О «чистой» истории и междисциплинарной кооперации как средстве изменения представлений о предмете и границах исторического познания
Стремление к «чистой истории» в рамках постмодернистской парадигмы. Социальная и культурная антропология как средство поиска методов междисциплинарной кооперации. Синтетическая природа гендерного подхода к изучению истории. Современные системные дисциплины и изменение облика исторического знания. Примеры междисциплинарного синтеза в истории.
4.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ[51]
№ п/п | Тематика и вопросы | Рекомендуемая литература | Часы |
Объект и предмет в историческом исследовании 1. Основные вопросы, рассматриваемые в статьях Б.Г. Литвака и П.Г. Рындзюнского о крестьянском движении конца XVIII – начала XX в. 2. Роль периодизации в статье Б.Г. Литвака. 3. Объект статьи Б.Г. Литвака. 4. П.Г. Рындзюнский о слабых местах статьи Б.Г. Литвака. Объект исследования в статье П.Г. Рындзюнского | Литвак Б.Г. О периодизации крестьянского движения в России // Вопросы истории. 1986. № 3. Рындзюнский П.Г. О некоторых спорных вопросах истории крестьянского движения в России // Вопросы истории. 1987. № 8. | ||
Понятия закономерности и случайности в концепции русской революции, предложенной С.Л. Франком 1. Основные вопросы, рассматриваемые С.Л. Франком в статьях цикла «По ту сторону “правого” и “левого”». 2. С.Л. Франк о понятиях смуты и революции. 3. С.Л. Франк о субъективном и объективном в историческом процессе и истории русской революции. 4. Представления С.Л. Франка о закономерности и случайности в историческом процессе и историческом знании. О специфике культурологического подхода к истории русской революции | Франк С.Л. По ту сторону «правого» и «левого» // Новый мир. 1990. № 4. | ||
И.Д. Ковальченко об историческом источнике и историческом факте 1. И.Д. Ковальченко об истории представлений об историческом факте. 2. И.Д. Ковальченко о влиянии теории информации на представления историков о логической емкости и неисчерпаемости исторического источника. 3.Понятие актуальной и скрытой информации в концепции исторического источника, предложенной И.Д. Ковальченко | Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.,1984. Гл. 3. С.106–137. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006. С. 32-39. | ||
Масштабы исторического времени и интерпретация исторических событий 1. Г.С. Померанц о масштабах исторического времени. 2. Соотношение понятий «хронология» и «историческая эпоха» в масштабах исторического времени. 3. Какую роль отводит Г.С. Померанц масштабам исторического времени в исторических концепциях? 4. Как меняется интерпретация исторических событий с изменением масштабов исторического времени (привести примеры) | Померанц Г.С. Роль масштабов исторического времени и пространства в моделировании исторического процесса // Померанц Г.С. Выход их транса. М., 1998 Померанц Г.С. Роль масштабов исторического времени и пространства в моделировании исторического процесса // Померанц Г.С. Выход их транса. М., 1998 | ||
Поэтика и хронотоп исторического текста 1. М.М. Бахтин и Д.С. Лихачев о поэтике текста. 2. Д.С. Лихачев об особенностях русского средневекового исторического повествования. 3. Что означает понятие «поэтика исторического текста»? Параметры поэтики исторического текста. 4. М.М. Бахтин о сущности понятия «хронотоп». 5. Хронотоп исторического повествования | Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Любое издание. Бахтин М.М. Поэтика Достоевского. Любое издание. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 234–407 | ||
Й. Хейзинга о методах исторического исследования и задачах истории культуры 1. Основные проблемы, поставленные в статье Й. Хейзинги «Задачи изучения культуры». 2. Й. Хейзинга о сходстве и различии методов естественных и гуманитарных наук. 3. Й. Хейзинга о границах изучения культуры. 4. Й. Хейзинга о статусе факта и достоверности в изучении культуры | Хейзинга Й. Задачи истории культуры // Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1997. С. 216-269. Колодий Н.А. Хейзинга о природе исторического познания // Вопросы общей истории и историографии. Томск, 1984. | ||
Вклад школы Анналов в современную историографию 1. В чем видели историки второй трети ХХ в. трагичность исторической науки? 2. Л. Февр и М. Блок о целесообразности исторической науки. 3. Сущность антропологического метода в истории. М. Блок об историческом наблюдении. Л. Февр об исторической психологии. | Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М., 1986. Февр Л. Бои за историю. М., 1991. Гуревич А.Я. Исторический синтез и «Школа Анналов». М., 1993 | ||
