Смерть и воскресение героя в романе Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

I. История создания романа. Соединение в «Преступлении и наказании» двух самостоятельных замыслов (роман «Пьяненькие» и «психологический отчет одного преступления»).

II. «Преступление и наказание» как роман шестидесятых годов: исторический контекст и текст романа.

1. Изображение в романе социальных явлений и процессов середины 1860-х гг.:

а) «Фантастический» Петербург как действующее лицо романа. Обратите внимание и покажите специфику пейзажа, интерьера, цветовой символики.

б) Социальные типы, выведенные в романе: бедный студент-разночинец, мелкий чиновник… (продолжите этот ряд).

в) Судьбы «униженных и оскорбленных» в изображении Достоевского. Вспомните не только о главных героях, но и лицах эпизодических. Какие сцены особенно значимы в этом смысле?

г) Социальные проблемы, обсуждаемые в романе. Почему возникает вопрос о преступности среди «образованных классов»?

2. Исторические «прототипы» идеи Раскольникова:

а) Идеи социал-дарвинизма (социальное истолкование теории происхождения видов Ч. Дарвина); идея сильной личности, утверждение имморализма и индивидуализма (книги М. Штирнера «Единственный и его достояние» и Наполеона III «Жизнь Цезаря»).

б) Идеи и образы романа Чернышевского «Что делать?».

Ш. Смерть и воскресение Раскольникова. Принцип индетерминизма

в изображении человека (герой Достоевского как человек «метафизический»).

1. Раскольников как тип «нового человека». Можно ли сказать, что его литературными предшественниками являются герои романа «Отцы и дети» и «Что делать?». Теория среды как одно из возможных объяснений преступления Раскольникова. Найдите в тексте обсуждение теории среды, прочитайте и объясните эту сцену. Каково отношение Достоевского к теории среды? Почему в романе представлена множественность мотивировок преступления Раскольникова? Можно ли объяснить это отказом автора от принципа социального детерминизма в изображении человека? Мистическое истолкование самим Раскольниковым власти теории над ним («чары, колдовство, обаяние <…> наваждение» – подтвердите примерами).

2. «Двойники» Раскольникова Лужин и Свидригайлов как два варианта реализации идеи вседозволенности (найдите в тексте и прочитайте изложений теорий Лужина и Свидригайлова). Почему Достоевский не находит смягчающих красок для Лужина? «Подпольный» Свидригайлов: что такое «широкость» человеческой натуры в истолковании этого персонажа? Воплощение в образе Свидригайлова принципа «развеществления» человека (Бахтин).

3. Средства и приемы создания ситуации «смерти» Раскольникова:

а) Длительное беспамятство героя после убийства; комната-«гроб» как один из хронотопических лейтмотивов.

б) Ощущение героем своей чуждости родным и всему окружающему миру (найдите подтверждения в тексте).

в) Смерть других персонажей: каких именно? Можно ли говорить о карнавальном характере соответствующих эпизодов?

г) Многозначность и символический смысл снов Раскольникова. Сколько их в романе? Проанализируйте все сны героя.

4. Возвращение Раскольникова к жизни по мере его обращения к Богу:

а) Тема второго пришествия в исповеди Мармеладова (обратите внимание на реакцию Раскольникова).

б) сюжето- и смыслообразующая роль в романе евангельской легенды о воскресении Лазаря. Прочитайте в Евангелии от Иоанна главу 11. Найдите в тексте романа три упоминания легенды о воскресении Лазаря (первая беседа Раскольникова с Порфирием Петровичем; первое посещение Раскольниковым Сони; финал романа); объясните их.

2. Оппоненты Раскольникова и их роль в его воскресении. Справедлива ли мысль М.М. Бахтина о полифоническом строении романов Достоевского?

а) Разумихин как антипод Раскольникова. Покажите, в чем сходство этого персонажа с героем Чернышевского Рахметовым. Понятно ли отношение Достоевского к своему герою?

б) Порфирий Петрович как носитель идеи доверия жизни (найдите в тексте соответствующие фрагменты). Почему сам герой называет себя человеком «поконченным»?

в) Какова функция образа Сони? Почему именно ее «выбирает» Раскольников? Как вы считаете, почему носителем высшей правды Достоевский делает «блудницу»? Как соотносятся в романе образы Сони и Миколки? Можно ли сравнивать эту героиню с героиней повести «Записки из подполья» Лизой?

Литература

Обязательная

1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1973. Т. 7).

2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 2, 4).

3. Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского // Энгельгардт Б.М. Избранные труды. СПб., 1995.

4. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Л., 1979.

Дополнительная

1. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание». М., 1986 (Ч.1. Образы и проблематика).

2. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. М., 1979 (Ч. III. Цвет).

№ 3. «Фантастический» роман Ф.М. Достоевского «Идиот»:

Спасла ли мир красота?

