V. Продолжение работы по теме урока. Знакомство с содержанием учебника
Знакомство с содержанием учебника
- Откройте учебник на с. 221 и просмотрите содержание.
- Прочитайте названия разделов, которые мы будем изучать. Подумайте, о чем будут произведения, помещенные в каждом из них.
(Дети работают самостоятельно. Затем читают названия разделов, заслушивают предположения.)
- Какой из этих разделов вам особенно близок и интересен? Почему?
А сейчас проверим, как вы научились ориентироваться в учебнике. Найдите и быстро откройте:
• стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро»;
• стихотворение И. Бунина «Полевые цветы»;
• произведение Л. Толстого «Акула»;
• произведение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»;
• стихотворение М. Лермонтова «Утес»;
• сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Что ж, молодцы, справились с заданием. Только каждый раз надо помнить, как листать книгу, в ней всегда должна быть закладка.
2. К. Ушинский «Ленивый и прилежный»
(Задание на карточках.)
- Прочитайте и закончите каждое предложение.
Ленивый и прилежный
«Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит....
«Завтра погуляю, а сегодня поучусь», — говорит....
К. Ушинский
— Что хотел сказать нам автор?
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Как называется учебник, который мы будем изучать на уроках чтения?
— Каковы ваши впечатления от работы на уроке?
Домашнее задание
Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего нравится.
Материал для учителя
Знаете ли вы, что...
Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высота составляет три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Самая маленькая русская книга — сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 г. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев - народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
Урок 2. Знакомство с названием раздела
Цели: ознакомить учащихся с первым разделом учебника, учить прогнозированию содержания раздела; напомнить учащимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, используя условные обозначения, объяснять пословицы по изучаемой теме.
Оборудование: карточки с загадками, слова на доске (можно пользоваться магнитной азбукой), зашифрованное название темы урока; выставка любимых книг.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Ребята, вот и начался новый учебный год. Вы уже третьеклассники. Отдохнувшие, загорелые вы пришли в школу. На столах у вас новые учебники. С ними мы уже знакомились на прошлом уроке.
— Как вы думаете, почему у учебника две части? (Учебник разделили, чтобы его не тяжело было носить, ведь есть еще другие учебники.)
— Вспомните: что нужно для того, чтобы книги остались в том же состоянии, как сейчас? (Примерный ответ. С ними нужно бережно обращаться, обязательно обернуть, пользоваться закладкой, листать аккуратно, незагибать листы, неписать и не рисовать в книге.)
— А для чего нужно их беречь? (Чтобы другие ребята могли ими воспользоваться.)
Молодцы! Все вы знаете правила, и я уверена, что будете выполнять их, пользуясь и другими книгами, а не только учебниками.
— Попробуйте прочитать, что написано на доске. ЕТЕВС АН ОДУЧ ЕОКИЛЕВ ЕОМАС
Правильно, надо читать справа налево. Получилось: «Самое великое чудо на свете».
— Прочитайте, с чем мы познакомимся на этих уроках.
— Чему мы научимся?
— Чему мы продолжим учиться? (Дети читают каждый пункт на с. 3.)
— Что мы считаем самым великим чудом на свете и почему? (Высказывания детей.)