается к сонму великих Иерархов Русской Церкви: Патриарха Гермогена и Митрополита Филиппа, и проявление христианского мужества Его Святейшества не может не пробудить усыпленную доселе религиозную совесть народных масс И вот, если Священный Собор объединится с Патриархом, и в полном единодушии с ним произнесет слова осуждения тому, что осуждено им, то все почувствуют, что жив еще Бог в сердце России, что просыпается христианская совесть, что рано считать наше православие погибшим, что еще рано они издают свои безбожные декреты и, проливая кровь мучеников, льстят себя надеждой на скорую победу. А если эта кровь будет еще пролита, то мы повторим известные всем слова: «Кровь христиан есть семя христианства, и она принесет свой плод», и падшая Россия, пройдя через ужасы своей теперешней Голгофы, снова воскреснет, а мы, свидетели духовного торжества над злыми силами, скажем тогда: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его».
Протоиерей А.Б. Сидоров: «Меня тоже вызвала сюда речь первого оратора. Я понимаю, что Священный Собор является выразителем мыслей и чувств православного населения, и посему должен возвысить свой голос против убийства бывшего Государя. Ведь православное население видело в Николае II Помазанника Божия и внимательно следило за Его судьбой. И теперь такое зверское отношение к Нему со стороны Уральского совдепа встревожило умы населения, и оно с нетерпением ждет, как отнесется к этому событию Священный Собор. И мы должны отнестись к этому факту так же, как Святейший Патриарх. Мы должны радоваться решимости Патриарха, который мужественно сказал всю правду, обличил преступление правительственной власти, открыто заявил, что эта власть поступила против Божественных законов. Мы, со своей стороны, должны твердо и во всеуслышание повторить, что убийство Николая II, совершенное без суда и без указания вины, дышит гнусною несправедливостью. Да и вообще мы должны смело говорить от Собора и обличать все действия нынешнего правительства, которые направлены против Веры Христовой. И здесь мы должны коснуться также и отношения к Церкви со стороны органов правительства на местах. Вместе с обличением известного постановления центрального исполнительного комитета, мы должны потребовать от этого комитета, чтобы на местах все преследования против духовенства и членов Церкви не были безпочвенны, а непременно были обоснованы на решении гласного суда. Кроме того, я прошу Священный Собор не оставаться глухим к походам советских газет против религии. Прочтите только № 4 вечерней Красной Газеты... она наполнена самыми возмутительными кощунственными суждениями о Боге, о Пресвятой Богородице и вообще о Вере. И мы, конечно, должны выступить против таких гнусных деяний и писаний, и это будет не политическая борьба, не политическая демонстрация, а защита Веры и Церкви Христовой».
Протоиерей Павел Дахостский: «Я выпросил себе слово, чтобы познакомить в нем в кратких словах с тем, о чем теперь со вчерашнего дня очень много говорят в Москве. И если многие знают и говорят, то и члены Собора должны знать это и обстоятельно подумать. Дело в том, что вчера Святейший Патриарх в Казанском Соборе совершал Литургию, и, после Евангелия, выступил со словом, которое он произнес экспромтом. Это слово, с разрешения Его Святейшества, я записал. Вот с ним-то я и познакомлю вас.
«Блаженни слышащий Слово Божие и хранящий е» (Лк. 11, 28)
Эти слова, сейчас прочитанные в Святом Евангелии, сказаны Иисусом Христом тогда, когда одна женщина из народа в порыве священного восторга от Его проповеди воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11,27), т.е. счастлива Мать, родившая и воспитавшая Такого Сына. Господь, поставлявший в таких случаях родство духовное выше телесного (Мф. 12, 46—50), отвечает ей: «Блаженни слышащий Слово Божие и хранящий е», т.е. больше чем родные Мне по плоти, счастливы те, которые близки Мне по духу, которые слушают Мои слова и хранят их, живут так, как Я учу словами жить. Значит счастье, блаженство наше заключается в соблюдении нами Слова Божия, в воплощении в наших делах Заветов Господних. Эту истину твердо помнили наши предки. Правда, и они, как все люди, отступали от Господа, но умели искренно сознавать, что это грех, и умели в этом каяться. А вот мы, к скорби и стыду нашему, дожили до такого времени, когда явное нарушение Заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное.
Так, на днях, совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович по постановлению Уральского областного совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство — исполнительный комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: безпристрастный суд над ним принадлежит истории, а Он теперь предстоит пред нелицеприятным Судом Божиим, но мы знаем, что Он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти Себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе... И вдруг Он приговаривается к расстрелу где-то в глубине России небольшой кучкой людей не за какую-нибудь вину, а за то только, что Его будто бы кто-то хотел похитить. Приказ этот приводят в исполнение и это деяние — уже после расстрела — одобряется высшею властью.
Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьмы, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что к нам будут отнесены Слова Спасителя нашего: «Блаженни слышащий Слово Божие и хранящий е».
