Раздел iii. архитектура эпохи возрождения
РАЗДЕЛ I. АРХИТЕКТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
1. Пропорциональный анализ греческих храмов классического периода.
2. «Стофутовый» квадрат в композиции планов Парфенона в Афинах, Пантеона в Риме и собора Софии в Константинополе
3. Ансамбль Афинского акрополя. Традиции и новаторство в архитектуре Парфенона и Эрехтейона.
4. Композиционные особенности греческих, эллинистических и римских театров.
5. Общественные сооружения эпохи эллинизма: их композиционные и функциональные особенности, пространственные решения.
6. Ордерные вариации в эпоху эллинизма.
7. Происхождение, развитие и типология римского атриумно-перистильного жилого дома.
8. Внутреннее пространство Пантеона в Риме и собора св. Софии в Константинополе.
9. Конструкции и тектоника римских мостов и акведуков.
10. Античный театр и его интерпретация в архитектуре эпохи Возрождения и классицизма.
11. Античные и раннехристианские центрические сооружения.
12. Раннехристианская базилика, ее происхождение и символический смысл.
РАЗДЕЛ II. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И ВИЗАНТИИ.
13. Зарождение и развитие крестово-купольной системы в архитектуре Византии.
14. Храм св. Софии Константинопольской и купольные мечети Стамбула.
15. Палатинская капелла Карла Великого в Аахена и церковь Сан Витале в Равенне: сходства и различия художественного решения.
16. Пространственное решение романских храмов Франции, Германии, Италии, Испании, Англии. Травейная структура: ее происхождение и развитие.
17. Романские баптистерии во Франции, Германии, Италии, Испании.
18. Композиционные особенности планировки цистерцианских монастырей Западной Европы.
19. Типология романских церквей Франции, Германии, Италии (для трёх – четырёх студентов).
20. Поиски соразмерности и пропорций планов романских церквей и их порталов (Франция, по школам).
21. Церковь Двенадцати Апостолов в Константинополе и развитие типа в средневековой архитектуре восточно- и западнохристианского мира.
22. Варианты планов и разрезов романских церквей зального типа.
23. Центрические храмы в христианской архитектуре XI-XII веков.
24. Сопоставление западных фасадов романских церквей Франции (школа Пуату).
25. Особенности романской архитектуры разных областей Италии (Тоскана, Ломбардия, Венето).
26. Геометрическая основа и пропорции Романских капителей.
27. Эволюция пространственной структуры готического собора (сопоставление поперечных разрезов).
28. Метро-ритмические закономерности сочетания и группировки форм на западном фасаде собора Богоматери в Париже.
29. Конструкция, тектоника и символика готического собора.
30. Готические ратуши в Италии, Германии и Фландрии.
31. Композиция и пропорции готических соборов в Шартре и Реймсе.
32. Эволюция объёмно-пространственной композиции городских готических соборов Франции, Германии, Испании.
33. Сравнение композиций готических соборов Франция и Англии.
34. Виды готических сводов, их устройство, работа и роль в художественном решении зданий.
35. Архитектура дворца Альгамбра в Гренаде.
36. Храм в Звартноц в сравнении с центрическими зданиями Византии – церковью свв. Сергия и Вакха в Константинополе и церковью св. Виталия в Равенне.
37. Фахверковая архитектура Германии.
РАЗДЕЛ III. АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
38. От средневекового замка к загородному дворцу (на примере архитектуры Франции XV - XVII вв.) .
39. От средневекового замка к загородному дворцу (на примере архитектуры Англии XV - XVII вв.) .
40. Композиция внутреннего пространства Старой Сакристии церкви Сан Лоренцо и капеллы Пацци церкви Санта Кроче во Флоренции Филиппо Брунеллески.
41. Центрический храм в архитектурной мысли и практике итальянского Возрождения.
42. Старая Сакристия Брунеллески и Новая Сакристия (Капелла Медичи) Микеланджело: от раннего к позднему Возрождению.
43. Купол Санта Мария дель Фьере. Конструктивные особенности и символическое значение.
44. Воспитательный дом и ансамбль площади Аннунциата во Флоренции.
45. Палаццо в архитектуре раннего Возрождения в Италии, «Скрытый ордер» на фасадах флорентийских палаццо Медичи-Риккарди и Строцци.
46. Фасады храмов Л.-Б. Альберти, их композиционные особенности и античные прототипы.
47. Леон Батиста Альберти. Палаццо Ручеллаи и античные источники композиции его фасада.
48. Мотив римской триумфальной арки в творчестве Альберти.
49. Поиски композиции главного фасада базиликальных храмов в архитектуре итальянского Возрождения от Альберти до Палладио и Виньолы.
50. Центричные храмы итальянского Возрождения.
51. Античные прототипы Темпьетто (храм монастыря Сан Пьетро ин Монторио в Риме) Д. Браманте.
52. Проекты собора св. Петра в Риме от Браманте до Микеланджело: развитие и изменение объемно-пространственной концепции.
53. Двухъярусные палаццо в архитектуре высокого и позднего Возрождения. Сравнение композиций фасадов Библиотеки Св. Марка в Венеции (Якопо Сансовино) и «Базилики» в Виченце (Андреа Палладио).
54. «Гигантский ордер» от Альберти до Палладио.
55. Античные источники композиционных решений Андреа Палладио.
56. Античная вилла и ее интерпретация в архитектуре итальянского Возрождения (Виллы Андреа Палладио).