Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 8 страница
Несвижский костел — своеобразный памятник роду Радзивиллов. Обращают на себя особое внимание боковые алтари. Наклонившиеся, будто падающие их колонны символизируют пошатнувшуюся веру Радзивиллов. Но колонны не упадут — их поддерживают ангелы. Так и орден иезуитов поддержал Миколая Криштофа Радзивилла Сиротку, вернув его из протестантизма в лоно католической церкви. Есть в костеле и памятник самому Радзивиллу Сиротке. На барельефе из розового камня Сиротка изображен в одежде пилигрима с посохом, широкополой шляпе за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом — длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.
В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, по легенде, ее похоронили заживо — в состоянии летаргического сна.
В подземелье под костелом, в крипте — родовой усыпальнице — в 78 гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Первым был здесь похоронен сам Сиротка в 1616 году. Последнее захоронение датируется 1936 годом. Существует множество легенд о покоящихся здесь людях. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями. Но, видно, для призраков это не помеха…
Фарный (бывший иезуитский) костел в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко — также построен Яном Марией Бернардони в 1584—1593 гг. Прототипом его является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 г. зодчими Виньолой и Портой. Костел был построен в комплексе с иезуитским коллегиумом (существовал до 1826 г.).
Фарный костел — трехнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененны на квадраты крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа.
Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные горизонтальные членения. Первые представлены пилястрами, вторые — развитыми поясами карнизов. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. Интерьер храма отличается торжественностью и пышностью. В его украшении больше использована живопись и резьба, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства и картина "Тайная вечеря" для главного алтаря костела художников 18 в.отца и сына Хеских. Храм является родовой усыпальницей князей Радзивиллов.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
замок Гедимина, г.Лида
Дата строительства, обновления: 1323—25 гг. / конец XX в
Стиль: готика, романский
Крепость была построена в 1323—1325 гг. князем Гедимином и на протяжении нескольких столетий оставалась мощной цитаделью на западных землях Беларуси.
Многочисленные осады, которые выдерживала крепость, привели к повреждению стен, разрушению башен и полному уничтожению ее застройки внутри.
Крепость заложена на насыпном холме высотой 5—6 м в окружении рва и водоемов. Ее план в виде прямоугольника, близкого к квадрату, имеет площадь около 0,6 га. Толщина стен у основания достигает 2 м при высоте более 12 м. Верхняя часть стен, углы и обрамления проемов облицованы кирпичом, основной массив крепости сложен из крупных камней-валунов.
Две башни, прямоугольные в основании, располагались в углах по диагонали, выдаваясь во двор. Их верхние этажи были приспособлены под жилье. На территории крепости в прошлом находились православная церковь (в 1533 г. перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки. В архитектуре сооружения наряду с готикой встречаются формы романского зодчества, что было обычным для ранних произведений монументального строительства на белорусской земле.
Ныне Лидский замок находится в стадии реставрации. Археологическими раскопками выявлены его внутренняя планировка, фрагменты башен, уточнены многие архитектурно-планировочные, конструктивные и отчасти художественные характеристики, что используется при восстановлении памятника.
- Историческая и художественная ценность памятника
архитектуры: костёл бернардинцев, д. Будслав.
Дата строительства, обновления: 1633—43, 1767—83 гг.
Стиль: барокко
В Будславе - деревне Мядельского района на реке Сервечь (в 56 км от Мяделя) находится памятник архитектуры позднего барокко — бернардинский костел.
В 1633 году при настоятеле виленского монастыря бернардинцев Флориане Колецком в Буде началось строительство каменного костела во имя Посещения Марии, завершенное через 10 лет. Архитектором его был немец-униат Андрей Кромер, фундаторами ¾ Флориан Колецкий (на возведение святыни он пожертвовал все богатейшее состояние своего отца), полоцкий воевода, гетман Януш Кишка и др.
Правда, существует легенда, передаваемая будславцами из поколения в поколение, согласно которой католический костел в Будской пуще возник в связи с чудесным явлением здесь в 1588 году Пресвятой Девы Марии, описанным в хронике бернардинского летописца Томаша Дыгоня.
