Жанровое своеобразие библейского текста.
Михеева Алиса.
Любого читателя Библия буквально поражает разнообразием литературных жанров — это и историческая хроника (Книги Царств, Паралипоменон), и лирика, поэзия (Песни Песней Соломона, Псалтирь, Книга Иова), притчи (Книга Притчей Соломоновых, Книга Екклесиаста), биографии (Евангелия), дневники (Деяния апостолов), аллегория (Откровение), пророчества (Книги пророков), законы (Книги Левит, Числа, Второзаконие) и др.
Ни в одной другой книге не только не присутствуют все эти жанры одновременно, но даже наличие 2-3 из них является огромной редкостью.
(Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.
Литературные жанры — группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).)
Впервые важность анализа лит. Ж., характерных для Свящ. Писания, была отмечена в трудах Гердера, Якимова и особенно Гункеля. Огромное значение им придавали богословы школы "истории форм". В католич. библеистике проблема лит. Ж. была поставлена в кон. 19 в. Лагранжем, а позднее изучение ее санкционировалось папы Пия XII (1943). Анализ библ. Ж. строится на основе изучения Ж., известных культурам Древнего Востока и античности, и тех, к-рые были выработаны в процессе создания самой свящ. письменности. Ниже приводится в алфавитном порядке перечень основных библ. Ж. с краткими их характеристиками.
1. Агада́ (евр. אגדה — сказание, повествование), назидательный комментарий к Писанию, но не имеющий канонич. характера. Агада имеет вид притчи, легенды, пословицы, изречения. По содержанию она имеет нравственно-назидательный характер и включает в себя богосл. размышления, историософские сказания. Нередко агада передавала и древние представления о природе. Христос Спаситель изредка прибегал к этой форме поучения (Мф 12:40—42; Мк 10:2—9; 12:28—31).
2. Апокалиптический Ж., жанр, утвердившийся в библейской и апокрифич. письменности начиная с последних веков перед Р. Х. А. л. посвящена метаистории, или тайнам божественного Промысла, являемым в историч. событиях. А. л. генетически связана с писаниями пророков, и нек-рые пророческие книги принадлежат к этой категории (Иез, Дан, Иоил, Зах).
В НЗ к этому жанру относится *Малый апокалипсис Евангелий (Мф 24; Мк 13:3—37; Лк 21:5—36) и Откровение Иоанна. В целом А. л. характеризуется след. чертами: 1) она чаще всего анонимна или псевдонимна (см. ст. Авторство в библ. мире); авторы ее не выступают, подобно пророкам, как активные участники церк. и обществ. жизни своего времени; 2) апокалиптики постоянно прибегают к сложной символике и аллегориям, требующим истолкования; их писания насыщены загадочными и впечатляющими образами, нередко навеянными необузданной фантазией Востока; 3) авторы А. л. любят выражать свое учение с помощью символических чисел; 4) в ряде произведений А. л. чувствуется влияние дуализма и фатализма, причем последний проявляется особенно сильно. Апокалиптики верят, что весь ход мировой истории предопределен. 5) в А. л. большую роль играют образы духовных сил: ангелов и демонов; 6) в А. л. ясно обозначена поляризация мировых сил добра и зла и их противоборство.
3. Апология (греч. ἀπολογία — защитительная речь), Ж., преследующий цель защиты веры с помощью определ. доводов. В ВЗ образцом апологии служит Кн. Премудрости Соломона. Из неканонич. книг и *апокрифов к апологетич. лит-ре относятся 4 Макк и Послание Аристея к Филократу. Мотивы апологии встречаются и в НЗ (Деян 2:14—36; 7:2—53; Рим 1:18—8:39). Этот Ж. получил свое развитие у раннехрист. апологетов (мч. *Иустина Философа, свт. *Иринея Лионского и др.).
4. Аретология (от греч. ἀρετή — доблесть, храбрость), сказания о подвигах праведника, прославляющие силу Божью и добродетель праведника. У языч. писателей аретология широко представлена в биографиях героев. Элементы ее есть у *Филона Александрийского. В ВЗ аретологич. характер носят сказания о Моисее и пророках (Илии и Елисее).
