Альфред Казин, американский писатель

Воспитание – это процесс взращивания из младенца человека, процесс созидания полезных привычек – потому что там, где нет полезной привычки, потом обязательно возникнет вредная.

На протяжении уже многих страниц авторы этой книги говорят о том, что секреты еврейской успешности скрыты в еврейской семье, в традиционном воспитании. Так в чем же секрет еврейской мамы? Можно ли сегодня использовать его во благо своему ребенку?

Со стороны кажется, что евреи балуют своих детей, и евреи редко спорят с этим обвинением. Действительно, многие еврейские матери признают, что их дети избалованы, требовательны, изнежены, мало приучены к независимости и дисциплине. Один из секретов достижений и успеха еврейских детей – родители в них с детства видят прямое продолжение себя, а не зависимых и второстепенных членов семьи. Дети – «нахес» для родителей. Нахес — трудно переводимое слово. Это и радость, и гордость, и осуществление надежд, и удовлетворение от полученного результата, высшая степень родительского счастья. Успехи ребенка – это успехи его родителей, но и неудачи – их поражения. Во многом то, что дети – это «нахес», ставит родителей в зависимое положение по отношению к детям, дети приобретают власть над родителями. В таких условиях детям часто потакают, не отказывают в удовлетворении их мелких прихотей. Но такая снисходительность и терпимость в мелочах сопровождается высокими ожиданиями, предъявляемыми к будущему ребенка, и строгими требованиями к нему в принципиальных вопросах. Еврейское честолюбие, обращенное на детей, невозможно измерить и переоценить – оно непомерно.

Еврейская культура дает нам пример удивительного по своей эффективности метода воспитания, полного парадоксов, – родительской жертвы без чрезмерной опеки; наказаний, не оставляющих рубцов на душе ребенка; наглядной демонстрации жизненного пути, после которой ребенок выбирает другой, еще более эффективный путь.

Еще в утробе матери формируются первые привычки ребенка – режим сна и питания, идет борьба, кто главнее – мама и ее жизнь или капризы ребенка – здесь все закладывается, родители и дети начинают взаимодействовать и влиять друг на друга.

Детям важно с детства дать понять различия полов, сформировать ПРАВИЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ. Поэтому так трудно создать гармоничную семейную жизнь тем, кто вырос в неполной семье – у них нет «точки отсчета», примера взаимодействия мужчины и женщины в одном пространстве. Ребенок ощущает себя центром вселенной, и вредные привычки, которые казались маме родными и милыми, сильно осложнят ему жизнь в будущем.

Первое условие полноценного роста и развития ребенка – это, конечно, полная семья.

Все силы родителей должны быть направлены не на удовлетворение своих потребностей, а на создание благоприятной обстановки для роста и развития детей. Евреи говорят, что ребенок, растущий без отца или матери, теряет половину счастья и успеха. Готовы ли вы заплатить такую цену за развод?

Кто же такая легендарная еврейская мама, какие у нее инструменты воздействия на домашних? Прежде всего, это женщина, которая, как и в муже, видит в своем ребенке хорошее. Еврейская мама боготворит ребенка, его плохое поведение ее удивляет, и она спешит создать условия, в которых плохое поведение превращается во что-то совершенно чуждое малышу, а главное – абсолютно не нужное. Когда ребенок сыт, в хорошем настроении, чувствует ласку и заботу мамы, он готов воспринимать и расширять сферу хорошего. Шагнув на светлую сторону, проще и ребенка разворачивать к себе светлой стороной. «Ты очень красивая воспитанная девочка, как же можно кушать козюльки?», «Солнышко, твой дневник заставляет маму нервничать», «Мишенька, где ты и где эти оборванцы?», «Нет, если ты хочешь сходить в гости к дяде Изе за новыми зубами, я ухожу и не мешаю тебе поедать эти конфеты», «Зачем я сегодня проснулась и открыла глаза? Чтобы видеть, как ты мучаешь кошку»… Многократное повторение очевидных для взрослого, но не для ребенка вещей, закрепленное похвалами и призами, – вот главный секрет еврейской мамы.

ПОХВАЛА – главный инструмент. Замечая, что ребенок сделал хорошего, обращая на это внимание его самого и окружающих, мы привлекаем его внимание к этому поступку, отвлекая от шалостей. Хвалят то, что ребенок сделал с усилием, целенаправленно, чтобы понравиться и порадовать родителей. Похвала должна быть искренней и разнообразной по форме: похвала как приятное удивление, как рассказ вполголоса по телефону бабушке, как приятно воспоминание на семейном вечере и т. д. Интерес взрослых к его поступкам порождает детскую инициативу. Еврейская мама – как рыбак. Она ждет «звездного часа» ребенка часами, но как только случается что-то, достойное похвалы, тут же превращает это в грандиозное событие. Она рассказывает об исключительных талантах и достижениях малыша всем знакомым, отцу и бабушке, смакует подробности. Достижение ребенка – это событие!

ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ – еще одна важная составляющая родительского воспитания. Чем старше становится ребенок, тем меньше он нуждается в поддержке, и тут важно не только вовремя отпустить его, но и почувствовать переломный момент, где нужно поддержать и объяснить, затем снова отпустить. В такие переломные моменты родительский авторитет может сойти на нет, если ребенок найдет поддержку у сверстников или чужих людей.

Любопытный факт: в соответствии с еврейским религиозным законом, отец обязан содержать ребенка по достижении им 15 лет. В Израиле обязанность родителей содержать ребенка от 15 до 18 лет устанавливается гражданским законом. На содержание после 18 лет могут претендовать только дети-инвалиды, умственно отсталые и душевно больные, иногда – проходящие службу в армии.

ПОДАРКИ – действенный инструмент воспитания, и евреи им активно пользуются. Правильные призы от родителей стимулируют ребенка. Что значит правильные? Не те, что ребенок выклянчивает, поддавшись сиюминутному желанию и моде, а те, что он ждет и хочет заслужить. Небольшой сюрприз «просто так» даст понять малышу, что пока он был в садике, вы думали о нем, выбирали подарочек специально для него. А большой приз или бонус может помочь ему сформировать полезную привычку или добиться успехов в учебе, например, поездка за границу за успешное окончание учебного года. Так вполне материальные вещи помогает стимулировать духовные достижения. Ребенок должен не выклянчивать подарки, а достигать желаемого хорошим поведением день за днем, но при этом не торговаться, что он получит за те или другие действия (или их отсутствие), подарок не должен быть платой, взяткой, шантажом.

Для успешной работы этих инструментов нужно создать правильную обстановку, атмосферу в доме. Какой должна быть атмосфера? Доброжелательный, мирный, добрый дом и окружающие люди формируют у ребенка базовое доверие к миру, он принимает людей без настороженности и ожидания злого умысла, не ищет в событиях злого рока, не вешает на себя клеймо «неудачник». Самое важное в жизни любого человека – это эмоции, любовь. Если маленький человек не получает тепла (в том числа и тепла от реальных физических контактов), он ищет компенсации в сладком или материальных вещах. Дети, которые купаются в родительской заботе, гораздо меньше внимания обращают на размер и стоимость игрушек и вазочку с конфетами.

Еврейская мама не забывает целовать, тискать, щекотать и хвалить ребенка, говорить ему, как она его любит. Она создает дом тепла, понимания, улыбок, плюшек с корицей. Маленькому ребенку трудно думать о будущем, он весь в настоящем. Поэтому в первые годы его жизни важно создать «здесь и сейчас» атмосферу интереса и развития, а не рассказывать малышу о том, что когда-то может произойти или не произойти. Не вспоминать прошлые промахи, не пугать, а сочувствовать и ждать, что в доброжелательной атмосфере ребенок раскроется, не побоится сделать первые самостоятельные шаги. Делая первые шаги без помощи взрослых, ребенок ищет их улыбок и одобрения. Пройдет несколько лет, и он будет бегать, не задумываясь, отчего ему дается это так легко, а весь секрет – в первых робких шагах, которые не остались без внимания.

Доверительная атмосфера – основа здоровой психики ребенка. Паранойя родителей порождает неврозы детей. Что значит доверять? Не нужно бесконечно проверять, не верить, подозревать. Нервный родитель не может стать авторитетом. Вместо недоверия евреи рекомендуют наделять ребенка сообразно его взрослению обязанностью за обязанностью, на начальном этапе контролировать, а потом даже не сомневаться в том, что будет сделано. Доверие формирует самостоятельность во взрослой жизни.

Дети часто открывают нам то, как мы сами смотрим на мир. Оптимисты мы или пессимисты, хотим реально чему-то научить или показать себя во всей красе. Четверка в дневнике – какой может быть реакция? «Ты скоро до троек скатишься!» Или «Какой ты молодец! В следующий раз будет пятерка?» Правильная родительская реакция и юмор помогают наладить отношения. Умная шутка способна передать ребенку абсурд ситуации, которую он создал, и она сработает более эффективно, чем нравоучительные беседы с обращением к опыту предков.

Наши рекомендации