Дидактические игры на уроках литературного чтения

Накорми зайчика.

Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.

Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске ступеньки.

Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна ваша помощь.

Правила игры: ученики по очереди читают по буквами столбики слов. Если столбик прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.

Быстро слово ищи.

Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте и соотносить фонетическое значение слова с написанным.

Оборудование: текст букваря.

Игровое действие. Некоторые слова в тексте заблудились. Пожалуйста, помогите их найти.

Правила игры: учитель называет слово, а ученики должны быстро найти его в тексте и прочитать вместе со следующим словом. Побеждает тот, кто первым найдет больше слов.

Поймай ошибку.

Цель. Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.

Оборудование: текст букваря.

Игровое действие. В нашем букваре только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.

Правила игры: учитель читает текст из букваря, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.

Разгадай

Цель: формирование темы урока самими учащимися .

Разгадай имена и скажи, что их объединяет?

Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.

(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)

Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?

Строчки рассыпались

Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме. Хотите себя проверить?
Снежная метель перепутала строки известных вам стихотворений.
Верните стихам первоначальное звучание, прочтите их нам в исправленном виде.
Дети работают с деформированными текстами, записанными на карточки:

И.А. Бунин: на леса и на поля, пахнул, холодом, зимним.

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса

С.А. Есенин: Прижались, у окна, детки сиротливые, воробышки игривые.

Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна

С.А. Есенин: Под моим окном, белая берёза, принакрылась, точно серебром, снегом.

Я.Аким: Первый снег, утром, принес на лапках, кот.

Утром кот. Принёс на лапах. Первый снег! Первый снег!

«Замени слово»

Цель: обогащение словарного запаса,

на доске в первом столбике записаны слова, понятные детям, часто спользуемые в речи, во втором столбике – их «собратья». Дети должны найти пару.

ветер разноцветные парашютики

листья волшебные зеркала

лужи небесные кораблики

деревья озорной шалун

трава седеющие пряди

облака сказочные красавицы

Дети могут предлагать свои образные сравнения, и это только приветствуется.

«Что такое хорошо, и что такое плохо»:

Цель: обогащение словарного запаса, развивать мышление, речь

показываю, например, стакан, 1 группа детей ищет достоинства, чем хорош, а 2 группа – недостатки.

1 группа 2 группа
Стакан красив, на нем яркая наклейка. Хрупкий, его легко разбить.  
Он прозрачный, виден цвет жидкости. У него нет ручки. Горячий чай трудно держать

Цель: увеличение объема и распределения внимания

Подчеркнуть в ряду буквы:

м – а / м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о

у - ы / м с а у с ы п а м л е ы и у а о д т ж и р

Цель: развития избирательного внимания

Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

К н о с л и к п р с л о н д к в о л к и т

П р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н

Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?

Найти ошибки. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.

Игра « Веришь – не веришь»

Озеро Ямное

« Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звездное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо хоть, рыбаков над лунками не было…»

«Интересное это озеро Ямное и немного таинственное – может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце»

( из воспоминаний В.В. Бианки).

Веришь ли ты в то, что озеро может исчезнуть? Объясни.

Игра « Вот иду я и вижу…»

Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!

Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)

Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. ( Красный волк)

Гуляю я как-то в горах и вижу… жителя гор. Обычно он проводит время на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже под « крышу мира» - на 6000 метров. ( Снежный барс)

« Ты художник»

С.Я.Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай - Ага, что в переводе означало « старый дед». Он был очень свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить к самому Бабай – Аге. Часто говорили: « Спи, а то Бабай – Ага возьмет». Все это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай – Ага превратилось в слово Баба - Яга».

Может, ты не веришь? Тогда поищи в книгах другую историю этого слова.

Придумай иллюстрацию, сделай игровую закладку (подвижную). Нарисуй героиню сказок и расскажи о ней.

Игра «ОХОТНИКИ»

И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Охотники очень внимательны и наблюдательны.

Разложите картины с животными в таком же порядке как в тексте.

К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа.

- А след какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)

- Почему?

Кроссворд "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

1. Любимый собеседник мачехи (зеркало)

2. Что царевна вынесла Чернавке? (хлеб)

3. Сколько торговых городов было дано царевне в приданое? (семь)

4. Как звали пса? (Соколко)

5. Жених царевны (Елисей)

6. Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну? (сосна)

7. Что видела в окно царица, ожидая мужа? (снег)

8. Что было в яблоке? (яд)

9. Кто помог Елисею разыскать невесту? (ветер)

Кроссворд "Сказка о царе Салтане"

1. Кто обещал на весь крещёный мир приготовить пир? (Бабариха)

2. Остров на котором поселился царевич? ( Буян)

3. Что грызла белка под елью? (орешки)

4. В чём добрались до остова царица с сыном? (бочка)

5. Как звали человека, превращавшегося в комара? ( Гвидон)

6. Звание Гвидона? (князь)

Наши рекомендации