Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1. Белунова, Н. И. Практический курс современного русского языка: учеб.-метод

Основная литература:

1. Белунова, Н. И. Практический курс современного русского языка: учеб.-метод. Пособие / Н.И. Белунова, Н.И. Зайцева. – СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2006.

2. Валгина, Н.С. Современный русский язык. Синтаксис: Учеб. / Н.С. Валгина. – М: Высшая школа, 2003.

3. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: Учеб.пособие для вузов / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2003.

4. Воробьева, Г.Ф. Современный русский язык: Контрольные упражнения по синтаксису / Г.Ф. Воробьева, Т.Г. Почтенная. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

5. Гайсина, Р.М. Практический синтаксис: Схемы и образцы анализа. Упражнения. – Уфа: РИО БашГУ, 2007.

6. Золотова, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса/ Г.А. Золотова. – М.: Едиториал УРСС, 2003.

7. Милославский, И.Г. Культура речи и русская грамматика: курс лекций /И.Г.Милославский. – М: Ступени; Инфра. – М, 2002.

8. Практический курс современного русского языка: сборник упражнений: учеб. пособие/ П.А. Лекант, Н.А. Герасименко, М.В. Дегтярева; под ред. П.А. Леканта. – М.: Высш. шк., 2003.

9. Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие для вузов/ П.А. Лекант, В.В. Леденёва, Т.В. Маркелова, М.Ф. Тузова; под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001.

10. Современный русский язык / под ред. П.А. Леканта. – М., 2001.

11. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студ.высш. учеб. заведений в 2-х ч., ч.2. Морфология. Синтаксис/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова; под. ред. Е.И. Дибровой. – М: Академия, 2006.

12. Современный русский язык: синтаксис: рабочая учебная программа дисциплины для студентов специальности 031001 "Филология"/ сост. Е.А. Будько, Э.Р. Мардиева. – Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2007.

13. Сиротинина, О.Б. Лекции по синтаксису русского языка: Учеб.пособие / О.Б. Сиротинина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

14. Панюшева, М.С. Современный русский язык: Практикум по синтаксису: Учеб. пособие для вузов/ М.С.Панюшева, Г.С.Шалимова. - М: Дрофа, 2003.

15. Панюшева, М.С. Современный русский язык: практикум по пунтуации: учеб. пособие для вузов/ М.С. Панюшева, Г.С. Шалимова. – М.: Дрофа, 2004.

16. Русские глагольные предложения: экспериментальный синтаксический словарь/ под общ. ред. Л.Г. Бабенко. – М.: Флинта, Наука, 2002.

17. Современный русский литературный язык: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.

18. Современный русский язык: тесты: учеб. пособие/ под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М.: Изд. центр "Академия", 2002.

19. Современный русский язык: Практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2004.

20. Черемисина-Ениколопова, Н. В. Законы и правила русской интонации: учеб. пособие/ Н.В. Черемисина-Ениколопова. – М.: Флинта, Наука, 1999.

21. Шубина, Н.Л. Пунктуация современного русского языка: учеб. для студ. вузов / Н.Л. Шубина. – М.: Издательский центр Академия, 2006.

Дополнительная литература:

1. Бабайцева, В.В. Система членов предложения в современном рус­ском языке. – М., 1988.

2. Валгина, Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец вузов. – М., 1987.

3. Валгина, Н.С. Русская пунктуация: Принципы и назначение: Пособие для учителей. – М., 1983.

4. Валгина, Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. – М., 1983.

5. Гайсина, Р.М. Синтаксис современного русского языка: Теория, схемы и образцы анализа. Упражнения: Учебное пособие: В 2 ч./ Изд-е БашГУ.– Уфа, 2001, 2006.

6. Грамматика русского языка. Т.2: Синтаксис. – М., 1960.

7. Грамматика современного русского литературного языка. – М., 1970.

8. Золотова, Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского язы­ка. – М, 1973.

9. Золотова, Г.А. Коммуникативный аспект русского синтаксиса. – М., 1982.

10. Золотова, Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Ком­муникативная грамматика русского языка. – М., 1998.

11. Ковтунова, ИИ. Современный русский язык: Порядок слов и ак­туальное членение. – М., 1976.

12. Краткая русская грамматика / Белоусов В.Н., Ковтунова И.И, Кручинина И.Н. и др.; Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. – М., 1989.

13. Лекант, П.А. Синтаксис простого предложения в современном рус­ском языке. – М., 1986.

