Зарождение востоковедения как науки
Истоки востоковедных знаний в Европе восходят к древности и средним векам, когда устанавливались торговые и политические связи европейских народов с народами Азии и Северной Африки. Постепенно происходило накопление сведений о странах Востока, которое диктовалось преимущественно практическими потребностями, а также миссионерскими целями. Первыми сведениями о Востоке востоковедениеобязано древнегреческим авторам; впервые в Европе они противопоставили себя как представителей Запада Востоку, под которым подразумевались Персия, а затем и всё, что лежало к Востоку от греческого мира. Отсюда и получило географическое обоснование само понятие «востоковедение». Много сведений о странах Востока содержится в средневековых литературах — сирийской, византийской, древнеармянской и древнегрузинской, служивших «мостом» между культурами Востока и Запада. С 12 в. появляются многочисленные записи европейских путешественников, странствующих монахов, купцов и дипломатов, посещавших страны Передней Азии и Дальнего Востока, в частности Вениамина Тудельского в 12 в., Плано Карпини, Виллема Рубрука, Марко Поло в 13 в., Одорико из Порденоне в 14 в., русских паломников Даниила Паломника (12 в.), Стефана Новгородца (14 в.) и др.
Возникновение востоковедения как особой отрасли знания связано с началом европейской экспансии в страны Востока. Развитие востоковедения стимулировалось также общим расширением международных связей. Востоковедение сохраняло сначала практический прикладной характер. Ему были свойственны описательность и комплексность, в рамках которой лишь постепенно сложились его первые основные отрасли — филология и страноведение, связанные, в частности, с интересом, проявленным к Востоку деятелями Ренессанса (Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, М. Монтень и др.). В 15—16 вв. создаются сочинения преимущественно о странах Ближнего Востока, собранные в публикациях о путешествиях и навигациях, изданных в 16 в. Дж. Рамузио (Италия), Паркисом, Р. Хэклейтом (Англия) и др. Публикуется ценное описание Китая, составленное Мендосой (1585). Вводится преподавание древнееврейского и арабского языков на первых университетских кафедрах восточных языков, созданных в 16 в. в Париже и в 17 в. в Оксфорде. К концу 16 в. были созданы некоторые обобщающие труды, завершившие начальный этап в развитии востоковедения: арабиста Постеля, историков Передней Азии Ротта, Бриссония и др.
В России в 15 в. появляется описание Индии Афанасия Никитина, в 17 в. — отчёт о поездке в Китай в 1618 И. Петлина, описания путешествий в Китай русских послов Ф. И. Байкова и Н. Г. Спафария.
Начиная с XVII в. в раннекапиталистической Европе резко возрос интерес к странам Востока. В многочисленных книгах, принадлежавших перу миссионеров, путешественников, торговцев, а затем и специалистов-востоковедов, все чаще обращалось внимание на специфику социальной, экономической и политической структуры этих чуждых привычному европейскому стандарту стран.
Дальнейшее развитие востоковедениявплоть до новейшего времени прошло через 3 основных этапа, 1-й этап (17 — 1-я половина 18 вв.) характеризуется созданием предпосылок научного исследования Востока. Расширяется круг изучаемых восточных языков (включая персидский, турецкий и китайский). Издаются более содержательные, чем раньше, описания путешествий (итальянца Пьетро делла Балле, французов Ж. Тавернье и Ж. Шардена, немца Адама Олеария, китаеведческие работы русских авторов И. К. Россохина и А. Л. Леонтьева). Были изданы относительно полные словари некоторых восточных языков, тексты и переводы произведений восточных авторов (в частности, Саади). К концу 17 в. в некоторых университетах (Лейден, Париж, Оксфорд) было собрано значительное количество восточных рукописей; в результате этого были опубликованы первые систематизированные труды, опирающиеся на восточные источники, особенно «Восточная библиотека» д’Эрбело (Париж, 1667). В России введение практического изучения восточных языков относится к началу 18 в. (указы 1700 и 1702 Петра I). На многих востоковедных трудах того времени лежит печать развивавшегося в Европе в 17—18 вв. филоориентализма, стремившегося использовать вновь открываемые культурные ценности восточного мира в борьбе с феодальной реакцией и мракобесием духовенства. Филоориентализм смыкался накануне Великой французской революции с идеями Просвещения («восточные» драмы Вольтера, «Персидские письма» Ш. Монтескьё и др.).
По мере накопления материала картина восточных обществ становилась более сложной: наряду с застойностью вырисовывалась стабильность, с косностью - строгий моральный стандарт, с произволом - ограничивавшие его социальные, прежде всего общинные институты. Анализ всех этих сведений привел к тому, что уже в XVIII в. мнения о Востоке стали весьма разноречивы: одни подвергали восточные порядки резкой критике (Д. Дефо), тогда как другие склонны были их воспевать (Вольтер, Ф. Кенэ).