Позже, уже в 1613 году, появилась тут и чудотворная икона Богоматери. Первым владельцем этого образа был минский воевода Ян Пац. Перейдя из кальвинизма в католичество, он совершил паломничество в Рим, где из рук папы Римского Климента VІІІ в 1600 году получил эту икону, написанную двумя годами ранее. После смерти Яна Паца икона досталась капеллану его виленского дворца Исааку Солокаю, который пожертвовал икону будским монахам в тогда еще деревянный костел.
В 1767—1783 годах в связи с увеличением численности прибывавших в Будслав паломников отцы-бернардинцы разворачивают здесь грандиозное строительство нового костела. Причем здание старого храма, в котором все это время находилась чудотворная икона, сохраняется: его просто «вставляют» в стены новостроящейся святыни. Этот «старый» Будский костел существует здесь и поныне. Его более позднее название — каплица Святой Барбары. Новый костел, переориентированный алтарем на запад, превзошел по площади старый в восемь раз (!) и был освящен во имя Вознесения Наисвятейшей Девы Марии.
Бернардинский костел. (арх. К. Пенс), построен в 1783 г. с использованием отдельных частей постройки середины XVII в. Своеобразна композиция здания: при компактном построении большей части плана в нем сильно растянут средний неф. Трансепт устроен вблизи от входа, вдали от алтаря, что мало типично для построек этого типа. Апсида в обычном представлении отсутствует, и алтарь размещен в глубине нефа.
Храм занимает промежуточное положение между бескупольными и купольными базиликами. Пересечение трансепта со средним нефом отмечено куполом, скрытым внутри крыши.
Архитектура двухбашенного фасада представляет собой лес пилястр, полуколонн и сложных раскреповок по вертикали и горизонтали. Особенно насыщена центральная часть, утратившая обычное впечатление щита с фронтоном и превратившаяся в скульптурный массив с фигурным гребнем. Убранство костела как снаружи, так и внутри типично для архитектуры позднего барокко: пластика форм достигла в нем наивысшего развития.
В костеле хранится написанная в 1598 г. икона, подаренная папой римским Климентом XVIII. Интересна роспись интерьера — на самом деле некоторых колонн нет — это объемная живопись. В часовне св. Варвары, созданной на основе храма 1643 г., сохранился уникальный деревянный алтарь (1643—47 гг.).
Официальное возрождение будславской святыни началось только в 1992 году, когда по просьбе Казимира Свёнтека (тогда еще архиепископа Беларуси — кардинальское звание будет дано ему Папой Римским Иоанном Павлом ІІ двумя годами позже, в 1994 гожу) белорусские власти согласились с тем, чтобы верующие по договоренности с руководством своих предприятий имели возможность посещать богослужения в Будславе 2 июля.Павел II в 1994 году присвоил костелу в Будславе титул "базилика малая". (В данном случае имеется в виду не тип архитектурной постройки, а особый ранг храма, подчеркивающий его большое значение для христианства. Базилики бывают великие и малые. При этом первые, называемые еще патриаршими, находятся в непосредственной юрисдикции Папы римского. Великих базилик только пять — четыре в Риме и одна в Иерусалиме. Титул же малой базилики (basiliсa minoris) присваивается Ватиканом отдельным храмам и подчеркивает их особую связь со святым престолом. После кафедральных соборов, они являются важнейшими храмами в своих епархиях. — прим. В. Богданова).
- Историческая и художественная ценность памятника
архитектуры: собор Святого Духа (монастырь бернардинок)
Собор построен в 1633гг. -1642.гг. в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок. В это же время с северной стороны собора был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в обитель первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели монастырь на том месте, где до начала 17 века находился монастырь во имя святых Космы и Дамиана. На протяжении 18-19вв. храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик.
В 1852г. католический монастырь был закрыт, его насельницы переведены в Несвиж, а храм передан в ведение Православной Церкви и освящен во имя святых Кирилла и Мефодия. Церковь была предназначена не только для прихожан, но и для студентов Минской духовной семинарии, которые после своего переезда из Слуцка временно размещались в келиях бывшей бернардинской обители.
17 января 1870г. здесь был открыт мужской православный монастырь, который стал именоваться Свято-Духовым. Братию составили монахи Слуцкой Свято-Троицкой обители. В Минск были перевезены библиотека , ризница и другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870г. 1 ноября 1870г. был освящен правый придел храма в честь святых Кирилла и Мефодия.
