Методические рекомендации для преподавателя 3 страница
Методические указания для студентов;
вопросы и задания для практических занятий
Дисциплина «Современный русский язык» лежит в основе современного лингвистического (шире – филологического) образования. Первенство «Современного русского языка» среди вузовских дисциплин вузовского цикла обусловлено преимущественно тем, что объектом научного осмысления и практического освоения в нем является живой, функционирующий язык, материал которого дает возможность рассматривать язы не только в статике – как совокупность устоявшихся, социально признанных, четко классифицируемых фактов, но и в динамике с тройной ориентацией – как результат предшествующего развития (т.е. в ретроспективной диахронной динамике), как феномен, функционирующий в настоящем (т.е. в синхронной динамике) и в своем функционировании обнаруживающий тенденции дальнейшего развития (т.е. в перспективной диахронной динамике).
Данный учебно-методический комплекс поможет слушателям в процессе изучения курса «Современный русский язык» в их самостоятельной работе, обратит внимание студентов на наличие различных теорий, дискуссионность многих решений, а также характер аудиторной и самостоятельной работы.
Тема №1.Введение. Предмет и задачи курса
При изучении этого раздела необходимо уяснить, что представляет собой синтаксис современного русского языка как раздел грамматики, его предмет и задачи, основные понятия; следует обратить внимание на типологию синтаксических единиц в истории синтаксиса, а также на то, что в синтаксической науке можно выделить четыре основных аспекта изучения синтаксических единиц: структурный (классическая синтаксическая теория), логический, семантический и коммуникативный. При синтаксическом разборе логический аспект не учитывается, но он обусловливает особенности структуры и семантики основных типов простого предложения (двусоставных и односоставных, нечленимых, утвердительных и отрицательных и др.).
Вопросы для практического занятия
1. Каков предмет изучения синтаксиса?
2. Какие понятия являются фундаментальными для синтаксиса?
3. Назовите основные направления в синтаксисе.
4. Раскройте связь синтаксиса с другими разделами языкознания.
Задания для практического занятия
► Подготовить конспекты по вопросам «Типология синтаксических единиц в истории синтаксиса», «Основные направления в синтаксисе», используя предложенную ниже литературу.
Литература
- Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. – М., 1958.
- Грамматика русского языка. Т.2: Синтаксис. – М., 1960.
- Грамматика современного русского литературного языка. – М., 1970.
- Золотова Г.А. О перспективах синтаксических исследований // Изв. АН СССР. – Серия лит. И яз. – 1986. – Т.45.– №6.
- Русская грамматика: В 2 т. Т II. – М., 1980.
- Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2003.
- Современный русский язык / Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – М., 1987.
- Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник: В 2ч. – Ч.2 // Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2002.
► Выделить в тексте синтаксические единицы, обладающие и не обладающие предикативностью /5 – 1 (с.307-308)/; выявить основные синтаксические единицы (синтаксемы, словосочетания, предложения) в тексте /1 – 1 (с. 4) /.
Сборники упражнений
1.Панюшева М.С., Шалимова Г.С. Современный русский язык: Практикум по синтаксису: Пособие для вузов. – М., 2003.
2.Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений: Учеб. пособие / Под ред. П.А. Леканта.– М., 2003.
3. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта.– М., 2000.
4.Современный русский язык: Тесты: Учебн. пос./ Под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М., 2002.
5. Современный русский язык: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2004.
Примечание: Предлагаемый материал для анализа по теме каждого практического занятия дается со ссылками на данный перечень практикумов и оформляется в косых скобках.
Тема № 2.Учение о синтаксической связи
Данная тема предполагает изучение особенностей синтаксической связи, сочинения и подчинения. Следует обратить внимание на смысловые отношения, выражаемые присловными связями, типологию присловных связей, традиционное учение об управлении, примыкании и согласовании, Необходимо рассмотрение тенденций в научной интерпретации управления, примыкания, согласования, следует усвоить типы связи, возникающие в простом предложении.
Вопросы для практического занятия
- Раскройте понятие синтаксической связи.
- Назовите средства выражения синтаксической связи.
- Чем отличается сочинение от подчинения?
- Назовите и охарактеризуйте присловные подчинительные связи при учете степени необходимости подчинительной связи для опорного слова и морфологических особенностей зависимого компонента.
- Дайте полную характеристику управления, примыкания и согласования.
- Какие подчинительные связи возникают в простом предложении?
- Какие смысловые отношения возникают в результате реализации присловных связей?