Эти противоречия заслуживают внимания, но они не меняют того общего и главного, что лежало в основе восприятия восточных обществ в Европе практически всеми: структурно это был иной мир, другой путь развития, причем именно эту разницу и следовало изучить, понять и объяснить.
2. Развитие мирового востоковедения во второй пол. 18 — пер. пол. 19 вв. На 2-м этапе (2-я половина 18 — 1-я половина 19 вв.) закладывались научные основы востоковедения. Особого развития достигла восточная филология, положившая начало сравнительному языкознанию, что было связано с открытием древних письменностей и языков: в 1771 французским учёным Анкетилем-Дюперроном была переведена с древнеиранского языка «Авеста»; английские учёные У. Джонс и Г. Колбрук начали изучать санскрит в сопоставлении с европейскими языками; были расшифрованы древнеперсидская (в 1802 немецким учёный Г. Гротефенд, затем в 20— 30-х гг. 19 в. датский учёный Р. Раск, английский учёный Г. Роулинсон, французский учёный Э. Бюрнуф и др.) и ассиро-вавилонская клинопись (французский учёный П. Э. Ботта, ирландский учёный Э. Хинкс, английский учёный Г. Роулинсон), египетская иероглифика (французский учёный Ф. Шампольон в 1822). Возникла сеть различных азиатских обществ: Бенгальское азиатское общество в Калькутте (1784), Азиатское общество в Париже (1822), Королевское азиатское общество в Лондоне (1823), Германское востоковедное общество в Лейпциге (1845) и др. Были созданы специальные высшие учебные заведения по изучению восточных языков: в Вене — Академия восточных языков (1754), в Париже — Школа живых восточных языков (1795). Появились капитальные исследования по истории Востока и его культуре, преимущественно в эпохи древности и средневековья.
В исследованиях ведущих востоковедов сочетался филологический метод с широкими теоретическими обобщениями, преимущественно с историко-идеалистических позиций. В целом в мировом востоковедении наметились две тенденции: гуманистическая и колониалистская.
Свой вклад в анализ восточных обществ внесли на рубеже XVIII-XIX вв. философские труды Гегеля, лучше других вскрывшего основы восточного деспотизма, полнее и глубже своих предшественников проанализировавшего структуру азиатских обществ, обратившего внимание на механизм власти и феномен всеобщего бесправия, на высшие регулирующе-контролирующие функции государства и всей системы администрации в разных районах Азии, вплоть до Китая.
Складывавшееся параллельно с философским осмыслением проблемы европейское востоковедение, а также иные науки, стремившиеся осмыслить накопленные им данные, - философия, политэкономия, социология, антропология, культурология, историософия и др. - на протяжении XIX и тем более XX вв. достигли немалого.
Были не только хорошо изучены современные народы Востока, включая их религию, культуру, историю, экономические связи, социальную структуру, формы администрации, налогообложения, организации военного дела и т. д., но и многое сделано для изучения давно исчезнувших восточных народов и государств. Все эти материалы были собраны воедино, подвергнуты сравнительному анализу, причем достигнутые результаты были сопоставлены с материалами полевых обследований антропологов.
3. Развитие мирового востоковедения во второй пол. 19 – 20 вв. На 3-м этапе развития востоковедения (2-я половина 19 — начало 20 вв.) происходило расширение объекта исследований и одновременно усиливались отмеченные тенденции. Во 2-й половине 19 в. появились каталоги крупнейших европейских хранилищ восточных рукописей и книг. Широкий размах получила работа по изданию словарей восточных языков, публикации текстов в виде специальных серийных изданий филологического характера, различных «библиотек» и др. Периодически каждые 3—4 года, начиная с 1873, созывались международные конгрессы ориенталистов. Продолжалась работа по систематизации накопленных данных («Энциклопедия ислама» на 4 языках; различные сводные курсы и востоковедные справочники и др.). Изучение восточных культур европейским востоковедением принимало всё более филологическое направление, избегавшее обобщений в пользу детализации и фактологии. С конца 19 — начала 20 вв. в Японии, Китае, Индии, Иране, Турции и других странах Востока появились крупные историки и филологи, изучавшие материал с помощью современных критических методов исследования.
Развитие зарубежного востоковедения в новейшее время характеризуется резким увеличением числа специализированных научно-исследовательских учреждений, занимающихся изучением Востока, а также учебных заведений, готовящих кадры специалистов по Востоку (особенно в странах Востока, а также в США, а в послевоенные годы — в ФРГ); выросло число периодических востоковедных научных изданий и число научных работников, занимающихся востоковедением.
Исторические перемены, происшедшие после 2-й мировой войны в странах Востока, оказывают всё возрастающее влияние на развитие востоковедных исследований за рубежом. Распад колониальной системы, пробуждение к новой жизни десятков народов способствовали развитию гуманитарных наук в странах Востока, определили актуализацию тематики исследований в востоковедении, растущее внимание к изучению проблем современности.
