Возникновение государственного суда

1. Римский народ подобно многим другим народам до образования государственного суда пережил эпоху ча­стной расправы с нарушителями права. Каждый, счи­тавший неправомерно нарушенным свое право, расправ­лялся с обидчиком собственными силами и силами своей семьи (саморасправа). По мере развития общества такая форма борьбы с нарушением прав стала нетерпимой.

Переход от частной саморасправы к государственно­му суду происходил постепенно; посредствующими эта­пами явились: система регламентации частной расправы путем установления определенного порядка применения насилия к обидчику; далее, система выкупов (доброволь­ных, а затем обязательных); наконец, передача дела за­щиты прав органам государства.

2. Однако в развитом римском праве еще сохрани­лись некоторые следы первоначальной эпохи саморас­правы.

Самозащита, т.е. самоуправное отражение насилия,

угрожающего нарушением права, являлась дозволенной:

«Vim vi repellere licet», «насилие дозволяется отражать силой» (D. 43. 16. 1. 27) и, таким образом, предупреждать нарушение права. При нарушении права запрещается применять силу для его восстановления, другими слова­ми, самоуправно восстанавливать нарушенное право за­прещалось (самопомощь допускалась за редкими исклю-

чениями, например, если непринятие немедленно необ­ходимых мер могло повести к значительным потерям;

или если должник пытался сбежать от кредитора, креди­тору дозволялось его догнать и силой заставить уплатить долг (D.42.8.10.16). За недозволенное самоуправство при­менялись неблагоприятные последствия: по декрету Мар­ка Аврелия кредитор, захвативший вещи должника для удовлетворения своего права требования, должен эти ве­щи вернуть; вместе с тем он утрачивает свое право тре­бования (D.4.2.13). Другим законом (конца IV в. н.э.) установлено, что лицо, насильственно захватившее свою вещь у фактического владельца, лишается права собст­венности на эту вещь и должно ее вернуть тому, у кого она находилась во владении, а если выяснится, что в действительности захватчик и не имел на данную вещь права собственности, он должен был не только вернуть вещь, но и уплатить ее стоимость лицу, у которого вещь была захвачена (С.8.4.7).

За исключением указанных чрезвычайных случаев са­мозащиты, защита прав от нарушений передается специ­альным (судебным) органам государства. Суд становится орудием классового принуждения и проведения в жизнь интересов господствующего класса.

В соответствии с различием публичного и частного права различались iudicia publica (суд по делам, непо­средственно нарушающим интересы государства) и iudi­cia privata (гражданские суды по делам о частных правах граждан).

Наши рекомендации