Л.П. Репина об основных направлениях исторической науки последней трети ХХ в. 1. Какие направления в развитии современной исторической науки выделяет Л.П. Репина. 2. Понятие и функции социальной истории в историческом знании последней трети ХХ в. 3. Л.П. Репина о сущности междисциплинарной кооперации в современном историческом знании. 4. В чем сущность таких направлений, как «новая социальная история» и «новая локальная история»? | Репина Л.П. Социальная история в историографии ХХ века: Научные традиции и новые подходы. М., 1998. Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. Маловичко С.И., Булыгина Т.А. Современная историческая наука и изучение локальной истории // Новая локальная история. Вып. 1. Ставрополь, 2003. С. 6–22. | ||
Понятие идентичности и междисциплинарность в историческом исследовании 1. Э.Г. Эриксон о понятии идентичности. 2. Э.Г. Эриксон о кризисах идентичности в жизни.М. Лютера. Л. Демоз о роли мотивации в изучении истории и предмете психоистории. | Эриксон Э.Г. Молодой Лютер: Опыт психоаналитического исторического исследования. М., 1996. Демоз Л. Психогенная теория истории // Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д, 2000. С.174–192. | ||
Междисциплинарный синтез и верификация в свете современных концепций бессознательного. 1. Понятия междисциплинарного синтеза и верификации в исторической науке. 2. Какие концепции бессознательного позволяют анализировать исторические формы менталитета? 3. Какие черты характера Ивана Грозного выделяют ученые с помощью концепций бессознательного? Как концепции бессознательного помогают анализировать гендерные особенности средневековой отечественной истории? | Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы / Под ред. Б.Г. Могильницкого, И.Ю. Николаевой. М., 2005. Николаева И.Ю. Проблема методологического синтеза и верификации в истории в свете современных концепций бессознательного / Под ред. Б.Г. Могильницкого. Томск, 2005. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. В календарно-тематическом плане количество часов самостоятельной работы указаны в расчете на одного студента дневного отделения.
2. На ОДО самостоятельная работа планируется в объеме 36 ч. на каждого студента: 10 ч. на работу над материалами прослушанных лекций, 14 ч. на чтение источников и литературы для подготовки к практическим занятиям, ответы на вопросы самоподготовки – 6 ч., подготовка к зачету – 6 ч. На ОЗО приходится 40 ч. самостоятельной работы: 20 ч. – чтение рекомендованной литературы для подготовки к лекциям, 10 ч. на проработку материалов прослушанных лекций, 6 ч. для ответов на вопросы самопроверки, 4 ч. – подготовка к зачету.
3. Вопросы для самопроверки:
1. Чем отличаются классическое историческое знание и историческое знание эпохи постмодерна?
2. Понятие метарассказа в исторической науке.
3. Как соотносятся микро- и макроистория?
4. Признаки кризиса в историческом знании рубежа ХХ–ХХI вв.
5. Принципы построения исторической теории.
6. Особенности исторической компаративистики.
7. Становление классических теорий исторического процесса.
8. Особенности философской истории XVIII – первой трети XIX в. Г.В.Ф. Гегель об истории.
9. О. Конт и изменение представлений об истории.
10. Влияние позитивизма на теорию истории.
11. Историософия марксизма.
12. Проблема «чужого Я» в истории рубежа XIX–XX вв.
13. Глобальные теории исторического процесса и проблема сравнительно-исторического исследования.
14. Методологические проблемы сравнительно-исторического исследования.
15. Компаративное источниковедение: апробация метода.
16. Влияние изучения источников личного происхождения на расширение методологического арсенала исторического исследования.
17. Логическая структура научного исследования.
18. Понятийно-терминологический аппарат научного исследования.
19. Представления о функциях исторического знания и исторической науки в их связи со сложившимися историософскими моделями.
20. Основные методологические подходы (гносеологический, герменевтический и эпистемологический) к изучению исторических явлений и процессов.
21. Статус факта и текста в классическом объективизме и неклассической философии ХХ в. Исторический факт в современном историческом знании.
22. Исторический источник и проблемы его интерпретации в современном историческом знании. Понятие актуальной и скрытой информации.
23. Место метода в научном исследовании. Систематизация методов, принятая в современном историческом знании.
24. Типологический метод в историческом исследовании.
25. Структурный анализ в истории.
26. Системный анализ в истории.
