К циклу лекций «История зарубежной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Факультет филологии и журналистики
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры теории и истории мировой литературы Протокол № 2 «7» октября 2010 г. Зав.кафедрой___________ | УТВЕРЖДАЮ Декан факультета (зам.декана по учебной работе) __________________________ __________________________ «7» октября 2010 г. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Цикла ОПД по направлению 03.13.00 - ЖУРНАЛИСТИКА
Составитель: преподаватель
Кафедры теории и истории мировой литературы
Бердичевский А.М.
Ростов-на-Дону
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к циклу лекций «История зарубежной литературы
Средних веков и Возрождения»
Курс лекций по истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения читается на I курсе студентам отделения журналистики во 2-ом семестре.
Цель курса – дать аудитории представление о наиболее характерных явлениях и памятниках средневековой и ренессансной литературы в их связи с культурным комплексом соответствующих эпох.
Задачи курса будут перечислены ниже, поскольку от раздела к разделу они меняются.
Курс читает преподаватель кафедры теории и истории мировой литературы Бердичевский А.М.
Количество часов: 32
Форма отчетности: зачет
СТРУКТУРА КУРСА
Курс состоит из двух основных частей – истории литературы Средних веков и истории литературы Ренессанса; каждая из них, в свою очередь, имеет свою структуру.
Первая часть делится на два тематических блока, посвященных литературе раннего и зрелого Средневековья. Тематический блок «Литература раннего Средневековья» предполагает знакомство с классическими памятниками двух противоборствовавших в этот период культур – христианской и языческой.
Задача для этого раздела курса – сравнивая системы ценностей и базовые типы личностей в этих культурах, показать их исходную несовместимость, обусловившую процессы ассимиляции и христианизации германских племен.
Второй раздел первой части – «Литература зрелого Средневековья»; он посвящен трем сословным литературам этого периода: духовной, рыцарской и бюргерской. Анализ всех трех сословных литератур подчинен одной задаче: показать связь между системой жанров каждой из них и противоречиями двух этических систем – сословной и христианской.
Вторая часть курса также состоит из двух основных разделов: «Литература итальянского Возрождения» и «Литература Северного Возрождения» (точнее – возрождения вне Италии). Первый раздел, в свою очередь, посвящен литературе Предвозрождения, представленной творчеством Данте, и литературе раннего Ренессанса, представленной фигурой Петрарки. При изучении «Божественной комедии» акцент делается на особой роли и особом месте Данте в истории литературы: с помощью нетрадиционных для современной ему культуры поэтических средств. При изучении творчества Петрарки ставится задача показать, что он стал и зачинателем нового мировоззрения, и создателем адекватного этому мировоззрению поэтического языка.
Второй раздел этой части посвящен литературе Ренессанса за пределами Италии. Тут центральные фигуры – Эразм Роттердамский, Шекспир и Сервантес. На примере «Похвалы Глупости» Эразма демонстрируются принципиальные отличия в понимании человеческой природы северными и итальянскими гуманистами. Драматургия Шекспира во всех ее жанрах (хроники, комедии и трагедии) рассматривается как всеобъемлющий художественный синтез, охватывающий Историю, Природу и становление человеческой личности, и в то же время – как самый глубокий и точный анализ проблем, порожденных культурой Ренессанса. Роман Сервантеса «Дон-Кихот» рассматривается с двух точек зрения: историко-литературной – как синтез основных романных форм эпохи, и с культурно-исторической – как критическое осмысление «начал и концов» Ренессанса, его исходных надежд – и его итога.
Далее даются определения ассимиляции и христианизации: Ассимиляция – уподобление одного народа другому по языку и культуре; христианизация – постепенное вытеснение христианской системой ценностей язычества в сознании германцев.
В результате этих процессов исчез конфликт вер, языков и обычаев, поскольку из победителей и побежденных сложились совершенно новые этнические общности – французы, англичане, испанцы, итальянцы, то есть современные европейские народы. Характерная для раннесредневековой Европы оппозиция христианства и язычества в эпоху высокого Средневековья сменилась борьбой и взаимодействием крупных социальных групп - сословий.
Эта разница состояний средневекового общества в двух его хронологических срезах определяет структуру этого курса. Он также имеет две части, посвященных, соответственно, литературе раннего и зрелого Средневековья. При изучении литературы раннего Средневековья нас будут интересовать памятники христианской и языческой культуры, а при знакомстве с литературой зрелого Средневековья – ее сословная дифференциация.
