Цель:Изучить реформаторскую деятельность Петра Первого и оценить значение Петровских преобразований.
Стадия вызова
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье
Ребят, кому посвятил эти строки великий поэт А.С. Пушкин?
Правильно, Петру Великому и его преобразовательной деятельности. Таким образом, темой сегодняшнего урока будет: Реформы Петра Великого (запись на доске) Слайд 1
Но в начале я хотела бы узнать, что вы уже знаете об этом Великом монархе и хотите узнать в рамках сегодняшней темы. Перед вами табличка с тремя колонками: знаю, хочу знать и узнал. (СЛАЙД 2). Последнюю заполним в конце урока.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Учащиеся записывают все, что они уже знают о Петре I. | Записывают, что хотят узнать на уроке в рамках темы «Реформы Петра Великого». | Заполняется в конце урока, когда все изучено. |
- Справились? Что вы уже знаете о Петре Великом? (отвечают)
Что хотели бы узнать по нашей теме?
Тогда давайте сформулируем цели и задачи сегодняшнего нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься?
Слайд 3.Продолжите предложение:
Познакомиться…
Изучить…
Рассмотреть…
Сделать выводы…
Молодцы.
Цель:Изучить реформаторскую деятельность Петра Первого и оценить значение Петровских преобразований.
Вспомним, почему России были нужны реформы? Что было не так? (ответы)
Действительно, во многих сферах жизни Россия отставала от Европы, и надо было это отставание преодолевать. Но нужен был какой-то образец. Вспомним, что предпринял Петр для того, чтобы получить такой образец действия?
Верно, в самом начале своего царствования Петр совершает т.н. Великое посольство. Сам он тоже отправляется заграницу под именем Петра Михайлова – анонимно. Он приглядывается к существующим в Европе порядкам, делает некие выводы и возвращается в Россию. Начинаются реформы.
Реформы были масштабными, как я уже говорила, они затронули почти все сферы жизни нашей страны. Для того, чтобы систематизировать и уложить в голове все, что было проведено Петром, я предлагаю нам разобраться в каждой реформе и записать краткий конспект. Тема объемная и достаточно сложная, поэтому я попрошу вас собраться и сконцентрировать свои силы.
Работа учащихся с раздаточным материалом в группах по 2-3 человека
Группа 1. Сенат (приложение 2) слайд 3-4
- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.
1) С какой целью учреждён Сенат? Каковы его функции
2) Как решались дела в Сенате?
3) Кто контролировал работу Сената?
4)Назовите первого генерал-прокурора
Учебник стр.196-197(пункт 1 абзац 1-2)
…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению – управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его – министрами. В 1711г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в тоже время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли – вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме.
(Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда,1989.с.522)
Реформа центрального управления.
Наметившаяся еще в XVII веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны.
В 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
Следующим шагом стало создание в 1711 году Правительствующего сената, ставшего высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил 9 человек, представлявших как родовую знать (включая бывших членов Боярской думы), так и своих выдвиженцев. Решения Сената принимались его членами на общем собрании.
Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор (П. И. Ягужинский), которого называли «оком государевым» в Сенате.
Построение схемы
Группа 2. Коллегии (приложение 3) слайд 7-8
Вопросы:
- Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.
1. Кто автор этого указа?
2. Назовите дату учреждения коллегий в России?
3. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
4. Кто входил в состав коллегий?
5. Назовите созданные коллегии
Стр 197 абзац 2
Генеральный регламент, 1720г.
Понеже его царское величество…по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур – коллегии.
И в оной президентов, вице- президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)…объявить.
(В.А. Орлов Хрестоматия по истории России М.,2003. С. 172-173)
Реформа 1718—1720 годов упразднила громоздкие и неповоротливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11.
В отличие от приказов решения здесь принимались коллективно (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства деятельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.
Физминутка
Построение схемы слайд 9
Группа 3.
Административная реформа(приложение 6) слайд 14-15
-Ознакомьтесь с представленными вами картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника и на их основе постройте схему местного управления
Стр 197(абзац 3,4) -198 (1-2абзац)
Областная реформа.
В 1708 году для усиления местного аппарата власти и повышения его авторитета и роли в деле управления страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже— Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены на уезды, а позднее — на провинции.
В 1719 году в стране было 50 провинций во главе с воеводами. Губернское деление, однако, сохранилось. Но в руках губернаторов остались лишь военные и судебные функции.
Особый режим местного управления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману.
Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом.
Реформа городского управления.
С ростом городов увеличилась и численность городского населения. К концу царствования Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек. Сложным был состав городского населения: основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились и первые мануфактурные рабочие, значительно возросло число купцов и торговцев.
Посадское население было изъято из ведения воевод и передано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах — выборных бурмистров.
Управление ими осуществлял созданный в 1720 году в Петербурге Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Горожане теперь делились на «регулярных» (высших) и «подлых» (низших ). «Регулярные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесены богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, аптекари, художники), а ко второй — ремесленники и торговцы. «Регулярные» пользовались особой государственной поддержкой и льготами.
Городская реформа не только способствовала экономическому подъему городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан.
РАТМАН - (нем. Ratmann) - в Российской империи в XVIII-XIX вв. выборный член городских магистратов, ратуш, управ благочиния (в XIX в.).
Работа по карте
Группа 4. Указ о единонаследии и Табели о рангах (приложение 4,5) слайд 10-11
- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена. В чём недостаток этой системы?
-С какой целью был издан Табели о рангах?
- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?
Стр.191
Табель о рангах.
В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе — от коллежского регистратора до канцлера; в армии — от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте — от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.
Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.
-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?
-Какое обеспечение получали остальные дети?
- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?
1.Какой запрет получили дворяне ( на продажу поместья, либо его части) 2.Какой порядок наследования определялся Петром? (движимое имущество можно делить между всеми сыновьями, недвижимость наследовал только 1 потомок)