Брюсов и его римская тема
Блок об Италии:
Концепция блоковского цикла „Итальянские стихи” возникла в
1909 году во время путешествия поэта в Италию. показалась ему
Мрачной. Блок посвятил
Флоренции в „Итальянских стихах” большой цикл, в котором звучат и
разочарование, и тоска, и нежность, и грусть. Первое впечатление от
города обернулось разочарованием и горечью:
Умри, Флоренция, Иуда,
Исчезни в сумрак вековой! [4, с. 122].
Атрибуты современности – велосипеды, автомобили, базары,
многоэтажки, гостиницы – раздражают поэта. Лирический герой
стихотворения считает, что Флоренция предала саму себя.
Неоднократно в
стихотворном цикле Блока появляется образ пыли, который в „Неаполе”
Гумилёва трансформируется:
Но какой античной грязью
Полон город, и не вдруг
К золотому безобразью
Нас приучит буйный юг
„если у Блока … итальянская „пыль” – „всеевропейская”, то
есть новая, буржуазная, то у Гумилёва итальянская „грязь” – „античная”.
То есть благородно-древняя”
Стихотворение Гумилёва „Флоренция” с одноимённым циклом
Блока сближает общность интонации. За прекрасными видами
современного города лирический герой видит историческое прошлое
Флоренции, которое кажется ему кощунственным и мрачным:
Но, тайновидец дней минувших,
Твой взор мучительно следит
Ряды в бездонном потонувших
Тебе завещанных обид [6, с. 139].
В стихотворении Гумилёв изображает два костра, в одном из них
была сожжена „Леда” Леонардо да Винчи, а другой символизирует
близорукость и ханжество флорентийцев, изгнавших Данте и
позволивших Джиролонно Савонарола попытаться „исправить нравы” и
предать огню „аморальные” и „еретические” произведения искусства.
Для этого стихотворения характерны объективное восприятие прошлого
и мрачные интонации, сближающие произведение со стихами Блока.
Венеция изменила настроение поэта, дала возможность
увидеть перспективу мировой цивилизации, будущее в отношениях
между культурой, искусством и человеком. Действие стихотворения
происходит ночью, поэт передаёт читателю мрачные виденья своего
героя, где „На башне, с песнию чугунной,/ Гиганты бьют полночный
час. / Марк утопил в лагуне лунной/ Узорный свой иконостас” [4, с. 120].
Традиционные приметы Венеции – гондолы, арки дворцы, собор
Сан Марко – всё превращается в декорацию блоковской фантасмагории.
Стихотворение Гумилёва „Венеция” может быть сопоставлено с
венецианским циклом Блока. Гумилёв так же, как и Блок, изображает
город ночью, когда „Гиганты на башне / Гулко ударили три” [6, с. 140].
Поэт передаёт свои впечатления от ночной Венеции, где он постиг
красоту и неповторимость „огней на лагуне”, „льва на колонне”,
„голубиного хора вздох, воркованье и плеск”. Гумилёв, описывая
традиционные атрибуты Венеции, избегает какой-либо мистики и
фантастики. Поэт своеобразно трансформирует блоковские видения,
переводит их из отвлечённой плоскости в действительность
Из давно минувшего возвращает Брюсов утерянное его современностью активное начало жизни. болезненное восприятие серых будней и идеал пламенных чувст-вований.
Обращаясь к древним цивилизациям, Брюсов находил в них образы людей и событий, которые служили ему идеалом:
Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил
В века, загадочно былые.
Так в сборнике «Третья стража» и в цикле «Любимцы веков» - ряд героев прошлого.
Возвышенное стремление к открытиям у героев стихотворений «Халдейский пастух», «Александр Великий» — поэтично. Пастух «начертал пути своих планет, нашел названия для знаков Зодиака». Александр указал своему народу новые дороги. Автор выражает «заветное стремление» к этим великим людям. Воспоминание о неизведанном, «как змей, лежащий на дне»
души, гнетет Жреца Изиды из одноименного стихотворения. Особенно не приемлемы для Брюсова те, кто безразличен к пророкам правды,— эта мысль в основе многих стихотворений: «Данте», «Моисей», «Кассандра».
Поэта привлекают герои с сильными характерами, яркие личности. Например, все стихотворение «Клитемнестра» – монолог разъяренной героини, которая жалуется на сою судьбу и готовит месть мужу, царю Агамемнону, который в начале Троянской войны принес в жертву их дочь Ифигению. Клитемнестра страстно призывает:
О, Эвменида! Мне не страшен
Бичей, взнесенных вами, свист!
Спеши ко мне и скрой меж башен
Клинок убийства, мой Эгист!
в стихотворении «Ассаргадон» мы видим
судьбу «вождя земных царей», который смог подчинить себе все и всех, который наслаждается своей властью. Но в самом конце мы видим, что это не приносит ему счастья:
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь Ассаргадон.
поэтизировал Брюсов не только героев наделенных нравственными качествами, но и холодных, злых,неистовых, равнодушных к людям или их презирающих. Таковы, например, скан-динавский бог тьмы Локи или безумная, кровожадная Медея – ее Брюсов лишает тех человеческих чувств, которыми она была наделена в мифе:
Мне ли, мощью чародейства
Ночью зыблившей гроба,
Засыпать в тиши семейства,
Как простой жене раба?