Встречал я в далекой деревне
Встречал я в далекой деревне
Среди заповедных лесов
Забитые досками двери,
Дворы без людских голосов.
Те двери, хоть их и немного,
Пугают неясной бедой...
Что может быть горше порога
Заросшего лебедой.
А Ненокса множится даже
Стучат там и здесь топоры
Традиций поморских на страже
Стоят вековые дворы.
Их злые ветра донимают,
Но даже слегка накренясь,
Всем видом своим подтверждают
С землею надежную связь.
ШЕЛЫГИН
ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ
Слово о Неноксе
Старинным село зовется.
Сюда из далекой земли
Когда-то пришли новгородцы -
И родину здесь обрели.
Пришлось по душе им море.
Безлюден был край и богат.
И вот на лесистом угоре
Здесь вырос избушек ряд.
На этом суровом раздолье
С годами росло село
И рыбой и зверем и солью
Торги на Москве вело.
Надолго оно сохранило
Умельцев-поморов талант,
И слава о нем доходила
Когда-то до царских палат...
Пусть многое кануло в Лету
И жизнь не такая сейчас,
Но давних времен приметы
Старательно ищет глаз.
И видит уже издалека
Как, ветхая, в центре села
Шатровая церковь высоко
Свои подняла купола.
И может быть с долгой путины
Вернувшись, взойдя на угор,
На крест этой церкви старинной,
Сняв шапку, молился помор.
Всевышнему был благодарен
За рыбу , что в сети пошла...
Остатки былых солеварен
Я вижу вблизи от села.
Иду на погост за ограду,
Где тишь вековая стоит,
Где часто встречаются взгляду
Кресты у замшелых плит.
Хранят те могильные плиты
Немало известных имен.
В них память недавних событий,
В них память ушедших времен.
ШЕСТОПЕРОВА
СВЕТЛАНА
Алексею Трапезникову
Лучистые глаза с поморскою хитринкой,
По северному прям, хоть с виду не герой.
Стихи свои читал азартно, без запинки
И за друзей своих всегда стоял горой.
Он, пальцы сжав в кулак, рубил по-русски резко.
И многим молодым давал очки вперёд,
А грусти не любил, грустил он крайне редко
И думал, что грустить помору не идёт.
В стихах его простых печали нет в помине,
Лишь море да покос – бескрайние поля.
Но жизнь оборвалась на самой середине,
И приняла в себя поморская земля…
Там, в Нёноксе его, на родине поэта,
Глубокие снега, высокие леса…
И, кажется, видней полоска от рассвета
И кажется, светлей всей жизни полоса.
ШИРШИКОВ
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
Ракетная Ненокса
Последний раз я был там прошлым летом…
Был за морошкой, а не по делам…
Отсюда больше не летать ракетам,
А пусковые превратились в хлам…
А было время грозные «крылатки»,
Ревя «движкам», шли за горизонт.
Тогда Отчизне это было надо,
И, я уверен, был на то резон.
Здесь на Камчатку провожал Макеев
Свои ракеты – наш ракетный щит.
Здесь сосны помнят профиль Челомея,.
Горшкова след тропа в лесу хранит.
Все было нужно и все было важно:
И каждый старт и тот ракетный гром.
И сам Хрущев был в Неноксе однажды.
Постойте, вспомню – в шестьдесят втором…
Но время шло…Как за зимою лето,
Так за подъемом следует провал.
И Сопки нет… И нет страны Советов…
И пусковые сдали на металл…
Уверен: в чем-то мы сейчас неправы…
Ведь были годы стартов и побед!
И в Неноксе морская мощь Державы
Ковалась пятьдесят Великих лет!
19.04.2012 г.
ЮШКОВА
ИЮЛИАНИЯ
Северу
Я скучаю по хладному морю
И по радости выше небес.
Впредь не будет на сердце минора,
Лишь припомнится сказочный лес.
Цвета охры приснится морошка
Да улыбки и взгляды друзей.
И чудесная наша гармошка
Нет на свете ее веселей.
Я скучаю по хладному морю,
По чудесным младым голосам,
По напутанным странным узорам,
Волнам ветра в моих волосах.
ШУЛЬМАН
ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Первый глухарь
(стихотворение в прозе)
Ветерок пробежал по вершинам елей веретии, все затихло, на душе царила та особенная тишина, которая родится только завораживающей идиллией весенней ночи.
И вдруг на мое сердце упали и дрожью отозвались в нем какие-то странные дивные шепчущие звуки, напоенные чем-то до содрогания колдовским древним поседелым и допотопным.
