Глава II. Загадочные Жигули
"С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, мало известны современному читателю. Многое уже покрылось, или покрывается пылью забвения. Сколько удивительно ярких легенд и преданий, напечатанных в старинных изданиях, превратилось в уникальную редкость, в достояние архивов и музеев". С. Кузьменко.
Почти совсем забыты легенды о таинственном Мирном городе, только раз в году появляющемся из вод Волги, о Жигулёвских Водопадах, о загадочной Трубке Разина.
В 1990 г. членами группы "Авеста" была предпринята попытка составить карту географической привязки легенд, преданий и современных быличек Самарской губернии.
При её изучении обнаружено, что большинство устойчивых мифов располагаются по территории губернии узкой полосой, ориентированной с северо-запада на юго-восток. Эту полосу назвали "курсом 135 град.". Отмечено, что именно этим курсом движутся над Самарской Лукой различные НЛО, на этой таинственной линии располагаются области устойчивого наблюдения загадочных миражей на оз. Светлояр, на Аральском море.
Итак, мы начинаем наши рассказы о "загадочных Жигулях".
Мирный город
Мирный город, бессмертный город, иногда скрытый, иногда открытый всем. Даже сегодня продолжается его борьба с великим драконом, в незапамятной древности пришедшим с далёких островов.
Удивительные небесные видения над Волгой были замечены ещё в древности. Вот как, например, подобное явление описывает арабский летописец Иби-Фадлан в 922-923 гг., с посольством багдадского халифа посетивший правителя Волжской Болгарии хана Блатавара:
"Незадолго до захода солнца горизонт стал очень красным и с высоты послышался глухой рокот. Я поднял глаза к небу и увидел огненно-красное облако, которое плыло надо мной...
В облаке наблюдалось постоянное движение фигур, подобных людям и животным. При виде этого мы так испугались, что упали на колени, ища покровительства Всемогущего бога. Местные жители очень удивились нашему поведению и начали громко смеяться. Между тем мы наблюдали, как появилось второе облако и опустилось на первое, но вскоре опять отделилось. Всё это длилось до наступления ночи, когда они наконец исчезли. Хан объяснил нам, что жители его страны хорошо знакомы с подобным явлением — мы видели игру демонов" (1).
Первые известные нам записанные сообщения о городе, наблюдаемом в туманах, встающих над Волгой, можно прочесть в "Исторических заметках о Самарском крае 1860 г." известного краеведа А.Ф.Леопольдова. Там были отмечены наблюдения фантастических видов гор, замков и многого другого (2).
В начале XX в. Н.А.Степной записывает легенду об ушедшем на дно Волги волшебном городе. "Мирный город подвижный, странствующий город, в котором скрываются и который скрывается." Народная традиция связывает его с именем Степана Разина.
"И когда встаёт над Волгой солнце, видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он по-старому, и ждёт, когда богатства его людям понадобятся."
В быличках, народном фольклоре содержится информация о судьбе Мирного города: "Где-то на самой границе обитаемых земель появился ужасный дракон. Один за другим уходили герои на битву с ним, но ни один не мог остановить его. И окружил дракон Город, охватил своим телом. Спасаясь от гибели, ушёл город на дно Волги и увлёк за собой дракона", Нам представляется, что дракон здесь является неким символом, скрывающим от непосвящённых тайны энергий микромира. (Символом скрытых энергий в трактатах средневековых алхимиков была змея, кусающая себя за хвост. Но в символике алхимии часто встречаются и другие геральдические изображения, например, единорог, лев, грифон, голубь, — их геральдические значения не всегда понятны).
На протяжении многих лет высказывались самые разнообразные гипотезы относительно того, где может "скрываться" Мирный город? Укрыт ли в лесах Жигулей? Там защитой ему может служить своеобразная рефракция лучей в сложных воздушных линзах, возникающих над Самарской Лукой. Рефракция и укрывает город, подобно волшебной шапке-невидимке. (В дневное время меловые и известковые склоны отражают солнечные лучи, образуя волнующееся марево над поверхностью).
Есть и другая гипотеза: подобные сообщения порождаются наведёнными галлюцинациями, управляющими сознанием человека.
Авторы книги придерживаются версии, что Мирный город укрыт в сопряжённом пространстве и становится виден и доступен лишь при определённых обстоятельствах.
