Акродха парамананда нитьянанда райя
(Лочана дас Тхакур)
акродха парамананда нитайнанда райа
абхимана шунйа нитай нагаре бедайа (1)
«Господь Нитьянанда никогда не гневается. Он всегда пребывает в состоянии высшего трансцендентного блаженства. Он лишен ложного эго. Он ходит от двери к двери по городам и селеньям Надии, танцует, поет Харе Кришна и дарует каждому, кого встретит, кришна-прему».
адхама патита дживер дваре дваре гийа
харинама маха-мантра дена билаийа (2)
«Подходя к дому, Шри Нитай громко стучит в дверь. Он идет ко всем униженным, падшим и страдающим и дарует им кришна-прему. Он говорит им: «Пойте святое имя Кришны! Пожалуйста, пойте: харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе / харе рама харе рама рама рама харе харе. Если люди отказываются выполнять просьбу Нитьянанды и захлопывают перед Ним дверь, Он падает на землю, начинается кататься в пыли и горько плакать».
джаре декхе таре кахе данте трина дхори
амаре кинийа лаха бхаджа гаурахари (3)
«Кого бы Он ни встретил, зажав в зубах травинку, Нитьянанда просит его: «О брат, совершай бхаджану Шри Гаурахари. Тогда ты купишь Меня, и Я буду твой!»
эта боли' ншпйананда бхуме гади джайа
сонара парвата джена дхулате лотайа (4)
«С такими словами Господь Нитьянанда падает на землю, катается в пыли и плачет. В это мгновенье Он похож на золотую гору».
хена аватаре джар рати на джанмило
лочхана боле сей папи эло ар гело (5)
«Таков милосердный Господь Шри Нитьянанда. Если кто-то не испытывает любви к Нему, мне, Лочану дасу, остается сказать: «Такой человек бесполезно проживает свою жизнь. Ему придется вновь и вновь рождаться и умирать, рождаться и умирать».
Комментарий Шрилы Гоур Говинды Свами:Это замечательная песня выдающегося вайшнава Шрилы Лочана даса Тхакура. В ней говорится о том, что Господь Нитьянанда никогда не гневается. Однажды на Нитьянанду напали два злодея, пьяницы и грабители Джагай и Мадхай. Они хотели побить Господа. Один из них схватил глиняный винный кувшин и бросил им в Нитьянанду. Хотя лоб Господа был разбит в кровь, Он не проявил и капли гнева. Поэтому говорится: акродха параманада — «Господь Нитьянанда никогда не гневается».
Как только это случилось, на месте событий появился Шриман Махапрабху. Он был вне себя от ярости. В Его руке блеснула сударшана-чакра, и Он был готов немедленно убить оскорбителей. Однако Нитьянанда успокоил Его, сказав: «О Мой, Господь, не гневайся!» Шри Нитьянанда стал убеждать Его: «В этом Твоем воплощении Ты не должен брать в руки оружия. Ты обещал никого не убивать. Почему же Ты собираешься применить Свою чакру?»Так говорил милосердный Господь Нитьянанда, который не знает, что такое гнев. мар кхейе према дей эмон, прабху котхай ачххе. Хотя Его хотели побить, Господь Нитьянанда даровал Своим обидчикам прему. Таков милостивый Прабху Шри Нитьянанда-Рая. Он всегда пребывает в состоянии божественного экстаза. Абхиман шунъя — у Него нет ложного эго. Без всякого стеснения Он ходит от дома к дому, из селения в селение, Он стучит в каждую дверь и просит каждого: «Пой имя Господа! Он свободно раздаетхаринаму. Он просит всех: «Повторяйте: харе кришна харе кришна кришна кригина харе харе / харе рама харе рама рама рама харе харе. Если люди отказываются выполнять Его просьбу, если они захлопывают дверь перед Ним, Он падает на землю и, катаясь в пыли, громко плачет. Когда это происходит, со стороны может показаться, что по земле катится покрытая пылью золотая гора.
Господь с травинкой в зубах подходит к каждому встречному и молит его: «Пожалуйста, пой имя Кришны!» Бхаджа гаурахари. Пой имя Шри Гауранги и этим ты купишь Меня. Так говорит милосердный Господь Нитьянанда. Лочана даса Тхакур заключает: «Если человек не сможет развить привязанности к Господу Нитьянанде, жизнь его пройдет зря. Он потеряет свой шанс освобождения и останется в самсаре, цикле рождений и смертей.
