Четыре желания К.Д.Ушинского

Была зима. Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: - Как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зим была. Отец записал слова Мити в свою карманную книжку.

Пришла весна. Митя набегался за бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов. Прибежал к отцу и говорит: -Как хорошо весной! Я бы желал, чтобы всегда весна была. Отец записал и это желание Мити.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь день веселился мальчик: ловил рыбу, нарвал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу: - Я бы желал, чтобы лето никогда не кончалось.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: - Осень лучшее из времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал Мите, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Спор животных К.Д.Ушинского

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

- Конечно, меня,- говорит лошадь. - Я ему соху и борону таскаю дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал, бы, без меня совеем.

- Нет, хозяин любит больше меня, - говорит корова.- я всю его семью молоком кормлю.

- Нет, меня, - ворчит собака,- я его добро стерегу.

Послушал хозяин это сор и говорит:

- Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.

Два плуга К.Д.Ушинского

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга.

Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно лежал, провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время; когда о только что вышел из мастерской; плуг же пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, от чего ты та блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый – отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Практической задание 1 по теме «Рассказы сказки К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого для детей:познакомьтесь с тематическим и жанровым многообразием произведений Толстого и Ушинского. Охарактеризуйте особенность рассказов-миниатюр; дайте краткую характеристику рассказов о животных, о природе; покажите особенности композиции и языка коротких реалистических рассказов, где главные герои – дети; продемонстрируйте выразительное чтение и пересказывание произведений.

Приложение к билету №

Крестьянские дети

(Отрывок)

Николай Некрасов

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном*,

Лошадку ведёт под уздцы* мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

- Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

( В лесу раздавался топор дровосека.)

- А что, у отца-то большая семья? –

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

- Так вон оно что! А как звать тебя? –

«Власом».

- А кой тебе годик? – «Шестой миновал…

Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

1. Этот отрывок принято называть «Мужичок с ноготок».

2. Какие чувства испытывает лирический герой к мальчику? Покажи, обращаясь к тексту, что среди этих чувств есть и удивление, и уважение.

3. Когда ты читаешь это стихотворение, в какой ритм ты попадаешь? Ну-ка, прочитай вслух первые две строчки! У тебя есть ощущение, что каждое слово выделено особо, после каждого – небольшая остановка?

4. Найди ту строчку в тексте, которая точно характеризует этот неспешный ритм. Почему поэт выбрал такой ритм стиха?

5. Что у тебя вызывает улыбку? Можно ли образ «мужичка с ноготок» назвать комичным? Какой приём лежит в основе этого образа?

6. Какие чувства вызывает у тебя этот мальчик?

Приложение к билету №

Серая Шейка Д.Мамин-Сибиряк

Да, чудно хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для неё, и трепетала при одной мысли, что её полынья вот-вот замёрзнет и ей некуда будет деться.

Лиса… пришла через несколько дней, села на берегу и… заговорила:

- Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива…

И Лиса принялась осторожно ползти по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был ещё очень тонок. Она положила голову на передние лапки, облизнулась и проговорила:

- Какая ты глупая, уточка… Вылезай на лед! А впрочем, до свидания! Я тороплюсь по своим делам…

Заяц видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем:

- Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест её Лиса…

Мороз был здоровый, и зайцы грелись, поколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а всё-таки весело.

- Братцы, берегись! – крикнул кто-то.

Действительно, опасность была на носу. На опушке леса стоял сгорбленный старичок охотник, который подкрался на лыжах совершенно неслышно и высматривал, которого бы зайца застрелить. «Эх, тёплая старухе шуба будет», - соображал он, выбирая самого крупного зайца. Он даже прицелился из ружья, но зайцы его заметили и кинулись в лес, как сумасшедшие.

- Ах, лукавцы! – рассердился старичок. – Вот ужо я вас… Того не понимают, глупые, что нельзя старухе без шубы. Не мёрзнуть же ей…

Читая «Лесную сказку», волнующую историю о гибели старой ели и ее молодого потомства, еще больше проникаешься любовью к родной природе, к нашему чудесному русскому лесу. Разве можно оставаться равнодушным, когда вырубают леса, нисколько не заботясь о том, что будет дальше в этих краях:

  • Не высохнет ли речка,
  • Не зачахнут ли кусты и травы,
  • Не погибнут ли животные.

«Сто лет рос этот дремучий ельник, и его не стало в несколько дней. Люди рубили громадные деревья и не замечали, как из свежих ран сочились слезы: они принимали их за обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда их придавит слишком большое горе. А с каким стоном падали подрубленные деревья, как жалобно они трещали!..»

Много лет назад написаны эти строки, но и сегодня призывают они беречь зеленый мир природы.

В некоторых сказках Мамина-Сибиряка события происходят, казалось бы совсем не значительные: ведут между собой разговоры птицы и даже растения, случаются с ними разные забавные происшествия. Сравнит читатель все, что происходит в сказках, с жизнью людей, и по- новому раскрывается их смысл.

В сказке «Упрямый козел» ссорятся между собой домашние животные: козел, кот, петух и собака Шарик. У каждого из них свои повадки, а главное , разное отношение к человеку. Самым преданным оказался из них упрямый козел. Он все перенес – и холод, и голод, и побои, - но своего хозяина в беде не покинул. Вот каким другом человека может стать животное.