Мирный город — его наблюдали в древности, видели и в наши дни. Речь идёт о середине 70-х годов XX века. Вот как об этом рассказывают: "Я поднял голову (рассказчик собирал грибы) и буквально остолбенел от удивления. Прямо передо мной поднялась из тумана огромная стена с широко открытыми воротами. Меня охватил ужас и я со всех ног бросился от этого места".
Стоп, что-то очень знакомое чувствуется в этом рассказе: "Он поднял голову и остолбенел от удивления. В двух шагах от него поднималась высокая стена из тёмного кирпича с широкими воротами, увенчанными башней. Всего лишь минуту назад, когда мальчик наклонялся над монетой, перед ним расстилалось безбрежное, сверкающее в лунном свете море. Теперь оно скрылось за длинной стеной с башенками и шпилями. А прямо перед ним, где только что не было ничего, кроме водорослевых отмелей, в каменной стене зияли широкие входные ворота." (3).
Речь идёт о некоем загадочном городе Винета. Когда-то это был богатый и процветающий город, но жители его навлекли на себя несчастья своим бахвальством и щегольством. В наказание за это город опустился на дно морское. Жители его не могут умереть, а сам город не поддаётся разрушению. Раз в сто лет, ночью, город поднимается с морского дна во всём своём великолепии и находится на суше ровно один час. Как только минет час, город снова спускается на дно морское, если только кому-нибудь из купцов Винеты за это время не удастся продать свой товар живому существу. Возможно смысл этою поступка — вынести из мира этого города какое-то вещество во внешний мир, где оно послужит неким якорем, удерживающим город от обратного перехода.
Приведём несколько рассказов.
В архиве группы имеется описание панорамного наблюдения: "Большая красноватая равнина на севере и северо-востоке ограничена горным хребтом. Вдоль него на юго-запад течёт большая река. По обе стороны от неё простираются заливные луга. На юге они незаметно переходят в каменистую равнину, густо поросшую ковылём. У горизонта она ограничена горной грядой. Точка обзора наблюдателя находится на выступающей скальной площадке горного склона. Отсюда хорошо виден город. Он занимает почти всё пространство на северо-западе, между рекой и горами. На севере город ограничивается оборонительной системой: огромными чёрными квадратными башнями, соединёнными белой стеной. На юге от реки его отделяют заливные луга и невысокий пологий вал.
Город имеет ярко выраженную кольцевую планировку. По её осям проложены две широкие центральные улицы. Одна сориентирована параллельно течению реки, другая расположена под углом к первой, строго в направлении север-юг. Они сходятся на большой площади, наводящей на мысль о замёрзшем озере. Сам город можно условно разделить на четыре сектора. Непосредственно к площади примыкает "зона дворцов", в стиле архитектуры юго-восточной Азии. На северо-востоке раскинулись великолепные сады, простирающиеся до стен. Густым покровом они укрывают прозрачные шестигранные башни (энергетические станции современных фантастических фильмов?). На западе преобладает архитектура минаретов. Всё это охватывается поясом небоскрёбов (хранилище?).
Над всеми строениями города возносится грандиозное здание — суперминарет, напротив него, через центральную улицу, расположился огромный небоскрёб, не уступающий ему размерами. Весь город имеет цвет сухой глины, в окраске домов, улиц преобладают светло-коричневые тона.
И было неизвестно, есть ли в этом городе жители. Но что-то подсказывало, что он давно и безнадёжно пуст" (4).
Некоторые самарские исследователи пытались связать легенды о Мирном городе с Асградом, предполагая, что в Жигулях сохранилась легендарная столица древних Асов — Асград.
Идею о том, что Асград сокрыт где-то на земле, высказал В.Щербаков в статье "Асград — город богов":
"Было три группы Ариев — одна мигрировала на север (северо-запад, скажем мы), другая на юг, а третья группа построила в Жигулях неприступную крепость Асград, в которой посадила знаменитую рощу Гласир", Однажды он увидел красные стены, окружавшие удивительный город, храм у городской стены с рядами изумительных колонн и красной рощей, поднимавшихся к самым колоннам и стенам города (5). Сейчас отметим лишь тот факт, что первые исследователи Жигулей встречали в горах много одичавших растений и животных, по-видимому некогда вывезенных из Средней Азии.