5. Басня, форма назидательного рассказа, где в качестве героев действуют животные, растения и неодушевленные предметы. Басня в жанровом отношении близка к притче и *аллегории. В ВЗ содержатся две басни, в к-рых подразумеваются политич. события (Суд 9:8—15; 4 Цар 14:9). В обоих случаях действующими лицами являются деревья.
6. Биография и автобиография появились еще в древнем Египте. Их задача — изобразить жизнь к.-л. лица начиная с рождения. Элементы биографии содержатся в сказаниях о пророках (в доканонич. форме они могли быть полнее) и в Евангелиях, к-рые, однако, не могут быть причислены к жанру биографии, т. к. преследуют иные цели. То же следует сказать и о Деяниях.
7. Благословения и проклятия, устойчивые формулы культового характера, впервые появившиеся на Древнем Востоке (напр., егип. тексты проклятия врагам страны). В язычестве этот жанр был составной частью магических церемоний. В ВЗ благословения и проклятия взаимосвязаны, часто следуют одно за другим и употребляются в форме условий-предостережений (напр., Втор 28:2—14; 15—68). Формулы этого Ж. встречаются и в НЗ (напр., Мф 5:3—12), причем проклятие, т. е. отлучение от Бога, произносится крайне редко (Мк 11:12—14 и парал.). Проклятие греха и смерти снимается с человечества смертью и Воскресением Иисуса Христа (Гал 3:13—14).
8. Богослужебный устав, руководство для совершения ветхозав. культа (напр., Кн. Левит).
9. *Галаха. - изречения и своды уставов, фиксирующие религиозно-правовые обычаи в ветхозав
10. Генеалогия (греч. — γενεαλογία, евр. תולדות, ТОЛЕДО́Т — родословие, происхождение), перечень имен, призванный указать на родственную связь лиц, колен, племен и народов. Генеалогии наиболее характерны для Кн. Бытия, в частн. для текстов *Священнической традиции (см. ст. Четырех источников Пятикнижия теория). Цель этих генеалогий, по выражению *Тураева, утвердить идею "единства человечества" (ср. Деян 17:26). Источником их служили народные предания и документы Древнего Востока. Нередко в генеалогиях (напр., Быт 10) под личными именами подразумеваются целые народы (блж. *Августин, О Граде Божием, XVI, 3; см. ст. Эпонимы библейские). Насыщены генеалогиями и книги, относящиеся к циклу *Хрониста (1—2 Пар, 1 Езд, Неем). В них списки имен призваны показать непосредств. преемственность между ветхозав. Церковью *допленного периода и Церковью *Второго Храма периода (*иудейством). Генеалогии в Мф 1:1—16 и Лк 3:23—38 также приведены не просто для объективной информации, а для выражения веры в мессианство Господа, Его происхождения от Давида. Богословский характер генеалогии Мф подчеркнут тем, что в ней опущен ряд имен, чтобы получить усл. число 14 (к-рое является суммой двух свящ. семерок — см. ст. Символич. числа библейские — и в то же время соответствует цифровому значению евр. написания имени Давид: Д-4, В-6, Д-4). Генеалогия Лк восходит к Адаму в соответствии с универсалистским духом 3-го Евангелия.
11. Героический эпос, сказания о подвигах героев, к-рые заимствованы свящ. писателями из народных преданий. Этому Ж. свойственны *гиперболы и драматизм повествования. Наиболее характерным примером героич. эпоса являются сказания о судьях.
12. Гимн, молитвенное песнопение, первоначально предназначавшееся для обществ. богослужения; см. ст. Псалтирь.
13. Деяния (евр. מעשה, МААСЕ́ — деяние), форма ветхозав. учительной лит-ры, к-рая повествует об отд. знаменательных событиях в жизни праведников. Как полагают, этот лит. Ж. был одним из прототипов жанра Евангелий, хотя маасе носили фрагментарный, эпизодич. характер. Примерами такого рода деяний могут считаться рассказы о пророках.
14. Доксология (от греч. δόξα — слава), славословие и благословение, обращенные к Богу. Иногда доксологии заключали в себе молитвы (1 Пар 16:8—36), а иногда молитвы ими начинались (Дан 2:20—23; Лк 1:68). Одной из форм доксологии является призыв славить Господа (Пс 28).
