Эсхатологический смысл романа М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Господа Головлевы»
I. История создания романа: от очерка «Семейный суд» (цикл «Благонамеренные речи») к головлевской хронике. Салтыков-Щедрин об идее романа в письме к Е.И. Утину от 2 января 1881 г. Проблема прототипичности щедринских персонажей.
II. Роман «Господа Головлевы» как «история умертвий».
1. «Дворянское гнездо» Головлевых–«другой» взгляд на дворянскую культуру (ср. «дворянские гнезда» в произведениях Тургенева и Толстого). Семья как «призрак»: искажение основных жизненных ценностей в головлевском жизнеустройстве. Существование, погруженное в «тину мелочей».
2. Герои и обстоятельства: социально-психологический анализ как способ изображения «выморочного» семейства. Можно ли сказать, что Салтыков показывает извращающее влияние крепостного права на человеческую натуру? Приведите наиболее яркие примеры, подтверждающие, что матери принадлежит определяющая роль в формировании характеров детей. Плоды головлевского воспитания: шут и приживальщик Степан; человек без поступков Павел; «комедиант» и пакостник Иудушка. Судьба Арины Петровны как естественное следствие выбранного ею пути.
3. «Подведение итогов» как основной композиционный прием. Сходство жизненного финала членов головлевского семейства: одиночество, погружение в «фантастическую действительность», нравственная деградация (запой), предшествующая физической смерти.
4. Слово автора и слово героя в романе:
а) Характер персонажей и их речь (обратите особенное внимание на речь Арины Петровны и Иудушки). Разнообразие словоформ и лексических оборотов, создающих представление о речи Иудушки: «растабарывает», «притесняет своей безнадежной канителью» (продолжите этот ряд).
б) Выражение «двойной» морали в слове героев: «высокое» и «низкое» именование одного и того же явления. «Афоризмы» Иудушки (приведите примеры).
в) Несобственно-прямая речь как средство выражения авторской иронии. Авторские комментарии к слову персонажей.
г) Особенности диалогов в романе: разъединяющее общение (проанализируйте одну из семейных сцен).
III. Библейское слово в структуре романа.
1. Притча о блудном сыне–сюжетообразующий и смысловой стержень романа. Приведите подтверждения того, что эта притча существует в сознании персонажей романа. Покажите, как она реализуется в сюжете (возвращение Степки… – продолжите).
2. Мотив предательства в романе. Предательство как основа жизненного поведения персонажей. Проанализируйте отношение Арины Петровны к детям. Можно ли сказать, что жизненный путь Иудушки – это цепь предательств?
3. Религия как обрядовая форма существования щедринских персонажей. «Идолопоклонничество» Арины Петровны и Иудушки. Слово «Бог» в устах персонажей как способ ухода от ответственности. «Богословские» собеседования в романе (проанализируйте соответствующие эпизоды).
4. Пробуждение «одичалой совести». Убедительно ли выглядит, по вашему мнению, запоздалое прозрение Иудушки? Можно ли рассматривать кончину Порфирия Головлева как вариант притчи о блудном сыне?
Литература
Обязательная
1. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы.
2. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1976. Т. 19-1 (письмо к Е.И. Утину от 2 января 1881 г.).
3. Покусаев Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.
4. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.
5. Кривонос В.Ш. Архетипические образы и мотивы в романе Салтыкова «Господа Головлевы» // Щедринский сборник: Статьи. Публикации. Библиография. Тверь, 2001.
Дополнительная
1. Бушмин А.С. Эволюции сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.
2. Кузнецова Р.Д. Особенности синтаксиса романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. Калинин, 1989.
№ 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок»
М.Е. Салтыкова-Щедрина
I. Творческая история цикла и литературный контекст.
1. Жанр литературной сказки в творчестве писателей XIX в. Причины обращения писателей к жанру сказки в 1870–1880-е гг. (Салтыков-Щедрин, Степняк-Кравчинский, Гаршин, Толстой).
2. История формирования и публикации щедринского цикла; издания «Сказок» при жизни писателя. Как определился тематически-хроноло-гический принцип расположения сказок в современных изданиях?