I. Из истории создания романа (Достоевский о своем замысле в письме к С.А. Ивановой от 1 января 1869 г.). «Идиот» в литературном процессе 1860-х гг. Соотнесите это произведение с такими литературными явлениями эпохи, как роман о «новых людях», «антинигилистический» роман, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

II. «Неправдоподобная правда» человеческих отношений в романе Достоевского.

1. Карнавализация как особый способ организации действия в романе. Сцена как основной сюжетно-композиционный прием (последовательное развертывание сцен на «площади»: разговор в вагоне поезда; князь в гостиной Епанчиных; скандал в доме Иволгиных… – продолжите этот ряд). Принцип «зеркальности» в архитектонике романа: день рождения Настасьи Филипповны и день рождения князя Льва Николаевича как два композиционных центра.

2. «Двойная любовь» князя:

а) «Безумная» и «идиот». Судьба «инфернальницы» Настасьи Филипповны Барашковой – трагедия «мечтательницы». Тема купли-продажи в романе. «Фантастический» характер героини и ее самооценки. «Любовь-жалость» князя как любовь «для нее».

б) женщина-ребенок Аглая и ее «стыдная» любовь к князю. Как проявляется характер героини в сцене «дуэли»? Земная любовь князя к Аглае как любовь «для себя».

III. «Фантастичность» человеческой натуры в изображении Достоевского.

1. Приведите примеры использования понятия «фантастический» в тексте романа.

2. Олицетворение в образе «князя Христа» идеи любви и всепрощения. Фольклорные истоки образа «Идиота» (герой-«дурак»). Функция в романе образов Дон Кихота и пушкинского «рыцаря бедного». Можно ли назвать Акакия Акакиевича Башмачкина литературным «двойником» Мышкина?

3. «Апостолы» «князя Христа»:

а) Друзья-предатели:

– амбивалентная сущность Рогожина (любовь-ненависть к князю). Рогожин как антипод Мышкина; параллелизм сюжетных линий героев (общность экспозиции, любовь к Настасье Филипповне);

– «иуда» Ганя Иволгин: «наполеоновские» претензии «обыкновенности». Ганя как антипод Мышкина; параллелизм сюжетных линий героев (оба в ситуации между Аглаей и Настасьей Филипповной).

б) Родственные души и верные ученики:

– «дитя» Елизавета Прокофьевна и ее дочери; фольклорная основа образов трех сестер;

– юные последователи князя Коля Иволгин и Вера Лебедева: в чем их сходство с Мышкиным?

в) «Карнавальная» толпа:

– «карнавальные» шуты: Лебедев как «подпольный» вариант типа «маленького человека»; генерал Иволгин; «щедринские» персонажи Фердыщенко (см.: «История одного города») и «отставной поручик» Келлер (см.: «Обманутый подпоручик» в книге «Губернские очерки»);

– образы «новых людей» и тема нигилизма в романе. Можно ли назвать Ипполита Терентьева «подпольным» героем?

4. Особенности речи автора и героев: «намеки, недосказанные слова, умолчания, загадки».

5. Сюжетные намеки, умолчания и пророчества. Реализация в сюжете принципа «сбывшегося пророчества»: картина Г. Гольбейна-младшего «Мертвый Христос» как трагический символ романа. Какова, по вашему мнению, функция «картины» Настасьи Филипповны, существующей в ее воображении?

Литература

1. Достоевский Ф.М. Идиот (примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 9).

2. Достоевский Ф.М. О русской литературе. М., 1987. С. 341-342 (письмо к С.А. Ивановой).

3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 4).

4. Скафтымов А.П. Нравственная композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

5. Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского // Энгельгардт Б.М. Избранные труды. СПб., 1995.

№ 4. «Русские мальчики» перед «вековечными вопросами»

(роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)

I. Из истории создания романа. Фрагментарное осуществление в «Братьях Карамазовых» замысла «Жития великого грешника».

II. «Отсутствие внутренней сдерживающей нормы» (В.В. Розанов), «земляная карамазовская сила» – родовая черта «случайного семейства».

1. «Жестокое сладострастие» и вседозволенность – определяющие черты облика Федора Карамазова (подтвердите текстом). Можно ли считать фамилию «Карамазов» говорящей? Кто из персонажей романа раскрывает ее этимологию?

2. Дмитрий Федорович как воплощение «безудержья карамазовского» (приведите соответствующие примеры). Почему Митя предпочитает Грушеньку Катерине Ивановне?

3. Федор Павлович Карамазов и Павел Федорович Смердяков: в чем выражается их лакейская сущность? Обратите внимание на корреляцию имен этих персонажей. Чем можно объяснить ее?

4. Справедливо ли утверждение, что Иван и его отец – это «одна душа»? Кому из персонажей романа принадлежит эта мысль? Подтвердите или опровергните ее. Роль любовной коллизии в создании образа Ивана Федоровича.

