Основные принципы формирования отчета
Отчет о наличии и распределении земель является документом, содержащим обобщенные сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель, которые используются или могут использоваться, в границах территорий (населенных пунктов, административных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации), необходимые для управления земельными ресурсами. Отсюда, объектом учета для целей составления данного отчета является земельный фонд соответствующей территории в ее границах.
Главный принцип построения всех форм, входящих в отчет, и документации по ведению текущего учета земель в границах территорий, это - принцип баланса. В структуре баланса все элементы взаимозависимы и взаимоувязаны, изменение одного показателя обязательно влечет изменение другого показателя и связь между ними выражается в форме равенства итогов (в нашем случае постоянной итоговой составляющей является площадь земельного фонда в границах территории). Таким образом, при сравнении качественных и количественных изменений в земельном фонде используется балансовый метод анализа, который предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей (семь категорий земель и виды угодий) с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, что в дальнейшем используется для расчетов и прогнозирования.
Обращаем Ваше внимание на то, что до принятия соответствующего решения Роснедвижимостью о формировании площади земельного фонда в границах территорий, отчет составляется в прежних границах и неизменных площадях.В отчет не обобщаются сведения о землях в границах муниципальных образований, образованных согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прежде чем:
границы вновь образованных территориальных образований будут описаны и утверждены в установленном порядке;
сведения о границах и землях новых территориальных образований в установленном порядке учтены в государственном кадастре недвижимости;
разработаны и введены в действие система документов и новый порядок учета земель в границах территориальных образований, позволяющие изменять итоговую балансовую составляющую – площадь земельного фонда.
В основу системы показателей, характеризующих земли, приняты показатели, выражающиеся в натуральных единицах измерения, разработанные ранее (в период действия постановления Совета Министров СССР от 10.07.1977 г. № 501 и постановления Правительства РФ от 25.08.1992 г. № 622) и традиционно используемые для планирования расходов государственного бюджета в области сельскохозяйственного производства, определения видов и объемов землеустроительных работ, контроля за использованием земель, а также осуществления других функций по государственному управлению земельными ресурсами.
Исторически сложилось, что основными учетными элементами в земельном балансе являются земельное угодье и категория земель.
Земельные угодья – это земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно – историческим признакам (ГОСТ 26640-85). Земельное угодье имеет определенное местоположение, замкнутую границу и площадь. Земельные угодья подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные.
Все земли по своему основному целевому назначению подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В составе земельного фонда категория земель – это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению, имеющая определенный правовой режим (ГОСТ 26640-85).
Именно по этим классификационным признакам можно оценивать рациональное использование земель (осуществлять наблюдения за использованием земель в соответствии с их целевым назначением, выявлять причины ухудшения плодородия земель и оценивать экологическую обстановку, необходимые расчеты, прогнозирование и др.).
Поскольку ранее для целей землепользования предоставлялись (и изымались у прежних собственников и пользователей) земельные участки, земельный участок являлся объектом государственного кадастрового учета в государственном земельном кадастре и земельный участок определен ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» видом объекта недвижимости, сведения об уникальных характеристиках которого вносятся в государственный кадастр недвижимости,единицей учета, участвующей в формировании отчета, является земельный участок (землепользование).
Каждый предоставленный земельный участок может состоять из различных земельных угодий и должен быть отнесен к определенной категории .
Для получения итоговых значений категорий и угодий (основных учетных элементов)в границах района (города) в графы по каждой строке отчета заносятся площади земельных угодий, входящих во все участки определенного целевого назначения. Суммы угодий по строкам дают площади категорий земель, которые составляют земельный фонд в границах района (города). По графам в итоговой строке будут получены площади земельных угодий, также (при их суммировании) дающие площадь района (города). При этом, непосредственное получение измененных обобщенных (статистических) показателей осуществляется через трансформацию площадей во вспомогательных (балансовых) таблицах, построенных по принципу от частного к общему и «прибыло»-«убыло».
Кроме традиционного отражения в отчетных формах распределения земель по категориям и угодьям актуальной является отчетная форма, характеризующая распределение земель по категориям и формам собственности. В этом случае учетными элементами являются категория земель и форма собственности. Единицей учета остается земельный участок или его часть, находящаяся в определенной форме собственности.
По строкам суммы земель, находящихся в различной форме собственности дают площади категорий земель, которые составляют земельный фонд в границах района (города). По графам в итоговой строке получаются площади земель в той или иной форме собственности, в сумме также дающие площадь района (города) в границах.
Заполненные формы отчета представляют собой земельный баланс района (города).