ТЕМА № 1. «Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья»
Изучаемые вопросы:
— два значения термина «Средние века»;
— изменение в оценке «Средних веков» с XVI по XX век;
— трудности восприятия и понимания средневековой культуры;
— пятичастная периодизация эпохи;
— особая роль переходного периода IV — VI веков;
— три революции: религиозная, геополитическая и этнокультурная;
— историческая ситуация раннего Средневековья; начало христианизации и
ассимиляции варваров;
— радикальная разница между обществом Раннего и Высокого Средневековья;
ТЕМА № 2. «Роль христианства в формировании средневековой культуры. «Исповедь» Августина».
Изучаемые вопросы:
— христианство и язычество как два исходных начала средневековой культуры;
— христианство как монотеистическая религия Писания;
— что такое «Завет»?;
— состав книг «Ветхого Завета» и «Нового завета»;
— различие ветхозаветной и новозаветной этики: «закон» и «благодать»;
отцы церкви. Понятие «патристики». Роль и место Аврелия Августина в культуре средневекового запада;
— «Исповедь» и «Автобиография»: жанровые различия;
— основной принцип отбора эпизодов в «Исповеди» и его связь с учением
Августина о благодати;
ТЕМА № 3.Скандинавский эпос.
Изучаемые вопросы:
— «Старшая Эдда»;
— мифы о богах;
— «варварская» культура как второй, наряду с христианством, источник
средневековой культуры;
— эпос как универсальная коллективная память, сохраняющая религиозные
верования, этические нормы и исторические предания;
— «Старшая Эдда» — центральный памятник дохристианской общегерманской культуры;
— «Прорицание Вёльвы»;
— древнескандинавские представления об устройстве, происхождении и
судьбах мира;
— племена населяющие мир;
— боги и судьба;
— скандинавская эсхотология: представление о гибели богов как окончании
мирового цикла;
ТЕМА № 4.Скандинавский эпос. Дидактический и героический эпос.
Изучаемые вопросы
— трехуровневая концепция знания в «Старшей Эдде»;
— нормы житейской мудрости в «Речах Высокого». Их связьс родовой этикой и мифологическими представлениями древних скандинавов;
— магическая мудрость в «Речах Высокого»;
— жанровые особенности героического эпоса;
— понятие «эпической дистанции»;
— основной героический сюжет в «Старшей Эдде». Его структура. Исходные
элементы и способ их циклизации;
ТЕМА № 5. Каролингское Возрождение.
Изучаемые вопросы
— изменение этико-психологической доминанты германской военной элиты
к концу VIII в н. э.;
— деятельность Карла Великого;
— принципы обращения к римскому наследию,
— программа всеобъемлющего восстановления Римской Империи;
— Каролингская Академия Основные направления ее деятельности в связи с
программой Карла Великого;
— Литературное творчество членов Каролингской Академии;
ТЕМА № 6.Литература зрелого Средневековья. Жанры духовной литературы.
Изучаемые вопросы
— средневековое общество эпохи зрелого феодализма. Его структура. Понятие «сословия»;
— противоречие между универсальной (христианской) и кастной (сословной)
этикой;
— понятие сословного идеала;
— латынь как сакральный язык средневековой Европы;
— жанровая система литературы клириков;
— эпические, лирические и драматические жанры;
— условность применения понятия «литература» к созданиям церковной
словесности;
ТЕМА № 7. Рыцарский эпос. «Песнь о Роланде».
Изучаемые вопросы
— два типа рыцарского идеала,
— отличие классического эпоса (эпохи родового строя) от эпоса феодального;
— историческая основа «Песни о Роланде»;
— суть конфликтов Роланда с Ганелоном и Оливье;
— двойственное понимание правоты и неправоты в «Песни»;
— почему ее героем оказался именно Роланд?;
ТЕМА № 8. Феодальный эпос. «Песнь о Нибелунгах».
Изучаемые вопросы
— разница между «Песнью» и ее древнегерманским источником, жанровое и
смысловое своеобразие «Песни о Нибелунгах», изменение в группировке
персонажей и в мотивации их действий;
— идея иерархического порядка как смысловой центр «Песни о Нибелунгах»,
группировка персонажей и их оценка в связи с этой идеей;
ТЕМА № 9.Возникновение куртуазной культуры. Южно-французский вариант куртуазии.