14. Распопов, И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. – М., 1970.

15. Распопов, И.П., Ломов, A.M. Основы русской грамматики: Мор­фология и синтаксис. - Воронеж, 1984. – С. 249-255.

16. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М, 1997.

17. Русская грамматика. В 2-х тт.: Том 2 .– М., 1980.

18. Сиротинина, О.Б. Порядок слов в русском языке.– Саратов, 1965.

19. Скобликова, ЕС. Очерки по теории словосочетания и предложе­ния. – Саратов, 1990.

20. Современный русский язык / Белошапкова В.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981.

21. Современный русский язык: В 3 ч. - Ч.З: Синтаксис. Пунктуация / Ба­байцева В.В., Максимов Л.Ю. – М., 1987.

22. Современный русский язык: Учебник. Фонетика, Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Под ред. Л.А. Новикова. – СПб, 2003.

23. Шанский, И.М., Распопов И.П., Тихонов А.Н., Филиппов А.В. Современный русский литературный язык /Под ред. Н. Шанского. – Л., 1987.

24. Чеснокова, Л.Д. Проблема членов предложения в теоретическом и методическом аспектах. – Таганрог, 1996.

25. Чеснокова, Л.Д. Связи слов в русском языке. – М., 1980.

26. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка. – Л., 1941.

27. Шварцкопф, Б.С. Современная русская пунктуация: Система и ее функционирование. – М., 1988.

28. Шмелев, Д.Н. Синтаксическая членимость высказываний в совре­менном русском языке. – М, 1976.

Программное и коммуникационное обеспечение:

1. Интерактивные словари русского языка: www. slovari. ru

2. Информационно-справочный портал «Русский язык»: www. gramota. ru

3. Кабинет русского языка и литературы: ruslit.ioso.ru

4. Образовательный портал «Учеба»: www. ucheba. com

5. Портал русского языка «ЯРУС»

6. Русский филологический портал: www. philology. ru

7. Сайт Центра развития русского языка: www. ruscentr. ru

8. Сайт «Культура письменной речи»: www. gramma. ru

9. Сайт «Словесник»: www. slovesnik. ru

10. Этимологические словари: etymolog.ruslang.ru

Методические рекомендации по подготовке к

ЭКЗАМЕНу ПО СИНТАКСИСУ современного

русского языка

Экзамен по синтаксису в соответствии с учебным планом состоится в V и VI семестрах.

Экзамен проводится по билетам, который состоит из двух частей – теоретической части, включающей два вопроса по теоретическим и теоретико-описательным проблемам синтаксиса, и практической части, включающей текст, предназначенный для полного синтаксического анализа, осуществляемого по соответствующей схеме (см. ниже Приложение 6 «Схемы синтаксического анализа сложного предложения»).

К экзамену допускаются студенты:

а) имеющие допуск – минимум 25 б. за текущую работу в течение семестра;

б) сдавшие самостоятельные работы за V и VI семестры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ

Студент считается аттестованным на «отлично», если его ответ соответствует следующим требованиям:

I. По теоретическим вопросам билета:

1) умение вписать теоретические вопросы билета в содержательно-логическую структуру дисциплины;

2) правильный, логичный, аргументированный ответ на вопросы билета;

3) научный стиль изложения, использование необходимых терминов;

4) хороший иллюстративный материал.

II. По практическому вопросу билета:

1) полный, правильный синтаксический и пунктуационный разбор (в соответствии со схемой) сложной синтаксической конструкции и отдельных ее составных частей;

2) правильная графическая схематизация структуры сложного предложения и простых предложений в его составе.

Студент считается аттестованным на «хорошо», если его ответ соответствует следующим требованиям:

I. По теоретическим вопросам билета:

1) умение вписать теоретические вопросы билета в содержательно-логическую структуру дисциплины, допуская незначительные неточности;

2) правильный, логичный, аргументированный, но недостаточно полный ответ на вопросы билета;

3) научный стиль изложения, использование необходимых терминов с отдельными неточностями;

4) недостаточность иллюстративного материала.

II. По практическому вопросу билета:

1) незначительные ошибки при синтаксическом анализе;

2) незначительные ошибки в графической схеме сложного предложения и в структурной схеме простых предложений в его составе.