Задания для практического занятия
► Выделить в предложениях соединения слов, связанные по смыслу и грамматически, определив типы синтаксических связей /1 – 2 (с.5)/; указать члены предложения, находящиеся в подчинительной связи, и вид этой связи (согласование, управление и примыкание) /6 – 6 (с. 311)/; охарактеризовать согласование, управление и примыкание, используя схему анализа (см. приложение) /6 – 7,8,9 (с.311-313)/.
► Познакомиться с синтаксическим словарем Г.А.Золотовой (М., 1988 и послед изд.) и обратить внимание на роль опорного компонента в прогнозировании падежной формы управляемого имени, на связанные и свободные синтаксические формы и их синтаксические значения.
► Подготовить конспект по вопросу «Сильное и слабое управление», используя нижеприведенную литературу.
Литература
1. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1977.
2. Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. – М., 1988 и послед изд.
3. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса. – М., 1973.
4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.
5. Розенталь Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. – 1986.
6. Русская грамматика: В 2 т. Т II. – М., 1980. – С. 25.79.
7. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. – М., 1989.
8. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. – М., 1980.
Тема № 3.Синтаксис синтаксической формы (синтаксемы)
Теория и практика синтаксемы как элементарной единицы непоследовательно включается в учебный синтаксис. Нередко используется иной термин – словоформа. Синтаксема выделена в 70-е годы XX в. Г.А. Зо-лотовой в ее монографии «Очерк функционального синтаксиса русского языка» (М., 1973). Функционально-семантическое описание различных синтаксем русского языка представлено ею в словаре «Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса» (М., 1988; 2001). Раздел «Синтаксис формы слова» представлен в «Русской грамматике – 80», где в сжатом виде обобщаются сведения о грамматических и семантических функциях форм слов в словосочетании и в простом предложении. При анализе синтаксемы учитывается формальная, семантическая и функциональная характеристика синтаксемы.
Вопросы для практического занятия
1.Дайте определение термина «синтаксема».
2. Может ли синтаксема быть равной слову?
3. Какова формальная организация синтаксемы?
4. Дайте семантическую характеристику синтаксемы и ее семантических типов.
5. Назовите функциональные типы синтаксем.
Задания для практического занятия
► Используя отрывок из прозаического текста, выявить синтаксемы и охарактеризовать их (указать форму, семантический тип, функциональный тип синтаксемы).
► Выписать из Синтаксического словаря Г.А. Золотовой различные типы синтаксем, их значения, необходимые иллюстрации и прокомментировать их.
Литература
1. Гайсина Р.М. Синтаксис современного русского языка: Теория, схемы и образцы анализа. Упражнения: Учебное пособие: В 2 ч.– Ч. 1.– Уфа, 2001.– С.50-57.
2. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса. – М., 1973.– С. 30-123
3. Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. – М., 1988 и послед. изд.
4. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.– С.366.
5.Русская грамматика: В 2 т. Т II. – М., 1980. – С. 422-460.
Тема № 4.Учение о словосочетании
Изучая данную тему, следует уяснить специфику словосочетания как непредикативной единицы. Необходимо обратить внимание на то, что в истории синтаксической науки существует различное понимание словосочетания, познакомиться с трактовками Ф.Ф.Фортунатова, А.А. Шахматова, В.В. Виноградова, А.М. Пешковского, а также современных исследователей. Следует уяснить, что словосочетание можно получить двумя способами: в направлении «от слова» и в направлении «от предложения». По количеству компонентов словосочетания подразделяются на простые (бинарные) и сложные. Словосочетание, как и другие синтаксические единицы, необходимо рассматривать как единство семантических, формальных, функциональных признаков.
Вопросы для практического занятия
- Каковы основные точки зрения на понимание словосочетания?
- В чем различие свободных и несвободных словосочетаний?
- Охарактеризуйте словосочетание как результат распространения слова.
- Что представляет собой смысловая организация словосочетания?
- Какова функциональная характеристика словосочетания?
- Какова формальная организация словосочетания? Что такое структурная схема?
- Укажите способы образования сложных словосочетаний.
- Что представляет собой иерархическая графическая схема сложного словосочетания? Охарактеризуйте конструктивные типы сложных словосочетаний (параллельное [однородное/неоднородное], последовательное, смешанное подчинение).
Задания для практического занятия
► Выделить подчинительные словосочетания и установить смысловые отношения между их компонентами /6 – 5 (с. 318)/; произвести синтаксический разбор словосочетаний, представленных в тексте (см. схему анализа в приложении) /6 – 7(с. 319)/.
► Подготовить конспекты по вопросам «Узкое и широкое понимание словосочетания в синтаксисе» и «Соединения слов с полупредикативными отношениями», используя указанную литературу.
