Памятники Древнего Рима, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО, значение для мировой культуры
1) Исторический центр Рима и владения Ватикана, включая церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, включены в список ЮНЕСКО в 1980 году.
Колизей – символ могущества Римской Империи. Расположен Колизей между холмами на месте искусственно созданного озера, которое осушили для постройки амфитеатра. На протяжении трех веков в Колизее устраивались бои гладиаторов, в XI веке он стал крепостью, а в середине XIV века в Колизее поселились религиозные братства. Здание Колизея разрушалось под воздействием частых землетрясений, пожаров, варварского отношения людей. Пытаться сохранить памятник начали только в XIX веке.
Колизей представляет собой постройку в виде эллипса. В центре здания расположена арена, предназначавшаяся для боев гладиаторов и травли животных. Места для зрителей располагались в 4 яруса. Распределялись места строго по социальной иерархии: чем выше положение – тем ниже место.
Пройдя вверх от Колизея по дороге славы мимо разрушенного храма Венеры и Ромы, вы подойдете к арке Тита. На северо-востоке от арки расположен Римский форум – политический, религиозный и торговый центр Древнего Рима. Однако в средневековье эта область была разграблена, а на месте Форума держали рогатый скот. И только в эпоху Ренессанса Форум получил новую жизнь. Главная улица форума – Священная дорога (via Sakra). Её считали священной, потому что она проходила мимо дома великого жреца к храму Юпитера, расположенному на Капитолийском холме.
В древности, Форум включал в себя восхитительную группу построек: храм Веспасиана (несколько колонн сохранились до наших дней), храм Согласия, Церковь св. Иосифа, Курия (резиденция Римского Сената), арка Септимия Севера, храм Сатурна, храм Кастора и Поллукса, Дом Весталок, храм Антония и Фаустины. В центре главной площади Форума Кампидолио, расположенной на вершине Капитолийского холма, возвышается памятник Марку Аврелию.
Неподалеку, всего в паре кварталов от Форума, расположен Квиринальский дворец — официальная резиденция Президента Италии. Изначально он планировался, как летняя резиденция пап. Строительство началось в 1570-х годах, но растянулось на длительный срок. В нем принимали участие многие выдающиеся архитекторы: Бернини, Фонтанэ, Мадерно, Фуга. На строгом фасаде, практически ничем не украшенном, ярко выделяется основной портал со статуями святых Петра и Павла, спроектированный Карло Мадерно. Внутренний двор – работа Доменико Фонтана, а лестница украшена фреской Мелоццо да Фолли. За дворцом расположен сад. Для проведения экскурсий во дворце требуется специальное разрешение.
Гуляя по Риму, обязательно стоит увидеть грандиозную Испанскую лестницу, состоящую из 138 ступеней. Она соединяет Испанскую площадь с церковью Тринита-деи-Монти на вершине холма Пинчо. Испанская лестница – творение архитектора Франческо де Санктиса, который тактично совместил лилии Бурбонов с орлом и короной – символами папской власти. У подножия лестницы расположена площадь с фонтаном.
Недалеко от Испанской лестницы находится Фонтан Треви – самый знаменитый фонтан в Риме, построенный архитектором Н.Сальви по эскизам Бернини. Небольшая площадь вокруг фонтана напоминает амфитеатр, заполненный зрителями, а сам фонтан – сцену, по центру которой мы видим бога Океана в повозке-раковине. Дно фонтана устлано монетами: по старому поверью, гости города, желающие снова вернуться в Рим, должны бросить в фонтан монетку, правой рукой через левое плечо, стоя спиной к фонтану. Но есть и еще одна традиция у туристов – нужно сделать несколько глотков воды из «трубочек влюбленных», расположенных в правой части фонтана.
Следующий пункт назначения – храм всех богов, Пантеон. Пантеон является самым древним зданием в Риме, которое полностью сохранилось до настоящего времени. Здесь похоронены многие известные итальянцы, среди которых Рафаэль, короли Умберто I и Виктор Эммануил II. Одной из главных особенностей Пантеона является отверстие в крыше, через которое в полдень в храм проникает настолько сильный световой столб, что он кажется вполне осязаемым.
Наибольшее впечатление этот храм производит, если смотреть на него сбоку или сзади. Тогда вместо аккуратного фасада взгляду откроются мощные, глубоко уходящие в землю, стены, покрытые шрамами и дырами. Именно здесь отчетливо ощущается, что этому сооружению более двух тысяч лет.