В веселой сказке «Зеленая война» происходит горячий спор между сорняками: Репейником, Крапивой, Чертополохом.

Спорят они за лучшее местечко на огороде. В этом споре легко заметить, что у каждого растения свой характер, очень напоминающий человеческий. Колючий репей любит прихвастнуть, а жгучая крапива всем постоянно досаждает, ворчит, ссорится со скромным зеленым горошком и с краснощекой морковкой.

Хорошо знакомы малышам «Аленушкины сказки», которые Мамин-Сибиряк посвятил своей маленькой дочери. 1892 году умерла любимая жена писателя. Осталась больная дочь. Сказками любящий отец утешал ее, стараясь облегчить страдания. «Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальное» - М. Сибиряк.

Часто отец, сидя у ее кроватки, рассказывал сказки и придумывал много веселых историй. Например, о том. Как Комар Комарович – Длинный нос поборол Мохнатого Мишку – Короткий хвост и, собрав громадное комариное войско, с позором выгнал косолапого пришельца со своего болота. Как колючая рыба Ерш Ершович ловко утащил из-под самого носа вора и забияки Воробья Воробеича упавшую в воду хлебную краюшку. Как трусливый Заяц Длинные уши – Косые глаза - Короткий хвост, случайно напугал самого Волка.

Приложение к билету №

Грибы на дубу

В детском саду было много хороших мальчиков и девочек, но всех правдивей считался Миша —никогда неправды не скажет. И вот какая история случилась с ним недавно. Пошли ребята в лес — посмотреть, как и что там растет. Шли, взявшись за руки, а тетя Катя объясняла:

- Вот смотрите, ребятки, это растет елочка, а на ней еловые шишки. Это вот под деревом хороший грибок - сыроежка. А это вот плохой гриб — поганка. Вот видите, хороший грибок скромно в тени стоит, а вредный мухомор на солнышко выбежал, красотой похвалиться.

Тетя Катя много знала.

Миша загляделся по сторонам и немножко отстал. Ему понра­вился в лесу огромный дуб, под которым даже темно. Посмотрел Миша вверх и вдруг видит — высоко на посохших ветках дуба грибы!

Вот так чудо! Побежал он догнать ребят, чтобы всем показать свою находку, да немножко заблудился. Его искали, аукали... Он искал, аукал... Да эхо помогало. И столько в лесу было ауканья, что не разберешься, кто где поте­рялся.

Когда нашли друг друга, тетя Катя рассердилась на Мишу:

- Ты почему отстал?

- Тетя Катя, я не напрасно отстал: я нашел грибы на дубу.

- Ах ты, врунишка! Да разве грибы на дубу растут?! — вспле­снула руками тетя Катя.

Все рассмеялись. А Миша не сдается:

- Я сам видел. Дуб, а на ветках грибы! Пойдемте — покажу. На обратном пути Миша нашел тот самый старый, темный дуб с густой листвой и сухими ветками у вершины. Посмотрел вверх, а грибов нет. Нет — как и не было. И с одной стороны зашел — не видно. И с другой — ничего. Глаза протер: сухие ветки есть, а гри­бов на них нет.

Огорчился Миша и заплакал.

Пошли они домой, а тетя Катя его утешает:

- Ничего, Миша, не плачь! Это тебе, наверное, приснилось.

- Конечно, приснилось, приснилось! - подхватили ребята.- Миша сказал правду, которую он увидел во сне... Во сне все можно увидеть: как рыба попадается на пустой крючок, как можно летать, размахивая руками, как булки на дереве растут — не то что грибы на дубу.

Так и ушла детвора из леса, не поверив Мише. А белочка, следившая за детьми из своего дупла, скрытого среди густых ветвей дуба, поглядела им вслед и покачала головой; если бы умела говорить, наверное, бы сказала:

«Ай-яй-яй! Зачем же обижать правдивого мальчика! Ведь грибы то высохли, пока вы там уакались. Я их на веточки надела, я и в дупло их убрала – в свою зимнюю кладовку. У меня и сушеные грыбки здесь спрятаны и отборные орешки, только я болтать про это не люблю, чтобы мне не завидовали!»

Нырнула в дупло и притаилась.

Приложение к билету №

Что любит Мишка

Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а он продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:

- О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете?

Я спросил:

- Это вы что играли, Борис Сергеевич?

Он ответил:

- Это Шопен. Я его очень люблю.

Я сказал:

- Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.

Он сказал:

- Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто "песенка".

Я сказал:

- Каким же? Словом-то?

Он серьезно и ясно ответил:

- Му-зы-ка. Шопен - великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете. Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:

- Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?

Я ответил:

- Я много чего люблю.

И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все...

Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:

- Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Целый мир.

Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:

- А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!! Борис Сергеевич рассмеялся:

- Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь? Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:

- Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.

А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку. Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно.

Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску - кожуру!

Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей.

Так... Ну, про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индюшатину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое. За семь, за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.

Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.

Он бормотал:

- Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил...

Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка еще скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.

Первый не выдержал Борис Сергеевич.

- Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только... А люди?

Кого ты любишь? Или из животных?

Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

- Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку!

Приложение к билету №

Э.УСПЕНСКИЙ

Наши рекомендации