Литература
1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.. 1987 и послед. изд.
2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.: Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 1997.
3. Грамматика русского языка. – М., 1960. – Т.2. - Ч. 1, с. 113-352.
4.Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1995.
5. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина.– М., 1988.
6 Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском литературном языке. – М., 1966.
7. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. – М, 1986 (или другие издания).
8. Русская грамматика: В 2 т. Т.2. – M., 1980.
9. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 2003.
10.Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М, 1983.
11. Современный русский язык: В 3 ч. Ч.З: Синтаксис. Пунктуация /Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987.
12.Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2003.
13. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1978.
14. Шахматов А.А. Синтаксис современного русского языка. – М., люб. изд.
Тема № 5.Простое предложение
Данная тема предполагает изучение центральной единицы синтаксиса – простого предложения. Необходимо акцентировать внимание на том, что история исследования простого предложения характеризуется поисками его специфических признаков и уяснить то, что в решении этого вопроса сложились в основном 2 направления: для первого характерно стремление осознать специфику простого предложения через отношение к логической единице – суждению, в рамках второго направления поиски велись в пределах самой лингвистики. При рассмотрении второй линии необходимо остановиться на признаках «глагольность» (А.А. Потебня), «сказуемостность» (А.А. Пешковский), «предикативность» (В.В.Виноградов).
Следует уяснить, что существуют разные аспекты изучения простого предложения (формально-грамматический, семантический, коммуникативно-функциональный).
Вопросы для практического занятия
- Дайте определение простого предложения.
- Каковы основные признаки предложения?
- Что означает трехаспектное рассмотрение простого предложения?
- Какие признаки относятся к формальной устроенности предложения?
- Что такое грамматическое членение?
- Чем минимальная структурная схема отличается от расширенной?
- Какова сущность семантической структуры предложения?
- Что такое модус?
- Что представляет собой диктумная семантика предложения?
- Дайте определение понятия «пропозиция».
- В чем сущность коммуникативно-динамического аспекта?
- Что такое актуальное членение?
- Каковы закономерности порядка слов в предложении?
- Назовите классификации простых предложений в традиционной грамматике.
Задания для практического занятия
► Определить актуальное членение предложений, укажите тему и рему /3 – 563 (с. 193)/; проанализировать семантическую структуру предложений /3 – 563 (с. 193)/; указать в приведенном тексте односоставные/двусоставные, распространенные/ нераспространенные предложения /6 – 4 (с.321-322)/.
► Составить простые предложения и выполнить их синтаксический разбор (см. схему анализа простого предложения в приложении).
► Подготовить сообщения по вопросам «Структурные схемы простых предложений», «Актуальное членение простого предложения», «Функции порядка слов в русском языке», «Подходы к изучению смысловой организации предложения».
Литература
1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 1987 и послед. изд.
2. Виноградов В.В.Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения// Вопросы языкознания. – 1954.– №1.– С. 3.
3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.: Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 1997.
4. Грамматика русского языка. - М., 1960.
5.Грамматика современного русского языка. - М., 1970
6. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина.– М., 1988.
7.Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.
8.Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском литературном языке. – М.,
9. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. – М., 1970.
10. Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980.
11.Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 2003.
12. Современный русский язык: В 3 ч. Ч.З: Синтаксис. Пунктуация /Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987.
13.Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2003.
14. Шахматов А.А.. Синтаксис современного русского языка. – М., 1941.– С.29.
Тема № 6.Простое двусоставное предложение.
Подлежащее и сказуемое
При изучении данной темы необходимо уяснить то, что предикативное ядро простого двусоставного предложения составляют подлежащее и сказуемое, обратить внимание на различные подходы к описанию иерархии отношений между подлежащим и сказуемым. Следует изучить общие и частные значения, а также типичные и нетипичные способы выражения подлежащего и сказуемого, структурную типологию сказуемого при учете способов выражение предикативного и вещественного значения предицируемого признака (простое и составное сказуемое).
Вопросы для практического занятия
1. Что организует предикативное ядро простого предложения?
2. Дайте определение подлежащего, назовите способы его выражения.
3. Дайте определение сказуемого и укажите его типы.
4. Какое сказуемое является несогласованным?
5. Что представляет собой осложненное сказуемое?
6. Каковы типы связок?
7. Охарактеризуйте бинарное и многочленное составное глагольное сказуемое.
8. Охарактеризуйте бинарное и многочленное составное именное сказуемое.