В трех кварталах от Пантеона расположена площадь Навона. В I веке до нашей эры на этом месте был стадион, определивший форму площади. В X веке, по приказу папы Иннокентия X, на площади был построен дворец — Палаццо Памфили. Рядом с дворцом была возведена церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, в честь святой Агнессы. С ней произошло невероятное: у 13-тилетней христианки, которую язычники выставили на поругание, мгновенно отросли волосы, скрыв наготу девушки. Голова святой хранится в реликварии в раннехристианской крипте, как и прах Иннокентия Х. Напротив церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне расположен шедевр архитектора Джана-Лоренцо Бернини — «Фонтан Четырех Рек». Фонтан представляет собой египетский обелиск, расположенный в центре, и 4 фигуры вокруг него, которые символизируют главные реки 4 частей мира: Нил, Дунай, Ганг и Ла-Плата. По краям площади расположены еще два фонтана: фонтан Мавра, созданный по проекту Лоренцо Бернини, и фонтан Нептуна. Также на площади расположен Палаццо Браски — дворец папы Пия V, в котором сейчас находится музей Рима. Площадь Навона очень популярна, здесь всегда много гуляющих, художников с мольбертами, бродячих жонглеров и фокусников. Она выглядит прекрасно в любое время суток и в любую погоду: шедевры барокко рядом со столиками кафе, молодые люди с гитарами, продавцы воздушных шаров, голуби, журчание фонтанов и музыка, звучащая на площади постоянно.
Севернее площади Навона расположена набережная реки Тибр. На набережной находится множество великолепных построек, но, прежде всего, стоит посетить Мавзолей Адриана, или Замок Святого Ангела. Пройти к нему можно по одному из древнейших мостов через Тибр – мосту Святого Ангела. Мавзолей Адриана множество раз подвергался грабежам и обстрелам, поэтому его пришлось укрепить, и в крепости – а именно так сейчас выглядит мавзолей – едва ли угадывается первоначальный замысел архитектора. По легенде, когда в Риме в 6 веке буйствовала эпидемия чумы, местные жители собрали торжественную процессию и пошли к храму, чтобы молить о милости Деву Марию. По преданию, на шпиль мавзолея снизошел ангел и в знак милости вложил свой меч в ножны. В честь этого чудесного события римляне возвели капеллу, а позднее установили статую Ангела на шпиле Мавзолея.
К западу от Замка Святого Ангела находится Ватикан — самое меленькое в мире независимое государство, с собственной армией, валютой, гербом, флагом, гимном и почтовой службой. Население Ватикана составляет несколько сотен жителей, его территория ограничена площадью Святого Петра, улицами Льва VI, Делла Сагрестия, Ватикано, Порта Анджелика и площадью Рисорджименто. Этот город-государство является сердцем христианства. Ватикан – живая легенда, здесь хранится бесценная сокровищница памятников архитектуры и произведений искусств, он хранит в себе реликвии христианства и творения величайших мастеров. Здесь находятся дворцы, музеи, административные здания, жилые дома, но главная достопримечательность Ватикана – Собор Святого Петра.
К собору ведет широкая главная лестница. У ее основания стоят огромные статуи апостолов Петра и Павла. Пройдя ко входу в храм по правой стороне площади, вы окажетесь у колоннады Бернини. Сквозь открытые двери в глубине видна лестница. В этом гениальном творении Бернини использовал эффект оптической иллюзии, благодаря которому снизу лестница кажется значительно длиннее, чем есть на самом деле, а когда на верхней площадке появляется папа – он кажется неожиданно большим и величественным.
Вход в собор с правой стороны виден сразу – к нему всегда выстроена большая очередь. В крытой галерее – портике – стоят две конные статуи. В собор ведут с разных сторон 5 дверей. Крайняя правая – Святая дверь. Она открыта только в Святые годы, в остальное время эта дверь замурована. К внутренней стороне двери прикреплен бронзовый крест. В начале Святого года дверь распахивается после проведения установленного ритуала, первым в собор входит папа. В конце Святого года ее снова запирают и замуровывают.
Центральные двери – бронзовые, они представляют собой не только художественную, но и историческую ценность. В верхней части двери расположены фигуры Богоматери и Спасителя, в средней – святые Петр и Павел, внизу – сцены казни апостолов, пирамида Гая Цестия, замок Святого Ангела и древнеримская пирамидальная гробница Мета-Ромули. Над дверями вы увидите барельеф «Иисус вручает Петру ключи от Рая», выполненный из мрамора скульптором Бернини. Собор дважды был разрушен огнем, и несколько раз восстанавливался, поэтому в его архитектуре присутствует комбинация стилей.
