Тема: «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник литературы Древней Руси
План занятия.
I. Время создания и историческая основа «Слова».
II. Жанровое своеобразие «Слова». Концепции Д.С. Лихачева и И.П. Еремина.
III. Композиция и идейно-стилевое своеобразие.
- Художественное содержание и роль авторского вступления.
- Художественные принципы и стилевые приемы изображения героев и событий в аспекте взаимовлияния фольклорной и литературной традиции. Изобразительно-выразительные средства, система символов и их функционально-смысловая нагрузка на примере анализа основных эпизодов сюжетного повествования:
а) выступление Игоря в поход и первая битва;
б) вторая битва;
в) сон и "золотое" слово Святослава;
г) плач Ярославны;
д) возвращение Игоря из плена.
IV. Сравнительный анализ поэтических переводов «Слова» В.А. Жуковского, Н.А. Заболоцкого – индивидуальное сообщение.
V. Значение «Слова» для истории развития русской литературы – индивидуальное сообщение.
Литература.
1. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х томах. – Л. , 1987. Т. 2. – С. 154-227, 263-273, Т. 3 – С. 165-221.
2. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – М., 1978.
3. «Слово о полку Игореве». Комплексные исследования / Под ред. А.Н. Робинсона. – М., 1988.
4. Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». – М.,2000.
5. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1-5. – СПб.,1995.
6. Учебники, тексты, хрестоматии по списку литературы к курсу.
Практическое занятие № 7.
Тема: Культура и литература Древней Руси эпохи второго «южнославянского влияния».
План.
I. Возрождение национальной культуры в постмонгольский период.
II. Эмоционально-экспрессивный стиль в литературе и иконописи.
- Художественное своеобразие стиля «плетения словес» в творчестве Епифания Премудрого. Анализ идейно-стилевого содержания «Жития Стефана Пермского» или «Жития Сергия Радонежского» на примере одного из эпизодов агиографического повествования (по выбору студента): 1) рождение и детство Сергия; 2) постриг и начало служения; 3) деяния Сергия, создание монастыря.
- Жизнь и творчество Феофана Грека – индивидуальное сообщение.
- Принципы русской иконописи в творчестве А. Рублева – индивидуальное сообщение.
Литература.
1. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры: В 2-х томах. – М.-СПб., 1999. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. – С. 72-91, 356-394.
2. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х томах. – Л., 1987. Т. 2. – С. 273-277; Т. 3 – С. 77-108, 130-141.
3. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М.-Л., 1962.
4. Учебники, тексты, хрестоматии по списку литературы к курсу.
Практическое занятие № 8.
Тема: Мировоззрение и эстетическое своеобразие культуры и литературы XVII века.
План.
I. Общая характеристика эпохи: секуляризация сознание, эволюция средневекового хронотопа, демократизация литературы.
II. Жанровое и идейно-стилевое своеобразие бытовой повести. Анализ одной из них в контексте взаимовлияния фольклорной и литературной традиции: проблематика, особенности героя, композиция, художественно-изобразительные средства («Повесть о Горе-злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне»).
III. Раскол и творчество протопопа Аввакума.
1. Мировоззренческие основания раскола, судьба старообрядчества – инд. сообщение.
2. Жанровое и идейно-стилевое своеобразие «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». Литературное новаторство в области жанра и стиля, система образов и символов.
Литература.
1. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры: В 2-х томах. – М.-СПб., 1999. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. – С. 116-196.
2. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х томах. – Л., 1987. Т. 1. – С. 171-258, 568-588; Т. 2. – С. 308-342; Т. 3. – С. 141-157.
3. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в литературе Древней Руси. Л., 1984. – С. 59-71.
4. Учебники, тексты, хрестоматии по списку литературы к курсу.
Основные понятия (тезаурус):
Теоцентризм, иррационализм, историзм, символизм, этикетность, канон, бинарность, христианская антропология и эсхатология, аскетизм, юродство, первый и второй монументальный историзм, агиография, торжественное красноречие, панегирическая проза, идеализирующий биографизм, исихазм, стиль «плетения словес», беллетристический стиль, барокко, жанр жития, притчи, поучения, хождения, слова, патерик, повесть, летопись, бытовая и сатирическая повесть, секуляризация, раскол, старообрядчество, силлабо-тоническая система стихосложения.
Организация самостоятельной работы студентов.
Проверка качества усвоения знаний по курсу «Древняя русская литература» проводится в течение семестра в устной форме: вопросы репродуктивного и проблемно-аналитического характера. Сравнительный анализ идей и концепций различных авторов. Выполнение письменных работы, предполагающих целостный анализ как отдельных эпизодов, так и полных текстов художественных произведений. Подготовка индивидуальных сообщений и докладов по отдельным вопросам, а также осуществление реферативных разборов по наиболее актуальным научным проблемам курса. Выполнение заданий тестового характера.