Студент считается аттестованным на «удовлетворительно», если:

I. По теоретическим вопросам билета:

1) допускает ошибки в определении места теоретических вопросов билета в содержательно-логической структуре дисциплины;

2) ответ на вопросы билета нелогичный, неаргументированный, с серьезными ошибками;

3) не выдержан научный стиль изложения, используется лишь незначительная часть необходимой терминологии;

4) иллюстративный материал недостаточный и довольно примитивный;

5) положительно, хотя и не всегда уверенно, реагирует на наводящие вопросы.

II. По практическому вопросу билета:

1) допускает серьезные ошибки в синтаксическом разборе;

2) обнаруживает неуверенность при составлении графической схемы сложного предложения и при выявлении структурной схемы простых предложений в его составе.

Студент считается аттестованным на «неудовлетворительно», если:

I. По теоретическим вопросам билета:

1) не видит логики дисциплины и не может вписать вопросы билета в ее содержательно-логическую структуру;

2) обнаруживает фрагментарные, не связанные между собой и весьма примитивные знания, в ответе на вопросы билета отсутствует логика, студент имеет весьма смутные представления о лингвистической аргументации;

3) очень слабо владеет научным стилем, научной терминологией изучаемой дисциплины;

4) не может подобрать необходимый иллюстративный материал;

5) весьма слабо ориентируется в сути наводящих вопросов.

II. По практическому вопросу билета:

1) допускает серьезные ошибки в синтаксическом разборе;

2) имеет слабое представление о схематическом представлении структуры сложного предложения и простых предложений в его составе.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Примечание: Нижеприведенные схемы анализа конструкций с различными типами синтаксической связи, словосочетания и простого предложенияразработаны докт. филол. наук, проф. кафедры современного русского языкознания Башгосуниверситета Р.М. Гайсиной.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема анализа примыкания

1. Выделите из представленных синтаксических конструкций соче­тания, в которых реализуется присловная подчинительная связь примыка­ние; найдите опорный (отметьте его сверху знаком х «крестик») и зависи­мый (примыкающий) компоненты.

2. Определите часть речи или форму примыкающего компонента.

3. Назовите типы примыкания:

- по опорному слову: приглагольное, присубстантивное, приадъек­тивное, принаречное, при безлично-предикативных словах, прикомпара­тивное, принумеративное, приместоименное;

- по силе связи: сильное или слабое, аргументируйте ответ:

4. Охарактеризуйте тип выражаемых отношений. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1. Белунова, Н. И. Практический курс современного русского языка: учеб.-метод - student2.ru

Образец анализа

Говорить вслух

Опорный компонент говорить – глагол,зависимый компонент вслух – наречиесо значением образа действия. Примыкание приглагольное, слабое, поскольку опорное имя не имеет валентности на обстоя­тельство времени; примыкание выражает обстоятельственные отношения.

Беседа по вечерам

Опорный компонент беседа – имя суще­ствительное, зависимый компонент по вечерам – свободная синтаксема, представленная формой дательного падежа имени суще­ствительного с предлогом по со значением времени (значение времени сохраняется у этой синтаксемы и вне контекста). Падеж­ное примыкание присубстантивное, слабое, поскольку опорное имя является абсолютивным и не имеет валентности на обстоя­тельство времени; падежное примыкание выражает синкретичные, а именно определительно-временные отношения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема анализа УПРАВЛЕния

1. Выделите из представленных синтаксических конструкций сочетания, в которых реализуется присловная подчинительная связь управле­ния. Найдите опорный (управляющий) и зависимый (управляемый) компоненты.

2. Охарактеризуйте типологию управления:

- тип по частеречной принадлежности опорного слова: глагольное, субстантивное, адъективное, наречное, безлично-предикативных слов, компаративное, нумеративное, местоименное;

- по силе связи: сильное или слабое; аргументируйте ответ;

- по количеству управляемых форм: одиночное, двойное, тройное;

- по наличию / отсутствию предлога: предложное или бес­предложное: определите падежную форму управляемого компонента и предлог;

- по возможности варьирования падежной формы управляемого компонента при данном управляющем: вариативное или невариативное; аргументируйте ответ.

3. Определите тип выражаемых отношений.

4. Найдите падежные формы, связь которых с опорным словом мож­но квалифицировать как падежное (именное) примыкание; аргументируй­те ответ.

Образец анализа

Слушать пение

Опорный (управляющий) компонент – глагол слушать, управляемый – имя существительное в В.п. пение. Управление при­глагольное, сильное (так как опорный глагол является релятивным и требует обязательного своего распространения), одиночное, беспредложное, невариативное.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Наши рекомендации