История заселения коренного населения

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3

История заселения коренного населения…………………………………………………………….4

Особенности расселения………………………………………………………………………………8

Особенности расселения коренных малочисленных народов Севера округа…………………….10

Список литературы…………………………………………………………………………………...11

Введение

В настоящее время Север России является зоной особого внимания российской и зарубежной науки. Заинтересованность государства в подъеме и динамичном развитии Севера и его населения подразумевает новые гуманитарные исследования, тем более, что обществоведческий интерес к прошлому и настоящему Севера обусловлен наличием нерешенных социально-экономических проблем. Историков привлекает возможность анализа накопленного опыта освоения и развития российского Севера как территории большого геополитического и макроэкономического значения, где накапливается опыт человеческой жизнедеятельности в суровых природных условиях. Отрадно, что после десятилетия кризиса возобновлен отечественный мониторинг природы и климата на самых отдаленных северных и арктических точках.

История заселения коренного населения

Судьбы коренных малочисленных народов Севера в прошедшем XX столетии предопределялись государственной политикой на Севере и были тесно связаны с реализацией общенациональных индустриальных и транспортных проектов. Только в пределах второй половины XX столетия коренные малочисленные народы Якутии пережили целый ряд крупных социально-экономических преобразований, повлекших перемены в хозяйстве и культуре, в расселении и укладе их жизни. Развитие аборигенных этносов испытало масштабное влияние процессов промышленной экспансии и административной унификации.

Процесс развития общества в целом есть совокупность явлений общественной жизни, всех ее сторон в их взаимосвязи и взаимообусловленности, во всей ее конкретности. За десятилетия реформирования и реорганизации экономической системы страны, трансформации традиционного хозяйствования на Севере подверглась модернизации как сама система, так и внутренняя сеть расселения коренных народов. В этом свете оправдан интерес к прошлому как к истории расселения людей, возникновения и развития сети поселений.

Исторически сложившаяся форма бытия общества - расселение населения - явление чрезвычайно сложное и многогранное. Как объект изучения оно давно привлекает к себе внимание специалистов разных дисциплин, разработавших целый круг определений термина «расселение». В диссертации расселение рассматривается с учетом широкого и социального понимания расселения населения — как пространственной формы организации общества.

Сегодня признано серьезное негативное воздействие прежней стратегии освоения Севера на экологическую и этнокультурную ситуацию на территории Якутии. В социально-экономическое и культурное развитие коренных и особенно малочисленных народов Севера масштабно вторгались процессы промышленной экспансии и административной унификации. Сокращение ареала расселения коренного населения, упадок традиционных занятий изменили всю сферу жизнедеятельности коренных народов не только в хронологических рамках предпринятого исследования, но и продолжают влиять на современные социально-экономические и культурные процессы.

В свете конкуренции интересов коренных народов Севера и крупного бизнеса в сфере землепользования тема диссертации приобретает особую актуальность. Земельные и территориальные вопросы приобрели злободневность во всех субъектах РФ; для коренных, в т.ч. малочисленных и исчезающих, народов они напрямую связаны с будущностью их жизнедеятельности. Изучение исторического опыта изменений расселения коренных малочисленных народов Севера Якутии представляется актуальной не только с академической, но и практической точки зрения, поскольку он влияет и на современные социально-экономические и культурные реалии. Правительством Российской Федерации постоянно подчеркивается ключевая роль северных территорий в национальной экономике и в обеспечении безопасности России. Все указанное подтверждает то, что изучение истории расселения коренных малочисленных народов Севера Якутии имеет высокую актуальность.

Период второй половины XX в. был особенно богат на исторические события, прямо и косвенно повлиявшие на расселение народов Якутии. В рассматриваемый период завершился ряд социальных процессов, начавшихся еще в годы коллективизации на Севере - уменьшилась дисперсность проживания малочисленных народов Севера, сократилась численность кочевого населения в силу их перевода на оседлый образ жизни. Как результат масштабного промышленного освоения территории Севера наблюдался рост городского населения среди коренных малочисленных народов Севера Якутии.