Задания для практического занятия
► Выделить предикативную основу предложений и охарактеризовать ее /1 – 47 (с. 34-35)/; выделить подлежащие и указать, какими средствами они выражены /6 – 1 (с. 323-324)/; определить тип сказуемого /1 – 38 (с. 28)/.
► Подготовить конспект по вопросу «Учение о главных членах предложения».
Литература
1. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса. – М., 1973.
2. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.
3. Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980.
4. Шмелев Д.Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке. – М., 1976. – С.18-41.
Тема № 7.Простое односоставное предложение.
При рассмотрении односоставного предложения следует акцентировать внимание на том, предикативное ядро этого типа предложения составляет главный член предложения, на вопросе, связанном с принципами классификации односоставных предложений. При анализе односоставного предложения учитывается субъектность/ бессубъектность предикативного признака, представленного в главном члене односоставных предложений.
Необходимо рассмотреть комплексную, многоярусную классификацию односоставных предложений, предполагающую последовательную соотнесенность структурных и семантических признаков: односоставные предложения глагольного строя (глагольные односоставные предложения) и односоставные предложения именного строя (именные односоставные предложения); принципы их разграничения; значимость данной классификации для дальнейшей типологии односоставных предложений внутри выделенных классификационных типов. Следует обратить внимание на вопрос об объеме понятия «односоставные предложения именного строя» (узкое и широкое понимание), а также на вопрос о предложенческом статусе несамостоятельных именных односоставных предложений.
Вопросы для практического занятия
1. Назовите типы односоставных предложений, укажите, какими языковыми средствами они выражены.
2. Охарактеризуйте односоставные предложения глагольного типа и назовите их минимальные структурные схемы.
3. Назовите и охарактеризуйте односоставные предложения именного типа.
4. Какие типы односоставных предложений глагольного типа являются предложениями активно-субъектными, пассивно-субъектными, бессубъектными?
5. Каковы характер и степень ситуативной связанности несамостоятельных именных предложений?
Задания для практического занятия
►Проанализировать в предложениях наклонение, время, лицо глаголов, определить вид односоставного предложения /3 – 588 (с. 203)/; найти в тексте односоставные предложения, указать их тип и чем выражен в них главный член предложения /2 –18 (с. 331)/; проанализировать номинативные предложения, указать особенности главного и второстепенных членов предложения /3 –595(с. 205)/.
► Законспектировать статью Долина Ю.Т. Есть ли в русском языке односоставные предложения? Синтаксическая теория и русский синтаксис// Русский язык в школе.– 2000.– №3. –С. 80-83.
Литература
1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.. 1987 и послед. изд.
2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 1997.
3. Грамматика русского языка. – М., 1960.
4.Грамматика современного русского языка. – М., 1970
5.Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. - М., 1995.
6. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина.- М., 1988.
7.Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском литературном языке. - М., 1966.
8. Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980.
9. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 2003.
10. Современный русский язык: В 3 ч. Ч.З: Синтаксис. Пунктуация /Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987.
11. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2003.
Тема № 8.Понятие простого распространенного предложения. Второстепенные члены предложения.
Данная тема предполагает рассмотрение традиционного учения о второстепенных членах предложения, сильные стороны этого учения и его критика в синтаксических работах. Необходимо обратить внимание на критерии характеристики второстепенных членов. Следует разграничивать дополнение, определение и обстоятельство, знать их структурно-семантическую характеристику и внутреннюю классификацию.
Вопросы для практического занятия
1. Какие второстепенные члены предложения выделяются по типу выражаемых отношений?
2. Дайте полную характеристику дополнения.
3. Какова сущность определений?
4. Охарактеризуйте обстоятельство и его типы.
5. Что такое детерминант?
Задания для практического занятия
► Рассмотреть историю вопроса о второстепенных членах предложения и подготовить сообщение.
Литература
1. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. – М., 1958.
2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2002.
2. Грамматика русского языка. – М., 1960.
3.Грамматика современного русского языка. – М., 1970.
4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.
5. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т.1-2, М., 1952.
► Выделить грамматический состав подлежащего и состав сказуемого, какие второстепенные члены предложения входят в их состав? /1 – 48 (с. 35-36)/; выделить второстепенные члены при сказуемом, какие формы можно отнести к обстоятельствам, а какие – к дополнениям? /4–548 (с.214)/.
► Составить 4 распространенных простых предложения, проанализировать и представить их иерархическую графическую схему.
Тема № 9. Неполные предложения.
Для понимания сущности неполных предложений необходимо иметь представление о структурной и семантической неполноте предложения, незамещенной позиции или завершенности/незавершенности синтаксической конструкции. Следует разграничивать неполные предложения с незамещенной позицией главных и второстепенных членов предложения, обратить внимание на типологию неполных предложений.
