Тема 8. Этнокультурные и конфессиональные особенности народов России
План занятия:
1. Религиозная идея в духовном становлении русского народа. (Москва - «третий Рим»)
2. Россия — многонациональная империя континентального типа.
3. Этническое и конфессиональное многообразие России.
4. Реформы Петра и рационализация русской культуры.
5. Формирование русской интеллигенции, её историческая роль.
6. Спор западников и славянофилов об исторической судьбе России.
7. Русская революционная идеология и революционное движение в России XIX века.
8. Выражение революционного духа русской культуры в русской литературе XIX – нач. ХХ в.в.
9. Особенности творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
10. Сущность и историческое значение русской коммунистической революции.
11. Советская культура; её кризис.
12. Современная духовная ситуация в России.
Познакомьтесь с работой Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». Дайте ответ на вопрос, какое противоречие обнаруживает Бердяев в формировании «русской души»? В чем суть доктрины о Москве как Третьем Риме?
Объясните чем, кроме формального признака, отличаются многонациональные государства от мононациональных? Что такое империя. Какие исторические типы империй вам известны? В чем своеобразие евразийского подхода к культурной и политической истории России?
Назовите основные религии народов России. Охарактеризуйте расовый и этнолингвистический состав населения России. Какой отпечаток на образ жизни людей накладывают природные условия северной Евразии?
Объясните, каковы были цели реформ Петра I. Как оценивали эти реформы западники и славянофилы? В чем Бердяев усматривает односторонности этих оценок? Какие противоречия обнаруживает Бердяев, анализируя результаты петровских реформ?
В чем Бердяев видит различие русской интеллигенции и интеллигенции в западном понимании? Назовите характерные для русской интеллигенции черты, на которые указывает Бердяев. Какое положение занимала интеллигенция в российском обществе?
Познакомьтесь с оценкой русской истории и ее перспективами в идеологии славянофильства. Покажите различие между принципами официального (государственного) национализма и славянофильским пониманием народности.
Дайте ответ на вопрос, как западники оценивали европейскую цивилизации и определяли место России по отношению к Западу? Покажите эволюцию западнической идеологии на примере А.И. Герцена.
Дайте характеристику русской революционной идеологии и революционного движения в России XIX века. Каковы морально-психологические истоки русского социализма и атеизма?
В чем Бердяев видит принципиальное отличие русской литературы XIX века от классической западноевропейской?
В чем Бердяев видит эстетическое и идейное различие творчества Достоевского и Толстого? Какие характерные для русской культуры настроения и идеи нашли выражение в их художественном творчестве? Какую связь усматривает Бердяев между духом творчества Толстого и Достоевского и духом коммунизма?
В чем Бердяев видит сущность и историческое значение русской коммунистической революции? Покажите исторические корни (в истории российского государства, в истории русской интеллигенции) политического и идеологического тоталитаризма в Советской России.
Покажите позитивные и негативные стороны утверждения марксистско-ленинской философии в качестве государственной идеологии. Оцените успешность культурного строительства в СССР. Воплощался ли в жизни провозглашенный коммунистическими идеологами принцип интернационализма? Справедливо ли утверждение о том, что в СССР сформировалась особая общность людей — советский народ?
В чем причина кризиса коммунистической идеологии? Существует ли преемственность между современной культурой России и советской Россией? Царской Россией?
Литература:
1. Культурология : учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Юрайт, 2012. – 566 с.
2. Авксентьевский, И. И. Классические учения и тексты в курсе культурологии: учебное пособие / Вологодский ин-т права и экономики ФСИН России. – 2-е изд., перераб. и доп. – Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2012.
3. Культурология : хрестоматия. Ч. 2 / Вологодский ин-т права и экономики М-ва юстиции РФ ; сост., общ. ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской. – Вологда : ВИПЭ Минюста России, 2011. – 252 с.
4. Никольский, Н. М. История русской церкви. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1988. – 448 с.
5. Соловьев Вл. Русская идея // Соловьев, В. С. Сочинения : в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М.: Мысль, 1990. – 822 с.
6. Аверьянова, Е. Ю. Русская идея в общественном сознании России XIX века // Философия права. – 2011. – № 6. – С. 126-130.
7. Антипьев, А. Г. Современное российское общество и проблемы развития культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 1. – С. 39-49.
8. Багреева, Е. Г. Об этнокультурных причинах преступности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2013. – № 2. – С. 4-7.