Изучаемые вопросы
— определение куртуазии;
— куртуазия как тип культуры;
— элементы куртуазии этика, этикет, их выражение в слове;
— концепция куртуазной любви;
— Рыцарь и Дама их ролевые отношения в рамках этой концепции;
— куртуазия как этическая революция;
— трубадуры – «изобретатели» куртуазии;
— основные новшества внесенные в поэзию трубадурами;
— жанры лирики трубадуров;
ТЕМА № 10.Северофранцузский вариант куртуазной культуры.
Изучаемые вопросы
— типология рыцарского романа;
— источники и памятники;
— особенности интерпретации античных, византийских и кельтских сюжетов;
— бретонский цикл;
— роль фантастики;
— идея рыцарского братства;
— Кретьен де Труа как создатель «артуровского» романа;
— эволюция отношения Кретьена де Труа к куртуазной этике и ее отражение в
его творчестве;
— смена акцентов в структуре романа у продолжателей Кретьена де Труа;
—этика рыцаря-авантюриста в романе и реальности;
— «Роман о Тристане и Изольде»: вершина куртуазной литературы или ее
отрицание?;
— переосмысление основных элементов «артуровского» романа — изменение
роли фантастики и авантюры»
— изменение концепции любви;
— глубина и парадоксальность этико-психологического конфликта в романе;
— сопоставление южно- и северофранцузского вариантов куртуазии;
ТЕМА № 11. Предвозрождение. Творчество Данте.
Изучаемые вопросы:
— четыре опыта Данте: куртуазный влюблённый, литератор, учёный-схоласт,
гражданин; история создания «Комедии». Жанровое и композиционное
своеобразие поэмы в связи с замыслом Данте; происхождение и устройство
«Ада»; принципы распределения наказаний в Аду;
— Данте как действующее лицо Комедии;
ТЕМА № 12. Историческое содержание и периодизация эпохи Ренессанса. Изучаемые вопросы:
— сущность и значение термина «Возрождение»;
— культурно-исторический миф о Возрождении в изложении Дж. Вазари;
— основные особенности Ренессанса как исторической эпохи: социальные,
психологические, культурные;
— концепции Возрождения в современной исторической науке;
— периодизация Ренессанса и её условность;
ТЕМА № 13. Творчество Фр. Петрарки.
Изучаемые вопросы:
— Петрарка как реформатор европейской поэзии и создатель гуманизма;
— психологическая ситуация Петрарки и её отражение в содержательных
новшествах его лирики; эгоцентризм Петрарки;
— разделение субъекта чувства, объекта чувства и самого чувства в
рефлексирующем сознании поэта;
— концепция любви в лирике Петрарки;
— формальные новшества;
— создание формы сонетного цикла;
— Петрарковский канон;
— Рим — чувство духовного изгнанничества — создание гуманизма;
— выработка новой этики как выход из внутреннего кризиса;
— категория «humanitas»;
— три функции гражданина;
— средства развития «человеческого в человеке»;
— «полезные» и «бесполезные» науки;
— мотивировка необходимости стремления к славе;
— отношение к Времени и Смерти;
ТЕМА № 14. Этапы развития итальянского гуманизма.
Изучаемые вопросы:
— раннее Возрождение: «гражданский гуманизм» последователей Петрарки;
— Флоренция как общеитальянский центр новой культуры;
— изменение социально-политических условий во Флоренции;
— начало второго этапа гуманизма;
— платоновская Академия;
— учение Пико делла Мирандола и этика титанизма Высокого Возрождения;
— Позднее Возрождение: «магический гуманизм» Джордано Бруно;
ТЕМА № 15. Северное Возрождение. Творчество Эразма и Рабле.
Изучаемые вопросы:
— феномен Северного Возрождения. Его отличие от итальянского;
— «Humanitas» и «Natura». «Большая» и «Малая» Природа и разум;
— опасность познания и необходимость заблуждения: парадоксы «Похвалы
Глупости»;
— два типа иронии Эразма: философская и моралистическая;
— концепция человеческой природы в романе Рабле «Гаргантюа и
Пантагрюэль» и её выражение в системе персонажей;
— проблема смеха Рабле;
— концепции Лосева и Бахтина;
ТЕМА № 16.Зрелое Возрождение. Творчество Плеяды.
Изучаемые вопросы:
— Плеяда как феномен европейской литературной истории (первое
содружество поэтов-единомышленников);
— «Защита и прославление французского языка» Ж. дю Белле как литературный
манифест. Его структура. Основные лингвистические идеи. Основные
поэтико-теоретические идеи. Обоснование необходимости поэтической
реформы. Обоснование выбора жанров. Теория подражания природе. Новое
понимание миссии поэта: поэзия как интеллектуальная власть;
ТЕМА № 17.Творчество Дж. Чосера.