27. Моделирование в историческом исследовании.
28. Количественные методы в истории и проблема соотношения количественного и качественного анализа.
29. Структура и система в современном историческом знании. Дискурсивный анализ и системное моделирование.
30. Особенности междисциплинарной кооперации в исторической науке.
31. Методологические функции периодизации в историческом исследовании.
32. Объект и предмет исследования (на примере статей о крестьянском движении в России).
33. С. Франк о закономерности и случайности в историческом процессе и историческом знании.
34. О специфике культурологического подхода к истории русской революции.
35. И.Д. Ковальченко о влиянии теории информации на представления историков о логической емкости и неисчерпаемости исторического источника.
36. Понятие актуальной и скрытой информации в концепции исторического источника, предложенной И.Д. Ковальченко.
37. Что означает понятие «поэтика текста»? Параметры поэтики исторического текста.
38. Хронотоп исторического повествования.
39. Историософия о сходстве и различии методов естественных и социогуманитарных наук.
40. Й. Хейзинга о статусе факта и достоверности в изучении культуры.
41. Вклад школы Анналов в современную историографию.
42. Сущность антропологического метода в истории.
43. Понятие и функции социальной истории в историческом знании последней трети ХХ в.
44. Л.П. Репина о сущности междисциплинарной кооперации в современном историческом знании.
45. В чем сущность таких направлений, как «новая социальная история» и «новая локальная история»?
46. Понятия «идентичность» и «междисциплинарность» в историческом исследовании.
47. Как междисциплинарный синтез позволяет сочетать теории, описывающие бессознательное в разных социогуманитарных науках?
ГЛОССАРИЙ
Аксиология (от греч. axia – ценность) – учение о ценностях.
Архетип (от греч. arche - начало + typos - образ) - 1) прообраз, первичная форма; 2) в работах К. Юнга врожденные психические структуры, которые являются результатом развития человечества и существуют на уровне коллективного бессознательного.
Дискýрс (от лат. discursus - рассуждение) - единство смысла и слова, значения и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в пространстве культуры. Первоначально термин употреблялся в филологии. М. Фуко придал понятию общекультурный философский и конкретно-исторический смысл.
Идентичность - психологическая категория, харакитеризующая представление коллективного или индивидуального субъекта о себе и своем месте в окружающем мире.
Инкультурация – процесс приобщения к культуре.
Компаративистика – сравнительное изучение.
Культура (от лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах жизнедеятельности и мышления людей.
Культурогенез – процесс постоянного обновления культуры.
Культурология – наука о теории и истории культуры.
Морфология (от греч. morphē – форма) культуры – формы и строение культуры.
Нарратив – текст, повествование.
Нелинейные представления о прогрессе – представления о том, что историческая эволюция культуры может быть разнонаправленной, а накопление новых знаний, разработка новых технологий могут вести не только к улучшению жизни, но и к упадку нравственности, гибели природы, разрушению человеческой личности.
Общая теория систем – общенаучный метод изучения системного строения изучаемых объектов. Базируется на понятии «изоморфизм» (структурное сходство объектов, состоящих из разного материала) и подчеркивает единство природных и социокультурных объектов).
Онтогенез (от греч. όη – сущее) – совокупность преобразований организма от зарождения до конца жизни.
Парадигма (от греч. рaradeigma – пример, образец) – базовые концептуальные представления, своеобразная система координат, организующая картину мира.
Парадигматика – набор парадигм (базовых концептуальных представлений), определяющих стиль мышления эпохи.
Постмодерн (то, что после модерна, термин введен Лиотаром в 1950-х гг.) – 1) историческая эпоха, наступившая после модерна; 2) совокупность научных и художественных практик, позволяющих современному сознанию преодолеть инерцию менталитета просветительского типа.
Прагматизм (от греч. рragma – дело, действие) – тип мышления, направленный на получение немедленного практического результата.
Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, подчеркивающий относительность изучаемых явлений или знаний. Лежит в основе типологического исследования культур.
Ресентимент (от фр. ressentiment - негодование, возмущение; чувство обиды; зависть) - в философской антропологии одно из психологических проявлений острого кризиса идентичности, связанное с несовпадением желаний субъекта и его способностями их удовлетворить.
Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе, раздел теории динамических систем (упорядоченных хаосов).
Синкретизм (от греч. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность первоначального состояния чего-либо.
Системные дисциплины – дисциплины, обладающие повышенной способностью к обобщению, основанные на системном методе как результате применения междисциплинарного синтеза.