Освоение учебного материала курса предполагает интенсивную работу студента с научной литературой, в том числе ориентирует к аналитическому усвоению литературного материала в его строгой теоретической отнесенности. Прежде всего необходимо знакомство с тестами Священного Писания, художественные тексты древнерусской литературы изучать не только по хрестоматиям, но по изданию «Памятники литературы Древней Руси» (№ 43 в списке литературы). В связи с этим студенты должны к экзамену освоить корпус научной литературы по курсу, иметь тезисные конспекты следующих работ: Д.С. Лихачёв (№ 28 – по списку литературы, тома и страницы указаны в плане практических занятий, № 31-33), И.П. Ерёмин (№ 19), Адрианова-Перетц В.П. (№ 5), Б.М. Гаспаров (№ 13), В.В. Бычков (№ 8 – тома и страницы в плане практических занятий, № 9), А.В. Муравьёв (№ 36), № 49, № 59,
Кроме этого, необходимо познакомиться с работами С.С.Аверинцева (№ 4), И.А.Ильина (№ 22), А.Я. Гуревича (№ 14), В.Н. Лазарева (№ 25), А.С. Орлова (№ 37-39), Г. Федотова (№ 54), В.О. Ключевского (№ 24) С.А. Зеньковского (№ 21), А.Ф. Замалеева, Е.А. Овчинниковой Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. - Л. , 1991; В.В. Колесова Древняя Русь: наследие в слове, мир человека. СПб., 2000; В.Д. Чёрного (№ 57), А.В. Юдина (№ 60), А.С. Панарина Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002 или в журнале «Москва» за 2001, № 3-6, 8, 10, 11; Энциклопедическим словарём «Христианство» (№ 55). В целом содержание курса призвано создать основу для изучения последующих историко-литературных курсов, способствовать формированию системного представления национальной и мировой литературе.
Методические рекомендации для преподавателя
Основная задача изучения курса – познакомить студентов с основными положениями древнерусской эстетики. Прежде всего необходимо дать представление о картине мира средневекового человека, особенностях его миросозерцания и формах эстетического освоения мира. Прояснить историко-литературный контекст древнерусского художественного сознания в его взаимосвязях как с европейской культурой и литературой, так и с византийской книжной и философской традицией. Дать целостное представление о динамике эволюционного развития древнерусской литературы и культуры.
Принципы отбора учебного материала курса "Древняя русская литература" определяются целями и задачами курса и его местом в блоке историко-литературных курсов, системе филологического образования в целом. Прежде всего курс во многом определяет своеобразие эстетического содержания русской литературы, способствуя формированию представления о начальных этапах развития книжной традиции. Свое прояснение получают такие важнейшие литературоведческие категории, как род литературы, жанр, стиль, тропеические формы выражения идеи и характеристики образа.
Освоение учебного материала курса предполагает интенсивную работу студента с научной литературой, в том числе ориентирует к аналитическому усвоению литературного материала в его строгой теоретической отнесенности. В целом содержание курса призвано создать основу для изучения последующих историко-литературных курсов, способствовать формированию системного представления национальной и мировой литературе. Отбор содержания связан с реализацией идеи интеграционного подхода в изучении литературы, поскольку современная методология предполагает в литературоведении синтез и органическое взаимодействие категорий философии, филологии, истории, этики, эстетики, психологии и педагогики. Содержание курса может быть углублено и расширено за счет самостоятельного знакомства студентов с различными источниками не только научного, но и учебного характера, а также выполнения различного рода творческих и самостоятельных заданий по различным темам курса.
Курс лекций, семинарских и индивидуальных занятий организован таким образом, чтобы способствовать формированию не только теоретических, но и практических знаний, активно развивать приемы и методы аналитического усвоения материала. Изучение курса актуализирует проблему историко-литературного развития, представленного в наиболее репрезентативных памятниках литературы и культуры.
На семинарских занятиях проверяется как уровень освоения теоретических понятий, изложенных в лекциях и научной литературе, так и навыки аналитического изучения литературных памятников. Система заданий и вопросов, а также тематика коллективных обсуждений способствуют формированию целостного представления о каждом отдельном памятнике и периоде исторического развития древнерусской литературы. Работа на семинарах предполагает и активное использование индивидуально-групповых способов подготовки по отдельным темам. Могут быть предложены и следующие формы письменной аттестации: контрольные и проверочные работы с вопросами проблемного и репродуктивного характера, тесты по содержанию текстов, сравнительный анализ концепций, изложенных в разных учебных пособиях и монографиях разными авторами, творческие задания, реферативные обзоры. Система текущей аттестации намечает оптимальные пути подготовки к итоговой аттестации по предмету в форме экзамена.
