Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 6 страница
В совершенствовании профессионального мастерства экскурсовода существуют два основных пути. Первый из них – стихийный путь проб и ошибок, он более длителен и менее эффективен. Экскурсовод использует приемы, самостоятельно анализирует уровень их действенности, совершенствует навыки, вносит изменения в процесс их применения, обнаруживает и исправляет просчеты и ошибки. Второй – управляемый путь предполагает постановку и решение конкретных задач – усвоение определенных навыков и в определенной последовательности. При таком пути формирования навыков используются различные формы обучения: учебные упражнения на маршруте около экскурсионного объекта, изучение методической литературы, посещение экскурсий, прослушивание магнитофонных записей экскурсий, усвоение методической документации и т. д.
Уровень экскурсоводческого мастерства зависит от ряда факторов. Их можно разделить на две группы:
- первая группа – факторы, которые не зависят от экскурсовода (уровень методической документации, отбор объектов показа, построение маршрута, содержание «портфеля экскурсовода»);
- вторая группа – факторы, зависящие от экскурсовода (его общая эрудиция, знания по теме, владение методикой, культура речи, умение установить контакт с группой, практические умения и профессиональные навыки). Главная функция экскурсовода – не только передать знания группе, но и добиться их эффективного усвоения экскурсантами.
32. Культура речи экскурсовода.
Речь – это источник звукового ряда, реализация возможностей языка,форма общения между людьми, «конкретное говорение», протекающее во времени и обличенное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Рассказ экскурсовода – образец внешней речи, задача которой – передать определенную информацию о конкретных объектах. Внутренняя речь – формулировка мысли.
Культура речи предполагает богатство словаря, художественную выразительность, логическую стройность, содержательность и точность. Культура устной речи рассматривается как сочетание трех составных частей:
- Языковая культура речи объединяет понятия – культура словаря, культура грамматических форм и синтаксиса речи, культура произношения (звуков, слов, интонаций), стилистическая культура речи, культура жестов и мимики.
- Психологическая культура речи включает понятия: содержательность, понятность, грамматическая и стилистическая выразительность, воздействие речи (требование, рекомендация, задание, совет, просьба, запрещение, упрек, предупреждение). На психологической культуре речи основано действие методических приемов ведения экскурсии. - Коммуникативнаякультура речи, преследующая установление контактов и связей с аудиторией. Коммуникативные качества речи предусматривают: правильность речи (соблюдение норм литературного языка, ударения и грамматики); точность речи, которая «состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются»; логичность речи, состоящую в соответствии связей речи связям предмета и явлений в реальной действительности; чистоту речи, в которой нет элементов, чуждых литературному языку, и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности; выразительность речи (ее особенности, вызывающие интерес экскурсантов и укрепляющие внимание к излагаемому материалу); богатство речи (насыщенность ее различными средствами языка); уместность речи (соответствие ее теме, содержанию, цели и задачам экскурсии, а также составу экскурсионной группы).
Важны и оттенки речи. Ее тон, например, должен быть несколько приподнятым на протяжении всей экскурсии.Тон рассказа может быт радостным, грустным, торжественным в зависимости от того, о чем экскурсовод повествует и как он к этому относится. Тон речи подчеркивает значение события, приковывает к нему внимание экскурсантов, помогает им сделать правильные выводы. Приподнятость, торжественность рассказа при соблюдении чувства меры в какой-то его части вполне естественна. Необходимо избегать при рассказе как монотонности, вялости, так и излишней приподнятости, неоправданных эмоций, ложного пафоса, крикливости.
Экскурсовод должен владеть всеми видами ударений – словесными, фразовыми, логическими. Для экскурсовода важно иметь хорошую дикцию – четкое, ясное произношение слогов и слов.
Требования к речи экскурсовода: лаконичность, точность, логичность, образность, выразительность, эмоциональность, чистота, богатство языка.
В речи экскурсовода недопустимо употребление стандартных фраз и слов, смысл которых уже давно стерся: «так сказать», «значит», «короче говоря». Недостатками речи является шепелявость, гнусавость, вялость произношения, недоговаривание окончаний фраз и слов. К недостаткам речи относят также чрезмерное употребление специальных терминов, иностранных слов, длинных фраз, так как это вызывает раздражение слушателей, рассеивает их внимание.
