Дидактические игры на уроках литературного чтения
Накорми зайчика.
Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.
Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске ступеньки.
Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна ваша помощь.
Правила игры: ученики по очереди читают по буквами столбики слов. Если столбик прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.
Быстро слово ищи.
Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте и соотносить фонетическое значение слова с написанным.
Оборудование: текст букваря.
Игровое действие. Некоторые слова в тексте заблудились. Пожалуйста, помогите их найти.
Правила игры: учитель называет слово, а ученики должны быстро найти его в тексте и прочитать вместе со следующим словом. Побеждает тот, кто первым найдет больше слов.
Поймай ошибку.
Цель. Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.
Оборудование: текст букваря.
Игровое действие. В нашем букваре только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.
Правила игры: учитель читает текст из букваря, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.
Разгадай
Цель: формирование темы урока самими учащимися .
Разгадай имена и скажи, что их объединяет?
Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.
(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)
Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?
Строчки рассыпались
Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме. Хотите себя проверить?
Снежная метель перепутала строки известных вам стихотворений.
Верните стихам первоначальное звучание, прочтите их нам в исправленном виде.
Дети работают с деформированными текстами, записанными на карточки:
И.А. Бунин: на леса и на поля, пахнул, холодом, зимним.
Зимним холодом пахнуло на поля и на леса
С.А. Есенин: Прижались, у окна, детки сиротливые, воробышки игривые.
Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна
С.А. Есенин: Под моим окном, белая берёза, принакрылась, точно серебром, снегом.
Я.Аким: Первый снег, утром, принес на лапках, кот.
Утром кот. Принёс на лапах. Первый снег! Первый снег!
«Замени слово»
Цель: обогащение словарного запаса,
на доске в первом столбике записаны слова, понятные детям, часто спользуемые в речи, во втором столбике – их «собратья». Дети должны найти пару.
ветер разноцветные парашютики
листья волшебные зеркала
лужи небесные кораблики
деревья озорной шалун
трава седеющие пряди
облака сказочные красавицы
Дети могут предлагать свои образные сравнения, и это только приветствуется.
«Что такое хорошо, и что такое плохо»:
Цель: обогащение словарного запаса, развивать мышление, речь
показываю, например, стакан, 1 группа детей ищет достоинства, чем хорош, а 2 группа – недостатки.
1 группа | 2 группа |
Стакан красив, на нем яркая наклейка. | Хрупкий, его легко разбить. |
Он прозрачный, виден цвет жидкости. | У него нет ручки. Горячий чай трудно держать |
Цель: увеличение объема и распределения внимания
Подчеркнуть в ряду буквы:
м – а / м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о
у - ы / м с а у с ы п а м л е ы и у а о д т ж и р
Цель: развития избирательного внимания
Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
К н о с л и к п р с л о н д к в о л к и т
П р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н
Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?
Найти ошибки. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.
Игра « Веришь – не веришь»
Озеро Ямное
« Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звездное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо хоть, рыбаков над лунками не было…»
«Интересное это озеро Ямное и немного таинственное – может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце»
( из воспоминаний В.В. Бианки).
Веришь ли ты в то, что озеро может исчезнуть? Объясни.
Игра « Вот иду я и вижу…»
Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!
Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)
Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. ( Красный волк)
Гуляю я как-то в горах и вижу… жителя гор. Обычно он проводит время на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже под « крышу мира» - на 6000 метров. ( Снежный барс)
« Ты художник»
С.Я.Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай - Ага, что в переводе означало « старый дед». Он был очень свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить к самому Бабай – Аге. Часто говорили: « Спи, а то Бабай – Ага возьмет». Все это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай – Ага превратилось в слово Баба - Яга».
Может, ты не веришь? Тогда поищи в книгах другую историю этого слова.
Придумай иллюстрацию, сделай игровую закладку (подвижную). Нарисуй героиню сказок и расскажи о ней.
Игра «ОХОТНИКИ»
И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Охотники очень внимательны и наблюдательны.
Разложите картины с животными в таком же порядке как в тексте.
К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа.
- А след какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)
- Почему?
Кроссворд "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
1. Любимый собеседник мачехи (зеркало)
2. Что царевна вынесла Чернавке? (хлеб)
3. Сколько торговых городов было дано царевне в приданое? (семь)
4. Как звали пса? (Соколко)
5. Жених царевны (Елисей)
6. Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну? (сосна)
7. Что видела в окно царица, ожидая мужа? (снег)
8. Что было в яблоке? (яд)
9. Кто помог Елисею разыскать невесту? (ветер)
Кроссворд "Сказка о царе Салтане"
1. Кто обещал на весь крещёный мир приготовить пир? (Бабариха)
2. Остров на котором поселился царевич? ( Буян)
3. Что грызла белка под елью? (орешки)
4. В чём добрались до остова царица с сыном? (бочка)
5. Как звали человека, превращавшегося в комара? ( Гвидон)
6. Звание Гвидона? (князь)