Ещё один рассказ из архива группы. Нечто похожее наблюдали в начале 60-х годов участники одной археологической партии, работавшей в Жигулях. Вот как запомнилось им это событие: "Из речного тумана поднялся город. Он светился различными цветами, словно ночная радуга, опустившаяся на землю. Над ночной рекой возносились многоцветные стены и башни, словно россыпь драгоценных камней была брошена со звёздного неба на землю. Но даже отсюда было видно, что от многих дворцов остались одни руины. И всё это окружал некий сложный клубок эмоции, будто время иных миров царило здесь. Нам казалось, что мы слышим странный пульсирующий звук — тихую погребальную песню, несущуюся над волнами реки и над этим волшебным городом.
Он был то мягким и нежным, то становился яростным и вызывал боль. Звук нарастал, делался невыносимым, а затем замирал. Но даже тогда ощущение скрытого ужаса не пропадало. И в сиянии города, всё, что было лишь легендами для нашего мира, становилось реальным, рождая страх и некую древнюю ненависть.
Этот город пропал так же внезапно, как и появился. Но у нас с этой ночи начались неприятности..."
Хороший образец современного мифотворчества, возникновения целой мифопоэмы, где некое эмоционально окрашенное событие начинает жить собственной жизнью.
Но возможно, что это — реальная фиксация многомерности мира.
Легче всего по граням многосвязной Вселенной движутся фотоны. Именно они и приносят в наш мир информацию о других пространствах, иных мирах. Если это так, то мы должны наблюдать и другие ландшафты иномиров в этих местах.
Деревня — призрак
"Люди просто могли забыть об истории села... Они не знали (или забыли?) о существовании здесь двести лет назад большого железоплавильного производства". В. Кукушкин, "Химеры Урочища X".
Исследованиями "деревни-призрака" много занимался В.А.Чернобров. Его статьи публиковались в газете "Аномалия", газете "Комсомольская Правда", "Энциклопедии Загадочных мест Земли" (6).
В.А.Чернобров родился в 1965 г. в Волгоградской области. Закончил факультет космонавтики Московского Авиационного Института. Долгое время работал в качестве инженера по проектированию и производству космических ракет. С 1982 г. — член ежегодных уфологических экспедиций, большая часть из которых была организована на "Медведицкую гряду".
Вот так сам В.А.Чернобров описывает деревню:
"С 1982 г. мы каждое лето выезжали в Поволжье, уточняли на местности старые показания очевидцев, искали новых. Вначале район поиска был сопоставим по размерам с европейским государством средних размеров, затем, к 1986-му, он сократился в несколько десятков раз и составил круг с радиусом в 30 км...
Уже под вечер, по хорошо утоптанному полю, я въехал в незнакомое мне село. Очень хотелось пить воды после жаркого дня, и я стал высматривать людей на улицах. Странно, но не было никого... Я проехал деревню по единственной улице, так и не встретив ни людей, ни колодцев. Наконец, в доме на окраине заметил приоткрытые двери и осторожно постучался...
И здесь никого! Чувствуя себя неловко, всё-таки решился зайти. Никакого беспорядка, вокруг разложены по полкам инструменты, а сам дом, как я догадался, принадлежал местному кузнецу. Именно кузнецу. Редкая профессия в наше время, сейчас в деревнях имеются только электрогазосварщики, этот же дом и инструменты в доме принадлежали кузнецу, работающему по старым технологиям. Невдалеке, кстати, оказался и остывший кузнечный горн. Казалось, разведи меха, и работа закипит...
Странно это всё. Так, ничего не тронув на полках, я вышел и осторожно закрыл дверь за собой. Внутри всё-таки было дискомфортно, может быть потому, что ощущаешь себя незваным гостем, а может ещё по какой причине. В любом случае из этой деревни хотелось побыстрее уехать. Вздохнул я спокойнее, когда она скрылась за спиной... Каково же было моё удивление, когда мои местные знакомые, которые утверждали, что знают весь район как свои пять пальцев, заявили, что в этом месте никакой деревни нет! За последующие 15 лет я несколько раз порывался доказать обратное, объездил на велосипеде, на мотоцикле и машине, обошёл всё в округе, но... деревни всё равно не было видно на ровной, как стол, степной поверхности.
