Современная отечественная медиевистика
С середины 1950-х гг. наблюдается некоторое ослабление идеологического влияния на историческую науку, исследователи становятся, хотя и не сильно, но несколько свободнее в своих взглядах. Стало больше контактов с зарубежными учёными, советские специалисты стали выезжать на международные конференции, вливаться в общемировую историческую науку. Произошло определённое оживление в сфере медиевистики, которая традиционно занимает у нас далеко не первое место в общем объёме научной исторической продукции. Свидетельством тому служит тот факт, что периодический орган медиевистов «Средние века» за первые 14 лет существования (1942-1955) вышел в 7 выпусках, за следующие 10 лет – в 22-х. Такое же оживление наблюдалось и в выходе «Византийского временника». Появился крупнейший обощающий труд «Всемирная история» (1955-1965), где истории средних веков отводилось немалое место.
Свидетельством освобождения от былых догм служит работа пермского автора В. Т. Сиротенко «Борьба народных масс Римской империи против варваров в IV-V вв.» (1966) и «История международных отношений в Европе…» (1975), где он отвергает былые схемы А. Д. Дмитрева, который пытался втиснуть весь фактический материал в схему «революции рабов». Сиротенко же считал, что народные массы Римской империи воспринимали варваров не как союзников, а как злейших врагов.
По раннему средневековью следует также отметить многочисленные работы А. Р. Корсунского, в основном посвящённые вестготам, а также генезису феодализма в Испании и монографию З. В. Удальцовой «Италия и Византия в VI веке» (1959), которая может быть отнесена как к западноевропейской медиевистике, так и к византинистике. В ней речь в основном идёт о государстве остготов. Много занимался феодализацией аграрных отношений в донормандской Англии, а также историей Норвегии А. Я. Гуревич.
По истории отдельных стран можно также выделить работы следующих авторов:
Франция – В. Л. Керов (о положении крестьян, антифеодальных и еретических движениях), Я. Д. Серовайский (о бургундах), А. Д. Люблинская (о французском абсолютизме);
Англия – Е. А. Косминский, В. М. Лавровский, М. А. Барг (по аграрной истории Англии), Я. А. Левицкий («Город и городское ремесло в Англии X-XII вв.» (1960)), Е. В. Гутнова («Возникновение английского парламента» (1960)), В. В. Штокмар (о торгово-промышленной политике);
Германия – Н. Ф. Колесницкий (история Германского государства), М. М. Смирин (по Реформации и Крестьянской войне);
Италия – М. Л. Абрамсон (ж) (аграрная история Южной Италии), Л. М. Брагина (аграрное развитие XIII-XIV вв.), М. А. Гуковский («Италия 1380-1450 гг.»), В. И. Рутенбург («Народные движения в городах Италии XIV-нач. XV вв.» (1958)), Л. М. Баткин (о Возрождении во Флоренции), Н. А. Бортник (о Риме);
Нидерланды – А. Н. Чистозвонов (о времени революции XVI в.);
международные отношения (крестовые походы) – М. А. Заборов («Папство и крестовые походы» (1960), «Крестоносцы и их походы на Восток в XI-XIII вв.» (1962));
Византия – Питер (Г. Л. Курбатов, И. П. Медведев, А. Л. Якобсон – о раскопках в Таврике), Москва (Г. Г. Литаврин), Екатеринбург (М. А. Поляковская, В. П. Степаненко, В. А. Сметанин, В. В. Кучма) + сводный труд «История Византии» (в 3 тт.).
Школа «Анналов», одно из авторитетнейших направлений в западной историографии XX в., естественно, имеет своих последователей и у нас в стране. Главным её пропагандистом является А. Я. Гуревич (занимавшийся культурой западноевропейского средневековья), а также Ю. Л. Бессмертный (о Франции), Л. М. Баткин (Возрождении), А. Л. Ястребицкая, Л. П. Репина. С известным допущением сюда же можно отнести труды и теорию М. М. Бахтина о «двумирности» средневековой культуры – существуют культура ортодоксальная, элитарная и народная, карнавально-смеховая.
По народной культуре следует отметить работы В. П. Даркевича, по быту – А. Л. Ястребицкой.
В 1990-е гг. произошли значительные изменения, но каких-то крупных, значительных работ так и не появилось, в основном все пользуются наследием советских времён. Изменения коснулись, например, периодизации средневековья. Теперь его верхняя граница – или в середине XV в, или в конце XV в., или в начале XVI в. Но преподавание в вузах, как правило, продолжается, как и прежде, до 1640 г.