Комплекс исторических, социально-экономических, этнокультурных вопросов, связанный с изменениями в системе расселения, давно является полем научного труда. Только в последние годы вышел в свет ряд работ по вопросам заселения и освоения территории Якутии, но, на наш взгляд, в них недостаточное внимание уделено обобщению исторического опыта расселения, а по избранной нами теме специальные работы просто отсутствуют.

В первую очередь следует определиться с дефинициями изучаемого объекта. В настоящее время в исторической литературе нет единого общепринятого определения самого понятия «коренные народы» и «коренное население». В принципе, в существующей литературе термины употребляются в качестве научных синонимов. В отношении коренного населения часто используются следующие термины: автохтоны, этнические меньшинства, население, ведущее племенной образ жизни; порой даже такие специфические как «первоначальное население», «четвертый мир». Определение «коренное население» в мировой литературе включает четыре основных элемента: предсуществование (т.е. рассматриваемые жители являются потомками людей, населявших какую-либо область до прибытия другого населения); недоминирующее положение; культурные отличия; и сознание принадлежности к коренному населению. Некоторые исследователи наиболее бесспорным считают критерий, определяющий коренных жителей как потомков аборигенов, населявших территорию до того, как она была завоевана или заселена иноземцами.

Организация объединенных наций (ООН) использует следующее определение, сформулированное Специальным докладчиком ООН: «Коренное население - это коренные общины, народности и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий».

Термины «коренное население», «аборигены» в отечественной гуманитарной науке являются практически синонимами. Как известно, в исторической литературе этническая общность — это особый исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией и другими образованиями. В этнографической науке используют следующее определение термина «коренные народы»: это народы в независимых странах, которые являются потомками тех, кто населил страну или географическую область, частью которого является данная страна, в период её завоевания или колонизации, либо в период установления существующих государственных границ, и которые независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты. Для отнесения к этой группе населения необходимо наличие и субъективного фактора — указание самих народов на их принадлежность к числу коренных.

Коренным населением и аборигенами в географии также принято считать население, сформировавшееся на той или иной территории, или населяющие данную территорию на протяжении многих поколений и связанные с ней прочными экономическими, социальными, культурными и другими отношениями. В связи с нашим прямым интересом к истории пространственной организации населения, для нас представляет особый интерес идентификация коренного населения в определенных географических районах. В современных условиях для признания коренным население должно иметь тесную связь с территорией проживания их предков и природными ресурсами в этих районах и при этом ориентироваться на традиционные средства к существованию.

Понятие «коренные малочисленные народы Российской Федерации», данное в Федеральном законе от 30.04.1999 г. №82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации подразумевает народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образы жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и сознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы. Во исполнение указанного Федерального Закона «О гарантиях прав.» Правительство РФ утвердило постановлением от 24 марта 2000 г. №255 единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Он был подготовлен Министерством по делам федерации и национальностей РФ на основании предложений органов государственной власти субъектов РФ. Согласно этому постановлению в перечень вошли 45 народов. Из них на территории Республики Саха (Якутия) проживают эвенки, эвены, долганы, юкагиры. По указу Президента Республики Саха (Якутия) от. 15 апреля 2004 г. русские арктические старожилы также включены в перечень малочисленных народов Севера республики. Это русскоустьинцы и походчане, первые проживают на территории Аллаиховского улуса, вторые в Нижнеколымском улусе.

Русские старожилы в категорию коренного населения Якутии включаются в силу того, что они наряду с отличительными социальными характеристиками, культурным обликом, характерных для коренного населения сохраняют традиционную систему жизнеобеспечения, прежде всего, такие специфические формы хозяйственной деятельности как охота, собирательство и др. К сожалению, в рамках данной работы не удалось уделить локальной группе русских старожилов внимание, сопоставимое по объему с другими этносами.