Системообразующие представления – представления, организующие человеческое мышление в стройную картину.
Социализация – процесс включения человека в общество; в педагогике и психологии обычно подчеркивается возрастная (детская и подростковая) социализация; в культурологии речь идет о том, что человек должен приспосабливаться к жизни в обществе в течение всей своей жизни.
Телеология (от греч. téleos – цель) – наука о всеобщности целепологания.
Теория органического развития – представление об изучаемом объекте как о целостном живом организме. Предтеча современных системных теорий.
Топология (от греч. topos - место) – раздел математики, изучающий свойства предметов в многомерном пространстве.
Трансцендентый – запредельный по отношению к какой- либо сфере, миру в целом.
Хронотоп (с греч. дословно «время-пространство» - термин введен в психологии А.А.Ухтомским, в литературоведении – М.М. Бахтиным (он писал о пространствовремени); обозначает единство пространственных и временных параметров, организующих смысловое единство текста.
Эпоха модерна (от англ. modern – современный) – исторический период с XVII до конца ХIХ в. Термин стал популярным во второй половине ХХ в. в связи с распространением теории модернизации (такого развития науки и технологий, которое делает неизбежными демократические преобразования в обществе). Включает в себя раннее Новое время (ранний модерн), зрелый модерн, поздний модерн. С конца XIX – начала ХХ в. наступает эпоха постмодернизма (та, что после модерна).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ко всему курсу
Основная
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006. С. 32–33; 36–39; 206––241; 242–275.
Карсавин Л.П. Введение в историю // Вопросы истории. 1996. № 8.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
С. 234–407.
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1989 (или др. изд.).
Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы / Под ред. Б.Г. Могильницкого, И.Ю. Николаевой. М., 2005.
Николаева И.Ю. Проблема методологического синтеза и верификации в истории в свете современных концепций бессознательного / Под ред. Б.Г. Могильницкого. Томск, 2005. С. 6-84.
Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2003.
Тош Дж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М., 2000.
Дополнительная
Анкерсмит Ф. Нарративная логика: Семантический анализ языка историков. М., 2003.
Анкерсмит Ф. Нарратология. М., 2002.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
Бицилли П.М. Очерки теории исторической науки. М., 1925.
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986.
Болинброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.
Бородкин Л.И. Порядок из хаоса. Концепции синергетики в методологии исторических исследований // Новая и новейшая история. 2003. № 2.
Бочаров А.В. Основные методы исторического исследования. Томск, 2006.
Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М., 1077.
Виндельбанд В. История и естествознание. М., 1901.
Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904.
Виппер Р.Ю. Очерки теории исторической науки. М., 1911.
Данто А. Аналитическая философия истории. М., 2002.
Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д, 2000.
Дильтей В. Сущность философии. Философия в систематическом изложении. СПб., 1909.
Золотарев В.П. Историческая концепция Н.И. Кареева. Содержание и эволюция. Л., 1988.
Историческая наука и историческое сознание. Введение / Под ред. Б.Г. Могильницкого. Томск, 2000.
История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
Кареев Н.И. Из лекций по общей теории истории. Ч. 2. Историология. Теория исторического процесса. СПб., 1925.
Кареев Н.И. Историка (Теория исторического знания). Пг., 1916.
Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории: В 2 т. М., 1883 (переиздана однотомников в 1907 г.).
Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990.
Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 2003.
Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980.
Копосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001.
Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 2, ч.1–2.СПб., 1913.
Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: До и после «постмодерна» / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2005.
Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991.
Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ века. Вып. 1–2. Томск, 2001–2003.
Могильницкий Б.Г. Методология истории в системе университетского образования // Новая и новейшая история. 2003. № 6.
Ницше Ф. Esse homo. Как становятся сами собою // Там же. Т. 2.
Ницше Ф. О пользе и вреде истории // Ницше Ф. Сочинеия: В 2 т. М., 1990. Т. 1.
Патрушев А.И. Жизнь и драма Фридриха Ницше // Новая и новейшая история. 1993. № 5.
Пивоев В.М. Философия истории. Петрозаводск, 2005.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
Селунская Н.Б. Методологическое знание и профессионализм историка // Новая и новейшая история. 2004. № 4.
Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург, 2006.
Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1998.
Хвостов В.М. Теория исторического прогресса. Очерки по философии и методологии истории. 2-е изд. М., 1914.
Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики / Сб. статей. М., 2000.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