Методические рекомендации для преподавателя 3 страница

Методические указания для студентов;

вопросы и задания для практических занятий

Дисциплина «Современный русский язык» лежит в основе современного лингвистического (шире – филологического) образования. Первенство «Современного русского языка» среди вузовских дисциплин вузовского цикла обусловлено преимущественно тем, что объектом научного осмысления и практического освоения в нем является живой, функционирующий язык, материал которого дает возможность рассматривать язы не только в статике – как совокупность устоявшихся, социально признанных, четко классифицируемых фактов, но и в динамике с тройной ориентацией – как результат предшествующего развития (т.е. в ретроспективной диахронной динамике), как феномен, функционирующий в настоящем (т.е. в синхронной динамике) и в своем функционировании обнаруживающий тенденции дальнейшего развития (т.е. в перспективной диахронной динамике).

Данный учебно-методический комплекс поможет слушателям в процессе изучения курса «Современный русский язык» в их самостоятельной работе, обратит внимание студентов на наличие различных теорий, дискуссионность многих решений, а также характер аудиторной и самостоятельной работы.

Тема №1.Введение. Предмет и задачи курса

При изучении этого раздела необходимо уяснить, что представляет собой синтаксис современного русского языка как раздел грамматики, его предмет и задачи, основные понятия; следует обратить внимание на типологию синтаксических единиц в истории синтаксиса, а также на то, что в синтаксической науке можно выделить четыре основных аспекта изучения синтаксических единиц: структурный (классическая синтаксическая теория), логический, семантический и коммуникативный. При синтаксическом разборе логический аспект не учитывается, но он обусловливает особенности структуры и семантики основных типов простого предложения (двусоставных и односоставных, нечленимых, утвердительных и отрицательных и др.).

Вопросы для практического занятия

1. Каков предмет изучения синтаксиса?

2. Какие понятия являются фундаментальными для синтаксиса?

3. Назовите основные направления в синтаксисе.

4. Раскройте связь синтаксиса с другими разделами языкознания.

Задания для практического занятия

► Подготовить конспекты по вопросам «Типология синтаксических единиц в истории синтаксиса», «Основные направления в синтаксисе», используя предложенную ниже литературу.

Литература

  1. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. – М., 1958.
  2. Грамматика русского языка. Т.2: Синтаксис. – М., 1960.
  3. Грамматика современного русского литературного языка. – М., 1970.
  4. Золотова Г.А. О перспективах синтаксических исследований // Изв. АН СССР. – Серия лит. И яз. – 1986. – Т.45.– №6.
  5. Русская грамматика: В 2 т. Т II. – М., 1980.
  6. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2003.
  7. Современный русский язык / Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – М., 1987.
  8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник: В 2ч. – Ч.2 // Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2002.

► Выделить в тексте синтаксические единицы, обладающие и не обладающие предикативностью /5 – 1 (с.307-308)/; выявить основные синтаксические единицы (синтаксемы, словосочетания, предложения) в тексте /1 – 1 (с. 4) /.

Сборники упражнений

1.Панюшева М.С., Шалимова Г.С. Современный русский язык: Практикум по синтаксису: Пособие для вузов. – М., 2003.

2.Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений: Учеб. пособие / Под ред. П.А. Леканта.– М., 2003.

3. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта.– М., 2000.

4.Современный русский язык: Тесты: Учебн. пос./ Под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М., 2002.

5. Современный русский язык: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2004.

Примечание: Предлагаемый материал для анализа по теме каждого практического занятия дается со ссылками на данный перечень практикумов и оформляется в косых скобках.

Тема № 2.Учение о синтаксической связи

Данная тема предполагает изучение особенностей синтаксической связи, сочинения и подчинения. Следует обратить внимание на смысловые отношения, выражаемые присловными связями, типологию присловных связей, традиционное учение об управлении, примыкании и согласовании, Необходимо рассмотрение тенденций в научной интерпретации управления, примыкания, согласования, следует усвоить типы связи, возникающие в простом предложении.

Вопросы для практического занятия

  1. Раскройте понятие синтаксической связи.
  2. Назовите средства выражения синтаксической связи.
  3. Чем отличается сочинение от подчинения?
  4. Назовите и охарактеризуйте присловные подчинительные связи при учете степени необходимости подчинительной связи для опорного слова и морфологических особенностей зависимого компонента.
  5. Дайте полную характеристику управления, примыкания и согласования.
  6. Какие подчинительные связи возникают в простом предложении?
  7. Какие смысловые отношения возникают в результате реализации присловных связей?