Старожилы говорили мне, что была когда-то именно в этих краях деревня П., но в 40-50-х годах уехали из неё последние жители, а дома, глиняные мазанки быстро разрушились. Был я на этих развалинах, там вместо целых домов едва заметные поросшие травой бугорки; разве могло мне всё это показаться при свете вечернего солнца живой деревней?! С выходцами из этой деревни я тоже разговаривал, они подтвердили, что кузнец действительно жил в этой деревне (а то как же!), и дом его действительно был на западной окраине! Так может, я у него и был в гостях?
Но, честное слово, стоя на заросших развалинах его дома в 1986 году, я никак не мог поверить, что дом, покинутый хозяином в 50-х годах, стоял, как новенький, в 1983 году! Да что дом! Вся деревня стояла "как живая", а спустя всего 3 года она предстала передо мной просто в виде пустыря. Впрочем, зря это я рассуждаю — сам и выходцы из этой деревни, ныне живущие в райцентре, в один голос утверждали, что разрушилась деревня задолго до моего визита туда. Что ещё мне на это сказать? Видел ли мираж — нет, абсолютно нет, я ведь стучал в окно, открывал и закрывал за собой дверь, чувствовал прохладу дома и запах печи, я разве что воды там не напился. Может это был особый мираж? Такой, о которых мне приходилось только читать, я их образно назвал бы "миражами из прошлого" или "хрономиражами"!
А может, я просто заблудился тогда и случайно или с чьей-то помощью попал в какую-то иную деревню? Тоже маловероятно. Одно дело объяснять, что видели другие, другое дело понять и поверить в то, что видел сам. Не знаю, не знаю... История эта закончилась ровно ничем, Могу добавить только, что проезжал впоследствии мимо этих развалин много раз, но никогда больше не видел деревню внезапно воскресшей... Кстати, не знаю, имеет ли следующая новость какое-либо отношение к хрономиражу, но не могу не упомянуть о ней.
Спустя несколько лет местный охотник Николай Иванович Покатилов (на которого меня вывел хороший знакомый, местный краевед, медик по специальности Герман Майорченко) рассказал мне, как в тоже время (т.е. в 1983-ем) и там же (т.е. возле бывшей, теперь несуществующей, деревни П.) он видел необычное зрелище, которое запомнил на всю жизнь... Дело было во время зимней охоты, в лютый мороз. Николай Иванович вышел к замёрзшему пруду и обомлел: с краю пруда возле берега блестела полынья тёплой воды! В принципе, полынья может образоваться над действующим родником, но охотник хорошо знал эти места и готов был поклясться, что никакого родника здесь и в помине не было! Мало того, в неглубокой полынье диаметром чуть менее метра росла высокая зелёная трава и сидела... квакающая лягушка! Как такой летний оазис смог образоваться посреди зимы — до сих пор загадка. Опять чудеса со временем? Позже Покатилов возвращался на это место, ни травы, ни полыньи, ни тем более родника он так и не видел больше..." (6).
Как говорится, комментарии излишни.
Другой рассказ о подобной деревне приводится в сборнике "Сибирская Жуть": "...Никуда не привела эта тропинка. То есть привела, но не в деревню, а в болото. Так вот и становилась тропинка всё слабее, всё нехоженей, вот уже постепенно заглохла в болоте. То есть было всё, что геолог рассказывал, — все изгибы дороги, все приметы лесного пути. Но только вот деревни не было — ни населённой, ни заброшенной, никакой. Получалось, что и карта врала — по ней должна была быть ненаселённая деревня, а её то и в помине нет...
И энкавэдэшники сами пребывали в полном смятении духа. Население деревни они сами в 1933 г. вывозили "в район" за уклонение от коллективизации... Потом искали. Даже на самолёте сделали спецвылет, чтобы искать деревню, и тоже её не нашли — внизу болото и болото, без всяких признаков деревни." (7).
Руж Сенж Легер Гордон в книге "Колдовство и фольклор в Дартмуре" описывает весьма приметный домик в лесу, который видели многие, но вот разыскать его в последствии так и не смогли. Самое тщательное обследование местности не выявило в этом лесу каких либо признаков жилья.