Методические указания для студентов.
Прежде всего студенты должны усвоить такие основные понятия курса, как философия иррационального мистицизма, бинарность, символизм древнерусского сознания, благодатный образ мира в православном сознании, восточная патристика, христианская антропология и эсхатология, средневековый хронотоп, провиденциализм христианского сознания, иррациональный мистицизм, метафизика, гносеология, этикетность и канон, символизм мышления, софийность искусства, исихазм, литургика, притчевый язык, иконопись, соборность, первый и второй стиль монументального историзма, стиль "плетения словес", стиль идеализурующего биографизма, торжественного красноречия, агиография, аскетизм, юродство, жанр летописи, хожения, жития, поучения, слова, повести, патерика, апокрифа, традиция смеховой культуры, барокко, литература нового времени, секуляризация, раскол, старообрядчество барокко, силлабо-тоническая система стихосложения.
Освоение учебного материала курса предполагает интенсивную работу студента с научной литературой, в том числе ориентирует к аналитическому усвоению литературного материала в его строгой теоретической отнесенности. Прежде всего необходимо знакомство с тестами Священного Писания, художественные тексты древнерусской литературы изучать не только по хрестоматиям, но по Памятникам литературы Древней Руси: В 12 тт. – М.,1978-1994. В связи с этим студенты должны к экзамену освоить определенный корпус научной литературы по курсу, иметь тезисные конспекты следующих работ: Д.С. Лихачёв (№ 28 – по списку литературы, тома и страницы указаны в плане практических занятий, № 29, № 30, № 32, № 33); И.П. Ерёмин (№ 19); Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974, № 5; Б.М. Гаспаров (№ 13), В.В. Бычков (№ 8 – тома и страницы в плане практических занятий, № 9), А.В. Муравьёв (№ 36), № 49, № 57, О.А. Еремина Повесть о Петре и Февронии Муромских как произведение христианской культуры // Русская словесность. – 2002. – № 4. – С. 15-24; И.В. Грачевой Новые принципы изображения человека в “Житии протопопа Аввакума” // Русская словесность. – 2000. – № 5. – С. 42-47.
Кроме этого, необходимо познакомиться с работами С.С. Аверинцева (№ 2, 3); И.А. Ильина (№ 22); А.Я. Гуревича А.Я. (№ 14); В.Н. Лазарева (№ 25); А.С. Орлова (№ 38, № 39, № 40); Г. Федотова (№ 54); В.О. Ключевского Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1988. Репринт; С.А. Зеньковского Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. - М., 1995. Репринт; А.Ф. Замалеева, Е.А. Овчинниковой Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. – Л. , 1991; В.В. Колесова Древняя Русь: наследие в слове, мир человека. – СПб., 2000; В.Д.Чёрного (№ 57), А.В. Юдина (№ 60), А.С. Панарина Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002 или в журнале «Москва» за 2001, № 3-6, 8, 10, 11; Энциклопедическим словарём «Христианство» (№ 55). В целом содержание курса призвано создать основу для изучения последующих историко-литературных курсов, способствовать формированию системного представления национальной и мировой литературе.
Проверка качества усвоения знаний по курсу «Древнерусская литература» осуществляется в течение семестра в устной и письменной форме: вопросы репродуктивного и проблемно-аналитического характера. Сравнительный анализ идей и концепций различных авторов. Выполнение письменных работы предполагает целостный анализ как отдельных эпизодов, так и полных текстов художественных произведений. Подготовка индивидуальных сообщений и докладов по отдельным вопросам, а также рефератов разборов по наиболее актуальным проблемам курса.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
а) Основная литература:
Учебники
1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. Изд. 8-е. – М., 2004.
2. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Изд. 2-е. доп. – Л., 1987.
3. История русской литературы XI – XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. 2-е изд. – М., 1985.
4. История русской литературы: В 4 т. Т.1. – Л.,1980.
5. Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 8-е. – М., 2006.
6. Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Литература Древней Руси и XVIII века: Учеб. пособие. – М., 1996.
7. Пиккио Р. История древнерусской литературы. – М., 2002.
8. Сперанский М. Н. История древней русской литературы. Изд. 4-е. - М., 2002.
Хрестоматии
1. Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В.В. Кусков. – М., 1986.
2. Древняя русская литература. Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокопьев. – М., 1980.
3. Древняя русская литература. Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокопьев. 2-е изд. доп. – М., 1988.
4. Литература Древней Руси. Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев / Под ред. Д.С. Лихачева. – М., 1990.
5. Литература Древней Руси. Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев / Под ред. Д.С.Лихачева. – СПб., 1997.
6. Русская литература XI – XVIII вв. – М., 1988.
7. Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII вв. / Сост. Н.К. Гудзий. 8-е изд. – М., 1973.
8. Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII вв. / Сост. Н.К. Гудзий. – М., 2004.