Темп и ритм речи экскурсовода диктуются содержанием рассказа. Они меняются на протяжении экскурсии – ускоряются или замедляются. Различают темп речи быстрый, средний, медленный, плавный и прерывистый. Темп речи должен быть спокойный, размеренный, таким, чтобы содержание речи эффектно воспринималось.
Постоянная работа по развитию культуры речи обогащает словарный запас экскурсовода, дает возможность выработать свой индивидуальный стиль языка.
- Планирование экскурсионных услуг. Изучение спроса в области экскурсионного обслуживания.
Главное значение при планировании экскурсионных услуг имеет всестороннее изучение спроса потребителей. Изучение спроса – это не только выявление спроса на конкретную экскурсионную услугу, но и формирование этого спроса, его предвидение. В современных условиях, когда изменяемость и сменяемость туристско-экскурсионных услуг на рынке происходят достаточно быстро, весьма важно иметь возможность предложить покупателю более широкий ассортимент продукции, лучше и полнее удовлетворяющий растущие запросы. Это можно сделать лишь на основе хорошо отработанной системы изучения и учета требований рынка.
К особенностям экскурсионного предложения относятся специализация и тематичность продукта. Специализация услуг является необходимой формой для расширения и укрепления позиций экскурсионного бизнеса путем совершенствования качества продукта и услуг, обеспечения целостности и полноты удовлетворения потребностей экскурсантов.
Основным продуктом в практической экскурсионной деятельности является комплексное обслуживание – стандартный набор услуг, продаваемых потребителям в одном «пакете» и являющихся главным предметом деятельности экскурсионной фирмы. Кроме того, необходимо создавать и развивать производство и отдельных дополнительных услуг, предоставляемых экскурсантам по желанию за дополнительную плату. Деятельность по специфическому обслуживанию содержит возможность предоставления оригинальных услуг и создает индивидуальный, неповторимый имидж экскурсионной фирмы.
Например, в экскурсионном обслуживании это – дополнительные экскурсии в составе группы; индивидуальное обслуживание; прогулки в сопровождении инструктора; экскурсии к частным лицам; дополнительные экскурсии нового типа, в т.ч. с использованием аудио- и видеотехники и с организацией питания; циклы экскурсий, объединенных общей тематикой; специализированные детские экскурсии; посещение театрализованных представлений, экскурсий-анимаций; а также прогулки и экскурсии по любительским интересам.
При создании комплексного продукта (экскурсионной программы) необходимо знать, для кого он предназначен. Это могут быть иностранные туристы, экскурсанты из других городов, местное население. Методика проектирования экскурсионных услуг для разных категорий экскурсантов будет отличаться. Методикой также предусматривается учет психологических и иных особенностей экскурсантов.
Простые в использовании услуги могут производиться, оплачиваться и потребляться одновременно. Более сложные (комплексные) требуют создания программы экскурсионного обслуживания.
Экскурсионная программа – это план экскурсионных мероприятий, реализуемых для удовлетворения конкретных или специализированных познавательных запросов и интересов потребителей (экскурсантов) в зависимости от целей их пребывания.
Комплекс услуг, входящих в состав программы, является продуктов экскурсионной фирмы или экскурсионного отдела туристической фирмы. Задача программы экскурсионного обслуживания – достижение целей, которые бывают:
Познавательные;
Развлекательные;
Профессиональные;
Другие цели (паломничество, обучение, повышение квалификации, хобби и т.д.).
По содержанию программы бывают ознакомительные, рассчитанные на первый приезд в данный город (страну, район), и тематические.
Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни. Цель тематической программы экскурсионного обслуживания – расширение познаний экскурсантов по определённой тематике (особенно в познавательных турах), а также организация и предоставление других услуг.
34. Качество экскурсионного обслуживания. Типичные недостатки при проведении экскурсий.
Качество экскурсионного обслуживания носит комплексный характер, т.к. оно непосредственно зависит от качества предлагаемых услуг. На качество экскурсионного обслуживания непосредственно влияют следующие факторы:
1) степень подготовленности туриста (экскурсанта) к получению данной услуги, его желание и умение воспринимать материал экскурсии, наличие необходимого запаса знаний и навыков;
2) уровень обслуживание и его адекватность данному виду экскурсионной деятельности.