Изучаемые вопросы:
— этапы жизни и творчества Дж. Чосера;
— проблема его принадлежности к Предвозрождению либо к
средневековью;
— замысел «Кентерберийских рассказов»;
— особенности возникновения общества рассказчиков;
— его связь с традицией «майских игр»;
— Чосер и английский национальный миф («old merry England»);
— особенности композиционной структуры (3 основных элемента: пролог,
рассказ, эпилог);
— образы рассказчиков и жанры рассказов: соответствие и несоответствие;
номинализм как философская основа «Кентерберийских рассказов»;
ТЕМА № 18. Общая характеристика и периодизация английского Возрождения.
Изучаемые вопросы:
— 2 варианта периодизации: отечественный и англо-американский;
— Доктрина Великой Цепи Бытия как философская мировоззренческая
основа английского Ренессанса;
— Раннее Возрождение и начало реформации; первые петраркисты.
«Утопия» Т. Мора;
— зрелый Ренессанс;
— 3 основных центра гуманистической мысли в эпоху Елизаветы I:
университеты, двор, театр; придворный гуманизм: Лилли, Сидии,
Спенсер, Роли;
— университетские гуманисты;
— Елизаветинский театр: основные жанры;
— Поздний ренессанс: кризисные явления в поэзии (Донн) и драматургии
(Уэбстер, Форд) реакция на кризис (Бен Джонсон);
ТЕМА № 19.Творчество У. Шекспира.
Изучаемые вопросы:
— особое место театра в культуре Северного Возрождения;
— расцвет английского театра во второй половине XVI века;
— жизненный путь Шекспира;
— периодизация творчества Шекспира;
— «Шекспировский вопрос» и «Шекспировская проблема»;
— хроники. Структура хроник как целостной группы пьес;
— структура хроники как жанра. Магистральный сюжет. Основная реальность.
Способы связи персонажей с господствующей реальностью. Типология
персонажей хроник в контексте этой связи;
— комедии Шекспира. Магистральный сюжет. Основная реальность. Типология персонажей и конфликтов;
— трагедии Шекспира. Ранние и поздние трагедии. Внутренняя близость
ранних трагедий к комедиям («Ромео и Джульетта») и хроникам («Юлий
Цезарь»). Изменение жанровой структуры в трагедиях. «Гамлет». Основные
трудности в понимании пьесы. Версии трагедии Гамлета. «Отелло» как
трагедия доблести. Универсальность трагического конфликта в «Короле
Лире»;
ТЕМА № 20. Общая характеристика и периодизация испанского Возрождения.
Изучаемые вопросы:
— 3 основных персонажа испанской ренессансной культуры: рыцарь, пастух,
плут;
— этапы развития испанского ренессанса;
— предвозрождение (X. Манрике); Раннее Возрождение: борьба
Петраркистов (X. Боскан, Г. де ла Вега) и приверженцев национальных
поэтических форм (К. де Кастильехо);
— Зрелое Возрождение: саламанкская (Л-де Леон) и севильская (Фр. Эррера)
школы поэтов; Горацианская медитативность Л-де Леона и пиндарическая возвышенность Эрреры;
— Позднее Возрождение. Полемика Л. де Беги и Л де Гонгоры о
замкнутости либо доступности поэзии и об истинном поэтическом языке;
— рыцарский, пасторальный и плутовской роман;
ТЕМА № 21.Творчество Лопе Де Вега.
Изучаемые вопросы:
— теория драматического искусства; полемика Лопе с классицистами;
жанровая система драматургии Л. де Веги;
— комедии «плаща и шпаги»: придворные («Собака на сене») и городские
(«Валенсианская вдова»). «Галан» и «грасьосо» в ансамбле персонажей в
комедиях этого типа;
— народно- героическая драма («Фуэите овехуна»);
— 2 основных конфликта пьесы;
— Лопе де Вега и Шекспир: 2 типа исторического сознания «Драмы чести»
(«Звезда Севильи»);
— 3 концепции чести в драматургии Лопе де Вега: условность, внесословная ценность, аристократическая привилегия;
ТЕМА № 22. Творчество М. Сервантеса.