9. Богданова, И. Н. [и др.]. Социокультурные особенности современного российского студенчества: противоречия и парадоксы // Философия права. – 2013. – № 2. – С. 58-62.
10. Зарубина, Н. Н. Взаимное уважение в повседневной жизни россиян // Социс. – 2014. – № 3. – С. 10-18.
11. Малахов, В. С. Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет / В. С. Малахов // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 87-94.
12. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма.– URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn015.htm (дата обращения: 10.10 .2014).
13. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – СПб.: Тип. братьев Пантелеевых, 1895. – 667 с. Электронный ресурс: URL: http://www.runivers.ru/lib/book3155/10067/ (дата обращения: 10.10 .2014).
14. Зеньковский В. В. История русской философии в 2 т.– URL: http://krotov.info/libr_min/08_z/enk/ovsky_09.html (дата обращения: 10.10 .2014).
15. Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
History/milov/ (дата обращения: 10.10 .2014).
16. Андрей Паршев. Почему Россия не Америка URL: http://lib.ru/POLITOLOG/PARSHEW/parshew.txt (дата обращения: 10.10 .2014).
17. Чаадаев П. Я. Первое философическое письмо // Чаадаев П. Я. Философические письма. — Казань: Тип. Д.М. Гран, 1906.— 99 с. Электронный ресурс URL: http://www.runivers.ru/lib/book4759/59280/ (дата обращения: 10.10 .2014).
18. Толмачева, Р. П. Цивилизация России: зарождение и развитие [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Р. П. Толмачева. – 2-е изд. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 404 с. http://znanium.com/
bookread.php?book=415095
19. Золотой век "русской идеи". Историко-типологические очерки: Монография / В.А. Мартынов. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с. Электронный ресурс, URL:http://znanium.com/bookread2.php?book=456040 (дата обращения: 14.09.2015).
Задание для самоконтроля:
1. Как принцип «регулярности» петровского государства проявлялся в общественной жизни, досуге, в сфере архитектуры?
2. Сравните формирование патриотического духа при Петре I и в рамках современной идеологии.
3. Подготовьте конспект работы П.Я. Чаадаева «Первое философическое письмо» по следующей форме:
Основные положения, идеи | Цитаты |
Основные понятия:
«Третий Рим», западники, славянофилы, империя, евразийство, нигилизм, анархизм, интеллигенция, революция, коммунизм.
***
методика освоения курса культурологии
(для слушателей заочного обучения)
Курс культурологи при заочной форме обучения предполагает проведение установочных лекций, написание слушателями контрольно-проверочной работы и итоговый зачет. Большая часть работы по освоению курса должна проводиться слушателями самостоятельно.
Работу по освоению курса рекомендуется проводить в следующем порядке.
1. Работа во время установочной сессии.
1.1. Уяснить, какие знания, умения и навыки должен сформировать слушатель в процессе освоения учебного курса культурологии. Уяснить, каким способом их следует формировать. Составить для себя список-минимум литературы, необходимой для самостоятельной работы по предмету. Оценить возможность получения этой литературы в пользование по месту жительства. Литературу, не доступную по месту жительства, приобрести в магазинах г. Вологды или изучить в библиотеках г. Вологды.
1.2. Изучить методические указания и задания для выполнения контрольно-проверочных работ. При необходимости уточнить свое задание у преподавателя.
1.3. Прослушать и законспектировать установочные лекции.
2. Работа в межсессионный период.
2.1. Материал следует изучать, руководствуясь вопросами для подготовки к зачету в том порядке, в каком эти вопросы даны. Уяснив вопрос, следует обратиться к соответствующей теме в рабочей программе и там найти дидактические единицы, раскрывающие этот вопрос. Рекомендуется, ориентируясь на эти дидактические единицы, письменно составлять план ответа на каждый вопрос.
2.2. Определить, какие вопросы (подвопросы) курса раскрыты в установочных лекциях, а какие нуждаются в самостоятельной доработке и разработке.
2.3. Приобрести в пользование необходимую литературу. При этом рекомендуется использовать публичные библиотеки и библиотеки учебных заведений по месту жительства, торговую сеть, услуги религиозных объединений, ресурсы Интернета.
2.4. Изучить курс в основном. При этом не следует детально прорабатывать все вопросы. В случае появления содержательных трудностей или отсутствия литературы по определенному материалу можно временно оставлять этот материал без разбора, помечая это.