5. Какие родовые карамазовские черты подозревает в себе Алеша? Обратите внимание на реплику Ракитина о семействе Карамазовых: «сладострастие до воспаления доведено» (14, 74). Справедливо ли это по отношению к Алеше? Какова функция в романе образа Лизы Хохлаковой?

III. Герои Достоевского в диалоге с миром и самими собой: вопрос о «существовании Божием» как главная нравственно-философская проблема романа.

1. «Между верой и безверием»: герой-идеолог Иван Карамазов и его «двойники»:

а) Теодицея (что значит это слово?) Ивана Карамазова – бунт «эвклидовского» ума («Я не Бога не принимаю <…> я мира, им созданного <…> не принимаю…». – Ч.II. Кн.V. Гл. III, IV).

б) Мучительность для самого Ивана убеждения, что «нет добродетели, если нет бессмертия» (14, 65). «Поэма» о Великом инквизиторе как нравственно-философский центр романа. Перечитайте евангельскую притчу об искушении Христа дьяволом (Евангелие от Матфея. IV, 1–11). Можно ли назвать Великого инквизитора «двойником» Ивана? Сравните идею Великого инквизитора о немногих избранных с теорией Раскольникова. Как в легенде о Великом инквизиторе выразилось негативное отношение Достоевского к католицизму?

в) «Главный убивец» и «слуга Личарда»: почему именно так распределяет Смердяков степень вины между Иваном и собой?

г) «Я одной с тобой философии»: черт как «двойник» Ивана Карамазова.

2. Между «идеалом Мадонны» и «идеалом Содомским»: Дмитрий Карамазов на грани «добра» и «зла». «Шиллеровская» восторженность героя и очарованность красотой. Взлеты и падения Дмитрия Федоровича на пути к истине (приведите соответствующие примеры). Почему Достоевский именно этого героя приводит к идее страдания-очищения?

3.Между святостью и «смущением»: Алексей как несостоявшийся главный герой «Братьев Карамазовых». Как проявляется в тексте намерение автора сделать Алексея Федоровича главным героем романа? Сюжетно-композиционная и идеологическая функция этого персонажа. Житийные источники образа Алексея Карамазова («Житие Алексея, человека Божия»). Можно ли говорить о сходстве Алеши с князем Мышкиным? (обратите внимание на такие характеристики, как «ранний человеколюбец», «вроде как бы юродивый», «младенец»).

IV. Художественная реализация в романе «русской идеи» Достоевского.

1. Негативная интенция в изображении «беспочвенных» героев и идей. Полемика Достоевского с современным либерализмом: «европеец» Миусов, «семинарист-карьерист» Ракитин, «беспристрастные» судебные деятели.

2. Какова функция в романе образа старца Зосимы? Почвеннические идеи Достоевского – «прототипы» мыслей Зосимы о «деятельной любви» как основе человеческой жизни и о мессианской роли русского народа-«богоносца». Почему старец завещает Алеше жить «в миру»? Найдите в речах старца евангельские цитаты, использованные в эпиграфе (см.: Евангелие от Иоанна. 12, 24), и объясните их смысл.

3. Символическая роль в романе образов детей. Традиция общения учителя и учеников (Христос и апостолы / старец и Алеша / Алеша и мальчики) как основа духовного единения людей – в противовес «случайному семейству». Какова функция в романе семейства Снегиревых?

4. Существует ли разница между утверждениями: «церковь должна стать государством» и «государство должно стать церковью»? Как должна решаться проблема «государство и церковь», по мнению Достоевского?

Литература

Обязательная

1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы (примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 15).

2. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария // Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989 (гл.VII-XXII) или: Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990.

3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 (Гл. 3, 4).

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 годов. М., 1990.

Литература по творчеству Достоевского

1. Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского. 1821–1881: В 3 т. СПб., 1993–1995.

2. Мережковский Д.П. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.

3. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

4. Гроссман Л. Достоевский. М., 1965 (Серия «Жизнь замечательных людей»).

5. Бем А.Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001.

6. Долинин А.С. Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе. Л., 1989.

7. Скафтымов А.П. «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

8. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975.

9. Бэлнеп Р.Л. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997.

10. Дилакторская О.Г. Петербургская повесть Достоевского. СПб., 1999.

11. «Педагогiя» Ф.М. Достоевского: Сборник статей / Ред.-сост. В.А. Викторович. Коломна, 2003.

12. Ф.М. Достоевский в русской критике: Сборник статей. М., 1956..

13. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 годов: Сборник статей. М., 1990.

14. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990.

15. Достоевский Ф.М., Достоевская А.Г. Переписка. М., 1979.

16. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971.

17. Достоевская А.Г. Дневник 1867 года. М., 1993.

Наши рекомендации