15. Евангелие, жанр, к-рый не существовал в ветхозав. лит-ре и возник в лоне христ. Церкви. Предшественниками Евангелий как лит. Ж. были биографии, деяния, аретологии, но писания евангелистов не тождественны ни одному из этих лит. видов; см. ст. Евангелия.
16. Завет. Под этим словом подразумеваются два лит. Ж.: а) формула заключения свящ. союза либо между равными по статусу партнерами (Быт 21:25—32), либо между сюзереном и вассалом (1 Цар 11:1) или между Богом и людьми (Быт 15; 17:1—14; см. ст.: Ветхий Завет; Новый Завет); б) наставление к.-л. лица, кончающего свой земной путь (Быт 49; Тов 14). В НЗ эта форма встречается в Ин 13:31—35; 16:32—33 и в Деян 20:17—35. Достаточно характерна она для *апокрифов, как ветхозав. (Завет двенадцати патриархов), так и новозав. (Успение Блаженной Девы Марии).
17. Загадка (евр. חידה, ХИДА́), иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания (Суд 14:14). Загадкам присущ оттенок иронии, они близки к Ж. басни и притчи. Однако загадки рассматривались не просто как игра, а как проверка силы разума. Соломон славился своим умением разгадывать загадки (3 Цар 10:1—3). Как лит. Ж. загадки иногда использовались пророками (Иез 17:2 сл.).
18. *Закон. Термин "Закон" (евр. תורה, ТОРА́, греч. νόμος) имеет в Библии два значения: как синоним системы заповедей для обозначения религиозного учения (в т. ч. устного) в целом и как синоним *Пятикнижия в частности.
19. Летопись, объективное, бесстрастное повествование об историч. событиях. В самой Библии нет летописей в прямом смысле слова, но нек-рые разделы ВЗ, вероятно, заимствованы из летописей (напр., Ис 36—39). На летописи как на источники библ. книг есть указания в 3 Цар 14:19 и 1—2 Пар.
20. *Ло́гия. Литературный *жанр Л. восходит к ветхозав. временам; прообразом их служили *притчи (евр. משל, МАША́Л), т. е. краткие афоризмы, классический образец к-рых содержится в Кн. Притчей Соломоновых. В *междузаветный период и еванг. эпоху поучения наставников принято было заучивать наизусть
21. *Макаризм. литературный *жанр свящ. новозав. письменности. Представляет собой перечень тех, на ком почиет Божье благословение и кому даровано блаженство. Важнейшие примеры: девять М. в *Нагорной проповеди (Мф 5:3—11), четыре в параллельной версии (Лк 6:20—22) и семь М. в Откр
22. Мидра́ш (евр. מדרש — комментарий), сказание или поучение, являющееся толкованием свящ. текста. Этот Ж. появился в *междузаветный период как плод размышления над Словом Божьим. Мидраш существовал в двух формах: как агада и как галаха (см. выше).
23. *Миф. Слово М., греч. μυ̃θος — предание, встречается в ВЗ всего один раз (Сир 20:19; син. пер. "басня") и имеет значение притчи. В НЗ этот термин употреблен неоднократно, с явно негативным оттенком (2 Петр 1:16; 1 Тим 1:4; Тит 1:14). В философии, религиоведении и экзегетике вопрос об отношении между Библией и М. решается неоднозначно, в зависимости от того, что вкладывается в понятие М.
24. Песни, разнообразные по характеру произведения библ. поэзии. Нередко они сопровождались музыкой и танцем (Исх 15:20 сл.). Песни отличались широким диапазоном. Достаточно назвать трудовые песни (Числ 21:17—18), иронические (Числ 21:27—30), сторожевые (Ис 21:11—12), свадебные (отраженные в Песн), траурные (Иер 9:17 сл.: Ам 5:16—18), победные песни (Суд 5). Классической надгробной песнью является песнь Давида на смерть Саула и Ионафана (2 Цар 1:17—27).
25. Письмо, переписка между частными лицами. В ВЗ примерами могут служить письмо Давида к Иоаву (2 Цар 11:15) и письмо Иеремии (Иер 29:1—28). Эллинистич. документы, изученные *Дайссманном, показали, что послания ап. Павла во многом приближаются к Ж. частной переписки. Обычно такая переписка шла по установившемуся шаблону: 1) имя отправителя и адресата (напр., "Аминта приветствует Зенона"); 2) благодарение богам; 3) изложение просьб, наставления, предостережения, описание жизненных обстоятельств; 4) приветствия и добрые пожелания. Подобную же схему находим и у ап. Павла.