Задания для практического занятия

► Выделить в предложениях соединения слов, связанные по смыслу и грамматически, определив типы синтаксических связей /1 – 2 (с.5)/; указать члены предложения, находящиеся в подчинительной связи, и вид этой связи (согласование, управление и примыкание) /6 – 6 (с. 311)/; охарактеризовать согласование, управление и примыкание, используя схему анализа (см. приложение) /6 – 7,8,9 (с.311-313)/.

► Познакомиться с синтаксическим словарем Г.А.Золотовой (М., 1988 и послед изд.) и обратить внимание на роль опорного компонента в прогнозировании падежной формы управляемого имени, на связанные и свободные синтаксические формы и их синтаксические значения.

► Подготовить конспект по вопросу «Сильное и слабое управление», используя нижеприведенную литературу.

Литература

1. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1977.

2. Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. – М., 1988 и послед изд.

3. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса. – М., 1973.

4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.

5. Розенталь Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. – 1986.

6. Русская грамматика: В 2 т. Т II. – М., 1980. – С. 25.79.

7. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. – М., 1989.

8. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. – М., 1980.

Тема № 3.Синтаксис синтаксической формы (синтаксемы)

Теория и практика синтаксемы как элементарной единицы непоследовательно включается в учебный синтаксис. Нередко используется иной термин – словоформа. Синтаксема выделена в 70-е годы XX в. Г.А. Зо-лотовой в ее монографии «Очерк функционального синтаксиса русского языка» (М., 1973). Функционально-семантическое описание различных синтаксем русского языка представлено ею в словаре «Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса» (М., 1988; 2001). Раздел «Синтаксис формы слова» представлен в «Русской грамматике – 80», где в сжатом виде обобщаются сведения о грамматических и семантических функциях форм слов в словосочетании и в простом предложении. При анализе синтаксемы учитывается формальная, семантическая и функциональная характеристика синтаксемы.

Вопросы для практического занятия

1.Дайте определение термина «синтаксема».

2. Может ли синтаксема быть равной слову?

3. Какова формальная организация синтаксемы?

4. Дайте семантическую характеристику синтаксемы и ее семантических типов.

5. Назовите функциональные типы синтаксем.

Задания для практического занятия

► Используя отрывок из прозаического текста, выявить синтаксемы и охарактеризовать их (указать форму, семантический тип, функциональный тип синтаксемы).

► Выписать из Синтаксического словаря Г.А. Золотовой различные типы синтаксем, их значения, необходимые иллюстрации и прокомментировать их.

Литература

1. Гайсина Р.М. Синтаксис современного русского языка: Теория, схемы и образцы анализа. Упражнения: Учебное пособие: В 2 ч.– Ч. 1.– Уфа, 2001.– С.50-57.

2. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса. – М., 1973.– С. 30-123

3. Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. – М., 1988 и послед. изд.

4. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.– С.366.

5.Русская грамматика: В 2 т. Т II. – М., 1980. – С. 422-460.

Тема № 4.Учение о словосочетании

Изучая данную тему, следует уяснить специфику словосочетания как непредикативной единицы. Необходимо обратить внимание на то, что в истории синтаксической науки существует различное понимание словосочетания, познакомиться с трактовками Ф.Ф.Фортунатова, А.А. Шахматова, В.В. Виноградова, А.М. Пешковского, а также современных исследователей. Следует уяснить, что словосочетание можно получить двумя способами: в направлении «от слова» и в направлении «от предложения». По количеству компонентов словосочетания подразделяются на простые (бинарные) и сложные. Словосочетание, как и другие синтаксические единицы, необходимо рассматривать как единство семантических, формальных, функциональных признаков.

Вопросы для практического занятия

  1. Каковы основные точки зрения на понимание словосочетания?
  2. В чем различие свободных и несвободных словосочетаний?
  3. Охарактеризуйте словосочетание как результат распространения слова.
  4. Что представляет собой смысловая организация словосочетания?
  5. Какова функциональная характеристика словосочетания?
  6. Какова формальная организация словосочетания? Что такое структурная схема?
  7. Укажите способы образования сложных словосочетаний.
  8. Что представляет собой иерархическая графическая схема сложного словосочетания? Охарактеризуйте конструктивные типы сложных словосочетаний (параллельное [однородное/неоднородное], последовательное, смешанное подчинение).

Задания для практического занятия

► Выделить подчинительные словосочетания и установить смысловые отношения между их компонентами /6 – 5 (с. 318)/; произвести синтаксический разбор словосочетаний, представленных в тексте (см. схему анализа в приложении) /6 – 7(с. 319)/.

► Подготовить конспекты по вопросам «Узкое и широкое понимание словосочетания в синтаксисе» и «Соединения слов с полупредикативными отношениями», используя указанную литературу.

