Методические рекомендации по подготовке студентов к составлению кроссвордов
1. На 1 семинарском занятии (тема № 11) студенты первой группы разбиваются на подгруппы, в составе которых они составляют кроссворд по расследованию отдельных видов преступлений (на знание терминологии) для другой группы и ключ к нему. Задание сдается преподавателю, который оценивает работу подгрупп по 5-балльной системе.
2. На 2 семинарском занятии (тема № 12) группы через преподавателя обменивается кроссвордами (ключ находится только у преподавателя), которые в течение семинарского занятия они должны решить в своих подгруппах. Задание (и замечания по составлению кроссворда, если таковые имеются) в конце занятия сдаются преподавателю, который оценивает работу по 5-балльной системе.
Таким образом, студенты получают две оценки: первую за составление кроссворда, вторую за решение.
Что нужно помнить при составлении кроссворда:
1. Кроссворд, задание к нему и ключ составляются на отдельных листах.
2. Загадывать следует лишь слова – существительные в единственном числе, именительном падеже, без сокращений, использования дефиса или уменьшительных суффиксов.
3. Задания должны содержать ясные, четкие краткие, но емкие определения (вопросы), указывая существительные, а не второстепенные признаки предметов, процессов, явлений.
4. Кроссворд должен включать в себя не меньше 15 терминов. Слова могут располагаться как по вертикали, так и по горизонтали.
5. Термины в первом кроссворде не должны повторяться. Слова в кроссворде должны располагаться через клетку, для того, чтобы не соприкасаться; горизонтальные и вертикальные строчки могут пересекаться.
6. Кроссворд может иметь любую графическую форму и сложность заданий.
Критерии оценки уровня знаний студентов на семинарском занятии:
Работа на семинарских занятиях традиционного типа оценивается по 5-балльной системе по следующим критериям:
«5» – ответ полный (все основные аспекты вопроса затронуты и освещены), использован не 1 литературный источник или нормативный акт (в т.ч. дополнительные источники), речь четкая, логичная, проведен анализ изученного материала.
«4» – раскрыты не все, но большинство аспектов вопроса, использован только 1 лит. источник (не учебник) или нормативный акт, выводы (анализ) неглубокие, речь четкая.
«3» – раскрыт 1 отдельный аспект вопроса (возможно даже не главный), использован только 1 лит. источник (учебник или даже учебное пособие) или нормативный акт без анализа изложенного материала (просто зачитан вслух), речь нечеткая (сбивчивая) либо материал изложен не совсем логично (много ненужного).
«2» – тема не раскрыта (студент не понимает сути вопроса, говорит не о том), использован в качестве источника только конспект лекций (в т.ч. чужой) или собственные поверхностные либо ошибочные рассуждения, речь сбивчивая, понятийный аппарат не употребляется, объем ответа не превышает нескольких предложений.
Дополнение – рассмотрены не главные, но имеющие отношение к теме интересные аспекты вопроса, к тому же расширяющие кругозор студентов (исторический аспект, сравнительная характеристика с положением другого государства, иные точки зрения, практические моменты), использованы дополнительные источники, речь четкая, объем ответа небольшой.