Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1. Белунова, Н. И. Практический курс современного русского языка: учеб.-метод
Основная литература:
1. Белунова, Н. И. Практический курс современного русского языка: учеб.-метод. Пособие / Н.И. Белунова, Н.И. Зайцева. – СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2006.
2. Валгина, Н.С. Современный русский язык. Синтаксис: Учеб. / Н.С. Валгина. – М: Высшая школа, 2003.
3. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: Учеб.пособие для вузов / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2003.
4. Воробьева, Г.Ф. Современный русский язык: Контрольные упражнения по синтаксису / Г.Ф. Воробьева, Т.Г. Почтенная. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
5. Гайсина, Р.М. Практический синтаксис: Схемы и образцы анализа. Упражнения. – Уфа: РИО БашГУ, 2007.
6. Золотова, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса/ Г.А. Золотова. – М.: Едиториал УРСС, 2003.
7. Милославский, И.Г. Культура речи и русская грамматика: курс лекций /И.Г.Милославский. – М: Ступени; Инфра. – М, 2002.
8. Практический курс современного русского языка: сборник упражнений: учеб. пособие/ П.А. Лекант, Н.А. Герасименко, М.В. Дегтярева; под ред. П.А. Леканта. – М.: Высш. шк., 2003.
9. Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие для вузов/ П.А. Лекант, В.В. Леденёва, Т.В. Маркелова, М.Ф. Тузова; под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001.
10. Современный русский язык / под ред. П.А. Леканта. – М., 2001.
11. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студ.высш. учеб. заведений в 2-х ч., ч.2. Морфология. Синтаксис/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова; под. ред. Е.И. Дибровой. – М: Академия, 2006.
12. Современный русский язык: синтаксис: рабочая учебная программа дисциплины для студентов специальности 031001 "Филология"/ сост. Е.А. Будько, Э.Р. Мардиева. – Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2007.
13. Сиротинина, О.Б. Лекции по синтаксису русского языка: Учеб.пособие / О.Б. Сиротинина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Едиториал УРСС, 2003.
14. Панюшева, М.С. Современный русский язык: Практикум по синтаксису: Учеб. пособие для вузов/ М.С.Панюшева, Г.С.Шалимова. - М: Дрофа, 2003.
15. Панюшева, М.С. Современный русский язык: практикум по пунтуации: учеб. пособие для вузов/ М.С. Панюшева, Г.С. Шалимова. – М.: Дрофа, 2004.
16. Русские глагольные предложения: экспериментальный синтаксический словарь/ под общ. ред. Л.Г. Бабенко. – М.: Флинта, Наука, 2002.
17. Современный русский литературный язык: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
18. Современный русский язык: тесты: учеб. пособие/ под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М.: Изд. центр "Академия", 2002.
19. Современный русский язык: Практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2004.
20. Черемисина-Ениколопова, Н. В. Законы и правила русской интонации: учеб. пособие/ Н.В. Черемисина-Ениколопова. – М.: Флинта, Наука, 1999.
21. Шубина, Н.Л. Пунктуация современного русского языка: учеб. для студ. вузов / Н.Л. Шубина. – М.: Издательский центр Академия, 2006.
Дополнительная литература:
1. Бабайцева, В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 1988.
2. Валгина, Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец вузов. – М., 1987.
3. Валгина, Н.С. Русская пунктуация: Принципы и назначение: Пособие для учителей. – М., 1983.
4. Валгина, Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. – М., 1983.
5. Гайсина, Р.М. Синтаксис современного русского языка: Теория, схемы и образцы анализа. Упражнения: Учебное пособие: В 2 ч./ Изд-е БашГУ.– Уфа, 2001, 2006.
6. Грамматика русского языка. Т.2: Синтаксис. – М., 1960.
7. Грамматика современного русского литературного языка. – М., 1970.
8. Золотова, Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М, 1973.
9. Золотова, Г.А. Коммуникативный аспект русского синтаксиса. – М., 1982.
10. Золотова, Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998.
11. Ковтунова, ИИ. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение. – М., 1976.
12. Краткая русская грамматика / Белоусов В.Н., Ковтунова И.И, Кручинина И.Н. и др.; Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. – М., 1989.
13. Лекант, П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1986.
14. Распопов, И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. – М., 1970.