Только экскурсия, в которой синтезированы показ и рассказ в соответствии с требованиями техники проведения экскурсии (в том числе, в отношении речи, дикции, жестов экскурсовода), может претендовать на высокую оценку её качества.
Анализ экскурсий позволяет выделить наиболее типичные недостатки в их проведении:
· лекционность (преобладание рассказа над показом;
· излишняя информационность (чрезмерное обилие цифр, фактов);
· незавершенность в раскрытии подтем и темы в целом, т.е отсутствие выводов;
· эскизность показа и рассказа;
· неумение экскурсовода отказаться от частного, случайного.
Для автобусных экскурсий невысокого качества характерны следующие признаки:
- экскурсанты неохотно выходят из автобуса на остановках перед объектами;
- часть экскурсантов остаётся в автобусе во время остановок для показа;
- отдельные экскурсанты покидают маршрут;
- группа отказывается от экскурсии во время путешествия.
Для достижения высокого качественного уровня проведения экскурсии экскурсоводу важно заранее выяснить, что хотят увидеть и узнать экскурсанты. Предугадать, какое впечатление на группу окажет увиденное и услышанное, помогает мастерство экскурсовода. Успешное проведение экскурсии также обеспечивается хорошей организационной работой, в которой важно всё: заблаговременный приход экскурсовода. Поданный точно в срок чистый и исправный автобус, чёткое выполнение программы экскурсии. При составлении программы экскурсии необходимо проявить понимание и предусмотреть свободное время на случай, если туристы пожелают приобрести сувениры или посетить не включенные в маршрут, но оказавшиеся в неподалеку дорогие им места.
После проведения экскурсии экскурсовод и менеджер туристического предприятия должны проанализировать замечания и предложения (устные или письменные), поступившие от клиентов, чтобы в дальнейшем их учесть. Это пойдёт на пользу качеству и эффективности экскурсионного обслуживания.
- Повышение эффективности экскурсионной деятельности.
Эффективность означает высокую результативность. Экономическая эффективность - это достижение наибольших результатов при наименьших затратах или снижение совокупных затрат на единицу продукции. Социальная эффективность - это соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей за счет создаваемого продукта и связана с уровнем жизни населения, содержанием и условиями труда, состоянием среды обитания человека, количеством свободного времени.
Для характеристики эффективности экскурсионной деятельности могут применяться следующие показатели:
♦ качество экскурсионного продукта;
♦ соответствие экскурсионного продукта общественным потребностям
♦ доход от реализации экскурсионных услуг
♦ производительность труда
♦ фондовооруженность
♦ норма прибыли
♦ уровень рентабельности.
Условия повышения эффективности экскурсионной деятельности: развитие инфраструктуры сферы туризма; оборудование объектов обслуживания туристов и экскурсантов вдоль основных экскурсионных маршрутов; реставрация, реконструкция, восстановление развитие инфраструктуры сферы туризма; оборудование объектов обслуживания туристов и экскурсантов, включение в систему экскурсионного показа памятников истории и культуры; использование нематериальных объектов - территорий, связанных с историческими реалиями, интересующими иностранных туристов - выходцев из этих мест, а также посещение объектов, имеющих отношение к жизни и деятельности выдающихся личностей, получивших мировую известность.
Резервами повышения эффективности организации экскурсионной деятельности являются:
новые экскурсионные объекты, что предполагает реставрацию, реконструкцию, восстановление памятников, приведение памятных мест в состояние, пригодное для экскурсионного показа
♦ организация транспортного обслуживания - использование в экскурсиях различных видов транспорта, сокращение простоев средств доставки туристов, позволяющее увеличить объемы экскурсионных услуг в любую пору года
♦ расширение тематики экскурсий - основы комплексного экскурсионного обслуживания. Заказчик должен иметь возможность выбора темы экскурсии из нескольких вариантов
♦ обеспечение многовариантности экскурсионной программы - возможности выбора туристом или экскурсантом нескольких тем, более других привлекающих его содержанием или формой проведения
♦ предложение циклов экскурсий - предоставление систематизированных знаний, оптимальная организация обслуживания туристов, позволяющая расширить круг участников экскурсий
♦ работа с кадрами - подготовка экскурсоводов, привлечение к разработке экскурсий специалистов, сотрудников музеев и заповедников и др.