В соборе хранились многие святыни, среди которых – икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей мощей; прижизненный портрет Тихона Задонского, 4 серебряных креста с мощами святых. На главном престоле Свято-Духова храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий Монастырь.
В иконостасе собора есть целый ряд замечательных икон московской академической школы. Но самая ценная реликвия – чудотворная икона Богоматери, именуемая Минской. По преданию, этот образ был написан самим евангелистом Лукой. Киевский князь Владимир, креститель Руси, привез список с этой иконы из Византии в 989 году и установил в киевской церкви. В ХV веке на Киев напали крымские татары, образ бросили в Днепр. Вопреки всем законам физики, чудесным образом икона поплыла не вниз по течению, а вверх, и 26 августа 1500 года минчане увидели на Свислочи необыкновенное сияние и обнаружили у берега икону. С тех пор 26 августа отмечается как праздник иконы Минской Богоматери. Она считается покровительницей города. Недаром изображение Богоматери появилось на гербе Минска. Чудотворная икона установлена в торце левого нефа кафедрального собора.
В соборе в специальной раке хранятся мощи блаженной Софии Слуцкой, защитницы православия на белорусских землях. Над ракой находится ее образ. Праведная София была последней представительницей славного рода князей Слуцких, потомков великого князя Ольгерда.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт, богослужения в храме прекратились. В церкви был устроен спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам криптовая часть храма использовалась в конце 20-х – начале 30-хгг. Как пересыльная тюрьма для содержания «раскулаченных» крестьян.
Богослужения возобновились в 1943 году. В 1986 году на башнях были установлены колокола, фронтон украсила мозаика. На фронтоне дано изображение Богоматери. Во времена сооружений барочных храмов на их фронтонах живопись не предполагалась.
До середины ХХ века кафедральный собор Святого Духа, бывший костел бернардинок, со всех сторон окружали старинные кварталы. Реконструкции послевоенных десятилетий оголили холм перед храмом. Недавно он был благоустроен, здесь появились смотровые площадки и фонари напротив собора. К сожалению, фонари изготовлены в стиле классицизма, в то время как собор представляет пример архитектуры барокко.
- Историческая и художественная ценность памятника
архитектуры: Костел св. Сымона и Алены ( Красный костел) г. Минск.
Костел Святых Симеона и Елены (1905 – 1910, арх. В. Маркони, Г. Пояздерский) – памятник монументальной архитектуры начала ХХ в. Он успел побывать и Государственным польским театром БССР, и киностудией, и Домом кино. Сегодня он возвращен верующим. Из наиболее чтимых святынь костела – копия Туринской плащеницы, переданная в дар (2002) Туринским кафедральным собором (там находится саван, хранящий отпечатки тела Иисуса Христа).
Здание костела входит в архитектурный ансамбль площади. Красный костел – так минчане часто его называют – строился по инициативе Эдварда Войниловича и его жены. Семья потеряла своих детей: сначала 12-летнего сына Сымона, а через несколько лет 19-летнюю дочь Елену. Чтобы увековечить память детей, они жертвуют свое состояние на строительство костела в Минске, заранее оговаривая с городскими властями, что костел будет назван в честь Святых Симеона и Елены. Большая башня символизирует родительскую скорбь, две другие – память о рано ушедших детях. А внутри храма, слева от главного входа, белоснежный бюст Эдварда Войниловича – последнего потомка старинного белорусского шляхетского рода, крупнейшего помещика Случчины. В начале ХХ в. он активно участвовал в белорусском движении Возрождения, поддерживал создание Белорусской Народной Республики.
В композиции объемов храма, декоративном оформлении используются такие мотивы романской архитектуры как уравновешенность, спокойная сила величественных форм. Есть детали и приемы готики в декоре и в отдельных частях здания: общий вертикализм, большое круглое окно, фигурный кирпич. Над входом на фронтоне костела – герб города Минска: Богоматерь в окружении ангелов.
Перед входом в костел установлена бронзовая скульптура Архангела Михаила (1996, скульпт. И. Голубев), который издавна считается святым покровителем Беларуси. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронзает копьем крылатого змея, символизирующего силы тьмы. Скульптура была установлена в связи с началом работы в Минске римско-католического Синода (1996).
