VI. Продолжение работы по теме урока. 1. Самостоятельное чтение стихотворения
1. Самостоятельное чтение стихотворения
— Подумайте, всегда ли паузы совпадают с концом строки. (Нет пауз между 2—3, 7—8, 11—12, 14—15-й строками.)
— А где паузы надо сделать в середине строки? (В 1, 16-й длинные — это конец предложения. В 4, 5, 7, 11-й — короткие паузы, так как идет интонация перечисления.)
2. Обсуждение понятия «рифма»
— Что такое рифма? (Рифма — созвучие концов стихотворных строк.)
— Найдите рифму в стихотворении. (Окошка - кошка; нос — мороз; одеяло — побелело; синий — иней; тороватый — ватой; ты — кусты; спору — в гору; бежать — гулять; не откажешь — скажешь.)
3. Выразительное чтение стихотворения
— Молодцы! А сейчас приготовьтесь читать стихотворение выразительно, представив, что это вы обращаетесь к своей маме, рассказываете ей об увиденном. (Чтение учащимися.)
4. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»
(Дети самостоятельно читают стихотворение.)
— Что изобразил Фет в своем стихотворении? (Поэт изобразил хлебное поле.)
— Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: жаркая; прихотливый — капризный, с прихотями, с причудами; золотые; безбрежная — такая широкая, простирающаяся на необозримое пространство, безграничная; огнедышащее — огнем дышит? (Показан жаркий летний день. Нива тоже жаркая. Рожь желтого цвета, поэтому поэт называет ее золотой. Эти слова помогают нам ощутить жар этого дня.)
— Найдите значение слова смежает. (Смежает — закрывает.)
— Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете?
(Выразительное чтение детей.)
5. Рассказ учителя об авторе
Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892). «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», — писал о нем П.И. Чайковский. Действительно, стихотворения Фета обладают удивительной музыкальностью, недаром на его слова написано множество чудесных романсов, например романс «На заре ты ее не буди». Поэтична и музыкальна пейзажная лирика Фета, который до самозабвения любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал ее.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А.А. Фет, бесспорно, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Его поэзия волнует душу, будит воображение, вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли и родного слова.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое рифма? Приведите примеры.
— Как передает А.А. Фет настроение лирического героя?
Домашнее задание
Выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета. Нарисовать к нему иллюстрацию.
Урок 25. И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно.....
Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...»; обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение лирического героя; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Оборудование: картины на тему осени; карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Никитина, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
— Прочитайте жужжащим способом.
— Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному? (Одно слово означает имя, а другое — предмет, на котором катаются.)
— Назовите знакомые части речи.
(Дети называют глаголы: вез, ехал; имена существительные: горку, Саня, сани; предлоги: на, за, с; союз: а; местоимение: собою.)
— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. (Дети читают.)
— Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.
— Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
— А теперь скороговоркой.
III. Введение в тему