В доступных нам архивных и опубликованных источниках отсутствуют комплексные материалы по русским арктическим старожилам, которые позволили бы проводить сравнительный анализ. В задачи исследования также не входил отдельный анализ истории расселения самого многочисленного коренного этноса республики — якутов-саха. В специальных исследованиях по проблемам расселения населения Якутии достаточно освещен материал именно по якутам, как численно преобладающему и хорошо изученному социальными науками этносу. Тем не менее, в диссертации при сравнительном анализе и обобщениях широко использовались теоретические выводы и эмпирические данные по всем коренным народам республики.

Тенденции развития и характерные черты расселения населения, существовавшие ранее, и повлиявшие на современное расселение, с учетом всех исторических, социально-экономических, политических факторов можно проследить благодаря историческим методам, привлекая в необходимых случаях инструментарий исторической географии. Использование междисциплинарного подхода к изучению истории расселения населения дает возможность рассмотреть ее в целом, составить наиболее полное представление о ней. Благодаря исторической науке можно получить сведения о возникновении и развитии поселений, т.е. об историческом факторе расселения. В частности, изучив поселения можно получить информацию о планах застройки, функциональных типах поселений, которые представляют научный интерес для изучения современного расселения.

Как известно, одна из исторических наук - этнография преимущественно методом непосредственных наблюдений изучает быт и нравы народов, их расселение по территории и культурно-исторические взаимоотношения. Для нас представляет непосредственный интерес то, что в этнографических трудах сосредоточен богатый массив исторической информации по сельским поселениям различных народов. Этнографические исследования каких-либо локальных территорий немыслимы без географического описания. В современной географической литературе признано, что расселение — это результат размещения населения в определенных местах его проживания с необходимыми для жизни людей материальными устройствами, созданные человеком. Можно также рассматривать расселение как совокупность населенных пунктов (и обособленных жилых точек, если они имеют распространение).

К нашей теме близким является мнение В.В. Покшишевского: «Широкое понятие «расселение», являющееся для географии населения одним из основных, охватывает все формы локализации ведущего хозяйство населения от американской изолированной фермы или временно обитаемых стоянок кочующих в Сахаре туарегов до многомиллионных Москвы или Лондона; при этом в жизни различные формы расселения беспрерывно переходят одна в другую». Учитываются нами и взгляды на расселение признанного специалиста Б.С. Хорёва как о пространственной форме организации общества . Развитие расселения признается как хронологически «растянутое» размещение сети населенных пунктов по отношению к местам производства, линиям транспорта, природной среде и по отношению друг к другу, а также размещение населения в пределах их территорий. В целом, расселение представляет собой часть территориальной организации производительных сил и является важнейшим составным звеном в системе народонаселения.

Таким образом, расселение - это пространственные формы обитания, процесс последовательного распространения населения по территории, ход её заселения во всей сложной его обусловленности историко-хозяйственными предпосылками, который и привел к этой локализации, создал эти пространственные формы обитания. В отличие от географии, изучающей факторы, условия и особенности расселения населения, предметами изучения исторической науки в расселении населения являются поселения (сельские и городские) в разные исторические периоды в совокупности социально-культурных характеристик.

В литературе по истории освоения Севера и формирования его населения в советский период немного работ, дающих представление о расселении аборигенных народов Якутии во второй половине XX века. Интересующие нас сюжеты, в той или иной мере затрагивающие проблематику расселения коренных малочисленных народов Севера Якутии, встречаются в разных по объему и тематическому профилю научных работах по истории, этнографии, демографии, экономике, статистике, географии и социологии. Но данные работы освещают лишь специальные стороны или отдельные факты процессов, повлиявших на расселение и жизнедеятельность коренных народов Севера. Тем не менее, круг трудов предшественников послужил нам теоретической базой и отправной точкой для исследований: в них сосредоточен ценный теоретический и разнообразный эмпирический материал, обозначены основные вопросы истории расселения народов Севера.