В десятке метров слева от Архангела у Красного костела установлена мемориальная композиция «Колокол Нагасаки». Центром композиции является колокол – точная копия колокола «Ангел», чудом уцелевшего в атомной бомбардировке (9 авг. 1945 г.). Копия колокола – дар японского народа народу Беларуси. Мемориальная композиция – это своего рода памятник жертвам Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля… Со времени открытия (2000) каждое воскресенье в 12 часов колокола трех городов звучат одновременно, как напоминание о жертвах атома и о жизни как великом даре Божьем…
Недалеко от Красного костела – справа от него, уже за пределами ограды, в угловой ее части – памятный знак на месте гибели Владимира Омельянюка (1917 – 1942) – редактора первого номера подпольной газеты «Звязда», одного из создателей подпольной типографии в годы фашистской оккупации Минска. Монумент выполнен в виде подхваченных ветром листовок со следами пуль.
Рядом с костелом – бывшие доходные дома начала ХХ в. в модном тогда стиле модерн. Подобными домиками был застроен до войны отрезок нынешнего проспекта почти до самого моста через Свислочь. Костел и дома образуют живописный ансамбль, удачно вписывающийся в архитектурный ансамбль площади Независимости.
Площадь в 1930-е годы имела статус центра города, в 1950-е у нее появился идеологический дублер – Центральная площадь, ныне Октябрьская.
15. Историческая и художественная ценность памятника
архитектуры: костел Матери Божьей д. Солы
( Сморгонский р-н, Гродненская обл.)
Памятник архитектуры модерна.
Построен в 1926-1936гг. Архитектор Адам Дубанович
Здание высотой 35 метров имеет ассиметричную многоплановую объемно-пространственную композицию. Объем нефа накрыт двухскатной крышей с вальмой над алтарной частью. К нефу присоединен трансепт и полуциркульная апсида с коническим покрытием. Пристройки сакристий невысокие и имеют криволинейные парапеты. Своеобразие постройке придают галереи-аркады. Входной тамбур полукруглый в плане.
Вертикальная доминанта здания – боковая двухъярусная башня-звонница с фигурным завершением. Двухъярусная 8-гранная башенка надстроена над средокрестием храма. Фасады декорированы фигурными щитами с волютами, ступенчатыми контрфорсами. Над входом хоры на двух колонах
В оформлении интерьера использована фресковая роспись.
Интересна судьба этого здания. Первый деревянный храм был основан до 1598г., когда Солы принадлежили Радзивиллам. Второй возведен после 1612г. благодаря фундации полоцкого воеводы Я.Кишки и его жены Кристины из Друцких-Соколинских. В 1632 году местечко продано Понятовским. В 1656 г. во время войны РП с Россией был сожжен и отстроен в 1699г. Это был деревянный двухбашенный на каменно-кирпичном фудаменте. Сгорел во время восстания Т.Костюшки вместе со всем местечком Солы. Снова отстроен и сгорел во время войны с Наполеоном. В 1853г. был освящен новый костел в честь Найсвятейшей Девы Марии Руженцовой. Это был деревянный двухбашенный храм. Сгорел во время первой мировой войны в 1915г. Во время закладки фундамента строители нашли клад, который состоял из ценной бронзовой жирандоли с византийским орлом и культовыми предметами. Эти ценности были спрятаны в 17 веке. С согласия курии эти находки были проданы краковскому антиквару, а полученные деньги пошли на строительства храма. Художественное оформление и роспись костела выполнил известный художник Петр Сергиевич.
Это один из последних памятников «историзма» на Беларуси. Тем более, что стиль модерн вообще был слабо распространен на белорусских землях. Это памятник необычен также тем, что вобрал в себя черты барокко, необарокко, готики с асимметрично-плавной трактовкой этих направлений зодчества. В итоге получился непохожий на другие ансамбль, который состоит из самых разнообразных форм. Костел можно ёмко охарактеризовать одним словом – разный. Он действительно встает перед нами разным, в зависимости от того, с какой стороны к нему подойти. Своеобразие придают галереи -аркады и вертикальная доминанта костела башня-звонница. Создается впечатление, что асимметрия форм и линий символизирует долгую и сложную судьбу этого храма.
