V. Продолжение работы по теме урока. Знакомство с содержанием учебника

Знакомство с содержанием учебника

- Откройте учебник на с. 221 и просмотрите содержание.

- Прочитайте названия разделов, которые мы будем изучать. Подумайте, о чем будут произведения, помещенные в каж­дом из них.

(Дети работают самостоятельно. Затем читают названия раз­делов, заслушивают предположения.)

- Какой из этих разделов вам особенно близок и интересен? Почему?

А сейчас проверим, как вы научились ориентироваться в учеб­нике. Найдите и быстро откройте:

• стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро»;

• стихотворение И. Бунина «Полевые цветы»;

• произведение Л. Толстого «Акула»;

• произведение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»;

• стихотворение М. Лермонтова «Утес»;

• сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Что ж, молодцы, справились с заданием. Только каждый раз надо помнить, как листать книгу, в ней всегда должна быть за­кладка.

2. К. Ушинский «Ленивый и прилежный»

(Задание на карточках.)

- Прочитайте и закончите каждое предложение.

Ленивый и прилежный

«Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит....

«Завтра погуляю, а сегодня поучусь», — говорит....

К. Ушинский

— Что хотел сказать нам автор?

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Как называется учебник, который мы будем изучать на уро­ках чтения?

— Каковы ваши впечатления от работы на уроке?

Домашнее задание

Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего нравится.

Материал для учителя

Знаете ли вы, что...

Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высота состав­ляет три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

Самая маленькая русская книга — сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 г. Книга в несколько раз меньше спичеч­ной коробки.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев - народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.

Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

Урок 2. Знакомство с названием раздела

Цели: ознакомить учащихся с первым разделом учебника, учить прогнозированию содержания раздела; напомнить уча­щимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозиро­вать содержание раздела, планировать работу по теме, используя условные обозначения, объяснять пословицы по изучаемой теме.

Оборудование: карточки с загадками, слова на доске (можно пользоваться магнитной азбукой), зашифрованное название темы урока; выставка любимых книг.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Ребята, вот и начался новый учебный год. Вы уже третьекласс­ники. Отдохнувшие, загорелые вы пришли в школу. На столах у вас новые учебники. С ними мы уже знакомились на прошлом уроке.

— Как вы думаете, почему у учебника две части? (Учебник разделили, чтобы его не тяжело было носить, ведь есть еще другие учебники.)

— Вспомните: что нужно для того, чтобы книги остались в том же состоянии, как сейчас? (Примерный ответ. С ними нуж­но бережно обращаться, обязательно обернуть, пользовать­ся закладкой, листать аккуратно, незагибать листы, непи­сать и не рисовать в книге.)

— А для чего нужно их беречь? (Чтобы другие ребята могли ими воспользоваться.)

Молодцы! Все вы знаете правила, и я уверена, что будете вы­полнять их, пользуясь и другими книгами, а не только учебниками.

— Попробуйте прочитать, что написано на доске. ЕТЕВС АН ОДУЧ ЕОКИЛЕВ ЕОМАС

Правильно, надо читать справа налево. Получилось: «Самое великое чудо на свете».

— Прочитайте, с чем мы познакомимся на этих уроках.

— Чему мы научимся?

— Чему мы продолжим учиться? (Дети читают каждый пункт на с. 3.)

— Что мы считаем самым великим чудом на свете и почему? (Высказывания детей.)

Наши рекомендации