2.4.1. При работе над отдельным вопросом рекомендуется сначала уточнить в справочной литературе содержание специальных терминов, имен собственных, событий, указанных в рабочей программе в связи с данным вопросом.
2.4.2. В литературе, подобранной для изучения данного вопроса, следует найти подразделы, раскрывающие суть дидактических единиц рабочей программы или пунктов составленного Вами по каждому вопросу плана. При этом необходимо ориентироваться по оглавлениям, именным и предметным указателям книг. Надо иметь в виду, что даже в подразделах, названия которых полностью совпадают с дидактическими единицами, может содержаться информация, не обязательная для уяснения сути изучаемых вопросов. На такой информации не следует задерживаться. Рекомендуется конспективно записывать найденный по вопросу материал.
2.4.3. Изучить памятники культуры, связанные с разбираемым вопросом.
2.4.4. С целью формирования представления о временной связи между феноменами культуры, ее формами и историческими типами рекомендуется по мере изучения вопросов заполнять синхронистическую таблицу по истории мировой культуры по образцу, предложенному для контрольно-проверочной работы.
2.4.5. С целью формирования представления о географических условиях культуры рекомендуется, рассматривая каждый феномен культуры, находить для него соответствующую область на физической карте мира (карте Европы).
2.5. Выполнить контрольно-проверочную работу в соответствии с указаниями и требованиями, изложенными в настоящем методическом пособии.
2.6. Изучить курс окончательно. При этом следует вернуться к пропущенным вопросам, повторить наиболее сложный материал.
2.7. Проверить степень своей готовности к зачету. Проверку провести, во-первых, по списку теоретических вопросов, выносимых на зачет, во-вторых – по заданиям всех вариантов контрольно-проверочных работ.
3. Работа в экзаменационную сессию.
3.1. Получив необходимые консультации у преподавателя, а также учебную литературу в библиотеке, проработать не усвоенные вопросы.
3.2. Накануне зачета повторить весь материал и перечитать обязательные текстовые памятники культуры.
памятники культуры и методика работы с ними
Памятник культуры – это произведение творческого духа, обладающее следующими свойствами:
– оно создано в рамках определенного исторического типа культуры и выражает его существенные черты;
– оно связано с материальным носителем и поэтому сохраняется во времени;
– каждое новое поколение усваивает его в процессе образования, т.е. это произведение выступает необходимым элементом воспроизводства и развития культуры.
Для большинства произведений культуры наиболее эффективным материальным носителем является книга. В книге произведение культуры фиксируется с помощью зримых знаков (текста). Памятник культуры, носителем которого является книга (текст), можно называть документом культуры.
В соответствии с рабочей программой курса культурологии слушатель должен изучить три памятника культуры:
1. Легенды и мифы Древней Греции.
2. Драма Софокла «Антигона».
3. Библия.
1. Слушатель должен иметь представление о следующих мифологических сюжетах: происхождение мира и богов; поколения богов и борьба между ними; раздел мира между детьми Крона; происхождение и жизнь каждого из олимпийских богов; происхождение человека; миф о Прометее; цикл мифов о Персее; миф о Сизифе; цикл мифов о Геракле; миф о Дедале; цикл мифов о Тесее; миф об Орфее; цикл мифов о Троянской войне (похищение Елены и начало войны, Ахилл и Гектор, падение Трои); цикл мифов об Эдипе и его детях.
Слушатель должен не только познакомиться с содержанием мифов, но и провести их культурологический анализ. Для этого необходимо изучить следующие источники:
а) вводную статью «Мифология» в двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира»;
б) статью «Греческая мифология» в той же энциклопедии, находящуюся в первом томе в соответствии с алфавитным порядком.
Изучение греческой мифологии, с одной стороны, позволит понять сущность природного типа культуры, с другой – раскроет предпосылки эстетического типа (поскольку греческая мифология легла в основу всей культуры Древней Греции).
Основные мифологические сюжеты слушатели могут найти в хрестоматии по культурологии (Культурология: Хрестоматия / Сост., общая редакция Авксентьевского И. И., Фивейской Л. В. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011).
2. Драма Софокла «Антигона» является одним из величайших памятников эстетического типа культуры (культуры Древней Греции). В форме драматической поэзии Софокл осмыслил и представил на суд своего народа (в театре) основные проблемы человеческого духа. Это проблемы смысла человеческой жизни и смерти; проблемы отношения семьи (рода) и государства, религии и политической власти, судьбы и свободы человеческого выбора.
