Контролю и самоконтролю в процессе изучения дисциплины
Очно-заочная и заочная форма обучения предполагает самостоятельное усвоение студентами значительного объема теоретического и практического материала по изучаемой дисциплине. Данная разработка позволит студентам оптимальным образом организовать различные виды самостоятельной деятельности в процессе изучения дисциплины «История языка и письменности в мировой культуре».
Изучение каждой темы следует начинать с изучения материалов лекции преподавателя и литературы по теме лекции. Далее следует изучить вопросы, оставленные для самостоятельной работы студента. Ответы на контрольные вопросы к каждой теме позволят студентам систематизировать и закрепить изученный теоретический материал. Выполнение заданий даст возможность применить на практике теоретический материал, выявить степень усвоения материала. Следует обратить особое внимание на сложные либо проблемные вопросы, по которым необходима консультация преподавателя.
Изучение дисциплины «История языка и письменности в мировой культуре» предполагает теоретическую и практическую составляющую. Теоретическая часть обеспечивает знакомство слушателей с общими понятиями о письме и предпосылках происхождения языка и письменности, этапах и формах развития начертательного письма; со сведениями о графике и орфографии; с историей развития и основными принципами русского правописания; способами фиксации языкового текста (рукописным, печатным, компьютерным). Теоретическая часть призвана также сформировать представление о неразрывной связи современного письма с историей народа и его национальной культурой, о системе языков мира и их взаимосвязи, о влиянии технического прогресса на состояние письменной культуры народов мира. Практическая часть курса направлена на формирование навыков применения принципов орфографии и пунктуации; определения языковой принадлежности различных текстов, осуществления фонетической транскрипции текстов на русском языке; транслитерации имен собственных на русском и одном из европейских языков.
Для самостоятельной работы студентов предлагаются следующие задания:
- изучение специальной и дополнительной литературы по изучаемым темам;
- подготовка докладов и рефератов;
- совершенствование автоматического навыка правописания;
- совершенствование умения применять принципы русского правописания при анализе письменного текста;
- работа с письменными текстами различных графических систем для определения вида письменности;
- формирование навыка различения документных и архивных текстов в отношении их языковой принадлежности;
- отработка навыков транскрибирования текста;
- отработка навыков транслитерирования текста в соответствии с требования ГОСТ 7.79-2000.