♦ обслуживание новых контингентов экскурсантов - прием экскурсантов из-за пределов региона и республики, расширение обслуживания местного населения
♦ разработка дифференцированных программ.
Практическаячастьк государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Памятники истории и культуры Республики Беларусь»
1.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Софийский собор
г. Полоцк.
2. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Ефросиньевская церковь г. Полоцк.
3.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: церковь св. Бориса и Глеба (Коложская) г. Гродно.
4. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Каменецкая башня.
5.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Новогрудский замок.
6.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: замок Ильиничей
г. Мир.
7.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
дворцово -парковый ансамбль Радзивиллов, г.Несвиж.
8.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: церковь св. Михаила Архангела, д. Сынковичи.
9.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: костёл Божьего тела г. Несвиж.
10.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Гродненский костёл св. Франциска Ксаверия, г. Гродно.
11.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: замок Гедимина г. Лида
12. Историческая и художественная ценность Гольшанского замка.
13.Историческая и художественная ценность замка в Любче.
14. Историческая и художественная ценность памятникаархитектуры: Маломожейковской церкви в д.Мурованка.
15. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Кревский замок.
16. Историческая и художественная ценность храма оборонного типа в д. Комаи Поставского р-на.
17. Историческая и художественная ценность памятникаархитектуры: Спасо-Преображенская церковь, г. Заславль.
18.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: костёл бернардинцев, д. Будслав.
19.Историческая и художественная ценность памятникаархитектуры: собор Святого Духа (монастырь бернардинок).
20.Историческая и художественная ценность памятникаархитектуры: костел св. Сымона и Алены (Красный костел) г. Минск.
21.Историческая и художественная ценность памятникаархитектуры: костел Матери Божьей д. Солы.
22.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Николаевская церковь в Могилеве.
23.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:Ружанский дворец Сапег.
24.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:Коссовский дворец.
25.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:Залесский дворец М.Огинского.
26.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей в Гомеле.
27.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:городская усадьба Ваньковичей.
28. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:Бобруйская крепость.
29.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:мемориальный комплекс « Хатынь».
30.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:мемориальный комплекс «Брестская крепость- герой».
31.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:монумент-обелиск на площади Победы.
32.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:Курган Славы
33. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:Дом правительства, г. Минск.
34.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.
35.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:Национальная библиотека Республики Беларусь.
Ответы к практической частик итоговой аттестации
по дисциплине «Памятники истории и культуры Республики Беларусь»
1.Историческая и художественная ценность памятника
архитектуры: Софийский собор г. Полоцк
Есть в белорусском зодчестве уникальный памятник, который за многовековую историю своего существования трижды открывал пути развития архитектурно-художественной школы Беларуси. Это Софийский собор в Полоцке. Многократно сожженный, уничтоженный он как волшебная птица Феникс, каждый раз возрождался, возникал из небытия еще более величественный и светлый.
Первое летописное упоминание о Софийском соборе приводится в « Житии Ефросиньи Полоцкой» в связи с событиями 12 века. Время постройки храма в письменных источниках точно не обозначено. Исследователи относят время возведения собора к периоду княжения в Полоцке Всеслава Брячиславича (средина 11 века ( до 1066г.) или между 1050-1055гг.).
В « Слове о полку Игореве» автор пишет о Всеславе Чародее « Тому в Полотске позвониша заутреннюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Киеве звон слыша».
Полоцкая София до нашего времени дошла только в отдельных фрагментах: от храма 11 века сохранились остатки апсид высотой до 9м, фрагменты стен и сводов.
Археологические раскопки и летописи дали возможность реконструировать его первоначальную объемно-пространственную структуру. Это был большой 5-тинефный трехапсидный крестово-купольный храм, почти квадратный в плане, который имел ширину (с севера на юг) 26,4 м, столько же и в длину без апсид, а с апсидами – 31,5м.