16.Историческая и художественная ценность памятника
архитектуры: Маломожейковской церкви в д.Мурованка.
Храм оборонительного типа, который известен как Маломажейковский («Мурованка»), находится на южной окраине поселка Скрибовцы Щучинского района Гродненской области, в 3 км от деревни Маломажейково. Из-за отсутствия письменных источников и неточного датирования существовавших документов, в которых упоминалось поселение Мажейковщина, исследователи сделали ошибочный вывод о том, что эта укрепленная церковь была заложена в 1407 г. Более того, необычная форма здания, наличие высоких стройных башен дали им основание высказать предположение, что примером при строительстве Сынковичской и Маломажейковской церквей послужили мусульманские минареты.
Анализ исторических документов, сделанный Н. Иодковским в 1915 г., показал, что дата 1407 г. была фальсифицирована еще в 1648 г. Детальное изучение памятника, искусствоведческий анализ характерных черт и особенностей его архитектурных форм и деталей позволяют определить наиболее вероятное время возведения «Мурованки». Это первая половина XVI в. Судя по всему, церковь была построена между 1516 и 1542 гг. Она представляет собой четырехстолпное одноэтажное строение размером около 15 х 13,5 м с высокой двускатной крышей. Толщина стен достигает 2 м. На каждом углу стоят цилиндрические оборонительные башни. В отличие от Сынковичской церкви, где башни являются самостоятельными строениями, присоединенными к основному объему, в Маломажейковском храме они органически связаны с корпусом. Впечатление такое, будто стены храма постепенно перерастают в цилиндрические башни. Это создает эффект компактности и единства плана.
Две западные башни небольшие по размерам (диаметр их около 4,5 м, толщина стен достигает 1,8 м, а первоначальная высота равнялась 14 м). Восточные башни меньше (диаметр 3 м, толщина около 1 м). Когда-то в башнях были винтовые лестницы, которые вели к обоим ярусам бойниц, а также к бойницам боевой галереи фронтона. Каждая бойница имела вид постепенно сужающегося к середине проема, перекрытого округлой аркой. Ранее в северной и южной стенах было по семь бойниц, затем их осталось только шесть (по три с каждой стороны). В щите западного фронтона было два яруса бойниц (в нижнем ярусе — четыре бойницы, в верхнем — три), в щите восточного фронтона также были бойницы для стрельбы из ручного огнестрельного оружия. Этим «Мурованка» отличается от Сынковичской церкви.
Западный фронтон возвышался над крышей и был своеобразным декоративным щитом, разделенным по горизонтали на две части. Внизу находились три ниши сложной конструкции, в каждой из которых было еще две ниши меньшего размера. В верхней части сделана большая ниша с двойной аркой. Несмотря на очевидную простоту, такой декор гармонично расчленяет поверхность щита и придает ему неповторимое изящество. Этому способствуют и вид фронтона с его крутыми скатами. Щит фронтона находится между более низкими угловыми башнями, что значительно усиливает вертикальность западного фасада. Фасад оформлен по принципу постепенного нарастания декоративности. Восточный фронтон также имеет свои отличительные черты. Его вертикальные линии находятся в полном созвучии с неглубокими арками ниш, которые размещены в щите фронтона. Подобно западному фронтону, восточный разделяется на две части горизонтальной полосой. В нижней находятся две пары ниш, в верхней — три ниши, которые позднее были переделаны в обычные окна.
Стены Маломажейковской церкви украшены декоративными элементами. Преимущественно это неглубокие ниши различных форм. Они яркими пятнами выделяются на фоне кирпичной кладки и снижают впечатление массивности здания. Своеобразными элементами архитектуры храма являются спаренные полуциркульные ниши, а также круглое окно в центре западной стены, как в памятниках романской и готической архитектуры. Богато украшены боковые фасады, алтарная апсида и башни. Внизу через все здания проходит лента традиционного поребрика — ряд кирпичей, положенных на угол.