Изучаемые вопросы:
— жизненный путь Сервантеса;
— раннее творчество: опыты в драматургии и новеллистике;
— первоначальный замысел «Дон Кихота»;
— изменение замысла и эволюция образа главного героя в ходе работы над
романом;
— Дон Кихот и Санчо Панса;
— композиция 1-го тома: основная и побочная сюжетные линии;
— роль вставных новелл;
— сдвиги в восприятии образа Дон Кихота в течение XVIII, XIX, XX веков;
· а так же смотри рекомендации преподавателя в лекциях.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
1. Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья.
2. Роль христианства в формировании средневековой культуры. Структура
Священного Писания.
3. «Исповедь» Аврелия Августина.
4. «Старшая Эдда». Песни о героях, песни о богах.
5. «Старшая Эдда». Дидактический эпос.
6. Типы героического поведения в «Старшей Эдде».
7. Каролингское Возрождение.
8. Мифологические и исторические мотивы «Песни о Нибелунгах».
9. Рыцарский эпос. «Песнь о Роланде». Основные конфликты в «Песни».
10. Куртуазия как тип культуры.
11.Провансальская куртуазная поэзия. Жанры лирики трубадуров.
12.Типология рыцарского романа.
13.Общая характеристика романов Кретьена де Труа
14. Этико-психологическая проблематика «Романа о Тристане и Изольде».
Антикуртуазные мотивы в романе.
15. Жанры литературы клириков.
16. Жанры городской литературы.
17.Смысл и содержание термина «Возрождение».
18. Хронологические рамки и внутренняя периодизация Ренессанса в Западной Европе.
19. Жанровое и композиционное своеобразие «Божественной Комедии».
20. Происхождение и устройство Ада по Данте.
21. Литературная деятельность Фр. Петрарки.
22. Научная деятельность Фр. Петрарки.
23. Особенности жанра и композиции «Декамерона» Боккаччо.
24. Этапы развития итальянского гуманизма.
25.Сущность и значение Реформации в Европе.
26. Северное Возрождение и его отличия от итальянского. Творчество Эразма Роттердамского. «Похвала Глупости» как памятник Северного Возрождения.
27.Система персонажей в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Проблема смеха Рабле.
28. «Шекспировский вопрос». Периодизация творчества Шекспира.
29. Хроники Шекспира. Магистральный сюжет. Типология персонажей.
30. Ранние трагедии Шекспира. Магистральный сюжет. Типология конфликтов.
31. Ранние трагедии Шекспира. Особенности жанровой структуры.
32. Версии трагедии Гамлета.
33.Причины трагедии Отелло и Яго.
34.Универсальный характер трагического конфликта в «Короле Лире». 35.Творческий путь Сервантеса. Жанровая система творчества.
36. Роман М. Сервантеса «Дон Кихот». Изменение замысла.
37. Жанровые и композиционные особенности романа Сервантеса «Дон Кихот» (по I тому).
38. Жанровая система творчества Лопе де Вега.
39.Общая характеристика и периодизация испанского Возрождения.
40. Общая характеристика и периодизация французского Возрождения.
41. Общая характеристика и периодизация английского Возрождения.
42. Типы конфликтов в комедиях Шекспира.
43. Поэтическая реформа Плеяды.
44. Характеристика романа «артуровского» цикла (сюжетные схемы).
Список литературы к курсу.
Обязательная литература.
1. Аврелий Августин «Исповедь».
2. «Старшая Эдда», «Прощание вёльвы», «Речи Высокого», «Речи Сидгривы», «Гренландская песнь об Атли».
3. Латинская поэзия VIII - X веков (по хрестоматии).
4. «Песнь о Роланде».
5. «Песнь о Нибелунгах» (по хрестоматии).
6. Поэзия трубадуров (по Библиотеке всемирной литературы).
7. Поэзия вагантов (по Библиотеке всемирной литературы).
8. «Роман о Тристане и Изольде» (любой из вариантов, но желательно — по
реконструкции Бедье).
9. Кретьен де Труа. Рыцарь льва.
10.Французские фаблио (по хрестоматии).
11. Видение Тнугдала (по хрестоматии).
12. «Хроника» Саксона Грамматика (по хрестоматии).
13. «Роман о Ренаре» (по хрестоматии).
14.Фарс «Мэтр Пателен» (по хрестоматии).
15.Данте «Божественная комедия». «Ад».
16.Ф. Петрарака. Лирика. «Трактат о презрении к миру» (по хрестоматии).
17. Д. Боккаччо «Декамерон».
18.Эразм Роттердамский «Похвала глупости».
19. Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». (1-2 кн.)
20.У. Шекспир «Ричард III», «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой», «Юлий Цезарь», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир».