Особенностью полоцкой Софийского собора по сравнению с киевским и новгородским было наличие дополнительной пары столпов на восток от подкупольного квадрата, в результате чего северный и южный фасады полоцкой Софии были расчленены не на 4, а на 5 частей и приобрели определенную симметрию, подчеркнутую боковыми входами. Вместе с традиционной для христианских храмов продольной симметрии по оси восток-запад поперечная придавала внешней структуре храма большую центричность. Возможно. так проявила себя идея создания на уровне подкупольного квадрата равноконечного греческого креста, что позднее проявлялось при строительстве православных храмов. В католических храмах асимметричное расположение трансепта придавало верхнему сечению здания форму латинского креста. Дополнительная пара столпов создавала перед апсидой дополнительное пространство(вим) и в результате удлинялся центральный неф. Это приближало собор к базиликам, характерным для романской архитектуры, в отличие от интерьеров киевской и новгородской Софий, которые были развиты в ширину.
Ряд отличий наблюдается и в строительной технике. Если в киевском соборе преобладает кладка из плинфы, а в новгородском из натурального камня, то стены полоцкой Софии выложены в смешанной технике. Камень чередовался с плинфой (кладка со скрытым рядом). На фундаменте имена зодчих - Давид, Тома, Микула, Петр.
Входные порталы находились в центре южного, северного и западного фасадов, в восточной части располагались апсиды и алтарь. Внутри храм был расписан фресками, от которых сохранились немногочисленные фрагменты, пол выложен керамическими майоликовыми плитками разных цветов. Внешний декор ограничен 2 рядами плоских ниш, которые чередовались с большими оконными проёмами.
В 14-16вв. белорусское зодчество приобрело оборонительный характер. В центре детинца древнего Полоцка, который превратился в Верхний замок, стоял Софийский собор, который по свидетельству исторических источников не раз являлся последним оборонительным пунктом города. Здание собора на протяжении 16-18вв. неоднократно горело и перестраивалось. Вид его на то время известен по рисунку С.Похоловeцкого
« Осада Полоцка войсками Стефана Батория 11-30 августа 1579г.» и плану Полоцка 1707г. Объемно-пространственная композиция полоцкой Софии этого времени соответствует архитектуре известных оборонительных белорусских церквей белорусской готики в Сынковичах и Мурованке, и особенно пятибашневой церкви в Супросли, заложенной в 1503г. М.Ткачев датирует перестройку полоцкого Софийского собора в оборонительный в 1494-1501гг.
В конце 16 века Софийский собор в Полоцке перешел к униатам. В 1607 году здание потерпело от пожара и до 1618г. было отстроено.
Каким стал обновленный собор после пожара 1643г. неизвестно, но на плане 1707г. София снова представлена 5-тибашневым оборонительным храмом. Во время Северной войны с 1705 по 1710 гг. город занимали русские войска и по указу Петра 1-го Софийский собор превратился в склад боеприпасов. 1 мая 1710 года неожиданно взорвался порох и храм почти полностью был разрушен.
В 1738 году по инициативе архибискупа полоцкого Флориана Гробницкого началось восстановление униатского Софийского собора с учетом остатков древнего православного храма, но на основе новой эстетической и идеологической концепции. Здание приобрело форму трехнефной одноапсидной двухбашневой базилики, характерной для белорусского барокко 17-18вв. как униатский собор он был переориентирован алтарем на север. В результате длина древней Софии стала шириной новой Софии. Симметрично трем восточным апсидам православного храма были возведены западная группа апсид. Которые вместе стали выполнять функцию невысокого трансепта. Средние апсиды ( высотой около 9м) получили граненое купольное завершение ( с фонариками). Особое внимание уделено главному южному фасаду. Он имеет не плоскостную, а пространственную структуру с двумя пятиярусными башнями по бокам и углубленными простенками между связками слоистых пилястр. Три верхние башни резко сужаются вверх по размерам, что создает впечатление космической устремленности храма. Фигурные очертания фронтонов создают на фоне неба ажурный узорчатый рисунок.
Имя автора проекта точно неизвестно, но вероятно, что София 18-го века произведение известного мастера виленского барокко И.Х Глаубица. В 1860-х годах художник Д.Струков обнаружил наличие останков первоначальной постройки .Многочисленные архитектурно-археологические исследования были проведены в 20-м веке и их результаты представлены в экспозиции музея, находящегося в соборе. В 1970-х годах Софийский собор был обновлен белорусскими архитекторами и снова стал духовным центром и символом одного из древнейших городов Беларуси.
