Требования к школьной лекции и их разновидности. Структура лекции
Лекция только в 10-11 классах, ее элементы в 9.
Лекция (от лектио - чтение) - одна из основных форм занятий в вузах, которая представляет собой систематичное краткое изложение учебного материала на научной основе. Такая форма передачи знаний появилась еще в средневековых университетах и слово лекция тогда точно отражала характер деятелности преподавателя. До 15в, пока не появилось книгопечатание, работы ученых переписывались от руки и не могли существовать во многих экземплярах. Чтобы довести свои мысли до студентов, преподаватели читали свои или чужие трактаты, иногда комментируя их. На протяжении веков много изменилось, книга перестала быть раритетом, широкое распространение получили компьютерные формы передачи знаний. Но лекция сохранилась.
Лекция может применяться в т.ч. в рамках классно-урочной системы в старшей школе. В педагогической лит-ре она рассматривается как специфическая форма и метод обучения. Есть различия между школьной и вузовской лекциями.
Школьная лекция - это систематическое, последовательное изложение учителем учебного материала. Часто можно встретить ошибочное мнение, что лекцию отличает от обычного урока то, что на ней учитель все 45 минут говорит сам, излагает новую тему. Между тем, лекция характеризуется не только длительностью повествования учителя, а актуальностью изучаемой проблемы, глубиной и последовательностью и аргументированностью ее раскрытия. К тому же, лекционный процесс может сочетаться с элементами беседы, демонстрации, дискуссии и даже самостоятельной работы учащихся. Однако не стоит злоупотреблять такой формой подачи данных. В школе лекции обычно практикуются при подаче нового, объемного и достаточно сложного материала с использованием приемов активизации учебной деятельности учащихся, в т.ч. приучения их к конспектированию излагаемого материала. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Это позволяет осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени усвоения знаний.
Лекция - это метод сообщения новых знаний. Ее отличают высокая целенаправленность и большая информативность. Нередко учителя механически переносят приемы и методы, используемые вузовскими преподавателями, в школу. Однако не стоит забывать механизм восприятия лекции, который затрудняет восприятие оной школьником. Он выглядит так: воспринимается информация, затем анализ ее в сознании, затем информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться. Следует сформулировать основные особенности изложения лекционного материала в средних учебных заведениях:
Школьная лекция должна включать в себя элементы беседы. Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учитель тоже должен прерывать изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершение нужно закрепить новый материал беседой с учащимися.
Учитель руководит конспектированием лекции, выборочно просматривает записи учащихся, разбирая типичные ошибки. Тема лекции обязательно записывается на доске вместе с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда подсказывает краткие, удачные формулировки, чтобы учащиеся могли дословно записать выводы.
Школьный учитель ведет лекцию с более медленным темпом, интонацией подчеркивает важные моменты для записи, дает возможность дословно или почти дословно записать выводы.
Перед началом лекции целесообразно поставить проблемные задания, которые учащиеся должны выполнить в конце урока.
Школьная лекция продолжается не 120 минут, а 40 минут. В старших классах школьная лекция может охватить 2-3 урока, после чего проводится повторительный урок или урок закрепления знаний.
Разновидности (типы) школьных лекций и их методы
Вводная лекция. Дается традиционно в начале изучения предмета. В ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе образования учащихся. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемых предметов в системе научного знания.
Основной метод изложения - "популярное" чтение лекции, заинтересовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем познания нового, расширения кругозора и т.д. Задача - заинтересовать, чтобы далее на уроки ученики приходили с желанием и интересом.
Установочная лекция. Дает сжатое, компактное и при этом неполное изложение основного содержания какой-либо темы. На таких занятиях обязательно сообщается инструкция по учебной деятельности на следующих уроках. Установочные лекции необходимы, если требуется создание прочной основы для формирования на следующих уроках соответствующих знаний и умений.
Метод объяснения с иллюстрацией, демонстративный метод и метод проблемного изложения с тем, чтобы учащиеся поняли суть поставленного вопросов для последующего их решения методами самостоятельной работы.
Лекция-беседа. Подразумевает наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения учащихся с учителем для формирования совместных суждений, совместного поиска ответов на поставленные вопросы. Главная цель этой лекции - это пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться, пусть даже ошибочно.
Рассказ учителя, постановка проблемы с путями ее решения. Такие лекции-беседы высокопродуктивны для небольшого класса, когда каждый имеет возможность высказаться, каждая, пусть даже брошенная с места, реплика будет услышана
Академическая лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи высокий научный уровень, теоретические посылки, высокая научная обоснованность и доказанность, четкое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения. Если лекция планируется для параллели классов, то материал чаще всего приходится излагать монологически, применяя репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы, обращаясь реже к проблемному.
Используя в иных случаях проблемный метод, учитель ставит проблему и показывает пути и способы ее решения. Когда АЛ дается в классе, учитель может использовать метод дискуссии, появляется возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал в таком случае усваивается не на уровне воспроизведения учителем, а более осознанно, на уровне творчества.
Обзорная лекция (лекция-консультация) проводится, как правило, перед экзаменами или зачетами. На ней освещаются наиболее важные темы, вызывающие наибольшие затруднения при изучении или воспроизведении учащимися, анализируются типичные ошибки или недочеты, делаются выводы из результатов изучения темы.
Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения или изучения большого раздела, части изучаемого предмета. Это итоговый урок после изучения большой темы. Его целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, вопросах, дать видение изученного не изнутри, а сверху, в ряду изученных тем.