Я обмер. То пел первый в моей жизни, долгожданный таинственный как сон глухарь, давняя греза моя.
Тайный алтарь патриарха лесов хоронился в хвойной сени темнолюбивого дерева, и от того черный силуэт царственной птицы, содрогавшейся в трепете страсти, с устремленной ввысь головой с дрожавшей от волнения черной мантией хвоста – обозначился лишь на фоне робкого нимба чуть забрезжившей зорьки.
Подойти к глухарю в сумерки было нетрудно. Мой выстрел далеко и гулко катился по лесным шалгам и долго не умолкал. Глухарь сокрушенно упал в мягкое лоно мха, окружавшего глухариный престол, а я предался неистовой радости безумного восторга. В охватившем меня опьянении я не скоро поверил своему счастью. Но каким несказанно свежим выплыло токовище из паволоки ночных сутеменок!
Глухари пели в разных сторонах, однако стрелять вдругорядь, переполненный счастьем, я уже не мог.
Одичалая гроза
(стихотворение в прозе)
Неожиданно, крадучись, приблизилась и вдруг разразилась оглушительными взрывами самая первобытная и молниеносная в моей жизни, одичалая гроза.
Мы с отцом упрятались под навес елки-«глухуши», безвольно склонявшейся под напором вихря, как рабыня, пораженная ужасом. Небо со страшной силой рвалось под нами.
После каждой ослепительно-белой вспышки молнии следовал оглушительный раскат грома. Темно-серые облака сошли на землю. Сплошной стеной хлынул дождь в тумане, окутавшем пожню. Река стала клокочущим котлом, беснуясь в брызгах и пене. Обезумевший заяц почти наткнулся на нас и, не отворачивая, помчался в туман. И вдруг, когда пожню потряс грохот такой исполинской силы, что мы, дрожа, прижались к дереву, - по стволу соседней высокой ели пробежала огненная струйка. Живо ли оно теперь, дерево скорби?
Как началась гроза внезапно, так и кончилась неожиданно, и свежее ощущение праздника под аккомпанемент бегущих потоков и птичьего гама неузнаваемо преобразило недавно содрогавшуюся в ужасе землю.
Уженье на Режме
(стихотворение в прозе)
Наше уженье совершалось под бодрый аккомпанемент движения, какой-то соблазнительной динамики. Идешь, бывало, среди густого, полного теней леса, по живописным берегам родной Режмы.
Вершины тихо шумят, и гул их голосов мягко сливается в складную песню. Лучи солнца едва пробивают узорную крышу лесного шатра и золотыми пятнами ложатся на землю, создавая таинственный полумрак. Идешь – и когда за веселым перекатом речки увидишь сонную гладь омутка, разматываешь леску и пугливо, украдкой (кумжа – на диво чуткая рыба), боясь, чтобы отражение удилища, как на зеркало, не попало на лик водяного закутка, забрасываешь удочку.
Кумжа берет наживку молниеносно. (Невыразимая словом минута!).
От одной излучины к другой, от одного изгиба речки к другому… Всё дальше и дальше.
ШУЛЬМАН
ФЕДОР ____________
Тропинка в Неноксе
(стихотворение в прозе)
Лариса каталась по обтоптанной тропинке в лесу на велосипеде.
Тропинка шла по корням, сужалась раскинувшимися ветвями шиповника, мимо упавшей и засохшей корнями вверх-вкось берёзы, накренялась и огибала овраг, выходила в густое солнечными лучами поле, между цветов и травы с кузнечиками, вела прямо через брызглую речку по мостику, резко по склону уходила вверх вдоль холма, мимо двух берёз к опушке леса, где, в темноте и в ямках, извивалась по сторонам мимо сосен, дикой малины, папоротников, дрозда и берлоги, по склону вниз, и шла по корням, сужалась раскинувшимися ветвями шиповника, мимо упавшей и засохшей корнями вверх-вкось берёзы…
- Неужели?.. - подумала Лариса.
ШУЛЬМАН
ЛАРИСА ЮРЬЕВНА
О книге Ю.М.Шульмана «История посада Ненокса»
Разлом, провал
- и взлет
То памяти моей
- Полет
По книге папы моего
Как по тропе
Иду, иду
Бреду по следу,
Папа,
Твоему
По книге,
Как по тропе,
След в след,
Строка к строке
След в след и слово в слово
Которое им названо
Как Ненокса