Описание родника, источника.

1. Название объекта.

2. Местоположение.

3. Характер рельефа прилегающей к нему местности.

4. Породы, слагающие местность и дно источника

5. Характер течения воды в источнике

6. Качественные характеристики воды: цвет, вкус, прозрачность, запах, температура (по сравнению с поверхностью)

7. Используется ли человеком и как

8. Каково влияние его деятельности на состояние источника?

9. Что необходимо предпринять по его охране?

10. Какие меры по охране источника принимаются?

Описание реки.

1. Опишите прилегающую местность, по которой протекает река, используя следующие вопросы:- какой рельеф прилегающей местности (равнинный, холмистый, горный)

-каков характер растительности (отметьте кратко.) Например, лес - какой. Густота леса. Наличие вырубок. Или - кустарниковая растительность - какая - луговая, болотная и т.д. Сельскохозяйственные угодья - пашни, огороды, сады и т.д.).

-какого типа дороги (грунтовые, шоссейные) и близко ли проходит от берега?

- какие производственные предприятия расположены вблизи рек и связаны ли с ней?

-является ли обследуемая территория зоной отдыха и в каком состоянии она находится (наличие кострищ, мусора, поврежденной растительности и т.д.)?

-что необходимо сделать для улучшения состояния прилегающей местности?что именно сделано вами?

- какие другие особенности обследуемой территории вами замечены?

2. Осмотрите долину реки и определите на глаз ее ширину, высот склонов, наличие террас, мест выхода грунтовых вод, заболоченность.

3. Определите ширину реки (на глаз, шнуром, размеченным на метры или рулеткой) в разных ее частых (верхнем, среднем и нижнем течениях).

4. В этих же частях измерьте глубину реки (с помощью тонкого шеста, размеченного на сантиметры).

5. Измерьте расход воды.(запрудите небольшой запрудой речку, выведите из нее желоб, подставьте под него двухлитровую банку и сразу же измерьте по часам, за сколько секунд она наполнится водой. Если два литра воды налились в банку за 10 секунд, то расход воды равен 2 литрам, деленным на 10, т.е. 0,2 литра в секунду). Полученные результаты помогут вам сделать вывод о роли исследуемой реки в питании основной реки.

6. Исследуйте устье реки (насколько рукавов разделяется река, какова ширина устья, глубина основной реки в месте впадения притока, каков состав выносимых материалов, прозрачность воды в основной реке).

7. Как используется исследуемая река?

Описание леса

1. Типы лесов, преобладающих в вашей местности, распределение их в зависимости от рельефа. Преобладающие породы деревьев и деревья, являющиеся примесью. Какие деревья образуют первый, т.е. самый высокий ярус, второй и т.д.? Какие кустарники и плохо растущие деревья образуют подлесок? Травяной и мертвый (опавшая листва) покров?

2. Возраст леса, густота насаждений, наличие бурелома и т.д. Возраст определяется по годичным кольцам на срезе у шейки корня. Он может быть также определен по мутовкам.

3. Пригодность деревьев для отдыха, строительства. Как ведется вырубка и как поставлено дело с возобновлением леса?

4. Значение леса как места сбора дикорастущих плодов, орехов, ягод, а также для сенокоса и пастбищ.

5. Как изменился лес под воздействием человека?

Записи о животных.

1. Какие животные водятся в вашей местности и в каком количестве, массами или одиночные экземпляры?

2. Какие животные характерны для леса?

3. Какие животные водятся в реках вашей местности? Указать наиболее типичные рыбы, земноводные и насекомые.

4. Нет ли сведений об исчезнувших, но ранее живших в вашей местности животных, указать по каким причинам они исчезли.

5. Желательно организовать наблюдение за жизнью животных, отмечая: когда родятся , количество их детенышей, их пищу, когда (днем, ночью) и чем они питаются; логовища и норки, расположение, величина, высота этих норок и т.д.

6. Охота. Перечислить животных, которые являются предметом промысла. Много ли таких животных. Место охоты.

7. Вредные животные. Вредители садов, полей, огородов, лесов. Перечислить крупных и мелких насекомых.

8. Животные и насекомые - разносчики болезни. Способы борьбы.

4. Домашние животные; перечислите всех животных, которых разводят в вашей местности.

Фенологические наблюдения

Фенология - область прикладных знаний, изучающая закономерности сезонного развития природы, динамическую связь всех ее компонентов. Краеведческие фенологические наблюдения не только дают школьникам яркие примеры динамического единства, взаимодействия объектов и процессов природы края, но и позволяют установить отличительные черты проявления ее сезонных ритмов в сравнении с природой соседних территорий района, области. Использование результатов местных фенологических наблюдений помогает правильно вести сельскохозяйственные работы, пользоваться дарами леса, поля, сада, водоемов.

Ведение фенологических наблюдений заключается в точном фиксировании дат наступления, продолжительности и завершения сезонных явлений в атмосфере, водном компоненте природы своей местности, в жизни растений и животных, а также в хозяйственной деятельности людей. Для этих наблюдений рекомендуется выбрать самые типичные для природы изучаемого края территории и объекты - участки ландшафтов, водоемы, виды растений и животных.

Запись результатов наблюдений ведется в журнале (дневнике), на основе которого составляется ежемесячный фенологический календарь. Сравнение данных наблюдений за несколько лет дает возможность получить средние даты наступления и завершения важнейших фенологических фаз в развитии природы своей местности, которыми можно руководствоваться в разных видах практической деятельности.

Наши рекомендации