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.. 1987 и послед. изд.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.: Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 1997.

3. Грамматика русского языка. – М., 1960. – Т.2. - Ч. 1, с. 113-352.

4.Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1995.

5. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопати­на.– М., 1988.

6 Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском лите­ратурном языке. – М., 1966.

7. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. – М, 1986 (или другие издания).

8. Русская грамматика: В 2 т. Т.2. – M., 1980.

9. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 2003.

10.Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М, 1983.

11. Современный русский язык: В 3 ч. Ч.З: Синтаксис. Пунктуация /Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987.

12.Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2003.

13. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1978.

14. Шахматов А.А. Синтаксис современного русского языка. – М., люб. изд.

Тема № 5.Простое предложение

Данная тема предполагает изучение центральной единицы синтаксиса – простого предложения. Необходимо акцентировать внимание на том, что история исследования простого предложения характеризуется поисками его специфических признаков и уяснить то, что в решении этого вопроса сложились в основном 2 направления: для первого характерно стремление осознать специфику простого предложения через отношение к логической единице – суждению, в рамках второго направления поиски велись в пределах самой лингвистики. При рассмотрении второй линии необходимо остановиться на признаках «глагольность» (А.А. Потебня), «сказуемостность» (А.А. Пешковский), «предикативность» (В.В.Виноградов).

Следует уяснить, что существуют разные аспекты изучения простого предложения (формально-грамматический, семантический, коммуникативно-функциональный).

Вопросы для практического занятия

  1. Дайте определение простого предложения.
  2. Каковы основные признаки предложения?
  3. Что означает трехаспектное рассмотрение простого предложения?
  4. Какие признаки относятся к формальной устроенности предложения?
  5. Что такое грамматическое членение?
  6. Чем минимальная структурная схема отличается от расширенной?
  7. Какова сущность семантической структуры предложения?
  8. Что такое модус?
  9. Что представляет собой диктумная семантика предложения?
  10. Дайте определение понятия «пропозиция».
  11. В чем сущность коммуникативно-динамического аспекта?
  12. Что такое актуальное членение?
  13. Каковы закономерности порядка слов в предложении?
  14. Назовите классификации простых предложений в традиционной грамматике.

Задания для практического занятия

► Определить актуальное членение предложений, укажите тему и рему /3 – 563 (с. 193)/; проанализировать семантическую структуру предложений /3 – 563 (с. 193)/; указать в приведенном тексте односоставные/двусоставные, распространенные/ нераспространенные предложения /6 – 4 (с.321-322)/.

► Составить простые предложения и выполнить их синтаксический разбор (см. схему анализа простого предложения в приложении).

► Подготовить сообщения по вопросам «Структурные схемы простых предложений», «Актуальное членение простого предложения», «Функции порядка слов в русском языке», «Подходы к изучению смысловой организации предложения».

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 1987 и послед. изд.

2. Виноградов В.В.Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения// Вопросы языкознания. – 1954.– №1.– С. 3.

3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.: Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 1997.

4. Грамматика русского языка. - М., 1960.

5.Грамматика современного русского языка. - М., 1970

6. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопати­на.– М., 1988.

7.Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.

8.Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском лите­ратурном языке. – М.,

9. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. – М., 1970.

10. Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980.

11.Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 2003.

12. Современный русский язык: В 3 ч. Ч.З: Синтаксис. Пунктуация /Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987.

13.Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2003.

14. Шахматов А.А.. Синтаксис современного русского языка. – М., 1941.– С.29.

Тема № 6.Простое двусоставное предложение.

Подлежащее и сказуемое

При изучении данной темы необходимо уяснить то, что предикативное ядро простого двусоставного предложения составляют подлежащее и сказуемое, обратить внимание на различные подходы к описанию иерархии отношений между подлежащим и сказуемым. Следует изучить общие и частные значения, а также типичные и нетипичные способы выражения подлежащего и сказуемого, структурную типологию сказуемого при учете способов выражение предикативного и вещественного значения предицируемого признака (простое и составное сказуемое).

Вопросы для практического занятия

1. Что организует предикативное ядро простого предложения?

2. Дайте определение подлежащего, назовите способы его выражения.

3. Дайте определение сказуемого и укажите его типы.

4. Какое сказуемое является несогласованным?

5. Что представляет собой осложненное сказуемое?

6. Каковы типы связок?

7. Охарактеризуйте бинарное и многочленное составное глагольное сказуемое.

8. Охарактеризуйте бинарное и многочленное составное именное сказуемое.

