Знакомство с биографией и творчеством М. Цветаевой
Учитель показывает портрет Марины Цветаевой.
– 26 сентября 1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и его жены Марии Александровны, родилась дочь Марина.
Детство ее проходило в Москве, а летние месяцы, до 1902 года, в Тарусе, на Оке.
Писать стихи Марина Цветаева начала с семи лет.
Когда мама Марины неизлечимо заболела, семья вынуждена была жить за границей: в Италии, Швейцарии, Германии. Марина Цветаева выразила свои впечатления от этих лет в следующих стихах (учитель или заранее подготовленные дети, хорошо читающие стихи, знакомят класс с творчеством Цветаевой).
Отрывок из стихотворения «Первое путешествие»:
…Диван-корабль в озерах сна
Помчал нас к сказке Андерсна.
Какой-то добрый Чародей
Его из вод направил сонных
В страну гигантских орхидей,
Печальных глаз и рощ лимонных.
Мы плыли мимо берегов,
Где зеленеет Пальма Мира,
Где из спокойных жемчугов
Дворцы, а башни из сапфира.
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой – она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
Когда, пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.
Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!
ТАК
«Почему ты плачешь?» – «Так».
«Плакать «так» смешно и глупо.
Зареветь, не кончив супа!
Отними от глаз кулак!
Если плачешь, есть причина.
Я отец и я не враг.
Почему ты плачешь?» – «Так».
«Ну какой же ты мужчина?
Отними от глаз кулак!
Что за нрав такой? Откуда?
Рассержусь, и будет худо!
Почему ты плачешь?» – «Так».
– Запишите по образцу фамилию автора этих замечательных стихов.
На моей руке пять пальцев
(Сжимают и разжимают кулачки),
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Сгибают или разгибают пальчики.)
3. Работа в прописи. Письмо строчной буквы ц.
– Рассмотрите образец строчной буквы ц. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?
– Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы ц. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки.
Второй элемент пишется так же, как и первый, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)
– Перечислите элементы письменной строчной буквы ц. В состав каких букв входят эти элементы?
– Пропишите заданную последовательность элементов и строчную букву ц.
4. Упражнение в письме слов с буквой Ц.
Буква табором кочует,
Лепестки сомкнув, ночует,
И, взъерошив жёлтый пух,
Ходит с мамой под лопух.
(Ц: цыгане, цветок, цыплёнок.)
О. Емельянова
Запись слов с образца.
– Обратите внимание на то, как пишутся слова «цирк» и «цифры». А теперь произнесите их и послушайте. Что заметили?
– Прочитайте слова, в которых ц в начале; в середине; на конце.
Цапля – пара длинных ног –
По болоту без сапог
Ходит-бродит, как по суше,
Распугала всех лягушек!
О. Красс
Письмо предложения с новой буквой.
– Прочитайте предложение. Сколько в нём слов? Какой знак стоит в конце предложения? Спишите. Проверьте.