Исключительно важную роль в развитии востоковедениясыграли археологические исследования, интенсивно проводившиеся практически во всех государствах Востока. Археологические изыскания не только открыли миру забытые древние цивилизации, например, Хараппскую цивилизацию в бассейне р. Инд [Р. Сахни, Н. Банерджи, М. Ватс, А. Гхош (Индия), Дж. Маршалл, Э. Маккей, М. Уилер (Великобритания) и др.], но и впервые дали возможность приступить к созданию сравнительно целостной научной картины развития человеческого общества. В этой связи особый интерес представляет систематическое изучение памятников первобытнообщинного строя и древнейших доклассовых земледельческих культур.
Археологические изыскания помогли также вписать новые страницы в историю народов Востока в древности и раннем средневековье (раскопки на территории Афганистана — А. Фуше, Франция; на территории Ирана — Д. Шлюмберже, Франция, и др.).
Введению в научный оборот массы исключительно ценных источников способствовали расшифровка некоторых забытых письменностей и успешное изучение и интерпретация ряда древних восточных языков
Огромная работа по собиранию, изучению и изданию средневековых памятников литературы, науки и культуры была проделана учёными стран Востока. Учёными Монголии и КНДР были изданы ценные памятники средневековой историографии; историками КНР опубликованы сборники документов по новой и новейшей истории Китая.
Параллельно расширению источниковедческой базы шло создание сводных работ по истории литературы, культуры, философской мысли, религиозных учений отдельных стран и народов Востока в древности, средние века и новое время, а также политической и экономической истории Востока, в которых обобщён огромный фактический материал [по странам Ближнего и Среднего Востока. Были изданы обобщающие работы по истории Кореи (учёными КНДР), Монголии (Б. Ширендыбом, Ц. Дамдинсурэном и другими учёными МНР).
4. Современные концепции истории Востока.В мировой науке создано несколько концепций, авторы которых ставят своей целью дать сводно-обобщающий анализ всемирной истории, включая историю Востока. Одна из наиболее ярких среди них - это концепция локальных цивилизаций английского историка А. Тойнби, смысл которой в том, что едва ли не каждая из вычлененных автором (в разных вариантах) двух-трех десятков цивилизаций, древних и современных, не только уникальна и неповторима, но и ценна сама по себе.
Развиваясь по принципиально общим для всех законам, она возникает, развивается, приходит в упадок и в конце концов погибает. Несовершенство этой концепции не столько в том, что цивилизации вычленяются Тойнби чаще всего по религиозному признаку, и даже не в том, что они все в конечном счете признаются равными друг другу в своей уникальной для человечества в целом самоценности. Здесь можно спорить, и аргументы Тойнби отвергнуть не так-то просто. Главная слабость этой концепции в том, что в ней смазана динамика всемирно-исторического процесса.
В этом смысле предпочтительнее концепция немецкого социолога М. Вебера. Всю свою незаурядную энергию глубокого исследователя и умного аналитика Вебер направил на то, чтобы, тщательно изучив одну за другой восточные культуры - исламскую, иудейскую, индийскую, китайскую, - вскрыть те причины, которые препятствовали Востоку развиваться столь динамично, как то было в Европе.
Как известно, едва ли не важнейшую причину того, что в Европе сложился капитализм, Вебер видел в духе протестантизма, в протестантской этике, описанию которой он посвятил одну из главных своих работ. Но именно в этом уязвимость его концепции. Дело не в том, что протестантская этика не сыграла своей важной, в некотором смысле решающей роли в процессе генезиса европейского капитализма, на чем настаивает Вебер.
Имеется в виду нечто иное: европейский путь развития, как о том уже шла речь, по меньшей мере с античности имел потенции для капиталистического типа хозяйства, основанного на господстве, а затем и на гипертрофии частной собственности; протестантская же этика могла лишь помочь реализовать упомянутые потенции. Но все это было в Европе. Вне Европы не было ни потенций, ни протестантской этики. И в этом смысле проделанный Вебером анализ восточных структур сохраняет свое значение и в наши дни: в соответствующих книгах достаточно убедительно показано принципиальное отличие всех восточных структур от европейской.
Есть и иные концепции, авторы которых - о марксистах пока речи нет - стремятся дать сводно-обобщающий анализ всемирно-исторического процесса. Но эти концепции не только менее известны и оригинальны, чем сделанное Тойнби или Вебером, но обычно также и менее озабочены тем, чтобы дать цельное изложение самого процесса. В ряде случаев его замещает многотомное описание всемирной истории, как это видно, например, в известной серии «Кембриджской истории».
Между тем реалии XX в. и особенно политические события второй половины этого века настоятельно требуют именно обобщающей концепции всемирной истории. Требование, о котором идет речь, объективно связано с феноменом развивающихся стран, большая часть которых - освободившиеся от колониальной зависимости и добившиеся самостоятельности страны Востока. Что представляют собой эти страны и каковы перспективы их развития - этим вопросом сегодня в мире озабочены многие.