В лекции как форме и методе обучения можно выделить 4 основные функции, которые определяют ее возможности и преимущества в учебном процессе:
Обучающую
заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научных задач и проблем. Лекция должна дать самые современные (сегодняшние) представления об учебном предмете, что не способны отразить любые учебные пособия и учебники, т.к. даже только что появившиеся книги отстают от жизни на 2-4 года, необходимые для ее издания. Учащимся, которые впервые знакомятся с областью науки, сложно разобраться с конкурирующими точками зрения. Познавательное значение лекции возрастает, когда нет учебников, пособий, когда учащиеся впервые знакомятся с новой областью знания, когда тема лекции не нашла отражения в учебниках
Развивающую
выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, дается не как набор фактов, а учит думать, рассуждать, проводить анализ и синтез поставленной проблемы. Следовательно, РФ находится в зависимости от методики лекции и артистизма лектора.
Воспитательную
заключена в ее содержании, формировании научного мировоззрения, в развитии самоанализа своих действий и поступков. Большое влияние на воспитание учащихся оказывает авторитет учителя, манера общения в пределах лекции и вне ее, проявление уважения к отличающемуся мнению.
Организационную
Нельзя "злоупотреблять", часто обращаться к лекции как форме организации урока. Она необходима, когда нужно раскрыть закономерности, показать сложные причинно-следственные связи и закономерности. Есть весьма распространенный недостаток…
К школьной лекции прибегают в следующих случаях:
При прохождении нового раздела, темы учебного курса
При прохождении учебного материала мало или совсем не связанного с ранее изученным
При сообщении сведений о практическом применении изученных закономерностей
При изучении учебных тем, где необходимы межпредметные связи
При изучении материала проблемного характера
К лекции выдвигают ряд требований. Основные требования:
Научность
Обширность
Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении. Она должна выходить за рамки любого учебника, даже самого свежего и удачного. Лекция должна учить мыслить, а не прибегать к готовым ответам. Она должна быть грамотной с т.з. языка. Она должна быть яркой и убедительной.
Структура школьной лекции
Она включает элементы беседы и начинается со вводного диалога. В ее ходе учитель не раз прерывает свое изложение, ставит перед классом вопросы, требующие работы мысли. Школьная лекция заканчивается беседой по изложенному материалу. Структура лекции обычно состоит из введения, основного материала и выводов. Каждый из этих элементов имеет свои правила и логику построения.
Начинать лекцию нужно с яркого высказывания, задающего проблему. Основным приемом должны быть размышления и рассуждения с риторической постановкой вопросов. Во введении объявляется тема, план изложения лекции. Может приводиться перечень литературы для самостоятельного, более углубленного изучения темы, отдельных вопросов. Ученика должны ознакомить с целью лекции, ясно сформулированная цель будет стимулировать желание работать. Промежуточные и заключительные беседы строятся на тех же принципах, что и начальная. Основная часть лекции предусматривает использование приемов ораторского искусства.
59.Последовательность составления плана-конспекта урока
Формулировка цели урока, которая после составления план-конспекта будет уточнена и внесена в него
Отбор оборудования урока, а в конспекте указывается состав учебного оборудования
Далее в конспекте отражается содержание учебного материала, специфика его изучения. Эта часть предусматривает определение приемов работы учителя и форм работы учащихся
В конспекте должно быть указано нормально-дозированное, не перегруженное сложными учебными задачами домашнее задание.
Единой, строго определенной формы план-конспекта урока нет. Конспекты повторительно-обобщающих уроков и уроков проверки знаний целесообразно делить на две колонки, если в них нет изучения нового материала. А вот в комбинированном уроке и уроке изучения нового материала колонка делится на 3 части: Ход урока, Работа учителя и Работа ученика. Там даётся отражение и изучение нового материала, и опрос домашнего задания(1 тип), причём в нём желательно отразить процесс опроса домашнего задания, лучше сочетать различные варианты домашнего задания, что позволит опросить больше учеников, в пункте-Подготовка к восприятию нового материала-лучше написать тезисы, тему, план урока и вопросы, связывающие новый материал со старым. Это позволит составить правильно начало урока и поможет не сбиваться с курса. В разделе-Сообщение нового материала-учителю желательно сочетать как краткое изложение материала по плану, так и использовать работу по источникам и отражать это в плане-конспекте, составляя, например, вопросы для анализа источника либо используя поставленные автором учебника вопросы. В пункте-Осмысливание сообщённого/воспринятого на уроке учебного материала следует написать разбор наиболее сложного пункта темы(составить план по нему, вопросы, желательно в плане-конспекте в виде схемы сделать изложение данного пункта), в пункте-Овладение умениями и навыками-желательно в виде таблицы отобразить основное содержание темы, в следующем пункте-Применение новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков-желательно отразить работу учеников со схемой, иллюстрациями, причём в данном учитель по ним ставит вопросы и заносит в план-конспект, в теме-Закрепление материала-учитель отображает беседу с учениками по основным вопросам темы(можно их взять из конца параграфа), а в домашнем задании-учитель записывает так:д/з: §26.
Таков план-конспект комбинированного урока, в плане-конспекте изучения нового материала не надо описывать опрос домашнего задания, овладениями умениями и навыками, применения новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков. В плане-конспекте повторительно-обобщающего урока учитель должен там отразить процесс работы класса над материалов(вопросы к какой-либо теме, составление ими таблиц, схем, работа над контурной картой), подведение итога работы, а в плане-конспекте проверки знаний, умений и навыков и вовсе надо только записать работу, которую они будут выполнять на протяжении большей части урока, и название темы работы.