Вход в западной стене раньше был закрыт железными дверями и имел оборонительную решетку, которая опускалась сверху на цепях через специальный проем. В середине «Мурованки» единственная апсида занимает всю ширину храма и воспринимается как органическое продолжение зала. Четыре колонны разделяют помещение на три почти одинаковых по высоте нефа, средний из которых достигает в высоту 12 м.При возведении Маломажейковской церкви по сравнению с Сынковичской был сделан еще один шаг к готике. Особенно выразительно это проявилось во внутренней конструкции. Здание перекрыто сложными звездчатыми сводами с резко профилированными нервюрами. Система сводов здесь более развита и свидетельствует об усовершенствовании приемов готического строительства, умелом использовании его богатых декоративных возможностей. Несмотря на общее сходство с Сынковичской церковью, Маломажейковская имеет и свои отличия — симметричный и правильный план, более богатое внешнее оформление и более слабую систему бойниц.
В 1656 г. (во время войны 1654—1667 гг. между Речью Посполитой и Русским царством) «Мурованка» была сильно повреждена. Ее удалось восстановить только через несколько лет. В 1706 г. войска Карла XII по приказу короля подвергли церковь обстрелу. После этих событий Маломажейковская церковь пришла в запустение, ее обновили только в 1822 г. После ремонта 1871 — 1872 гг. вид здания изменился. Западные башни были приподняты, и в одной из них сделали колокольню. В восточных башнях лестниц не стало. В несколько измененном виде фасад «Мурованки» сохранился до наших дней.
17.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
Залесский дворец М.Огинского.
Имение Залесье, где прожил двадцать своих лучших лет создатель прославленного полонеза «Прощание с Родиной» Михал Клеофас Огинский находится в Сморгонском р-не Гродненской области. Это памятник дворцово-парковой архитектуры 18-19вв. Принадлежал роду Огинских.В комплекс входили 2 части – старая усадьба 1-й половины 18 века в стиле барокко( не сохранилась) и новый дворцово-парковый ансамль в стиле классицизма, возведенный в начале 19 века.Корни генеалогического древа Огинских – старая восходят к белорусскому шляхтичу Дмитрию Глушонку, который около 1500 года получил от великого князя литовского Александра имение Огинты под Ковно. Его наследники стали писаться Огинскими.
В 21 год избранный в сейм Речи Посполитой, Михал Клеофас позже получает назначение посланником в Гаагу, затем посещает Лондон, в конце 1792 года Огинский оказывается в Санкт-Петербурге, где был представлен императрице Екатерине ІІ. Под его музыку танцевали тогда на балах Северной Пальмиры. Михалу Клеофасу была предложена служба в правительстве и пост казначея Литвы.
Но он играет важную роль в восстании 1794 года. После поражения восстания началось изгнание. Возвращение на родину оказалось возможным лишь после вступления на престол Александра І, даровавшего Огинскому прощение его «революционных грехов». Так появилось в его биографии Залесье.
Залесье перешло к Михалу Клеофасу в 1802 году от его родного дяди ¾ графа Франтишека Ксавера Огинского.
Михал Клеофас энергично взялся за переустройство усадьбы. Произведенные им перемены особенно ярко проявились в создании нового дворцово-паркового ансамбля.
Старый просторный деревянный господский дом в стиле барокко с во французском вкусе парком, расположился вместе с хозяйственными постройками и плодовым садом по одну сторону от широкой липовой аллеи ¾ центральной оси преображенного дворцово-паркового ансамбля.С противоположной стороны от этой аллеи разместился, романтический английский парк с Г-образным каменным дворцом, увенчанным башенкой с часами, ¾ его фасадов коснулась уже кисть классицизма. К флигелю дворца примыкали две оранжереи, где выращивали экзотические фрукты. На берегу пруда с островом, к которому был переброшен мостик, стояла водяная мельница ¾ одновременно утилитарный и сентиментальный элемент композиции. На аллею выходила своим боковым фасадом каплица, служившая силуэтным акцентом усадьбы. За рекой, цепко взятый в крепкую деревянную ограду, находился зверинец с дикими животными.