Задания для практического занятия

► Выделить предикативную основу предложений и охарактеризовать ее /1 – 47 (с. 34-35)/; выделить подлежащие и указать, какими средствами они выражены /6 – 1 (с. 323-324)/; определить тип сказуемого /1 – 38 (с. 28)/.

► Подготовить конспект по вопросу «Учение о главных членах предложения».

Литература

1. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса. – М., 1973.

2. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.

3. Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980.

4. Шмелев Д.Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке. – М., 1976. – С.18-41.

Тема № 7.Простое односоставное предложение.

При рассмотрении односоставного предложения следует акцентировать внимание на том, предикативное ядро этого типа предложения составляет главный член предложения, на вопросе, связанном с принципами классификации односоставных предложений. При анализе односоставного предложения учитывается субъектность/ бессубъектность предикативного признака, представленного в главном члене односоставных предложений.

Необходимо рассмотреть комплексную, многоярусную классификацию односоставных предложений, предполагающую последовательную соотнесенность структурных и семантических признаков: односоставные предложения глагольного строя (глагольные односоставные предложения) и односоставные предложения именного строя (именные односоставные предложения); принципы их разграничения; значимость данной классификации для дальнейшей типологии односоставных предложений внутри выделенных классификационных типов. Следует обратить внимание на вопрос об объеме понятия «односоставные предложения именного строя» (узкое и широкое понимание), а также на вопрос о предложенческом статусе несамостоятельных именных односоставных предложений.

Вопросы для практического занятия

1. Назовите типы односоставных предложений, укажите, какими языковыми средствами они выражены.

2. Охарактеризуйте односоставные предложения глагольного типа и назовите их минимальные структурные схемы.

3. Назовите и охарактеризуйте односоставные предложения именного типа.

4. Какие типы односоставных предложений глагольного типа являются предложениями активно-субъектными, пассивно-субъектными, бессубъектными?

5. Каковы характер и степень ситуативной связанности несамостоятельных именных предложений?

Задания для практического занятия

►Проанализировать в предложениях наклонение, время, лицо глаголов, определить вид односоставного предложения /3 – 588 (с. 203)/; найти в тексте односоставные предложения, указать их тип и чем выражен в них главный член предложения /2 –18 (с. 331)/; проанализировать номинативные предложения, указать особенности главного и второстепенных членов предложения /3 –595(с. 205)/.

► Законспектировать статью Долина Ю.Т. Есть ли в русском языке односоставные предложения? Синтаксическая теория и русский синтаксис// Русский язык в школе.– 2000.– №3. –С. 80-83.

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.. 1987 и послед. изд.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 1997.

3. Грамматика русского языка. – М., 1960.

4.Грамматика современного русского языка. – М., 1970

5.Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. - М., 1995.

6. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопати­на.- М., 1988.

7.Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском лите­ратурном языке. - М., 1966.

8. Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980.

9. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 2003.

10. Современный русский язык: В 3 ч. Ч.З: Синтаксис. Пунктуация /Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987.

11. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2003.

Тема № 8.Понятие простого распространенного предложения. Второстепенные члены предложения.

Данная тема предполагает рассмотрение традиционного учения о второстепенных членах предложения, сильные стороны этого учения и его критика в синтаксических работах. Необходимо обратить внимание на критерии характеристики второстепенных членов. Следует разграничивать дополнение, определение и обстоятельство, знать их структурно-семантическую характеристику и внутреннюю классификацию.

Вопросы для практического занятия

1. Какие второстепенные члены предложения выделяются по типу выражаемых отношений?

2. Дайте полную характеристику дополнения.

3. Какова сущность определений?

4. Охарактеризуйте обстоятельство и его типы.

5. Что такое детерминант?

Задания для практического занятия

► Рассмотреть историю вопроса о второстепенных членах предложения и подготовить сообщение.

Литература

1. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. – М., 1958.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2002.

2. Грамматика русского языка. – М., 1960.

3.Грамматика современного русского языка. – М., 1970.

4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.

5. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т.1-2, М., 1952.

► Выделить грамматический состав подлежащего и состав сказуемого, какие второстепенные члены предложения входят в их состав? /1 – 48 (с. 35-36)/; выделить второстепенные члены при сказуемом, какие формы можно отнести к обстоятельствам, а какие – к дополнениям? /4–548 (с.214)/.

► Составить 4 распространенных простых предложения, проанализировать и представить их иерархическую графическую схему.

Тема № 9. Неполные предложения.

Для понимания сущности неполных предложений необходимо иметь представление о структурной и семантической неполноте предложения, незамещенной позиции или завершенности/незавершенности синтаксической конструкции. Следует разграничивать неполные предложения с незамещенной позицией главных и второстепенных членов предложения, обратить внимание на типологию неполных предложений.