Для того чтобы понять сюжет драмы, необходимо сначала познакомиться с циклом мифов об Эдипе и его детях (Фиванский цикл). Чтобы основательнее разобраться в структуре драмы, необходимо перед чтением получить общие сведения о греческом театре, о последовательности сценического действия, типичных действующих лицах. Рекомендуется обратить внимание на роль хора и корифея в греческой драме, уточнить по справочной литературе значение терминов: пролог, парод, эписодий, стасим, эксод, коммос.
Драму «Антигона» рекомендуется искать в сборниках произведений Софокла или сборниках произведений античных авторов. Текст драмы с комментариями к нему полностью включен в хрестоматию по культурологии.
3. Библия – главный памятник религиозного типа культуры. Перед чтением Библии слушателю рекомендуется по справочной и учебной религиоведческой литературе познакомиться с историей ее создания и структурой.
В Библии слушатель должен прочитать следующие книги и главы:
Ветхий Завет. Бытие. Гл. 1 – 13;
Ветхий Завет. Исход. Гл. 19 – 22;
Новый Завет. Евангелие от Матфея.
При чтении Библии рекомендуется пользоваться словарями по религии в целом и христианству в частности, энциклопедией «Мифы народов мира». Необходимые фрагменты библейских текстов с комментариями к ним слушатели найдут также в хрестоматии по культурологии.
рекомендации по использованию литературы
Помимо обязательных для изучения памятников культуры, в процессе освоения культурологии слушатель должен пользоваться и другими текстовыми источниками. Ниже перечислены наиболее важные из них.
Поскольку изучение большинства типов культур включает в себя знакомство с соответствующими религиями, слушателю рекомендуется иметь книгупо истории религии. Такой книгой может быть один из выпущенных в последние годы учебников религиоведения (например: Религиоведение: учебник для бакалавров / Под ред. И. Н. Яблокова. – СПб.: Юрайт, 2012). Из справочной литературы можно порекомендовать издаваемые в последнее время словари по различным религиям и прежде всего – по христианству.
Незаменимую помощь при изучении культурологии слушателю окажет двухтомная иллюстрированная энциклопедия «Мифы народов мира». В ней, во-первых, находятся две статьи, которые слушатель должен изучить в обязательном порядке, а именно «Греческая мифология» и «Мифология»; во-вторых, даются сведения по персонажам и сюжетам греческой мифологии; в-третьих, здесь можно найти материал о представлениях всех религий, включая и христианство.
При изучении эстетического типа культуры слушателю следует ориентироваться на одно из популярных исследований древнегреческой культуры.
Для знакомства с этногеографическими и политическими факторами осуществления того или иного типа культуры можно использовать книги (учебники) по общественно-политической истории. Если эти книги (учебники) достаточно подробны, то после описания каждой общественно-политической эпохи в них даются сведения о культуре этой эпохи. Этими сведениями можно пользоваться, применяя к ним историко-культурную типизацию и вписывая их в мировой культурный процесс.
При умелом подходе много полезной информации по культуре может дать «Большая российская энциклопедия». Совсем краткую справку можно получить, используя «Большой энциклопедический словарь».
Большую помощь слушателям в изучении курса культурологии могут оказать учебные тексты, изданные в ВИПЭ ФСИН России:
1. Авксентьевский И. И., Фивейская Л. В. Культурология: Курс лекций. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007.
2. Культурология: Хрестоматия. / Сост., общая редакция Авксентьевского И. И., Фивейской Л. В. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011.
3. Авксентьевский И. И., Фивейская Л. В. Классические учения и тексты в курсе культурологии: Учебное пособие.– Вологда: ВИПЭ Минюста РФ, 2012.
Все три издания представлены в методическом кабинете заочного отделения в электронном виде, а хрестоматия и курс лекций в библиотеке заочного отделения.
методические указания
для выполнения контрольно-проверочных работ
Задачи контрольной работы
Выполнение контрольно-проверочной работы решает следующие задачи:
а) активизация и организация самостоятельной работы слушателя по изучению предмета в период между сессиями;
б) проверка слушателем уровня своих знаний и умений по предмету и степени своей готовности к сдаче зачета;
в) проверка преподавателем качества самостоятельной работы слушателя.