Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.
Характеристика творчества автора текста должна быть предельно сжата, включая в себя краткие указания биографических данных поэта. Основная часть анализа может заключаться в определении роли поэта в литературе, его принадлежность тому или иному стилистическому направлению. Задача студента выявить содержание литературного текста, его образы, темы, идеи, эмоционально-образную нагрузку, и раскрыть свое понимание поэтического произведения.
Содержание литературного текста, его образы, тема, идея, настроение (постижение произведения не только интонационным путем, но и через смысловое значение текста). Выявить эмоционально-психологический «подтекст» поэтического произведения, раскрыть символику, особенно в русских народных песнях. Форма изложения, размер (количество строф, строк, куплетов). В обработке или переложении сравнить текст хорового произведения с оригиналом. Если текст - отрывок из литературного произведения, дать краткую характеристику всего произведения. Проследить взаимосвязь литературного текста и музыки, степень соответствия содержания литературного текста содержанию музыки, воплощение средствами музыки литературных тем и образов. Проанализировав, какие образы, мысли, идеи поэта нашли в музыке наиболее яркое воплощение, можно сделать вывод о том, что привлекло композитора в данном поэтическом тексте, что считает главным, в чем видит суть его содержания.
Если литературный текст на иностранном языке, то необходимо сделать перевод, дать сведения об авторе перевода.
Важно:
· Разбор литературного первоисточника и сравнительный анализ его с текстом, использованным в хоровом произведении.
· Дать краткую образную характеристику первоисточника и привести подробный анализ структуры текста, его размер, фразировку.
Стихосложение характеризуется - метрическим началом, т. е. чередование сильных и слабых слогов (двух-, трех-, четырехсложные и т.д.) В зависимости от положения ударного слога в стопе различаются:
Двухсложные размеры–ямб и хорей.
Хорей – двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге
( )
/ Бу-ря / мгло-ю / не-бо / кро-ет /
Ямб – двухсложный размер с ударением в стопе на втором слоге
( ).
/ Мой дя-/дя са-/мых чест-/ных пра-/вил /
Трехсложные размеры – дактиль, амфибрахий, анапест.
Дактиль – трехсложный размер. Первый слог ударный и два следующих – безударных
( )
/ Туч-ки не-/бес-ны-е / веч-ны-е / стран-ни-ки /
Амфибрахий – трехсложный размер. Первый слог безударный, второй – ударный, третий – безударный ( ).
/ Что смолк-нул / ве-се-ли-/я глас /
Анапест – трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге
( )
/ Я те-бе / ни-че-го / не ска-жу/
/ Я те-бя / не встре-во-/жу ни-чуть /
Особое место занимают нечетные размеры,встречающиеся в народном стихосложении: пятисложный размер, чаще всего фигурирующий как ( )+( ), то есть, по-другому, хорей+дактиль. Обратный порядок встречается гораздо реже
Не следует забывать о том, что стопа может начинаться и заканчиваться посередине слова.
Если:
· в хоровом произведении используются народные слова или канонический текст необходимо дать историческую справку о возникновении и традициях использования такого рода текстов.
· произведение написано на иностранном или (что относится к православным песнопениям) старославянском языке – необходимо сделать дословный перевод данного текста.
3. История создания произведения,
его основная идея и содержание
1. Повод для создания произведения.
2. Какие произведения сочинялись одновременно с этим хоровым произведением (х/п).
3. Место и роль в тв-ве композитора.
4. Содержание х/п. Если это часть более крупного произведения (кантаты, мессы, оратории, цикла) дать оценку внутри всего сочинения.
5. Выявление основной идеи произведения.
6. Совпадение поэтического и музыкального содержания.