21. М. Сервантес «Дон Кихот». 1 том.
22. Лопе де Вега «Собака на сене», «Фуэите Овехуна», «Звезда Севильи».
23. Поэзия Ронсара и Дю Белле (по хрестоматии).
Учебники и учебные пособия.
1. История зарубежной литературы. Средневековье и Возрождение (под ред.
Жирмунского).
2. Хрестоматия «Зарубежная литература Средних веков» (под ред. Пуришева. 1 и 2 т.)
3. Хрестоматия «Литература Возрождения» (под ред. Дживилетова).
Дополнительная литература.
1. Майоров Г.Г. «Формирование средневековой философии» (раздел «Августин и путь веры»).
2. Ле Гофф Ж. «Цивилизация средневекового Запада».
3. Гуревич А.Я. «Эдда и Сага».
4. Гуревич А.Я. «Категории средневековой культуры».
5. История французской литературы. 1946г. 1т.
6. Михайлов А.Д. «Французский рыцарский роман».
7. Доброхотов А.Л. «Данте».
8. Пинский Л.Е. «Реализм эпохи Возрождения».
9. Пинский Л.Е. «Шекспир».
10. Бояджиев «Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения».
11. Гарэн Э. «Проблемы итальянского Возрождения».
12. Бахтин М.М. «Франсуа Рабле и народная смеховая культура».
13. Штейн А. «Испанская литература эпохи Возрождения».
План лекции № 1
1. Содержание понятия «Средние века».
2. История понятия «Средние века».
3. Сложности в понимании средневековой литературы.
4. Периодизация эпохи Средневековья.
5. События, породившие Средневековье.
6. Процессы, сформировавшие средневековое общество.
7. Общество раннего и зрелого Средневековья: основные различия.
План лекции № 2
1. Понятие «завета».
2. Структура Ветхого завета.
3. Структура Нового завета.
4. Значение термина «патристика».
5. Аврелий Августин как один из отцов западной церкви.
6. Жанровые особенности «Исповеди» Августина: исповедь и автобиография.
7. Композиционные особенности «Исповеди»: принцип отбора эпизодов.
8. Концепция благодати в «Исповеди» Августина.
План лекции № 3
1. Значение эпоса в архаическом обществе.
2. История обнаружения и публикации «Старшей Эдды».
3. Универсальность содержания «Старшей Эдды».
4. «Прорицание вельвы» как основной памятник мифологического цикла.
5. Устройство мира в представлении древних скандинавов.
6. Происхождение мира и населявших его народов.
7. Судьбы мира в скандинавской мифологии.
8. Отношение богов и людей в греческой и скандинавской мифологии.
План лекции № 4
1. «Речи Высокого» - единственный памятник дидактического цикла «Старшей Эдды».
2. Два вида мудрости в «Речах Высокого».
3. Правила житейской мудрости.
4. Оппозиция ума и глупости в «Речах Высокого».
5. Отражение этики родового общества в правилах житейской мудрости.
6. Магическая мудрость в «Речах Высокого».
План лекции № 5
1. Жанровые особенности героического эпоса.
2. Историческая основа скандинавского героического эпоса.
3. Основной сюжет героического цикла «Старшей Эдды»: способ циклизации и структура.
4. Героико-мифологическое «ядро»: история Сигурда и Брюнхильд.
5. Героико-историческое «ядро»: история Гуннара и Гудрун.
6. Типология героического поведения в «Старшей Эдде».
План лекции № 6
1. Деятельность Карла Великого как рубеж в средневековой истории Европы.
2. Реставрационная программа Карла Великого.
3. Каролингская Академия и основные направления ее деятельности.
4. Творчество членов Академии: имена, жанры, памятники.
5. Значение Каролингского Возрождения.
План лекции № 7
1. Классический феодализм как общество самоуправляемых сословий.
2. Коллизия двух этических систем в обществе средневековой Европы.
3. Понятие «сословного идеала».
4. Отличия духовной литературы от рыцарской и бюргерской.
5. Система жанров духовной литературы.
6. Особенности отдельных жанров духовной литературы (житий, визиона, хроники, проповеди, притчи, примера, духовного гимна).
План лекции № 8
1. Два типа рыцарского идеала.
2. Историческая основа «Песни о Роланде».
3. Смысл конфликта Роланда и Ганелона.
4. Смысл конфликта Роланда и Оливье.
5. Почему героический идеал рыцарства воплощен в Роланде?
