Гибель Франца Суховерхова.
Франц Суховерхов, Михаил Рабинович и другие члены подпольной Томской организации большевиков снова и снова выезжают в рабочие районы Сибири, Кузбасса. Возвращаясь в Томск из очередной поездки, Франц Суховерхов на станции Тайга был схвачен белогвардейцами. В записке, которую он успел передать Рабиновичу, он писал: «Товарищи! Арестован на станции Тайга с двумястами листовками. Если можно, сделайте, что нужно. Франц».
Но враги знали, кто такой Суховерхов. Они окружили вагон усиленным отрядом и 15 октября 1918 года привезли в Томск. По приговору военно-полевого суда Франц Суховерхов был расстрелян. В последней своей записке он писал: «Дорогие товарищи! Военно-полевым судом, приговорен к смертной казни, которая будет приведена в исполнение через два часа. Умираю за социальную справедливость. Шлю привет. Франц». Так отдал свою жизнь за счастье народное, за Советскую власть большевик-ленинец Франц Суховерхов.
Чумайское восстание.
Вслед за рабочим классом на борьбу против эсеро-меньшевистской власти стало выступать и крестьянство Кузбасса. Особое недовольство у крестьян вызвала насильственная мобилизация в белогвардейскую армию. Новобранцы массами дезертировали из нее. Для возвращения бежавших эсеро-меньшевистские власти поднимали на ноги всю милицию, привлекали воинские части, наводняли деревни карательными отрядами. Почти в каждой деревне были большевики или сочувствующие им солдаты-фронтовики. Они-то и объединяли и направляли борьбу крестьян за восстановление Советской власти. Первым массовым выступлением крестьян Кузбасса против эсеро-меньшевистской власти было Чумайское восстание.
В селе Чумай был создан подпольный партийный комитет во главе с членом губернского Совета В. Стародубовым. В селах Марьевке, Тисуле, Третьякове, Шестакове, Усть-Колбе, Усть-Серте, Тамбаре также действовали подпольные организации или группы. Чумайцы установили связь с шахтерами Анжерки и Судженки, а также с крестьянами соседних деревень, начали формирование боевых отрядов и сбор денег, для закупки оружия. В подготовке восстания принимали участие большевики Мариинска.
Поводом к выступлению крестьян послужило взыскание лесничим несправедливых и непосильных штрафов якобы за самовольные порубки леса. Когда крестьяне отказались платить штрафы, лесничий вызвал карательный отряд. Прибывшие каратели, кроме штрафов и налогов, потребовали от крестьян, выделить на содержание отряда тысячу пудов хлеба и 100 голов скота. Выход был только один — браться за оружие.
Подготовкой и ходом восстания руководила подпольная большевистская организация. Собравшись тайно в лесу, подпольщики решили общими силами с крестьянами соседних сел разгромить карательный отряд и восстановить Советскую власть. В других селах тоже прошли нелегальные сходки крестьян. Представители Чумая, Шестакова, Усть-Черты, Верх-Чебулы и Карачарова собрались и договорились о совместных и одновременных действиях, выработали план борьбы.
Восстание началось в ночь с 18 на 19 октября. Крестьяне внезапно, напали на карательный отряд, находившийся в селе Чумай. Белогвардейцы оказались захваченными врасплох и вынуждены были сдаться. Группа повстанцев под командованием И. А. Матренина разгромила охрану лесничего. Крестьяне поймали ненавистного им лесничего, привели его в село и убили. Офицеров и солдат-добровольцев арестовали, а насильно мобилизованных солдат отпустили домой. В Тисуле крестьяне под руководством П. Трухницкого заняли волостную управу и телеграф. Для дальнейшего руководства восстанием был избран повстанческий штаб, в который, кроме В. Стародубова, вошли И. Лаврентьев, А. Григорьев, А. Человечков, М. Штарев и другие.
Повстанческий штаб поставил задачу: распространить пожар восстания как можно шире, подготовить наступление на Мариинск, где освободить из тюрьмы заключенных, а чтобы помешать врагу подтянуть войска к району восстания – взорвать мост через Кию и разобрать железную дорогу на Тяжин. Успехи повстанцев воодушевили крестьян. Восстание быстро разрасталось и охватило более 30 сел с населением до 70 тысяч человек. Размах крестьянского восстания встревожил власти. 22 октября Мариинский уезд объявляется на осадном положении. На подавление восстания было брошено шесть карательных отрядов вооруженных пулеметами и даже артиллерией. Район восстания был взят в окружение. Около Дмитриевки произошел бой между повстанцами и белогвардейскими отрядами. Почти безоружные крестьяне не могли противостоять в открытом бою вооруженным карателям.
Наступили черные дни. Каратели чинили погромы. В Усть-Серте после пыток они расстреляли. Председателя ревкома Л. П. Пацуло, его брата -командира взвода повстанцев и других. Для расправы над повстанцами в Чумай был направлен карательный отряд под командой Сурова, который отличался особой жестокостью. Было арестовано около 200 человек. Повстанцев секли шомполами и розгами до тех пор, пока не выступала кровь, потом на раны сыпали соль и снова пороли. Озверевшие белогвардейцы без суда и следствия расстреливали, вешали, избивали крестьян, жгли дома и грабили имущество. Жена командира взвода А.Г.Пересыпкина была повешена, дом ее раскатан по бревнам, а имущество разграблено. Каратели сожгли часть села, в том числе дома Штарева, Булгакова и других.