Вопросы для практического занятия
1. Дать понятие структурно-семантического минимума предложения.
2. Что такое неполнота в предложении?
3. Чем отличается структурная неполнота от семантической?
4. Назвать и охарактеризовать типы неполных предложений.
5. Каковы функции неполных предложений в диалогической и монологической речи?
Задания для практического занятия
► Выделить ситуативные неполные предложения, определить синтаксическое значение имеющихся членов предложения /4 – 566 (с.223)/; выделить неполные предложения и охарактеризовать их структуру /4 – 570 (с. 224)/; сравните структуру односоставных и неполных двусоставных предложений /4 –85 (с. 65-66)/.
► Подготовить конспект по вопросу «Типы неполных предложений».
Литература
1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2002
2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.: Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2003.
3. Грамматика русского языка. – М., 1960.
4.Грамматика современного русского языка. – М., 1970
5.КасаткинЛ.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1995.
6. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина.– М., 1988.
7.Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском литературном языке. – М., 1966.
8. Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980.
9. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 2003.
10. Современный русский язык: В 3 ч. – Ч.З: Синтаксис. Пунктуация / Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987.
11.Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2003.
Тема № 10. Осложненное предложение.
Рассмотрение осложненных предложений предполагает изучение синтаксического осложнения, которое, с одной стороны, связано с расширением объективного содержания предложения, а с другой – с включением фактора говорящего. Необходимо уяснить, что синтаксическое осложнение составляют синтаксическая однородность, синтаксическое обособление, синтаксическое включение. Следует обратить внимание на семантическую и структурную многослойность осложненных предложений, сравнить их с простыми и сложными предложениями.
Вопросы для практического занятия
1.Что представляет собой осложненное предложение?
2. Дайте характеристику однородным членам предложения.
3. Чем различаются однородные и неоднородные члены предложения?
4. Какие члены предложения называются обособленными?
5. Дайте характеристику предложениям с вводными и вставными конструкциями.
6. В чем особенность предложений с обращениями?
Задания для практического занятия
► Найти однородные членыпредложения, проанализировать собственно синтаксические показатели их однородности /1 – 91 (с. 72)/; найти в тексте обособленные члены предложения, охарактеризовать их значение и выразительные возможности /1 – 106 (с. 86)/; определить функционально-семантические значения вводных слов и словосочетаний /1 – 136 (с. 110-111)/.
► Подготовить конспект по вопросу «Однородные сказуемые», используя данную ниже литературу.
Литература
1. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. – М., 1958.
2. Грамматика русского языка. – М., 1960.
3.Грамматика современного русского языка. – М., 1970.
4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.
5. Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980.
Тема № 11. Сложное предложение (СП)
Необходимо раскрыть общее и различное (в структурно-семантическом плане и коммуникативном аспекте) между простым предложением и СП. Это поможет понять историю вопроса о СП в лингвистической литературе, сопоставить взгляды на СП В.А.Богородицкого, Н.С.Поспелова, В.А. Белошапковой, Л.Ю.Максимова, С.Г. Ильенко и др. и уточнить определение СП в современной лингвистике.
Учитывая то, что для современного состояния синтаксической науки характерно стремление представить синтаксическую систему отдельного языка в виде конечного списка образцов (структурных схем) синтаксических единиц, требуется сопоставить структурные схемы СП (особенно сложноподчиненных), которые широко представлены в школьной и вузовской практике. Традиционно структурная схема СП опирается на следующие признаки СП:
1) вид синтаксической связи, на основе которой образуется СП (сочинительная, подчинительная, бессоюзная), и ее средства (в том числе союзы, союзные и соотносительные слова, интонация);
2) характеристики предикативных единиц, обязательные для того, чтобы они могли стать теми или иными частями СП, построенного по данной структурной схеме (синтаксическое строение, состав, полнота, лексический состав);
3) порядок частей СП относительно друг друга (В.А. Белошапкова, с.173-174).
Подробно следует изучить иерархию типов СП ( а) двучленные СП: союзные/бессоюзные; для союзных - сложносочиненные (CCП)/ сложноподчиненные (СПП); б) многочленные СП: предложения с одинаковым видом связи (союзные/ бессоюзные) / с различными видами связи; для союзных - сложносочиненные/сложноподчиненные (с последовательным подчинением, с соподчинением). Необходимо отметить, что кроме основных типов союзных сложных предложений – ССП и СПП – встречаются СП со смешанной, контаминированной структурой (с подчинительными и сочинительными союзами).