6. Парадокс двойственности в оценке действий Роланда.
План лекции № 9
1. Определение куртуазии.
2. Два варианта куртуазной культуры.
3. Куртуазия как этическая революция.
4. Ролевые функции рыцаря и дамы в ритуале любви-служения.
5. «Высокая» и «низкая» куртуазия.
План лекции № 10
1. Кто такие трубадуры?
2. Южнофранцузский вариант куртуазии как компромисс между сословной и христианской этикой.
3. Новшества, внесенные трубадурами в европейскую поэзию.
4. Система жанров провансальской лирики.
5. Особенности отдельных жанров лирики трубадуров (кансоны, сирвенты, плача, тенсоны, пастореллы, альбы).
План лекции № 11
1. Кто такие труверы?
2. Основные элементы поэтики рыцарского романа.
3. Античный цикл: особенности и памятники.
4. Восточно-византийский цикл: особенности и памятники.
5. Структура бретонского цикла рыцарских романов.
План лекции № 12
1. Кретьен де Труа: биографические данные.
2. Особенности концепции куртуазной любви в творчестве Кретьена де Труа.
3. Проблематика романов Кретьена де Труа.
4. Трансформация артуровского романа в творчестве последователей Кретьена де Труа.
5. Северофранцузский вариант куртуазии как компромисс между сословной и христианской этикой.
План лекции № 13
1. «Роман о Тристане и Изольде»: история и варианты.
2. Особенности поэтики «Романа о Тристане» по сравнению с классическим артуровским романом.
3. Изменение функции фантастики в романе.
4. Уникальность основного конфликта.
5. Особенности концепции любви в «Романе о Тристане».
6. Двойственность авторских оценок отношений Тристана и Изольды.
План лекции № 14
1. Два значения понятия «Возрождения».
2. Культурно-исторический миф о Возрождении.
3. Особенности Ренессанса как исторической эпохи.
4. Периодизация эпохи Возрождения.
План лекции № 15
1. «Божественная комедия» как итог жизни и творчества Данте.
2. Жанровые особенности «Божественной комедии».
3. Композиционное своеобразие «Божественной комедии».
4. Поэтика «Комедий» в контексте замысла Данте.
5. Происхождение и устройство Ада.
План лекции № 17
1. Гражданский гуманизм после Петрарки.
2. Причины кризиса гражданского гуманизма.
3. Деятельность Платоновской Академии во Флоренции.
4. Неоплатонический гуманизм. Учение Пико дела Мирандола.
5. Две стороны титанизма.
6. Попытки «обуздать» титана: творчество Б.Кастильоне и Н.Макиавелли.
7. Оккультный гуманизм. Учение Дж.Бруно.
План лекции № 18
1. Возрождение в Италии и в Северной Европе: «humanitas» и «natura».
2. Культура Ренессанса и позднего средневековья в Северной Европе: основные отличия.
3. Личность и деятельность Эразма Роттердамского.
4. Жанровое и композиционное своеобразие «Похвалы Глупости».
5. Двойственность центрального образа: Глупость-порок и Глупость-природа.
План лекции № 19
1. Биография Шекспира.
2. «Шекспировский вопрос».
3. Периодизация творчества Шекспира.
4. Л.Е.Пинский о драматической поэтике Шекспира.
5. Хроники. Структура цикла.
6. Хроники: особенности поэтики.
7. Система персонажей в хрониках Шекспира.
План лекции № 20
1. Особенности поэтики шекспировских комедий.
2. «Городские» комедии. Типы конфликтов.
3. Поэтическое и комическое в «городских» комедиях.
4. «Праздничные» комедии: господствующая реальность и основной конфликт.
5. Поэтическое и комическое в «праздничных» комедиях.
6. «Двенадцатая ночь» как пример «праздничной» комедии: сюжетная структура и конфликт.
7. «Двенадцатая ночь»: система персонажей.
План лекции № 21
1. Особенности поэтики «поздних» трагедий Шекспира.
2. «Гамлет»-спектакль и «Гамлет»-текст.
3. Основные сложности в понимании «Гамлета».
4. Версии трагедии Гамлета. Концепция «слабого» Гамлета.
5. Версии трагедии Гамлета. Концепция «Гамлета-борца».
6. Версии трагедии Гамлета. Концепция «трагической истины».
План лекции № 22
1. Биография Сервантеса.
2. Жанровая система творчества Сервантеса.
3. Первоначальный замысел «Дон-Кихота».