Прямой потомок Михала Клеофаса, автор книги об Огинском Анджей Залуский, «жизнь в Залесье... своей размеренностью напоминала жизнь Версаля, судя по описаниям герцога Сен-Симона. Утро отводилось серьезным занятиям: учебе, формальным встречам для обсуждения политических вопросов, деловым беседам, переписке, работе над мемуарами. Обед всегда и для всех был в час дня. Еда и вина были особенно изысканными, и стоило только кому-то из гостей мимоходом заметить, что он кушал за границей гусиный паштет из Страсбурга и тот ему понравился, как этот деликатес уже подавали на стол…»
В 1822 году Михал Клеофас Огинский навсегда покинул свои «Северные Афины», как окрестили Залесье поэты и музыканты. Во Флоренции он поселился в центре города.
Его навещает Адам Мицкевич. 15 октября 1833 года стало его последним днем. В храме-пантеоне Санта Кроче (Святого Креста), где погребены увенчанные всемирной славой Микеланджело, Галилео Галилей, Николо Макиавелли покоится и прах Огинского.
18. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
дворцово-парковый ансамбль Румянцева-Паскевича в Гомеле.
В IX–X веках, долгое время был самой обычной небольшой приграничной крепостью, и лишь в XVIII веке начинается его постепенное возвышение.. Решающий же поворот в жизни Гомеля наступил в 1772 году, когда он, после включения Восточной Беларуси в состав Российской империи, был подарен как “деревня в 5000 тысяч душ для увеселенья” Екатериной II генерал-фельдмаршалу графу П.А.Румянцеву-Задунайскому. Дворец в Гомеле, заложенный в 1785 г. для П. Румянцева,- заметное явление в развитии монументального гражданского зодчества Беларуси. Местоположение дворца определилось выгодными природными условиями - на холме, над рекой Сож - и поддерживалось новой планировочной структурой города.Строительство дворцового комплекса можно разделить на несколько этапов. Первым этапом следует считать 1785-1793 гг. В это время был возведен главный корпус дворца. Второй этап - 1794 - 1805 гг.- период строительства двух боковых павильонов, флигелей и колоннады. Третий этап - 1837- 1848 гг.- связан с переходом владения к генерал-фельдмаршалу И. Паскевичу и достройкой башни дворца.Главный корпус дворца - компактное двухэтажное здание. Центральная часть его завершается куполом. В главном корпусе посередине расположен квадратный зал с широкими нишами по сторонам, обрамленный рядами стройных колонн. Подобное построение плана наблюдается во многих русских дворцах эпохи классицизма. План гомельского дворца отличается простотой и ясностью в решении группы основных помещений - без коридоров и темных проходов. Раскрытые пространства придают интерьеру парадность.В дворцовых сооружениях конца XVIII в. лестницы потеряли свою былую торжественность и большие размеры. Если раньше они располагались по главной оси здания, то теперь сдвигаются в стороны, уступая центральное место залу. Небольшие по своим размерам лестницы занимали скромное место в интерьере дворцов. Объясняется это тем, что все парадные помещения планировались в первом этаже, а верхний этаж отводился под жилье. Аналогичное явление наблюдается и в плане дворца в Гомеле: две лестницы главного корпуса размещены поодаль от зала и скрыты от глаз посетителей.Основной элемент декора зала - классический коринфский ордер. Колонны с каннелюрами были выполнены из искусственного мрамора белого цвета. Использование полой керамики в виде коротких гофрированных труб в куполе и сводах обеспечивало легкость конструкции. В интерьере было много живописи и лепного орнамента тонкого рисунка.Фасад дворца, обращенный к городу, имеет трехчастное деление. Четырехколонный портик коринфского ордера контрастирует с плоскостью стены и ризалитами. Иначе выглядит парковый фасад дворца, обращенный к Сожу. Средняя часть его в виде развитого шестиколонного портика является главной темой всей композиции. Обширная полуциркульная терраса служит удачным переходом от дворца к парку.Гомельский дворец - свидетель важных исторических событий. 12 ноября 1917 г. здесь проходило заседание городского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором было принято решение о переходе всей власти в Гомеле в руки Советов. В здании в начале революции размещался первый Полесский Совет рабочих и солдатских депутатов.Дворец сильно пострадал в марте 1919 г. во время происходившего в Гомеле контрреволюционного мятежа. Здание было восстановлено в 1923-1925 гг.В начале Великой Отечественной войны здесь находился штаб центрального фронта. После войны от дворца остались одни лишь обгоревшие стены. Сейчас дворец полностью восстановлен. В нем размещается областной краеведческий музей.