«Он самый греховный! — говорит Лочана дас. — Нет никого греховней человека, который не может обрести милости Шри Нитая. Такой человек живет бессмысленно, ему предстоит вновь и вновь рождаться и умирать». Эло ар гело. Ему не приблизиться к Шри Нитьянанде, а значит и не обрести Кришны. Он — самый низкий, самый греховный из живых существ, сей папи эло ар гело.
Нет никого милостивей, чем Нитьянанда Прабху, нет оскорблений, которые Он не мог бы простить. Но нет более греховной души, которая по какой-то причине не может найти прибежище у Нитьянанды.
Каково же заключение? Что хочет сказать нам Лочана дас? Мы — и есть те самые грешники, мы совершили столько оскорблений, наши сердца полны анартх. Мы так горды собой. Наша аханкара (ложное самомнение) так велика. Нам неизвестно, что такое тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна, аманина манадена...*[A14] Поэтому мы не можем всегда повторять святое имя, киртаниях сада харих.
Для нас нет иного прибежища, помимо Шри Нитьянанды. Нам некуда больше идти. Дхаро нитай чаране ду 'кхани, идите к Нитьянанде, примите прибежище Его лотосных стоп. Припадите к Его стопам и молите Его о милости. У нас нет другого пути. Он — наше единственное спасение. Шри Кришна не дает бхакти. От Кришны вы очень легко можете получить мукти, но не бхакти. Однако когда вы обретете милость Шри Нитьянанды Прабху, к вам придет милость Шри Чайтаньи Махапрабху, и тогда вы обретете бхакти. Мы говорили с вами о том, как Шри Рагхунатха даса Госвами обрел милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Вы помните? Сначала он встретил Шри Нитьянанду, и тот благословил его. Благодаря благословениям Нитьянанды Рагхунатха смог обрести милость Шримана Махапрабху. И только потом он смог найти путь к Шри Шри Радха-Кришне. Таков метод. Вы не можете достичь высшей цели жизни напрямую. Только милостью Нитьянанды, милостью Чайтаньи, можно достичь Радха-Кришну. Обо всем этом говорит также и Шрила Кавираджа Госвами. Апарадха-вичара. Мы вновь и вновь возвращаемся к этой теме, теме оскорблений. Мы просим вас: не совершайте оскорблений. Повторяйте святое имя чисто, без оскорблений. Тогда вы обретете кришна-прему, Кришну и любовь к Кришне. В этом состоит высшее совершенство жизни. Но вы совершаете оскорбления и не можете остановиться. Вы совершаете оскорбления осознанно и неосознанно. Как же вы надеетесь повторять чистое святое имя. Каков же выход? Выход в том, чтобы принять прибежище у Шри Нитьянанды Прабху. Он великодушен. Он — воплощение милости Бога. Он простит. Он простит нам все оскорбления. Просто развейте привязанность к Его стопам, к Его личности. Станьте Его преданными.
хена аватара джар рати на джанмило,
лочана боле сей папи эло ар гело
Шри Нитьянанда — воплощенное великодушие, воплощенная доброта и милость. Нет никого более греховного, чем человек, не способный полюбить Господа в самом милостивом Его образе.
Нитьянанда раздает прему всем без ограничений. Брахмар дурлабха према — даже Брахма не может обрести эту прему, столь она редка. Но Шри Нитай дарует ее всем и каждому. Но грешник, не способный обрести привязанности к стопам Нитьянанды, не может получить прему. В этом его беда. Поэтому он будет рождаться и умирать вновь и вновь.
Как вы повторяете Харе Кришна? На самом деле, вы не повторяете Харе Кришна; вы просто делаете вид, что повторяете. Вы должны оставить все лицемерие и с чистым сердцем начать свое повторение. Нет хуже грешника, чем лицемер. Такой человек не сможет обрести милости Нитьянанды. Будьте простосердечными. Оставьте двуличие, лицемерие, — все это ненужный хлам, мусор.