26. Послание (греч. ἐπιστολή — эпистола), Ж., широко известный в греко-римском мире и характерный для НЗ. В отличие от частной корреспонденции эпистолы были "открытыми письмами", обращенными к целым общинам, и содержали вероучительные и нравств. наставления. Послания ап. Павла были одновременно и эпистолами и письмами, включая при этом элементы Ж. доксологий, молитв и гимнов. В антич. и новозав. эпистолах часто применялись лит. изобразительные средства (см. ст. Поэтика Библии).
27. Пословица, обычно краткое, устойчивое в речевом обиходе изречение. В библ. тексте пословицы имеют две формы. 1. Простая пословица посвящена одной теме, напр.: "Какова мать, такова и дочь" (Иез 16:44); "Врач! исцели самого себя" (Лк 4:23). 2. Сложная пословица, как правило, имеет две темы, связанные между собой, напр.: "Венец славы — седина, которая находится на пути правды" (Притч 16:31); "Пес возвращается на свою блевотину" и "вымытая свинья идет валяться в грязи" (2 Петр 2:22). Принято считать, что простые пословицы — чисто народного происхождения, а сложные — продукт лит. творчества (см. ст. Пословицы библейские).
28. Притча (евр. משל, МАША́Л — сравнение), небольшое назидательное изречение или рассказ. В ВЗ под словом машал обычно подразумевается афоризм (характерный пример — Кн. Притчей Соломона). Подобную же, но более сложную форму притчи мы находим и в Евангелии (напр., Мф 5:13). Там же впервые появляются притчи-рассказы как важнейший элемент проповеди (хотя притчи-рассказы не чужды и ВЗ, напр., 2 Цар 12:1—6). Среднее положение между афоризмом и рассказом занимает притча-сравнение (напр., Мф 11:16 сл., 13:44—50). По мнению нек-рых совр. экзегетов, притчи-рассказы в лит. отношении наиболее оригинальный еванг. Ж., начало к-рому положил Сам Господь Иисус. Нек-рые ветхозав. мидраши (см. выше) имеют сходство с еванг. притчами-рассказами. См. ст. Притчи евангельские.
29. Пророческие речения, произносившиеся первоначально обычно при Храме, а позднее собранные в книги. Для ранних пророческих речений характерна наглядность, эмоциональность, резкая смена образов, метафоричность. Речения эти начинаются формулой: "Так говорит Господь". Классич. форма этого Ж. ведет начало от проповеди прор. Амоса, хотя существовал он и раньше (Числ 24:15—24). Речения пророков облекались в поэтич. форму, удобную для запоминания, со свойственным древневост. поэзии параллелизмом (см. ст. Поэтика Библии). Пророки вносили в речения элементы различных Ж. (песнь, загадка, притча), иллюстрируя пророчества символич. действиями. Нек-рые проповеди Христа Спасителя по стилю близки к пророческим речениям (напр., Мф 23), но знаменательно, что в них никогда не встречается формула "Так говорит Господь".
30. Сказание, повествование, восходящее к *устной традиции, к-рое изложено в свободной, недокументальной форме, но говорит о реальных событиях (ср. со скандинавской сагой). К Ж. сказаний относятся рассказы о праотцах, патриархах, Моисее, Иисусе Навине и судьях.
31. Указ, письменно зафиксированное официальное правительственное постановление (напр., 1 Езд 7:11—26). Многочисл. их образцы содержат памятники Древнего Востока и эллинистич. времени.
Наличие в Библии разнообразных лит. Ж. обусловлено тем, что Слово Божье обращено к людям через посредство исторически сложившегося языка и лит. форм, свойственных той или иной эпохе. Понимание специфич. природы конкретного лит. Ж., присущего ему способа выражения мысли и изображения факта помогает наиболее адекватно понять смысл Свящ. Писания, ибо, по словам блж. Августина, "Писание имеет свой язык, а кто этого языка не знает, смущается" (Толкование на Ин, X, 2).