Земельный баланс субъекта Российской Федерации получается путем свода земельных балансов районов (городов), входящих в границу субъекта Российской Федерации.
Земельный баланс Российской Федерации получается путем свода земельных балансов субъектов Российской Федерации.
Земельный баланс в связи с этим является основным документом, где ежегодно представляется структура земельного фонда в границах территории.
Земельный баланс на отчетную дату отражает итогпроизошедшего за год «движения» земель в результате предоставления земельных участков (изъятие и отвод), перевода земель из категории в категорию в соответствии с установленной процедурой, изменения вида угодья и формы собственности на землю, учтенного в специальной документации по ведению текущего учета наличия и распределения земель. При этом площадные характеристики учетных элементов меняются, неизменными остаются перечень учетных элементов и объект учета (площадь территории в границах – земельный фонд). В итоге всегда сумма площадей полученных категорий равна площади земельного фонда и сумма общих площадей земельных угодий также равна площади земельного фонда.
Обращаем Ваше внимание, что официальные значения общей площади земельного фонда субъектов Российской Федерации и России в границах территорий, используемые в настоящее время, получены (вычислены и введены в учет) и утверждены в установленном порядке в период действия единого порядка по государственному учету земель (до 1992 года) и до установления соответствующего нового порядка не подлежат изменению. Кроме этого, действовавший ранее порядок учета земель в административных границах не предусматривал включения в общую площадь земельного фонда земель, занятых внутренними морями и территориальным морем, за исключением тех участков, покрытых водой, которые вошли в состав землеотвода для строительства и эксплуатации гидротехнических (и других) сооружений или других видов использования.
Отчетная документация
Документы, входящие в отчет о наличии и распределении земель:
3.1. Формы федерального государственного статистического наблюдения:
1. Форма № 22-С* «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности (форма № 22-1**)»;
2. Форма № 22-У «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям (форма № 22-2)»;
3. Форма № 23-О «Сведения о формах собственности земель используемых предприятиями, организациями, хозяйствами, обществами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции (форма №22-3 /организации/)»;
4. Форма № 23-Г«Сведения о правах, на которых использовали землю граждане (объединения граждан), занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (форма № 22-3 /граждане/)»;
5. Форма № 24-О «Сведения о наличии земель у предприятий, организаций, хозяйств, обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции (форма № 22-4 /организации/)»;
6. Форма № 24-Г «Сведения о наличии земель у граждан (объединений граждан), занимающихся производством сельскохозяйственной продукции (форма № 22-4 /граждане/)»;
7. Форма № 25-Г «Сведения о распределении общих площадей городских населенных пунктов по видам использования земель и формам собственности (форма № 22-5)»;
8. Форма № 26-С «Сведения о распределении общих площадей сельских населенных пунктов по видам использования земель и формам собственности (форма № 22-6)»;
9. Форма № 24-а «Сведения о состоянии мелиорированных земель /орошение/ (приложение № 1 к форме №22-4 /организации, граждане/)»;
10. Форма № 24-б«Сведения осостоянии мелиорированных земель /осушение/ (приложение № 2 к форме № 22-4 /организации, граждане/)».
11. Формы № 22-У- «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям (форма № 22-2)» по административным районам, городам областного, краевого, республиканского и федерального значения.
3.2. Таблицы (приложение к докладу о состоянии и использовании земель):
1. Форма № 2-Т1 (таблица № 1) – Сведения о землях запредельного пользования;
2. Форма № 2-Т2 (таблица № 2) – Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции;
3. Форма № 2-ТА (таблица № 2а) – Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельхозпродукции (на орошаемых землях);
4. Форма № 2-ТБ (таблица № 2б) – Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельхозпродукции (на осушаемых землях);
5. Форма № 2-Т3 (таблица № 3) - Сведения об отводе земель для государственных и общественных надобностей;
6. Форма № 2-Т4 (таблица № 4) – Сведения об изменении общих площадей по категориям земель;
7. Форма № 2-Т5 (таблица № 5) – Сведения о землях, находящихся в частной собственности;
8. Форма № 2-Т6 (таблица № 6) – Сведения о правах на земельные участки, предоставленных гражданам.
3.3 Справка о взаимном согласовании земель запредельного пользования (по угодьям и категориям):
3.4 Копии документов (решений, постановлений и т.п.), подтверждающих основные изменения отчетных данных.
* В начале строки указаны коды форм отчетности, используемые при централизованной автоматизированной обработке данных в программных комплексах.
** В скобках указаны коды форм федерального государственного статистического наблюдения, утверждаемые Росстатом.