Бели вы отправляетесь к Ганге для того, чтобы набрать чистой воды, но у вас в руках кувшин, до верху наполненный разным мусором, сможете ли вы осуществить задуманное? Конечно, нет! В первую очередь, вам необходимо освободить кувшин, выбросить из него весь мусор, тщательно помыть его и только после этого вы сможете набрать в него чистой речной воды. Именно об этом необходимо помнить, когда вы идете к Господу Нитьянанде. Шри Нитай необычайно милостив. Он дает прему всем, но вы должны прийти к Нему с чистым сердцем, свободным от грязи, — тогда Он сможет наполнить его. Итак, начните с того, что освободите свое сердце от всей грязи, оставьте двуличие, станьте простосердечными. Тогда вы сможете сказать Ему: «Я — Твой! Я принадлежу Тебе!» Он — антаръями, тот, кто находится в сердце каждого, тот, кто знает, что у кого на уме. Поэтому если вы что-то скрываете от Него, если вы внешне ведете себя смиренно, но в душе сохраняете чувство независимости, то Нитьянанда сразу увидит это: «О, он просто делает вид, что предается Мне. Его преданность не идет дальше слов, в его сердце нет никакой преданности». Так вы не сможете получить милость Нитьянанды. Поэтому мы повторяем вновь: «Оставьте всякое лицемерие! Подойдите к Нему с чистым сердцем, с ясными мыслями. Скажите Ему: «О Нитьянанда, Я — Твой слуга. Я предался Твоим лотосным стопам. Пожалуйста, прими меня». Тогда Он примет вас и даст вам прему. Иначе это невозможно.
Лицемеры очень опасные люди. Они безнадежны. Если человек спит, его можно разбудить, но если кто-то лишь притворяется спящим, то, сколько бы вы ни кричали: «Эй, Джон, просыпайся!», он и ухом не поведет. В этом беда лицемера-притворщика. Он не сможет обрести милости Нитьянанды. Будьте просты. Двуличие — это грязь, которую надо выбросить из своего сердца. Вырвите этот сорняк с корнем. Освободите свое сердце. Иисус Христос сказал: «Опустошите себя, и я вас наполню!» Если вы сами не можете себя опустошить, как Господь сможет наполнить вас? Вы не спите, но притворяетесь, что спите. В этом ваша беда. Шримая Махапрабху говорит вам: джив джаго, джив джаго, гаурачандра боле, коти нидра джао майа-пишачира коле — «Проснитесь, проснитесь, спящие души! Как долго вы будете спать на коленях демоницы-майа?!» Если человек на самом деле спит, услышав призыв Махапрабху, он сразу же проснется. Но если человек притворяется спящим, его не разбудит призыв Махапрабху. Никто не сможет разбудить его. Таков притворщик. Он не желает очищать свое сердце.
Нам нужно обрести милость садху-гуру. Садху-гуру — это проявление Господа Нитьянанды. Нитьянанда — это олицетворенная милость Господа, но обрести милость достоин лишь человек честный, искренний. Станьте простосердечными людьми. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати учил: саралата ей вайшнавата — «Вайшнавизм — это простосердечность». Он часто говорил: «Лучше родиться в теле птицы или зверя, чем стать лицемером». Не позволяйте лицемерию оставаться в вашем сердце. Лучше рождаться в низших видах жизни, — по крайней мере, животные и птицы просты, у них нет и не может быть двуличия. Но человек не так прост и в этом его проблема. Многие люди лишь притворяются преданными, но не являются таковыми. Это не может не повлиять на вас. Если вы общаетесь с ворами, вы приучитесь к воровству, если вы общаетесь с пьяницами, вы начнете пить, если вы общаетесь со лжецами, бы так же. как и они, начнете лгать – Это факт. Поэтому мы говорим вам: общайтесь с садху, настоящими святыми, которые просты словно дети. Таков характер садху. Если вы будете общаться с такими людьми, вы обязательно приобретете их качества. Но это произойдет быстрее, если вы будете относиться к ним со всей верой. Такая вера носит имя шраддха. Если вы не доверяете садху, вы не сможете перенять его качеств. Тот, кто прост, сможет довериться садху. Длянего это не будет сложным. Кто-то спросит: «Но разве можно слепо верить?» Но если вы просты и вам посчастливилось встретить садху, вы очень быстро обретете бхакти, и Кришна защитит вас от любых опасностей на этом пути. Я часто привожу в пример историю жизни Джады Бхараты и другие примеры: если кто-то следует слепо, но при этом простосердечен, он обязательно обретет милость Бога, Господь обязательно позаботится о нем. В шастрах мы находим огромное количество примеров этого: история Прахлады и Нрисимхи, история Джады Бхараты и так далее. Вы помните, что произошло с Джадой Бхаратой? Разбойники схватили его и хотели принести в жертву богине Кали, но мурти (божество) богини раскололось в тот момент, когда над головой Джады Бхараты был занесен меч. Богиня сама схватила меч и начала рубить головы разбойникам. Подобно этому, Господь Нрисимха вышел из колоны дворца демона Хираньякашипу и разорвал того на части.*[A15]
Нитай амар дойар авадхи
(Шрила Вриндавана даса Тхакур)
аре бхай! нитай амар дойара авадхи!