Ряд крупных работ, посвященных проблемам Севера в эпоху интенсивного промышленного освоения, написанных представителями различных гуманитарных дисциплин был опубликован в 1970-1980-е гг. Так, в интересующий нас период вышли в свет труды географов В.В. Воробьева и В.В. Покшишевского, которые в своих работах рассматривали народонаселение Восточной Сибири. Ими проведена периодизация отдельных этапов заселения территории, основанная на территориальных различиях и временных сдвигах в хозяйственном освоении территории; выявлены главные факторы формирования населения Восточной Сибири, в т.ч. и Якутии. В монографии В.В. Воробьева освещены вопросы численности аборигенов по каждому региону, роль переселения в формировании населения в районах Сибири. В данных работах не ставились задачи глубокого изучения расселения коренных народов, в т.ч. и малочисленных народов Севера.

Особенности расселения

Коренные малочисленные народы Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ханты и манси - два родственных народа. Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси - вогулами или вогуличами.

Г.С. Дунин-Горкавич - исследователь начала века, побывавший в этих краях, так описывает хантов: "Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами.

Для обозначения хантов и манси как единого целого, в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.

Языки хантов и манси лингвисты относят к угорским (югорским); в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.

Исходя из того, что хантыйский и мансийский языки относятся к финно-угорской группе, предполагается, что некогда существовала и общность людей, говорившая на этом праязыке. Вопрос о том, где находилась прародина этой общности, крайне сложный. Несмотря на неясность и противоречивость происхождения хантов и манси, исследователи единодушны во мнении о двухкомпонентности их культуры, вобравшей в себя традиции местных таежных племен и пришлых с юга угров. Лингвисты предполагают возможность древних связей уральской языковой семьи с индо-европейской и тюркской, имеются параллели с юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками, обнаружены связи с праиранскими языками.

Существует точка зрения, согласно которой, предки самодийцев и угров осваивали территорию Западной Сибири с мезолита (6 тыс. до н.э.), а в эпоху неолита (4 тыс. до н.э.) выделились протосамодийцы и протоугры. Данная хронология относительна, так как в современной науке идут споры относительно идентификации археологических культур с конкретными этносами. Некоторые ученые предполагают существование культурно-исторических общностей, в рамках которых могли проживать предки разных этносов, окончательное выделение которых происходило уже в историческое время.

По данным археологии прослеживаются обширные торговые связи населения Западной Сибири в 1 тыс.н.э. Судя по находкам в древних кладах и погребениях, на рубеже эр существовал товарообмен с Китаем, который, скорее всего, производился купцами, следовавшими через территорию Западной Сибири. Подобные контакты были и позже: в 7-8 веках - со Средней Азией и северо-восточным Ираном, в 10-м - с Волжской Болгарией через Урал.

В более поздний период формирования этносов, населяющих Западную Сибирь, можно говорить о межэтнических контактах. Под этническими контактами подразумевается наличие кровнородственных, брачных связей. Данный процесс подтверждают этнографические данные по материальной и духовной культуре, в частности - материалы по погребальному обряду, одному из наиболее ярких показателей этничности.

Межэтнические связи существовали у обских угров с соседними народами: ненцами, селькупами, коми-зырянами, сибирскими татарами.

Если говорить о характере контактов между коренными народами Западной Сибири и Русским государством, то первоначально они происходили на уровне товарообмена (13-14 века). В 15-16 веках у хантов, манси, селькупов появляются племенные союзы - княжества. У сибирских татар раннефеодальное государственное образование - Сибирское ханство. И после взятия Казани в 1552 году, когда появляются границы между Русским государством и Сибирью, устанавливаются отношения иного характера. Начинается процесс присоединения Сибири к Московскому царству. К этому моменту угорское и самодийское население платило дань сибирским татарам и участвовало в военных походах. Но после походов Ермака в 80-е годы 16 века, которые являются точкой отсчета присоединения Западной Сибири к территории России, коренные народы начинают платить дань Русскому государству.

Все эти культурно-исторические и этнические процессы, несомненно, повлияли на формирование и оформление самобытной традиционной культуры хантов и манси.

Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.

Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.

Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. Богат и разнообразен орнамент.

В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы Севера сегодня составляют около 2% всего населения округа.

Наши рекомендации