Источники по истории италии
В Италии тоже в этот период не сложилось централизованного государства. Дробности и распылённости экономической и политической жизни соответствует такое же состояние источников.
Как уже можно догадаться, аграрные отношения лучше всего зафиксированы в грамотах. Подробно на этом останавливаться не стоит, так как мы уже говорили об этом, освещая историю других стран. Из местных особенностей следует только отметить, что в Северной и Средней Италии в связи с ранним разложением крепостных отношений, уже в XIII в. множатся акты выкупа из крепостного состояния. А в Южной Италии и в Сицилии норманнские завоеватели ввели, так же как и в Англии, законченную форму феодальной организации. Одним из средств укрепления их владычества явились земельные кадастры, имевшие некоторое сходство с «Книгой Страшного суда». В кадастрах содержится описание как королевских владений, так и земель всех феодалов с перечнем зависимых людей, сидевших на этих землях, и их повинностей.
Исключительно богаты и разнообразны источники по истории итальянских городов-республик. Как и повсюду в Западной Европе, древнейшими из таких источников, были хартии с привилегиями экономического и политического характера; они давались итальянским городам императорами Священной Римской империи. Большинство этих хартий относится к XI и началу XII вв. (Мантуя –1014 г., Феррара – 1055 г., Пиза – 1081 г. и т. д.). Рано или поздно почти все города Северной и Средней Италии завоевали в борьбе с императорами, епископами и светской знатью полную свободу и превратились в самостоятельные мелкие государства. К этой поре относится оформление в многочисленных городских статутах внутреннего строя городов-коммун. Самый старый статут появился в Генуе в 1056 г. (но там были записаны старинные обычаи столетней давности), затем в других городах (Болонья – 1257 г. – «Райская книга» с заявлением, что природа создала всех людей свободными; Венеция – 1242 г. – «Гражданские статуты Венеции», а в 1315 г – «Золотая книга», закрепившая монополию на политическую власть в руках немногочисленной купеческой олигархии Венеции; Флоренция – отражение борьбы пополанов с магнатами – от конституции 1250 г. до «Установлений справедливости» 1293 г., где нашла отражение полная победа пополанов).
В XIII-XIV вв. в большинстве итальянских городов были составлены цеховые статуты. Однако с конца XIV в. источники по истории цехов становятся всё более скудными. Классовая борьба и появление тирании привели или к полному уничтожению цеховой организации укрепившими свою власть тиранами, или же значительное сокращение прав цехов, которые утратили былое политическое значение, сохранив лишь чисто экономические функции.
Итальянские правовые источники отличаются большим своеобразием вследствие того, что феодальное право вообще не получило в Италии значительного развития, а в северных и центральных областях города на основе римского права выработали своё собственное городское право.
В сфере гражданского права до XIII в. действовал Эдикт Ротари, т. е. Лангобардская правда. В XI в. профессорами юридической школы в Павии все законы франкских и германских императоров, выходившие после неё, были собраны в хронологическом порядке в «Павийскую книгу». В конце XI в. «Павийская книга» была переработана. Хронологический порядок был заменён систематическим, текст разделён на три главы. В таком переработанном виде она стала называться «Ломбардой». «Ломбарда» получили широкое распространение, по ней читались курсы лекций в итальянских юридических школах, преобразованных впоследствии в университеты. Для ломбардских и тосканских городов наибольшее значение имело раннее развитие в Италии римского права, которое было возведено в авторитет. Оно преподавалось во всех итальянских школах в течение раннего средневековья, но особенно усилилось его изучение с конца XI в., в связи с подъёмом торговли и ростом товарно-денежных отношений. Центром изучения римского права стала Болонья.
Что касается нарративных источников, то в северной и средней части полуострова быстрое развитие городов привело к тому, что городские хроники получили там значительное преобладание над всеми прочими видами хроник. На юге же, в Королевстве обеих Сицилий, создались условия, благоприятные для появления хроник, охватывавших историю этого королевства в целом.
Из монастырских хроник важнейшей в XI-XII вв. является монте-кассинская. Расположенный на южной границе Папской области Монте-Кассино издавна был самым крупным итальянским монастырём, а при Каролингах стал одним из культурных центров страны. В XI в. он стал одним из опорных пунктов папства и крупнейшим центром летописания. Но в ней содержится немало подложных документов, составленных по указу пап.
Но большинство хроник и анналов составлялись, как уже было отмечено, в городах – «Большие миланские анналы», «Генуэзские анналы», «Венецианская хроника». С XIV в. расцветают хроники во Флоренции, что явилось отражением её ведущего положения как банковского, торгового и промышленного центра.
Важнейшим источником для истории Флоренции XIV в. следует признать хронику Джованни Виллани (1276-1348- умер от чумы), который занимал важные должности во Флорентийской коммуне. Свой труд он написал по-итальянски, очень долго собирая сведения и письменные материалы. В итоге получилось обширное произведение, по своей тематике вышедшее далеко за рамки чисто городской хроники. Оно представляет собой важную веху, так как у Виллани имеются уже попытки изучения исторических явлений и анализа источников. Для него характерен реализм в описаниях, внимание и интерес к социально-экономической истории. Он описывал многочисленные связи Флоренции со всеми странами Европы и многими странами Азии, что сообщает труду Виллани некоторые черты всемирной хроники. Труд Виллани был вершиной собственно средневекового исторического описания. Уже в начале XV в. во Флоренции гуманистами были написаны собственно исторические труды, принципиально иные, чем все предшествующие хроники. Их разбором мы займёмся уже в курсе историографии.
Из хроник Южной Италии выделю крупнейшую, автором которой был Ромуальд Салернский (ум. 1181), крупный политический деятель норманнского государства. Он использовал многочисленные источники, в том числе некоторые важные, впоследствии погибшие документы не только по истории Королевства обеих Сицилий, но и крестовых походов, папства, международных отношений. Его труд – апология норманнских владык.
Обострение политической борьбы в Италии в XIV в. вызвало к жизни ряд политических трактатов, являющихся ценными источниками для истории политической мысли. Одним из первых был латинский трактат Данте «О монархии», написанный в последние годы жизни поэта, в начале XIV в. Данте нарисовал в трактате идеальную политическую систему, о которой он мечтал для раздробленной Италии. Такой системой ему казалась усовершенствованная германо-итальянская империя, осуществления которой он ожидал от Генриха VII. В самой Италии Данте не видел силы, способной сплотить воедино враждовавшие между собой города-республики.
Следует также отметить трактат «О тиране» гуманиста Колюччо Салютати (1331-1406), канцлера Флорентийской республики. Лучшей формой политического строя он считал не республику, а монархию, что вытекает из наметившегося в ту пору у флорентийских богачей стремления к сильной власти, чему способствовало восстание чомпи 1378 г. Однако к монарху Салютати предъявлял ряд требований, ограничивавших его власть, и провозглашал право народа на убийство тирана, превысившего свои полномочия и права. Трактат Салютати, т. о., является одним из первых, положивших начало так называемой тираноборческой литературе.
Ну и конечно следует отметить в качестве исторического источника описания путешествий, первым из которых была знаменитая «Книга Марко Поло», продиктованная им сначала в 1298 г. и записанная по-французски, а в 1307 г. он сделал собственную редакцию. Это произведение пользовалось огромной популярностью.