Как известно, в настоящем произведении архитектуры должны соединяться три основные критерии – полезность, прочность и красота. На ранних этапах строительства человека интересовали только полезность и прочность. И только с появлением общественных зданий начинается новый этап зодчества. Общественные здания в своем функциональном предназначении, художественном образе и прогрессивных конструкциях воплощают идеологическую программу современного им общества. Для нашей страны этот этап начался с принятия христианства более тысячи лет тому назад и со строительством первых культовых сооружений по византийскому образцу. На то время церковь являлась почти что единственным хранителем традиций античной культуры, письменности и художественных ремесел. В культовых зданиях кроме религиозных ритуалов, проводились и гражданские, например присяга, проводились собрания, хранились ценности, собиралась библиотека, переписывались книги, велись летописи. В архитектуре церквей кроме символического сакрального содержания были заложены идеи патриотизма и могущества державы. Особенно ярко эти черты воплотились в трех Софийских соборах, возведенных в 11 веке в Киеве, Новгороде и Полоцке. Известно, что в главном храме полоцкой земли принимали послов, провозглашали войну или мир, тут находились государственная казна и архив. Но не менее значительным является и то, что Софийским собором в Полоцке было положено начало каменному монументальному зодчеству на наших землях.
2. Историческая и художественная ценность памятника
архитектуры: Спасо-Ефросиньевская церковь г. Полоцк.
После завершения Софийского собора монументальное каменное зодчество на территории Беларуси замирает. Возобновляется оно лишь в XII в. со строительства храмов на Полоцкой земле. В 50-х годах XII века полоцким архитектором и монахом Иоанном была возведена каменная Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке – замечательный памятник зодчества, дошедший до наших дней с позднейшими перестройками. Создание Спасо-Преображенской церкви неразрывно связано с именем княжны Предславы (около 1102 — 1173), дочери полоцкого князя Георгия Всеславича, которая в 12-летнем возрасте приняла постриг под именем Евфросиньи. Она была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и внучкой Всеслава Чародея. «Житие преподобной Евфросиньи Полоцкой» рассказывает о многих чудесных событиях, сопровождавших основание монастыря и строительство церкви: Евфросинье трижды являлся ангел, который указал ей место будущего монастыря. Такое же откровение получил и полоцкий епископ Илья, благословивший Евфросинью на создание женской обители. Небесный глас, повелевающий начать строительства храма, слышал во сне архитектор Иоанн. С самого начала своего создания храм оказывается под покровительством небесных сил. Возможно, поэтому, художественное и конструктивное решение этой небольшой трёхнефной одноглавой церкви прежде всего направлено на создание динамичного, устремлённого ввысь, к небу и Богу, образа, логично завершаемого золотым куполом, напоминающей пламя свечи. Ныне известно 10 зданий полоцкой школы зодчества. Сохранилась только Спасовская церковь. Мы видим, что она была сформирована на основе конструкции византийского крестово-купольного плана и получила особенности под влиянием романских традиций архитектуры Центральной и Южной Европы
Конструкция церкви имеет ряд интересных особенностей: боковые нефы завершаются полукруглыми апсидами-нишами, спрятанными в толще восточной стены, и поэтому снаружи незаметны. В западной стене церкви располагается лестница на хоры, где находятся два небольших угловых помещения, которые, согласно преданию, служили кельями для преподобной Евфросиньи и её сестры Евпраксии. Вскоре после постройки Спасо-Преображенская церковь была расписана фресками, хорошо сохранившимися до наших дней. Фреска стала основным средством украшения храма. Самые древние находились в Софийском соборе Полоцка. После взрыва во времена Северной войны остались только фрагменты орнаментальной росписи. Лучше сохранились в Спасовской церкви в Полоцке. Большинство изображений написано по византийским канонам (фронтальность изображения, плоскостность, статичность, «греческий» тип лица).. Белорусская живопись с первых шагов отличается самобытностью, о чем свидетельствуют фрески Спасо-Ефросиньевского монастыря. В отдельных фресках наблюдается отступление от византийского стиля в бок романской динамики, профильности Сила красок фресковых росписей в полутемном помещении храма лишала конструкционную основу храма материальности, что подчеркивало нереальный, символический смысл архитектурного пространства. Центральное место в росписях древних храмов занимал образ Христа Спасителя, размещенный на главном куполе, который объединял живописную роспись в единый ансамбль. Воплощение церкви земной – образ Божией Матери, находился в апсиде. Ниже располагались земные избранники – отцы церкви, мученики, святые.