15. Распопов, И.П., Ломов, A.M. Основы русской грамматики: Морфология и синтаксис. - Воронеж, 1984. – С. 249-255.
16. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М, 1997.
17. Русская грамматика. В 2-х тт.: Том 2 .– М., 1980.
18. Сиротинина, О.Б. Порядок слов в русском языке.– Саратов, 1965.
19. Скобликова, ЕС. Очерки по теории словосочетания и предложения. – Саратов, 1990.
20. Современный русский язык / Белошапкова В.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981.
21. Современный русский язык: В 3 ч. - Ч.З: Синтаксис. Пунктуация / Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – М., 1987.
22. Современный русский язык: Учебник. Фонетика, Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Под ред. Л.А. Новикова. – СПб, 2003.
23. Шанский, И.М., Распопов И.П., Тихонов А.Н., Филиппов А.В. Современный русский литературный язык /Под ред. Н. Шанского. – Л., 1987.
24. Чеснокова, Л.Д. Проблема членов предложения в теоретическом и методическом аспектах. – Таганрог, 1996.
25. Чеснокова, Л.Д. Связи слов в русском языке. – М., 1980.
26. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка. – Л., 1941.
27. Шварцкопф, Б.С. Современная русская пунктуация: Система и ее функционирование. – М., 1988.
28. Шмелев, Д.Н. Синтаксическая членимость высказываний в современном русском языке. – М, 1976.
Программное и коммуникационное обеспечение:
1. Интерактивные словари русского языка: www. slovari. ru
2. Информационно-справочный портал «Русский язык»: www. gramota. ru
3. Кабинет русского языка и литературы: ruslit.ioso.ru
4. Образовательный портал «Учеба»: www. ucheba. com
5. Портал русского языка «ЯРУС»
6. Русский филологический портал: www. philology. ru
7. Сайт Центра развития русского языка: www. ruscentr. ru
8. Сайт «Культура письменной речи»: www. gramma. ru
9. Сайт «Словесник»: www. slovesnik. ru
10. Этимологические словари: etymolog.ruslang.ru
Методические рекомендации по подготовке к
ЭКЗАМЕНу ПО СИНТАКСИСУ современного
русского языка
Экзамен по синтаксису в соответствии с учебным планом состоится в V и VI семестрах.
Экзамен проводится по билетам, который состоит из двух частей – теоретической части, включающей два вопроса по теоретическим и теоретико-описательным проблемам синтаксиса, и практической части, включающей текст, предназначенный для полного синтаксического анализа, осуществляемого по соответствующей схеме (см. ниже Приложение 6 «Схемы синтаксического анализа сложного предложения»).
К экзамену допускаются студенты:
а) имеющие допуск – минимум 25 б. за текущую работу в течение семестра;
б) сдавшие самостоятельные работы за V и VI семестры.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ
Студент считается аттестованным на «отлично», если его ответ соответствует следующим требованиям:
I. По теоретическим вопросам билета:
1) умение вписать теоретические вопросы билета в содержательно-логическую структуру дисциплины;
2) правильный, логичный, аргументированный ответ на вопросы билета;
3) научный стиль изложения, использование необходимых терминов;
4) хороший иллюстративный материал.
II. По практическому вопросу билета:
1) полный, правильный синтаксический и пунктуационный разбор (в соответствии со схемой) сложной синтаксической конструкции и отдельных ее составных частей;
2) правильная графическая схематизация структуры сложного предложения и простых предложений в его составе.
Студент считается аттестованным на «хорошо», если его ответ соответствует следующим требованиям:
I. По теоретическим вопросам билета:
1) умение вписать теоретические вопросы билета в содержательно-логическую структуру дисциплины, допуская незначительные неточности;
2) правильный, логичный, аргументированный, но недостаточно полный ответ на вопросы билета;
3) научный стиль изложения, использование необходимых терминов с отдельными неточностями;
4) недостаточность иллюстративного материала.
II. По практическому вопросу билета:
1) незначительные ошибки при синтаксическом анализе;
2) незначительные ошибки в графической схеме сложного предложения и в структурной схеме простых предложений в его составе.