9. Хрестоматия по древнерусской литературе: Учеб. пособие для вузов. Сост. Федорова М.Е., Сумникова Т.А. 4-е изд. испр. и доп. – М., 1994.
Словари и справочники
10. Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке: Крат. энцикл. слов. / Под ред. Л.А. Дмитриева . – Минск, 1994.
11. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М. 1994.
12. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. – Л., 1987.
13. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.) Ч. 1: А-К. – Л., 1988.
14. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.) Ч. 2: Л-Я. – Л., 1989.
15. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.) Ч. 1. А-З. – СПб., 1992.
16. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.) Ч. 2. И-О. – СПб., 1993.
17. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.) Ч. 3. П-С. – СПб., 1998.
18. Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5-ти т. – СПб., 1995.
б) Дополнительная литература:
1. Древнерусская литература в исследованиях // Сост. Л.Н. Гусева, Л.Л. Короткая. – Минск, 1979.
2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.,
3. Аверинцев С.С. Византия и Русь. Два типа духовности / Новый мир. – 1988. – № 9.
4. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. – М.-Л., 1947.
5. Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI – XIII веков. – Л., 1968.
6. Адрианова-Перетц В.П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. – М.-Л., 1937.
7. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования; Статьи. – М., 1990.
8. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры: В 2-х т. – М.-СПб., 1999. Т. 1. Раннее христианство. Византия. Т.2. Святая Русь.
9. Бычков В.В. Византийская эстетика. – М., 1977.
10. Водовозов Н.В. История Древней русской литературы. – М., 1972.
11. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. – М., 1987.
12. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
13. Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». – М., 2000.
14. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.
15. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума. – Л., 1974.
16. Демкова Н.С. Средневековая русская литература. Поэтика, интерпретации, источники. – СПб. , 1997.
17. Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Петрозаводск. Вып. 1, 1994. Вып. 2, 1998. Вып. 3, 2001.
18. Елеонская А.С., Орлов О.В. и др. История русской литературы XVII – XVIII веков. – М., 1969.
19. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987.
20. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995.
21. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. – М., 1995.
22. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Одинокий художник: Статьи. Речи. Лекции. – М., 1993.
23. Истоки русской беллетристики. – Л., 1970.
24. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1988.
25. Лазарев В.Н. Русская иконопись от источников до начала XVI в. – М., 1983.
26. Лазарев В.Н. Византия и древнерусское искусство. – М., 1978.
27. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной церкви - Догматическое богословие. – М., 1991.
28. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х т. – Л., 1987.
29. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – М., 1978.
30. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.-Л., 1947.
31. Лихачев Д.С. Великий путь. – М., 1987.
32. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М.-Л., 1962.
33. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в литературе Древней Руси. – Л., 1984.
34. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. – М.-Л., 1945.
35. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. – М.-Л., 1960.
36. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. – М., 1984.
37. Орлов А.С. Героические темы древней русской литературы. – М.-Л., 1945.
38. Орлов А.С. «Слово о полку Игореве». – М.-Л., 1946.
39. Орлов А.С. Древняя русская литература XI – XVII вв. – М.-Л., 1945.
40. Осетров Е.И. Мир Игоревой песни. – М., 1981.
41. Осетров Е.И. Живая Древняя Русь. – Любое издание.
42. Панченко А.М. Русская история и культура. – СПб.,1999.
43. Памятники литературы Древней Руси: В 12-ти тт. – М., 1978 - 1994.
44. Полоцкий С. Избранные сочинения. – М.-Л., 1953.
45. Робинсон А.Н. Жизнеописание Аввакума и Епифания. – М., 1963.
46. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. – М., 1974.
47. Рыбаков Б.А. Древня Русь: Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.
48. Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко. – М., 1991.
49. «Слово о полку Игореве» Комплексные исследования // Под ред. А.Н. Робинсона . – М., 1988.
50. Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского. – Л., 1973.
51. Трубецкой Е.Н. Избранное. – М., 1997.
52. Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI – первой трети XVIII века. – М., 2008.
53. Флоровский Г. Пути русского богословия. – Киев, 1994.
54. Федотов Г. Святые Древней Руси. – Ростов-на-Дону, 1999.
55. Христианство и русская литература. – СПб., 1994. Вып. 1, 1998. Вып. 2, 2001.
56. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т. – М., 1995.
57. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. – М., 1997.
58. Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневковья к Новому времени. – М., 1999.
59. Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5-ти т. – СПб., 1995.
60. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Мультимедийное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» www.KM.ru
Материалы сайтов:
1. http://www.holy-transfiguration.org;
2. Молодёжный христианский сайт http://one-way.ru;
3. http://www.pravoslavie.ru;
4. http://www.sinodipc.ru;
5. http://www.orthodoxy.ru