Вопросы для практического занятия

1. Дать понятие структурно-семантического минимума предложения.

2. Что такое неполнота в предложении?

3. Чем отличается структурная неполнота от семантической?

4. Назвать и охарактеризовать типы неполных предложений.

5. Каковы функции неполных предложений в диалогической и монологической речи?

Задания для практического занятия

► Выделить ситуативные неполные предложения, определить синтаксическое значение имеющихся членов предложения /4 – 566 (с.223)/; выделить неполные предложения и охарактеризовать их структуру /4 – 570 (с. 224)/; сравните структуру односоставных и неполных двусоставных предложений /4 –85 (с. 65-66)/.

► Подготовить конспект по вопросу «Типы неполных предложений».

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2002

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.: Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2003.

3. Грамматика русского языка. – М., 1960.

4.Грамматика современного русского языка. – М., 1970

5.КасаткинЛ.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1995.

6. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопати­на.– М., 1988.

7.Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском лите­ратурном языке. – М., 1966.

8. Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980.

9. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 2003.

10. Современный русский язык: В 3 ч. – Ч.З: Синтаксис. Пунктуация / Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987.

11.Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 2003.

Тема № 10. Осложненное предложение.

Рассмотрение осложненных предложений предполагает изучение синтаксического осложнения, которое, с одной стороны, связано с расширением объективного содержания предложения, а с другой – с включением фактора говорящего. Необходимо уяснить, что синтаксическое осложнение составляют синтаксическая однородность, синтаксическое обособление, синтаксическое включение. Следует обратить внимание на семантическую и структурную многослойность осложненных предложений, сравнить их с простыми и сложными предложениями.

Вопросы для практического занятия

1.Что представляет собой осложненное предложение?

2. Дайте характеристику однородным членам предложения.

3. Чем различаются однородные и неоднородные члены предложения?

4. Какие члены предложения называются обособленными?

5. Дайте характеристику предложениям с вводными и вставными конструкциями.

6. В чем особенность предложений с обращениями?

Задания для практического занятия

► Найти однородные членыпредложения, проанализировать собственно синтаксические показатели их однородности /1 – 91 (с. 72)/; найти в тексте обособленные члены предложения, охарактеризовать их значение и выразительные возможности /1 – 106 (с. 86)/; определить функционально-семантические значения вводных слов и словосочетаний /1 – 136 (с. 110-111)/.

► Подготовить конспект по вопросу «Однородные сказуемые», используя данную ниже литературу.

Литература

1. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. – М., 1958.

2. Грамматика русского языка. – М., 1960.

3.Грамматика современного русского языка. – М., 1970.

4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.

5. Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980.

Тема № 11. Сложное предложение (СП)

Необходимо раскрыть общее и различное (в структурно-семантическом плане и коммуникативном аспекте) между простым предложением и СП. Это поможет понять историю вопроса о СП в лингвистической литературе, сопоставить взгляды на СП В.А.Богородицкого, Н.С.Поспелова, В.А. Белошапковой, Л.Ю.Максимова, С.Г. Ильенко и др. и уточнить определение СП в современной лингвистике.

Учитывая то, что для современного состояния синтаксической науки характерно стремление представить синтаксическую систему отдельного языка в виде конечного списка образцов (структурных схем) синтаксических единиц, требуется сопоставить структурные схемы СП (особенно сложноподчиненных), которые широко представлены в школьной и вузовской практике. Традиционно структурная схема СП опирается на следующие признаки СП:

1) вид синтаксической связи, на основе которой образуется СП (сочинительная, подчинительная, бессоюзная), и ее средства (в том числе союзы, союзные и соотносительные слова, интонация);

2) характеристики предикативных единиц, обязательные для того, чтобы они могли стать теми или иными частями СП, построенного по данной структурной схеме (синтаксическое строение, состав, полнота, лексический состав);

3) порядок частей СП относительно друг друга (В.А. Белошапкова, с.173-174).

Подробно следует изучить иерархию типов СП ( а) двучленные СП: союзные/бессоюзные; для союзных - сложносочиненные (CCП)/ сложноподчиненные (СПП); б) многочленные СП: предложения с одинаковым видом связи (союзные/ бессоюзные) / с различными видами связи; для союзных - сложносочиненные/сложноподчиненные (с последовательным подчинением, с соподчинением). Необходимо отметить, что кроме основных типов союзных сложных предложений – ССП и СПП – встречаются СП со смешанной, контаминированной структурой (с подчинительными и сочинительными союзами).

Наши рекомендации