II. Особенности жанра щедринской сказки.
1. Обратите внимание на условность понятия «сказка» применительно к произведениям Салтыкова-Щедрина и определите тот корпус текстов, который в наибольшей степени соответствует принятому определению жанра (объясните свою позицию).
2. «Зоологические» персонажи в цикле: покажите, как переосмысляются Салтыковым фольклорные (см.: «Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Байка о щуке зубастой») и басенные традиции. Восстановите круг сказочных персонажей Салтыкова. Какова функция антропоморфизмов в «зоологических» сказках?
3. Жанровые разновидности «сказок» (приведите авторские жанровые обозначения и объясните их). Изменение общей тональности цикла: покажите, что в сказках 1885–1886 гг. «утрачивается юмор» и философско-этическое содержание превалирует над социальным.
III. Социальная и философско-этическая проблематика цикла.
1. Исследование в сказках механизмов власти. «Безумие» и несостоятельность «дирижирующих классов» на разных уровнях иерархической пирамиды. Гротеск как прием сатирического обобщения в сказках «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь».
2. Исследование механизмов подчинения. Уместно ли использовать понятие «народ исторический» применительно к «Сказкам»?
а) Покорность и бессознательность социальных «низов»: какие именно социальные группы изображены в сказках? Функции гротеска в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Прием автоматизма как средство типизации в сказке «Игрушечного дела людишки». Трагическое осмысление бессмертия Коняги в одноименной сказке.
б) Можно ли говорить, что в сказках народ изображен как «воплотитель идеи демократизма»? (обратите внимание на сказки «Путем-доро-гою», «Ворон-челобитчик»).
в) Сатирический портрет либеральной интеллигенции 1880-х гг. Как взаимодействуют в сказках конкретно-исторический и сказочно-фантас-тический планы? (проанализируйте сказку «Премудрый пискарь»). Сарказм в изображении малодушия интеллигенции; «гожение» (от слова «годить») как тактика ее поведения («Премудрый пискарь», «Либерал», «Вяленая вобла»). Особенности использования в сказках пословично-поговорочных речений (приведите примеры).
3. Проблема роли личности в истории:
а) Изображение трагедии русского идеализма в сказке «Карась-идеа-лист» и в сказке-элегии «Приключение с Крамольниковым».
б) Этическое истолкование Салтыковым исторического процесса:
– символическая функция образа «русского дитяти» в сказках о Совести и Правде («Пропала совесть», «Дурак», «Рождественская сказка»);
– аллегорическое изображение исторического процесса и индивидуальной человеческой судьбы в дидактических жанрах «поучения» («Гиена») и притчи («Баран-непомнящий»);
– какова роль библейского слова в утверждении «человеческих» начал жизни? («Христова ночь», «Рождественская сказка»).
в) В каких сказках Салтыков вводит образ Истории как действующего лица? С какой целью это сделано?
Литература
Обязательная
1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1974. Т. 16-1 (или любое издание, включающее все 32 сказки).
2. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1976, или: Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984 (гл. 6).
Дополнительная
1. Салтыков-Щедрин М.Е. Архиерейский насморк; Сенаторская ревизия // М.Е. Салтыков-Щедрин. Тверские страницы жизни. Тверь, 1996.
2. Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.; Л., 1966.
3. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.
Литература по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина
1. Макашин С. Салтыков-Щедрин. Биография. I. М., 1949; Он же. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850–1860-х годов. Биография. М., 1972; Он же. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860–1870-е годы. Биография. М., 1984; Он же. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875–1889. Биография. М., 1989.
2. Салтыков-Щедрин и русская литература. Л., 1991.
3. М.Е. Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий / Ред Р.Д. Кузнецова и Е.Н. Строганова. Тверь, 1996.
4. Щедринский сборник / Ред. Е.Н. Строганова. Тверь, 2001.
5. Щедринский сборник. Вып. 2 / Ред. Е.Н. Строганова. Тверь, 2003.
6. Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов у М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов, 1988.
7. Соколова К.И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрина. М., 1993.
8. Тюнькин К. Салтыков-Щедрин. М., 1989 (серия «Жизнь замечательных людей»).
9. Строганова Е.Н. «Современная идиллия» М.Е. Салтыкова-Щедрина в литературном пространстве. Тверь, 2001.
10. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1975.