Базилика Святого Павла за городскими стенами (итал. Basilica di San Paolo fuori le Mura; Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) — одна из четырёх великих, или патриарших, базилик Рима (наряду с собором св. Петра, собором св. Иоанна Латеранского и базиликой Санта-Мария-Маджоре). В отличие от всех остальных расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города. В 1980 г. внесена в Список всемирного наследия.
Заложена императором Константином на месте предполагаемого захоронения св. Павла (в 2006 г. археологи объявили, что нашли его саркофаг под храмом). В 386 г. Феодосий I счёл ту церковь недостойной столь священного места и начал строительство гораздо более внушительного храма. Когда папа Лев I закончил строительство, в Риме не было более просторной базилики. Поэт Пруденций воспел её красоту для императора Гонория.
Папа Григорий Великий занялся всевозможными улучшениями храмовой архитектуры; при нём рядом с собором уже действовали два монастыря, мужской и женский. В IX веке всю округу разграбили сарацины, что побудило папу Иоанна VIII укрепить религиозный комплекс, который был выделен в отдельный город под названием Джованниполи.
В X веке базилика и окружающие её монастыри были переданы в ведение клунийских монахов. Григорий VII, который был здесь аббатом, подарил храму бронзовые двери византийской работы. В 1215 г. здесь поселился изгнанный из Александрии латинский патриарх; базилика оставалась кафедральным собором его преемников до 1964 г. В 1220-41 гг. был выстроен изящный монастырский дворик в готическом стиле.
В отличие от остальных патриарших базилик, собор св. Павла за стеной не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако 15 июля 1823 г. выгорел почти дотла. Среди потерь числится мозаика Пьетро Каваллини в апсиде, но мозаика V века (заказ Галлы Плацидии) чудом уцелела. Восстановление храма продолжалось до 1840 г., причём был выстроен совершенно новый классицистический фасад. Малахит и лазурит для воссоздания алтаря прислал царь Николай I. Повторное освящение храма состоялось только в 1855 г.
Одной их характерных особенностей базилики является галерея портретов всех Римских Пап, размещенных в медальонах по внутреннему периметру здания. На данный момент пустыми остались лишь несколько медальонов. Одна из легенд гласит, что когда пустых медальонов не останется и последний Папа умрет, настанет Конец Света.
2) Вилла Адриана в Тиволи
Вилла Адриана (итал. Villa Adriana) — разрушенная императорская вилла в Тиволи близ Рима, откуда император Адриан правилРимской империей на закате своей жизни.
В состав виллы входило около тридцати зданий, разбросанных по площади в один квадратный километр. Известно, что император дал им названия в честь тех городов империи, в которых он побывал. Систематические раскопки на вилле никогда толком не велись, однако именно отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская,Капитолийский Антиной, Капитолийские Кентавры и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д’Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи.
Несмотря на ухудшающееся с каждым годом состояние руин, ЮНЕСКО посчитало возможным внести виллу Адриана в число памятников Всемирного наследия в 1999 году как наиболее сохранившийся образчик императорской виллы и александрийского сада, типичного для Рима времён империи.
Вилла была построена между 118 и 134 гг. на краю известковой террасы, тянущейся от Тибуртинских гор до римской равнины. На сегодняшний день сохранилась лишь пятая часть из 300 гектаров первоначальной площади виллы. Строительство и последующее обслуживание были настолько масштабными, что соседний Тибур испытал большой демографический и экономический подъём.
Вилла была построена в соответствии с римской архитектурной традицией, когда художественная тонкость исполнения гармонично сочетается с окружающим пейзажем. Названия многих частей виллы были даны императором Адрианом в честь наиболее запомнившихся ему мест Римской империи. Их перечень был помещён в книге «Августовская история» Элио Спарциано. Однако только Канопа может быть достоверно опознана, а все другие соответствия придуманы в более позднее время.
Семья Адриана и его преемники продолжали пользоваться виллой в качестве летней резиденции, но впоследствии практически забыли о ней. В конце III века Диоклетиан отреставрировал виллу, а позднее, согласно некоторым источникам, Константин I Великий вывез оттуда множество художественных произведений для украшения Константинополя. Затем последовал период запущенности. В VI веке здесь разбивали лагеря армии готов и византийцев. Разрушения и расхищения продолжались до первых археологических раскопок в XVI веке, когда были найдены около 300 шедевров, находящихся сейчас в музеях всего мира.
Значение.
Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.
Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.
Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основан европейской культуры.