Работа в прописях. правила посадки
– Рассмотрите образец заглавной буквы Щ. Сравните печатные и письменные буквы Щ, щ. Чем они похожи, чем отличаются?
– Из скольких элементов состоит буква? (Буква Щ состоит из четырех элементов.)
– Расскажите о направлении движения руки при написании буквы Щ. (Заглавную букву Щ начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)
– «Запишите» букву в воздухе; в тетради.
– Какие слова пишутся с большой буквы? Прочитайте фамилию. (Щёкин.)
– Какие фамилии на Щ вы еще знаете? (Щербаков и т. п.)
– Напишите по образцу.
– Сравните заглавные буквы Щ и Ш. Чем похоже их написание, чем отличается?
Работа с образцом строчной буквы щ.
– Доскажите словечко:
У меня пропал носок,
Утащил его… (щенок).
– Щенок любит играть не только с мячом, но и со строчной буквой щ. Как вы думаете, почему? (Слово начинается с буквы щ.)
– Рассмотрите образец строчной буквы щ. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?
– Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы щ. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки.
Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)
Написание элементов и буквы щв прописи.
– Прочитайте слова. (Щетка, щечка, щука, чаща.)
– Сравните слова каждой строки. (Одинаковое число звуков, по два согласных и по два гласных звука, по два слога, одинаковый последний звук – звук [а]; все согласные глухие; первый согласный звук – мягкий; ударным является первый слог. Отличия: в слове чаща оба согласных звука мягкие, а в слове щука первый мягкий, а второй твердый; в слове чаща гласные звуки одинаковые, а в слове щука – разные; в слове щука буква а стоит после твердого согласного, а в слове чаща буква а стоит после мягкого согласного.)
– Прочитайте предложение. Сколько в нем слов? Сколько раз повторилась буква щ в этом предложении? Подчеркните ее. Напишите это предложение по образцу.
Учитель читает стихотворение:
Гулял по улице щенок,
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и солнцепек,
И под дождем гулял и мок.
И если даже шел снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз и в сырость.
Гулял, гулял, гулял и – вырос.
В. Левин
– Прочитайте предложение (записано на доске): «Собака – друг человека». Кто слышал такое выражение? Почему собаку называют другом человека? (Служат на границе, в милиции, помогают на охоте, спасают утопающих.)
Показ слайда: памятник собаке.
– Но человек тоже должен заботливо относиться к животным, ведь от нашего внимания подчас зависит их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда вырастает, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется верить, что вы так никогда поступать не будете.
– Расскажите, каким может быть щенок? (Дети подбирают прилагательные: веселый, забавный, добрый, игривый.)
– Составьте предложение с этим словом. Прочитайте предложение на странице в прописях. Сколько в нем слов? Назовите первое слово. Как оно написано? Почему? Какой знак стоит в конце предложения? Запишите по образцу.
– Подчеркните слоги, которые соответствуют схеме (на доске):
з | к |
– Объясните, почему не подходят слоги ша, шу? (Звук [ш] всегда твердый.)
– Вспомните слова, в которых есть буквосочетание ща, и запишите их. (Щавель, роща, пища, чаща, площадка.)
– Вспомните слова, в которых есть буквосочетание щу, и запишите их. (Щука, щуренок, щурился, ищу, свищу.)
Слоговой аукцион (на резервной странице прописей).
Ро(ща), (щу)ка, ча(ща), и(щу), гру(щу), пи(ща), пи(щу), (щу)ренок.
Ручку ручкой мы погладим
(Гладят руки одну о другую, раскрывая кулачки),
Пальчик пальчиком потрём
(Трут ладошки или пальчики друг о друга),
Отдохнём совсем немножко
(Трясут руками или гладят одной рукой другую),
А потом опять начнём
(Можно похлопать в ладоши).