дживере каруна кори', деше деше пхири' пхири'
према-дхана джаче ниравадхи (1)
«О братья! Господь Нитьянанда необычайно милостив. Милость Шри Нитая не знает границ, Он — высший предел милости. Шри Нитай ходит по деревням и городам мира, раздавая према-дхану. Он дает это сокровище всем без разбора».
адвайтера санге ранга, дхаране на джайа анга,
гора-преме года тану кхани
дхулийа дхулийа чхале, баху тули' хари боле,
ду-найане бахе нитайера пани (2)
«Шри Нитай всегда обменивается шутками с Шри Адвайтой Ачарьей. Все Его тело состоит из любви к Шриману Гауранге Махапрабху. Он всегда опьянен према-расой. Пьяный человек не твердо стоит не ногах: ему трудно идти. Так и Нитьянанда идет, шатаясь из стороны в сторону и, воздев руки, поет: «Хари бол! Хари бол!» Из Его лотосных глаз непрерывным потоком льются слезы».
канате тилака шобхе, кутила-кунтала-лоле
гунджара антуни чхуда тай
кешари джинийа кати, кати тате ниладхати
бхаджана нупура ранга пай (3)
«Его лоб украшает яркий тилак, а лицо обрамляют вьющиеся волосы. Его волосы перевязаны нитью из красных семян гунджа. Его грудь подобна груди льва, Он опоясан голубым поясом. Его стопы имеют красноватый оттенок. Когда Он идет, раздается звон Его ножных колокольчиков».
бхувана-мохана беша! маджаила сава деша!
раса беше атта атта хаса!
прабху мора нитйананда кевала ананда-канда
гуна гайа вриндавана даса (4)
«Его тело, Его поведение, Его черты необычайно прекрасны. Он очаровывает весь мир Своей красотой. Он всегда опьянен према-расой. Он всегда улыбается и смеется. Шри Вриндавана дас Тхакур говорит: «Этот Шри Нитьянанда Прабху — мой господин! Он — само блаженство и ничто иное!»
Комментарий Шрилы Гоур Говинды Свами:О братья, Господь Нитьянанда очень милостив. Нет никого более милостивого, чем Он. Он ходит из города в город, из деревни в деревню. Он делает это из Своей милости. И Он дает всем прему, према-дхану, высшее сокровище Божественной Любви. Он говорит каждому, кого встречает: «Берите прему, кришна-прему, гаура-прему!» Он всегда шутит с Адвайтой Ачарьей. Все тело Нитьянанды создано из любви к Шри Гауранге Махапрабху. Он опьянен премой, према-расой. Дхулийа дхулийа чхале, поэтому Он не может ходить прямо. Как ходит пьяный человек? Он шатается из стороны в сторону. Баху ту ли хари боле! Он воздевает руки и поет: «Хари бол! Хари бол!» ду-найане бахе нитайера пани, из Его глаз всегда льются слезы. Копале тилака шобхе, Его лоб украшает прекрасный тилак. Кунтил-кунтал, Его волосы вьются. Гунджара антуни чхуда тай, Его волосы перевязаны бечевкой с нанизанными на нее красными семенами гунджа. Кешари джинийа кати, Его торс подобен торсу льва, симха-кати, Он поджарый и сильный. Он подпоясан поясом голубого цвета, ниладхати. Его стопы имеют красноватый оттенок, ранга пай. Его стопы украшают колокольчики, нупура, они мелодично звенят с каждым Его шагом. Он необычайно прекрасен. Он очаровывает весь мир Своей красотой. Бхувана мохана беша. Маджаила саба деша! Раса бегие атта атта xaca! Он всегда опьянен божественной према-расой. Он всегда весел, Он улыбается и смеется. Таков мой Нитьянанда Прабху! Он — воплощение всего блаженства. Больше ничего я не могу сказать о Нем!» Так поет Шрила Вриндавана даса Тхакур.
Нитъянанда гуна-мани амар