Вот слово, произнесенное Его Святейшеством, мною записанное, просмотренное и одобренное Святейшим Патриархом. Я наблюдал, какое впечатление производило оно на народ. Его Святейшество говорил с волнением. К сожалению, его слушали не все, но мне показалось, как показалось и другим, что те, которые слышали, почувствовали какое-то облегчение от сознания, что заговорили те, кому следует говорить и будить совесть. Правда, на улицах говорят различно, некоторые злорадствуют и одобряют убийство, но верующие будут чувствовать себя смущенными. Вчера, без всякой связи со словом Святейшего Патриарха, в Храме Христа Спасителя совершалась панихида. В храме Святителя Спиридона по требованию народа панихида совершена дважды. Народ ждет, что мы как представители и носители христианской совести присоединимся не к тем, кто убивает и одобряет убийство, а к тем, кто осуждает убийство».
Патриарх Тихон: «Сейчас Собор исполнил свой священный долг — помолился об упокоении души бывшего Государя Николая И. Собор благословляет архипастырей и пастырей молиться о сем на молебнах»25.
По сути, от полноты Собора, Святейший Патриарх Тихон благословляет «архипастырей и пастырей молиться о сем на молебнах», а молебны, как всем известно, в Церкви служат угодникам Божиим, Святым.
Русская Церковь в 1918 году признала соборно святость Царственных Страдальцев, умученных от богоборцев-иноверцев, и засвидетельствовала это на Соборе. (Вспомним, что Батюшка Николай всегда говорил, что Царственные Мученики уже прославлены, духоносный пастырь открывал нам полноту Истины, только не все слышали его слово, как не услышанным остался многими и Святейший Патриарх Тихон).
Дальнейшее существование всей Церкви, всего духовенства, монашествующих и мирян, было восхождением на Крестные Страдания вослед Царственным Мученикам. Это — путь Церкви в мире, во зле лежащем. Подлинная власть Церкви Христовой — Церковь гонимая.
«...Только с разгромом Собора, — писал архимандрит Константин (Зайцев), — на его последнем, уже тайном, совещании, ликвидационном, 2/15 августа 1918 года, оказалась возвещенной Истина — для тех, кто способен ее воспринять в разрез с господствующей Ложью. Два положения, определяющих сознание Русского Православия, получили ясную формулировку.
Во-первых, Церковь отказывается от каких-либо суждений о своем будущем, почему в силе полной остается только вопрос о верности Церкви в ее исходной преемственности.
Во-вторых, не имеет Церковь суждения применительно к современности и о гражданском сознании русского человека, и требует Церковь от каждого русского человека только одно: не действовать во вред истинной Церкви.
Другими словами, Церковь, оставаясь в своей исходной преемственной подлинности, отчуждает себя от вновь возникающего мира, а от русского православного человека, таким желающего оставаться, требует только одного: осознания себя в верности Церкви именно этой, исходной, в своей преемственности сохранившейся и принципиально отчуждившейся от современного мира. Пред нами идеология катакомбная!»26
Часть духовенства и мирян избрали путь вынужденных уступок и компромиссов.
«Еще Святитель Тихон «мучился вопросом: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где та грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей — жизни верных ему православных чад?
Незадолго до кончины Патриарх поведал о своих тяжелых раздумьях первому кандидату в Местоблюстители Патриаршего Престола Митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу.
— Ваше Святейшество, — ответил только что вернувшийся из заточения Митрополит, — о нас, архиереях, не думайте, мы теперь только и годны на тюрьмы. [...]
В другой раз, в беседе с тюремным врачом Жижиленко, будущим Епископом Максимом, Патриарх говорил о своих мученических сомнениях в пользе дальнейших уступок советской власти. Делая эти уступки, он убеждался, что предел требований советской власти лежит за пределами верности Христу и Церкви..» 27
В 1991 году, Патриарх Московский Алексий II подведет некоторый итог существования Церкви на пути выполнения требований со стороны государства, имея отсчетом Декларацию Митрополита Сергия 1927 года: «Надо признать, что Декларация не ставит Церковь в «правильное» отношение к государству, а напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между государством и Церковью — чтобы государство не дышало на Церковь и не заражало ее своим дыханием, духом принудительности и безмолвности.
Декларация — это тяжелая страница в нашей истории. Но она есть, и вырвать из истории ее нельзя. Люди более безпристрастные, чем мы, вынесут когда-нибудь свое суждение о том, насколько неизбежно было ее принятие тогда. Но сегодня мы вполне в состоянии заявить, что не эта Декларация лежит в основе сегодняшних отношений Церкви и государства, [...]
Мы не спешили на словах отказываться от нее, пока на деле, в жизни не смогли занять действительно независимую позицию. За этот год [1991], я считаю, мы реально смогли выйти из-под навязчивой опеки государства, и потому теперь, имея как факт нашу дистанцированность от него, мы имеем нравственное право сказать, что Декларация Митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею...» 28