4. Отступление от исходного замысла: мотивация первого выезда Дон-Кихота.
5. Дальнейшая эволюция образа: мотивация второго выезда Дон-Кихота.
6. Итоговый образ Дон-Кихота: парадоксы восприятия и оценки.
7. История интерпретации образа Дон-Кихота в XVII-ХХ вв.
Лекция 1
Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья
Словосочетание «Средние века» имеет два значения: 1) научный термин; 2) самоназвание эпохи.
Научный термин впервые введен немецким историком XVII века И.Келлером для обозначения временного интервала между Античностью и Ренессансом.
Самоназвание эпохи – «Средний век» («medium acvum») современно самой эпохе и указывает на время от первого до второго пришествия Христа, имплицитно содержа представление о неизбежном конце света, которым заканчивается «промежуточное время».
История термина «Средние века» включает созданную Просвещением «черную легенду» («Средние века - время религиозного фанатизма, невежества и упадка искусств»), созданную романтизмом «золоту легенду» («Средние века – время единства искусства и жизни, одинаково одухотворенных религиозным чувством») и культурно-историческую интерпретацию, предложенную французскими историками школы «Анналов» в начале ХХ века. Эта концепция предполагает оценку людей другой эпохи критериями их собственной, а не современной культуры. С этой точки зрения информативность термина «Средние века» ниже, чем самоназвания эпохи - «medium acvum», из которого мы узнаем о важном психологическом феномене - преследовавшем людей того времени ужасе светопреставления.
Чтобы понять и оценить разрыв между нами и людьми Средневековья, можно привести пример, когда их поведение кажется нам нелепым, но на самом деле оно вполне адекватно по меркам их культуры, которых мы не принимаем в расчет. С этим различием мы будем постоянно сталкиваться при изучении средневековой литературы, поэтому о нем лучше знать заранее.
Периодизация эпохи Средневековья. Для нашего курса понадобится не школьная 3-х частная, а более подробная 5-ти членная схема: 1-й период – IV-VI вв. – переход от Античности к Средневековью, 2-й период – VI-VIII вв. – «темные века» или эпоха варварских королевств, 3-й период – IX-XI вв. – эпоха раннего феодализма, 4-й период – XI-XIII вв. – эпоха зрелого феодализма или Высокое Средневековье, 5-й период – XIV-XV вв. – кризис феодализма, закат Средневековья.
Критически важный период – переход от Античности к Средневековью. Эти три века (IV-VI) ознаменованы тремя революциями, предопределившими «сценарий» средневековой истории: религиозной, геополитической, этнокультурной. Религиозная революция – принятие христианства Римской Империей; геополитическая революция – раздел Римской Империи на Западную и Восточную; этнокультурная революция – Великое переселение народов. Христианизация Империи легализовала на ее территории вторую власть помимо государственной – церковь. Раздел Империи отделил бедный и слабый латинский Запад от богатого и сильного греческого Востока. Великое переселение народов в конце концов сделало Западную Империю добычей германских племен, поделивших ее провинции.
Однако победа поставила пришельцев в трудное положение, отмеченное опасными для них противоречиями с покоренным населением - религиозными, культурными, языковыми. Чтобы в этих условиях сохранить завоевания, германцы должны были иметь с враждебным для них романским окружением некую существенную общность. Поэтому вожди франков, саксов, англов, лангобардов и прочих германских племен приняли крещенье из рук римской церкви. Это событие положило начало нескольким важнейшим процессам средневековой истории: ассимиляции варваров, христианизации варваров, конфронтации светской и духовной власти в Европе.
Далее даются определения ассимиляции и христианизации. Ассимиляция – уподобление одного народа другому по языку и культуре, христианизация – постепенное вытеснение христианской системой ценностей язычества в сознании германцев. В результате этих процессов исчез конфликт вер, языков и обычаев, поскольку из победителей и побежденных сложились совершенно новые этнические общности – французы, англичане, испанцы, итальянцы, то есть современные европейские народы. Характерная для раннесредневековой Европы оппозиция христианства и язычества в эпоху Высокого Средневековья сменилась борьбой и взаимодействием крупных социальных групп – сословий.
Эта разница состояний средневекового общества в двух его хронологических срезах определяет структуру этого курса. Он также имеет две части, посвященных, соответственно, литературе раннего и зрелого Средневековья. При изучении литературы раннего Средневековья нас будут интересовать памятники христианской и языческой культуры, а при знакомстве с литературой зрелого Средневековья – ее сословная дифференциация.
Лекция № 2