Студент считается аттестованным на «удовлетворительно», если:
I. По теоретическим вопросам билета:
1) допускает ошибки в определении места теоретических вопросов билета в содержательно-логической структуре дисциплины;
2) ответ на вопросы билета нелогичный, неаргументированный, с серьезными ошибками;
3) не выдержан научный стиль изложения, используется лишь незначительная часть необходимой терминологии;
4) иллюстративный материал недостаточный и довольно примитивный;
5) положительно, хотя и не всегда уверенно, реагирует на наводящие вопросы.
II. По практическому вопросу билета:
1) допускает серьезные ошибки в синтаксическом разборе;
2) обнаруживает неуверенность при составлении графической схемы сложного предложения и при выявлении структурной схемы простых предложений в его составе.
Студент считается аттестованным на «неудовлетворительно», если:
I. По теоретическим вопросам билета:
1) не видит логики дисциплины и не может вписать вопросы билета в ее содержательно-логическую структуру;
2) обнаруживает фрагментарные, не связанные между собой и весьма примитивные знания, в ответе на вопросы билета отсутствует логика, студент имеет весьма смутные представления о лингвистической аргументации;
3) очень слабо владеет научным стилем, научной терминологией изучаемой дисциплины;
4) не может подобрать необходимый иллюстративный материал;
5) весьма слабо ориентируется в сути наводящих вопросов.
II. По практическому вопросу билета:
1) допускает серьезные ошибки в синтаксическом разборе;
2) имеет слабое представление о схематическом представлении структуры сложного предложения и простых предложений в его составе.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Примечание: Нижеприведенные схемы анализа конструкций с различными типами синтаксической связи, словосочетания и простого предложенияразработаны докт. филол. наук, проф. кафедры современного русского языкознания Башгосуниверситета Р.М. Гайсиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема анализа примыкания
1. Выделите из представленных синтаксических конструкций сочетания, в которых реализуется присловная подчинительная связь примыкание; найдите опорный (отметьте его сверху знаком х «крестик») и зависимый (примыкающий) компоненты.
2. Определите часть речи или форму примыкающего компонента.
3. Назовите типы примыкания:
- по опорному слову: приглагольное, присубстантивное, приадъективное, принаречное, при безлично-предикативных словах, прикомпаративное, принумеративное, приместоименное;
- по силе связи: сильное или слабое, аргументируйте ответ:
4. Охарактеризуйте тип выражаемых отношений.
Образец анализа
Говорить вслух
Опорный компонент говорить – глагол,зависимый компонент вслух – наречиесо значением образа действия. Примыкание приглагольное, слабое, поскольку опорное имя не имеет валентности на обстоятельство времени; примыкание выражает обстоятельственные отношения.
Беседа по вечерам
Опорный компонент беседа – имя существительное, зависимый компонент по вечерам – свободная синтаксема, представленная формой дательного падежа имени существительного с предлогом по со значением времени (значение времени сохраняется у этой синтаксемы и вне контекста). Падежное примыкание присубстантивное, слабое, поскольку опорное имя является абсолютивным и не имеет валентности на обстоятельство времени; падежное примыкание выражает синкретичные, а именно определительно-временные отношения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема анализа УПРАВЛЕния
1. Выделите из представленных синтаксических конструкций сочетания, в которых реализуется присловная подчинительная связь управления. Найдите опорный (управляющий) и зависимый (управляемый) компоненты.
2. Охарактеризуйте типологию управления:
- тип по частеречной принадлежности опорного слова: глагольное, субстантивное, адъективное, наречное, безлично-предикативных слов, компаративное, нумеративное, местоименное;
- по силе связи: сильное или слабое; аргументируйте ответ;
- по количеству управляемых форм: одиночное, двойное, тройное;
- по наличию / отсутствию предлога: предложное или беспредложное: определите падежную форму управляемого компонента и предлог;
- по возможности варьирования падежной формы управляемого компонента при данном управляющем: вариативное или невариативное; аргументируйте ответ.
3. Определите тип выражаемых отношений.
4. Найдите падежные формы, связь которых с опорным словом можно квалифицировать как падежное (именное) примыкание; аргументируйте ответ.
Образец анализа
Слушать пение
Опорный (управляющий) компонент – глагол слушать, управляемый – имя существительное в В.п. пение. Управление приглагольное, сильное (так как опорный глагол является релятивным и требует обязательного своего распространения), одиночное, беспредложное, невариативное.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3